гимнастика для пальцев
материал
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovaya_gimnastika_i_uprazhneniya_dlya_ruk_i_plechevogo_poyasa_v.docx | 19.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Пальчиковая гимнастика и упражнения для рук и плечевого пояса в
начальных классах
«Вот мы и в первом классе!» - с гордостью говорят родители. Но тут, как известно, начинаются новые проблемы. Почему ребёнок, умеющий читать, считать, знающий определённое количество стихов наизусть и стремящийся поскорее стать Учеником, приходит из школы огорчённый, почему палочки и крючочки в его прописи получаются вкривь и вкось?О взаимосвязи движений пальцев , кистей рук и мозговой деятельности человека известно очень давно. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие, и освоение навыка письма
находятся в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает,
то задерживается и письмо, и речь.
А если учесть, что много детей сейчас идёт в школу, не достигнув семилетнего возраста, становится очевидной необходимость применения пальчиковой гимнастики в начальной школе (особенно в 1 классе).
Главная цель пальчиковой гимнастики, её полезная функция – стимулирование мозговой деятельности ребёнка посредством развития мелкой моторики рук, и подготовка руки к письму.
Но параллельно с основной, пальчиковая гимнастика решает и дополнительные задачи, обусловленные особенностями младшего возраста детей:
1 – учит концентрации внимания и умению слушать преподавателя,
2 – реализует потребность детей младшего школьного возраста в игре,
3 – развивает эмоциональную восприимчивость и художественное мышление,
4 – даёт ребёнку возможность раскрыть и проявить творческие способности.
Как я работаю в этом направлении?
1. Комплекс упражнений для рук и плечевого пояса проводится в течение2– 3мин.
2.Включает4–6упражнений.
3. Выполняется в следующей последовательности для кончиков пальцев, кисти, предплечья, плеча.
1. Для начала следует разогреть мышцы кистей и пальцев рук. Для этого прекрасно подходят упражнения, имитирующие работу с пластилином :
- «скатать» между ладоней шарик, брусочек, размять лепёшку,
- то же самое сделать между большим (1) и остальными пальцами.
- «Греем ладоши». Трем ладони друг о друга до ощущения тепла.
2. Далее следует группа упражнений на напряжение и расслабление мышц. Их суть – в фиксации определённого положения кистей или пальцев рук.
Чтобы детям было интересно, с каждым заданием следует связать знакомые ассоциативные образы.
«Поссорились — помирились». Пальцы одной руки вытянуты и разведены в стороны — “поссорились”. Пальцы прижаты друг к другу — “помирились”. Чередовать эти две позиции, сопровождая соответствующими словами. Упражнение выполнить для одной руки, для второй, для двух одновременно. Так же можно сопровождать короткими стихотворениями.
Выполняем команды:
«Ладошки вверх, ладошки вниз,
А теперь их на бочок и зажали в кулачок.»Читаем стихотворение 3 раза и выполняем соответствующие движения, постепенно увеличивая темп.
« На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Постучали, покрутили,
Потянули и открыли».
( Руки сложить в замок , переплетая пальцы. Читая стих, ритмично раскачиваем «замок»
На слове «постучали» ритмично постукиваем друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцев. На слове «покрутили» одну руку тянем на себя, а другую от себя, попеременно меняя их. На слове «потянули» тянем руки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не расцепляя их. На словах «и открыли» резко отпускаем руки и широко разводим их в стороны). Упражнения, сопровождающиеся чтением стихотворений,содержат элементы дыхательной, мимической и речевой разминки.
Упражнения, направленные на работу мышц предплечья.
1.
2.
в ладоши) кистью и предплечьем правой руки непрерывно выполняет волнообразные движения. По следующей команде (два хлопка в ладоши) изображают две плавающие рыбки — одновременно обеими кистями делают волнообразные движения.
«Полет птицы». Руки согнуты в локтях, ладони перед собой. Большие пальцы переплести — это голова птицы. Остальные пальцы — крылья. Помахать крылышками.
3.Потряхивание расслабленными кистями: по очереди каждой рукой, обеими руками.
«Рыбак и рыбки». Каждый ученик по команде педагога (один хлопок
И наконец упражнения для плечей.
«Флажки». Поочередно менять положение рук на счет «раз-два». «Раз»: левая рука выпрямлена, поднята вверх, правая — опущена. «Два»: левая рука опущена, правая — поднята. 7. «Доберемся до вершин!» Ладонь правой руки — параллельно полу. Ставим ладонь левой руки над ладонью правой, меняя положение рук несколько раз. Получается восхождение на высокую гору. 8. Двумя руками одновременно выполнить круговые движения в лучезапястных, локтевых и плечевых суставах.
Можно поиграть в игру «Волшебный мешочек». Суть игры проста: в непрозрачный мешочек помещаются несколько случайно выбранных или тематически подобранных предметов, пластиковых букв и цифр . Задача ведущего ребёнка выбрать один предмет и, не доставая и не рассматривая, опираясь только на тактильные ощущения, описать его. Остальные дети должны угадать, что за предмет. Эта игра хороша тем, что она имеет простые правила, не требует особой специальной подготовки. В результате у детей развивается словарный запас, они учатся правильно формулировать и излагать свои мысли. А главная цель игры – развитие гибкости, чувствительности пальцев и мелкой моторики рук.
Полезным и интересным может быть использование на занятии наглядного материала (фотографий, картинок), музыки. Они помогут активизировать ассоциативное и образное мышление, а также придадут игровой характер занятию.
Пальчиковая гимнастика – это доступный каждому ребёнку вид творчества, повышающий уровень успеваемости, а, следовательно, и успешности, позволяющий раскрыть свою творческую индивидуальность, обогатить словарный запас, познакомиться с новым поэтическим и музыкальным материалом, в том числе фольклорным.
Проведение с младшими школьниками пальчиковой гимнастики и упражнений для рук и плечевого пояса помогает снять мышечное напряжение у детей, способствует укреплению и формированию правильной осанки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поколение большого пальца
Программа дополнительного обучения, 8 класс...
Программа "Здоровье на кончиках пальцев" подпрограмма "Исцеление кончиками пальцев"
Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует норме, то и речевое развитие находится в пред...
Гимнастика для пальцев рук, для обучающихся 1 класса
В документе предоставлена гиснастика для пальцев рук (1 класс)...
Методическая разработка - гимнастика для пальцев
Вашему вниманию предлагается тема - гимнастика для пальцев. По этой теме будут размещаться упражнения для пальцев, комментарии - для чего, зачем, как. Нужны ли такие упражнения? Развиваются ли они? Ка...
Один, два, три, четыре, пять - вышли пальцы погулять. Пальчиковая гимнастика.
У детей с НОДА, как правило, тяжело развивается мелкая моторика рук и пространственная ориентировка. А развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления у ребёнка. Поэтому с такими дет...
Методическая разработка на тему: «Гимнастика для пальцев»
Пальчиковая гимнастика содержит комплекс упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, а также на синхронизацию правого и левого полушарий мозга.Так как мелкая моторика тесно связана с мозгово...