жестокое обращение с детьми
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Лебедева Анна Витальевна

Статья по теме "Жестокое обращение с детьми"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhestokoe_obrashchenie_s_detmi.doc138 КБ

Предварительный просмотр:

Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни преуспеет тот,

Кто жить готовясь, в детстве не живет.

                                  С.Я. Маршак

Жестокое обращение с ребенком в семье


Из истории

Упоминания о жестокостях к детям в различных литературных источниках встречаются до II в. н.э.

  • детей убивали в ритуальных целях: считалось, что убитый ребенок может помочь бесплодным женщинам справиться с болезнями, обеспечить здоровье и молодость;
  •  их хоронили под фундаментом здания, чтобы сделать его прочнее;
  • детей продавали и покупали.


Научными исследованиями установлено, что:

  • насилие в той или иной форме совершается в каждой четвертой российской семье;
  • ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями;
  • для 10% этих детей исходом становится смерть, а для 2 тыс.- самоубийство;
  • более 50 тыс. детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тыс. несовершеннолетних находятся в розыске.

 

  • ежегодно от жестокого обращения с детьми погибает около 1500 детей, искалечено 2000 детей (по данным из Совета Федераций);
  • около 10 тыс. родителей лишаются судами родительских прав и более 2,5 тыс. детей забираются у родителей без такого лишения, поскольку нахождение ребенка в семье представляет угрозу его жизни и здоровью.

Постоянно растет число преступлений,   предусмотренных ст. 156 УК РФ (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних).

В 80% случаев дети попадают в приюты и детские дома из-за невыполнения родителями своих прямых обязанностей по воспитанию, что создает реальную угрозу их жизни и здоровью.

Основная причина жестокого обращения с детьми - внутренняя агрессивность – эмоциональное состояние, возникающее как реакция на переживание непреодолимости каких-то барьеров или недоступность чего-то желанного.

Американский врач С. Кемп и его сотрудники в 1962 г. описали
«синдром избиваемого ребенка»:

  • сломанные кости;
  • кровотечения;
  • ссадины;
  • синяки.

Ученый-психолог Д. Гилл разделил детей - жертв жестокого обращения на несколько возрастных групп:

  • первая - от 1 года до 2 лет
  • вторая - от 3 до 9 лет
    (число случаев удваивается)
  • третья - с 9 до 15 лет
    (частота снова понижается,  
    а после 16 лет постепенно совсем исчезает).

Виды насилия над детьми  в семье

  • физическое насилие;
  • пренебрежение;
  • сексуальное насилие;
  • психологическое насилие;
  • эмоциональное (словесное) насилие.

Эмоциональное  (словесное насилие)
Этот вид насилия чаще всего распространен в реальной жизни. Многие даже не воспринимают его как насилие. Такое насилие выражается в бранных словах, крике, угрозах, повышении голоса.
Это насилие, если:

  • взрослый использует слова, унижающие личность и достоинство ребенка;
  • слова, которые говорит взрослый содержат угрозу; эти слова вызывают страх в ребенке, заставляют его молчать;
  • взрослый отказывает ребенку в поддержке, помощи, похвале, душевном тепле, из-за чего ребенок может чувствовать себя ненужным, «пустым местом», отказывается разговаривать;
  • когда взрослые не позволяют видеться и дружить с кем-то, кого выбирает сам ребенок; разведенные родители запрещают ребенку общаться с одним из родителей.

Последствия эмоционального насилия

  • подавленность и беспомощность;
  • двойственность, так как ребенок одновременно может испытывать и любовь, и ненависть в отношении родителя, осуществляющего насилие;
  • наличие чувства вины, за то что это происходит именно с ним.

Пренебрежение
Пренебрежение  основными нуждами ребенка (моральная жестокость) - это   отсутствие   со   стороны  родителей  или  лиц,  их  заменяющих, элементарной   заботы  о  нем,  а  также  недобросовестное  выполнение обязанностей  по  воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.

Чаще  всего  пренебрегают  основными  нуждами  детей родители или лица,  их  заменяющие:

  • алкоголики,  наркоманы;  
  • лица  с  психическими расстройствами;
  • юные   родители,   не   имеющие   опыта   и  навыков родительства;  
  • с низким социально-экономическим уровнем жизни;
  • имеющие хронические    заболевания,   инвалидность,   умственную   отсталость;
  • перенесшие жестокое обращение в детстве;
  • социально изолированные.

Последствия пренебрежения

Внешние проявления:

  • утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;
  • у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи;
  • одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка;
  • нечистоплотность, несвежий запах.

Физические признаки: 

  • отставание в весе и росте от сверстников;
  • педикулез, чесотка;  
  • частые  "несчастные случаи", гнойные и хронические инфекционные заболевания;
  • запущенный кариес;
  • отсутствие надлежащих прививок;
  • задержка речевого и психического развития.

Особенности поведения: 

  • постоянный  голод и жажда: может красть пищу, рыться в отбросах и т.п.;
  • неумение играть;
  • постоянный поиск внимания/участия;
  • частые пропуски школьных занятий;  
  • крайности  поведения: инфантилен или принимает роль взрослого и ведет   себя   в  "псевдовзрослой"  манере;  агрессивен  или  замкнут, апатичен;  гиперактивен  или  подавлен; неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться;  
  • склонность к поджогам, жестокости к животным;  
  • мастурбация, раскачивание, сосание пальцев и пр.

Психологическое насилие

Психологическим   насилием является однократное или хроническое  психическое  воздействие на ребенка или его отвержение со стороны  родителей,  вследствие  чего  у  ребенка нарушаются   эмоциональное   развитие,   поведение   и  способность  к социализации.

К психологическому насилию относится:

  • лишение   ребенка  необходимой  стимуляции,  игнорирование  его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви;
  • предъявление к  ребенку  чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;
  • однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;
  • преднамеренная   изоляция   ребенка,   лишение  его  социальных контактов;
  • вовлечение   ребенка   или   поощрение  к  антисоциальному  или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).

Особенности  детей,  подвергающихся  психологическому насилию:

  • задержка психического развития;
  • невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость;
  • низкая самооценка;
  • эмоциональные   нарушения   в   виде   агрессии,  гнева  (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние;  
  • избыточная потребность во внимании;
  • депрессия, попытки суицида;  
  • неумение  общаться  со  сверстниками  (заискивающее  поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);  
  • ложь,  воровство, девиантное поведение;  
  • нервно-психические  и  психосоматические  заболевания: неврозы, энурез,  тики,  расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма и др.).

Группы риска детей  по психологическому насилию:

  • дети   от   нежеланной   беременности,   похожие  на  нелюбимых родственников жены или мужа;  
  • дети раннего возраста;  
  • дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями;
  • дети  из  семей  с  деспотичным,  авторитарным,  контролирующим стилем воспитания и взаимоотношений;  
  • дети  из  семей,  где  внутрисемейное  насилие  является стилем жизни;
  • дети,  родители  (или  один  из  родителей) которых употребляют алкоголь, наркотики, страдают депрессией;    
  • дети,   в   семье   которых   много  социально-экономических  и психологических проблем.

Особенности   поведения   взрослых,   совершающих   психологическое насилие:

  • не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается;  
  • публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка;
  • сравнивают   с  другими  детьми  не  в  его  пользу,  постоянно сверхкритично относятся к нему;  
  • обвиняют  его  во всех своих неудачах, делают из ребенка "козла отпущения" и пр.

Сексуальное насилие над детьми

Сексуальное насилие — это привлечение несовершеннолетних, сексуально незрелых детей и подростков для участия в половых действиях, которые им не полностью понятны, на которые они не в состоянии дать сознательное согласие и которые нарушают социальные табу семейных ролей.


Сексуальное насилие рассматривается как вариант особо жестокого обращения с детьми.

Формы сексуального насилия, не связанные с физическим контактом:

  • эксгибиционизм (демонстрация половых органов).
  • вуайеризм (систематическое подглядывание за другими людьми)
  • принуждение к порнографии, детская порнография (использование детей в качестве моделей для съемок порнографических материалов).
  • словесные оскорбления затрагивающие чувство собственного достоинства.
  • «грязные" телефонные звонки.

Формы сексуального насилия, связанные с физическим контактом:

  • развратные действия: насильственный петтинг (ласки), манипуляция с половыми органами или принуждение к ним ребенка;
  • инцест (сексуальные действия с родственниками);
  • изнасилование;
  • принуждение к анальному сношению;
  • принуждение к оральному сношению;
  • принуждение к сексуальным контактам с третьим лицом.

Признаки указывающие на сексуальное насилие:

  • резкие перемены в поведении, слишком послушное поведение или агрессивность;
  • нарушения сна (бессонница или кошмары);
  • отказ посещать определенное место или оставаться наедине с определенным человеком, нежелание общаться со сверстниками;
  • возврат к инфантильному поведению (сосание пальца, энурез) или не по возрасту сексуализированное поведение;
  • причинение вреда себе (частые порезы, ожоги), суицидальные попытки;
  • жалобы на свое здоровье без указания конкретной причины, депрессия, генитальные травмы;
  • беспорядочная половая жизнь, уход из дома, наркотическая зависимость (у подростков).

Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где: 

  • патриархально-авторитарный уклад;
  • плохие   взаимоотношения   ребенка  с  родителями,  особенно  с матерью;
  • конфликтные отношения между родителями;
  • мать ребенка чрезмерно занята на работе;
  • ребенок долгое время жил без родного отца;
  • вместо родного отца - отчим или сожитель матери;  
  • мать  имеет  хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице;
  • родители  (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
  • родители (или один из них) имеют психические заболевания;
  • мать в детстве подвергалась сексуальному насилию и т.п.

Физическое насилие

Физическое  насилие  -  это  преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи)  нарушения  физического,  психического  здоровья, отставание в развитии.

Физическое насилие  чаще всего происходит в семьях, где:

  • убеждены,  что физическое наказание является методом выбора для воспитания детей;
  • родители  (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
  • родители (или один из них) имеют психические заболевания;
  • нарушен   эмоционально-психологический  климат  (частые  ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);
  • родители  находятся  в  состоянии  стресса  в  связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.;
  • родители   предъявляют   чрезмерные   требования  к  детям,  несоответствующие их возрасту и уровню развития;
  • дети  имеют  особенности:  недоношенность  в  анамнезе, наличие соматических    или   психических   заболеваний;  
  • дети гиперактивны, неусидчивы.

Физическое насилие проявляется как:

  • удары по лицу;
  • тряски, толчки;
  • затрещины,
  • удушения,
  • пинки;
  • заключение в запертом помещении, где они удерживаются силой;
  • избиение ремнем, веревками;
  • нанесение увечий тяжелыми предметами, даже ножом.

Распознание факта физического насилия над ребенком

Характер повреждений:

  • синяки,   ссадины,   раны,  следы  от  ударов  ремнем,  укусов, прижигания  горячими  предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях;
  • ожоги  горячими  жидкостями  кистей  и  ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах;
  • повреждения  и  переломы  костей,  припухлость  и болезненность суставов;
  • выбитые  и  расшатанные  зубы,  разрывы  или  порезы во рту, на губах;
  • участки облысения, кровоподтеки на голове;
  • повреждения внутренних органов.    

Дети, подвергающиеся насилию или являющиеся свидетелями домашнего насилия, на психологическом уровне могут вести себя следующим образом:

  • отказываются ходить в школу, так как опасаются, что кто-нибудь может узнать о семейной ситуации насилия;
  • имеют проблемы с аппетитом;
  • проявляют заботу о других больше, чем о себе самом;
  • ведут активную общественную деятельность, чтобы меньше бывать дома;
  • могут быть чрезмерно агрессивными или наоборот слишком пассивными;
  • на любые реплики в их адрес реагируют обзываниями, издевками, нападками;
  • постоянно привлекают к себе внимание;
  • намеренно причиняют боль другим детям или животным;
  • курят, употребляют алкоголь и другие ПАВ;
  • имеют необычные сексуальные познания;
  • говорят о самоубийстве.

На физическом уровне результатом того, что дети подвергаются насилию или являются свидетелями домашнего насилия, являются:

  • частые жалобы на головные боли, боли в желудке, приступы удушья (астма);
  • всегда выглядят усталыми, вялыми;
  • часто болеют простудными заболеваниями;
  • не заботятся о личной гигиене;
  • временами не реагируют на физическую боль;
  • имеют вредные привычки: сосут пальцы, кусают ногти, накручивают волосы и т.д.

Последствия жестокого обращения с детьми:

В младшем школьном возрасте:

  • стремление скрыть причину повреждений и травм;
  • одиночество, отсутствие друзей;
  • боязнь идти домой после школы;
  • лживость, воровство;
  • жестокость по отношению к другим и животным;
  • негативизм.

В подростковом возрасте:

  • курение, употребления алкоголя и других ПАВ;
  • объединения в неформальные группы с
    криминальной и фашисткой направленностью;
  • делинквентное поведение;
  • бродяжничество;
  • уход в религиозные секты;
  • суицид.

Основными  особенностями  поведения  родителей или опекунов, если они избивают детей, являются:

  • противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей;
  • обвинение в травмах самого ребенка;
  • позднее обращение или не обращение за медицинской помощью;
  • отсутствие  эмоциональной  поддержки  и  ласки  в  обращении  с ребенком;
  • неспровоцированная агрессия по отношению к персоналу;
  • большее  внимание  собственным  проблемам,  нежели  имеющимся у ребенка повреждениям.

Если ребенок (подросток) говорит вам, что подвергается насилию, то:

  • Поверьте ему. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если рассказывает очень эмоционально, с подробностями, эмоции соответствуют пережитому состоянию.
  • Внимательно, спокойно и терпеливо выслушайте его, показывая, что понимаете всю тяжесть его страдания.
  • Не преуменьшайте его боли, говоря, что "не случилось ничего страшного, все пройдет...".
  • Не отвергайте его, если он, обратившись к вам, встретит осуждение, страх, гнев, то, что может нанести ему более глубокую рану, чем само насилие.
  • Обратитесь за помощью к медицинскому работнику, в органы опеки.

Защита детей государством

  • Конвенция о правах ребенка;
  • Конституция РФ;
  • Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  • Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Уголовная ответственность за жестокое обращение с несовершеннолетними.

Просмотр фильма «Не бейте детей!»

Жестокое обращение с детьми  и
насилие в школе

Психология насилия в школе: агрессоры и аутсайдеры.

Причины агрессивного поведения у детей и подростков

   Агрессивное поведение обусловлено социальными связями и отношениями. Агрессия может быть обоснованной и использоваться с целью защиты или разрушительной и использоваться с целью нападения. Она может выражаться в разнообразных формах и проявлениях и иметь скрытый, открытый, индивидуальный или групповой характер.

На агрессивное поведение детей влияет  комплекс факторов:

  • персональные факторы (низкий уровень воспитания, неадекватная заниженная самооценка, высокая импульсивность, злоупотребление алкоголем, наркотиками, компьютерными играми, готовность к риску, ограниченное чувство самосохранения);
  • поведенческие факторы (поведение, создающее помехи для окружающих, вандализм, бесцельное время провождение, прогулы и слабая успеваемость в школе, ранние сексуальные контакты, приводы в милицию и ранняя судимость);
  • социальные факторы (культ насилия в обществе, влияние СМИ, отклоняющееся поведение родителей, низкий социально-экономический статус семьи, зависимость от социальной помощи, смена воспитателей (отчим, мачеха), семейное и сексуальное насилие, друзья с отклоняющимся поведением.

Что может спровоцировать агрессивное поведение у ребенка:

  • внутрисемейные конфликты (развод родителей, переход в другую школу, рождение второго ребенка в семье, завышенные требования к успеваемости, которые не всегда соответствуют способностям и возможностям ребенка).
  • дети из неблагополучных семей имеют больше шансов стать правонарушителями, чем дети, воспитанные в хороших, благополучных семьях.
  • гиперопека или равнодушие со стороны родителей.  
  • личные проблемы (наступление фазы полового созревания и связанные с этим проблемы физиологического и психологического характера).
  • недовольство собственной внешностью, неадекватное восприятие со стороны взрослых: Я взрослый, а Они обращаются со мной как с ребенком.
  • развитие критического мышления позволяет подростку ставить под сомнение поступки взрослых, протестовать против их морали.
  • проблемы с успеваемостью и приклеивание ярлыков (учителя и родители говорят, что ребенок неисправим, плохо воспитан или глуп).
  • для неуспевающих учеников агрессивное поведение является одним из средств, при помощи которых они компенсируют свою неуспеваемость.
  • раздражение и усталость от школы.

Психолого-педагогическая характеристика агрессивного поведения школьников

   Еще вчера послушный и спокойный ребенок, усердно занимающийся в школе и с удовольствием посещающий различные кружки-секции, сегодня — раздражительный и агрессивный бунтарь, практически потерявший интерес к школе и забросивший ранее любимые занятия.

Школьные агрессоры - это чаще всего лица мужского пола. «Типичные агрессоры» ведут себя вызывающе по отношению к ровесникам и взрослым. Они импульсивны, доминантны, менее чувствительны к боли и предпочитают насилие как наиболее удобное средство для разрешения спорных и конфликтных ситуаций. Кроме того, «агрессоров» отличает низкий порог фрустрации и недостаточный контроль в ситуации аффекта. Они физически сильнее своих одноклассников и других сверстников, прежде всего тех, кого они преследуют и выбирают в качестве «жертвы». Дети, завоевавшие себе сомнительную популярность «агрессора» в младших классах, теряют свой статус и становятся менее уважаемыми и влиятельными в старших классах, но не настолько нелюбимыми, как типичные жертвы. Большинство агрессоров - самоуверенные, сильные личности, с демонстративной, провокационной манерой поведения.

В фокусе пристального внимания педагогов и исследователей проблемы детской агрессии находятся не только «агрессоры», но и «жертвы», т. е. дети, которые являются «социальными аутсайдерами», так как наиболее часто именно они подвергаются нападениям и унижениям со стороны сверстников. Среди жертв отмечаются «пассивные» и «провоцирующие» жертвы. Типично пассивными жертвами являются спокойные, сдержанные, боязливые дети. Они имеют заниженную самооценку, чувствуют себя менее привлекательными, физически слабее сверстников и в момент нападения отступают или реагируют слезами или бегством. В школе или на улице социально изолированы и замкнуты, так как имеют мало знакомых и друзей, из-за чего их называют индивидуалистами, аутсайдерами или чудаками.

Другая группа - «провоцирующие жертвы», могут одновременно демонстрировать образцы боязливого и агрессивного поведения. Частично у провоцирующих жертв обнаруживаются те же признаки, что и у агрессоров. Такие подростки импульсивны, легко ранимы и «постоянно готовы к борьбе». Своим неадекватным поведением они провоцируют агрессию со стороны окружающих и легко позволяют вовлечь себя в насильственные действия. С одной стороны они являются жертвами, а с другой - пытаются терроризировать более слабых и беззащитных сверстников. Провоцирующие жертвы нелюбимы как среди сверстников, так и среди взрослых. Их поведение свидетельствует о том, что во многих ситуациях, связанных с агрессией и насилием, невозможно провести четкой границы между типичными жертвами и агрессорами.

Практически в каждом классе имеются дети, которые являются мишенью («козлами отпущения») для окружающих. Их постоянно дразнят, обругивают, унижают или бьют. Их вещи и предметы разбрасывают по классу или прячут. На переменах им постоянно приходится скрываться от кого-нибудь или находиться рядом со взрослыми (учителями), для них свойственны нестандартные поступки и замкнутость.

    На Западе эту форму насилия среди школьников называют моббингом (в России можно использовать термин «прессинг»). При этом для взрослых (родители, учителя, администрация школ) не всегда понятно, почему одни дети являются объектом агрессивных действий со стороны окружающих, а другие - нет.

В поведении детей-агрессоров и аутсайдеров, как правило, наблюдаются наиболее типичные отклонения от нормы.  Рассмотрим некоторые индикаторы такого поведения.

Аутсайдер

  • его школьные принадлежности (учебники, тетради, личные вещи) часто бывают разбросаны по классу, или спрятаны;
  • на уроках ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает, в классе начинают распространяться шум, помехи, комментарии;
  • во время перемены, в столовой, держится в стороне от других школьников, скрывается, убегает от сверстников и старших школьников, старается находиться недалеко от учителей, взрослых;
  • его оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища, на агрессивные действия со стороны
  • других детей он реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться, убежать, плачет; как правило, потенциальными жертвами агрессии являются физически слабые, неспортивные юноши, девочки, которые одеваются беднее своих сверстниц;
  • хорошо ладит с учителями и плохо со сверстниками;
  • опаздывает к началу занятий или поздно покидает школу;
  • во время групповых игр, занятий, его игнорируют или выбирают последним.

Агрессор

  • на уроке постоянно привлекает к себе внимание, вступает в пререкания при получении отрицательной отметки, вспыльчив и груб;
  • манипулирует кругом друзей и знакомых, многие дети его боятся или заискивают перед ним;
  • может лгать или жульничать, чтобы избежать ответственности за свои действия;
  • на его поведение поступают жалобы как от детей, так и взрослых;
  • не может обуздать свой нрав, так, как это умеют делать его ровесники;
  • прогуливает школу, часто бывает в компании сверстников из других школ, районов;
  • входит в состав небольшой девиантной группы, терроризирующей класс или школу;
  • спекулирует на непонимании, враждебном социуме, избегает общественно-полезной деятельности, поскольку это может быть истолковано как признак слабости.

тип

программа действий

отношение к окружающим

аутсайдер

приносит себя в жертву, подавляет свои желания, чувства и эмоции, страдает, испытывает тревогу; позволяет другим делать выбор за себя; избегает конфликтов, не достигает своих целей

чувствует симпатию, вину или презрение по отношению к соперникам, достигает своих целей за счет усидчивости и интеграции вне школы

агрессор

добивается своих целей за счет других детей; предпочитает демонстративно выражать свои эмоции и причинять вред другим, делает выбор за других или оскорбляет, если его мнение игнорируют

чувствует себя победителем, чаще нападает, чем защищается, как и аутсайдер, может оказаться в изоляции от сверстников


У детей при вступлении в контакт агрессия является средством проверки на прочность. Соприкасаясь, друг с другом, они выясняют, кто кого может «съесть», после чего акт поедания и подчинения производится незамедлительно. Тот факт, что объектом насилия со стороны подростков являются сверстники, учащиеся младших классов и даже учителя, объясняется очень просто - легкой доступностью добычи.

    Американский психолог А. Точ доказал, что у детей словесные оскорбления особенно часто провоцируют агрессивное поведение и применение физической силы, если несут угрозу репутации, мужскому достоинству и ведут к публичному унижению. Вероятность применения силы в ответ на оскорбление особенно велика, когда трудно избежать столкновения и когда провоцируемые действия носят серьезный и повторяющийся характер.

Агрессивное поведение, направленное против сверстников, встречается гораздо чаще, чем против взрослых. Во-первых, со сверстниками ребенок сталкивается ежедневно. Во-вторых, будучи слабым сам, он ищет жертву заведомо слабее себя, что вообще свойственно для тех, кто желает самоутвердиться.

    Мальчики-агрессоры доминантны. Девочки-агрессоры незаметны и изворотливы, агрессия с их стороны может проявляться в скрытой форме. Они высмеивают, подтрунивают, манипулируют кругом подруг, распространяют слухи и подстрекают других детей против персоны, которая им не нравится.

Конфликты между детьми возникают не только в ситуации конкуренции и борьбы за лидерство, но и некомпетентных действий или оценок педагогов. Проявление агрессивности в подростковом возрасте главным образом зависит от реакции отношения родителей и значимых взрослых к тем или иным формам поведения. Если родители и педагоги не замечают или относятся терпимо к любым проявлениям агрессии, то в результате возникают символические формы агрессии, такие, как упрямство, раздражительность, злость.

   Агрессивное поведение, наблюдаемое в раннем детстве, в дальнейшем зачастую приводит к проблемам со школьной адаптацией. Упрямство, вспышки ярости, неповиновение, склочность, раздражительность, которые появляются в 4-6 лет, в «итоге мостят дорогу» к деструктивным актам, в числе которых запугивание, вандализм, прогулы и побеги в 10-13-летнем возрасте.

Такие дети, став подростками, втягиваются в криминальную деятельность и злоупотребляют токсическими веществами. Они плохо учатся и плохо принимаются сверстниками. В отличие от других у них чаще наблюдаются депрессия и бегство от реальности.

   «Трудные» дети уходят из школы по собственному желанию или их исключают за какие-либо дисциплинарные проступки.

    Как отмечает Ю.С. Пежемская, у истоков проблем агрессивного поведения ребенка в 80 % случаев лежат трудности связанные с неуспешностью его в учении, проблемная семья и школа являются зоной риска, местом передачи негативного социального опыта для значительного количества детей.


Проблема  профилактики насилия в школе

Проблема профилактики насилия над несовер-шеннолетними носит  не только   социально - экономический, но и педагогический характер. Источниками насилия для детей и подростков часто являются их сверстники, родители или родствен-ники, соседи, случайные знакомые, страдающие психическими аномалиями и имеющие глубокие психологические проблемы, педагоги и воспитатели, а так же школа как социальный институт. 

Рассматривая школу, как институт социализации личности, необходимо заметить, что качество процесса социализации зависит от общей ориентации школы в существующей системе общественных отношений. И здесь нельзя не принять во внимание тот факт, что в современной школе наблюдается подмена педагогики институциональными нормами: требованиями к обязательным результатам обучения, единому речевому режиму,  к соблюдению определенных норм урока, внешнему виду и т.д.  Эти требования не несут никакой педагогической ценности, но формируют «двойной стандарт»  в оценке поступков:  внешний уровень - с точки зрения того, как «надо»;  внутренний – по существу,  т.е. как «на самом деле».

Кроме того, эти требования несут в себе элементы насилия. В традиционном обучении стремление педагога добиться их выполнения приводит к возникновению педагогического насилия, которое принимает конкретные формы в процессе взаимодействия учителя с учащимися. Таким образом, педагогическое насилие заложено в самих технологиях традиционного обучения. Нейтрализация которого напрямую зависит от компетенции самого педагога.

   Сегодня отсутствие квалифицированных кадров, умеющих работать с детским коллективом, незаинтересованность многих классных руководителей взаимоотношениями детей в классе, отсутствие или недостаточная активность детских общественных движений в школе, педагогика мероприятий, приводят к деформации отношений между субъектами образовательного процесса.

В образовательных учреждениях можно наблюдать различные виды насилия: физическое, сексуальное, пренебрежение нуждами учащихся, психическое. Самое распространенное насилие в образовательных учреждений – психическое (на втором месте – физическое).

    В условиях школы прямыми признаками психического насилия над учащимися считаются: 

  • угрозы в адрес обучающегося; 
  • преднамеренная изоляция обучающегося; 
  • предъявление к обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту; 
  • оскорбление и унижение достоинства;                    
  • систематическая необоснованная критика ребенка, выводящая его из душевного равновесия; 
  • постоянная  негативная  характеристика  обучающегося;
  • демонстративно негативное отношение  к  обучающемуся.

Педагогической общественности необходимо перейти к широкому взгляду  на причины школьных  трудностей.   Адекватное понимание меры своей ответственности за провокацию насилия в образовательном учреждении, позволит  школе реализовать идеи ненасильственного обучения и воспитания: 

   Во-первых,  помнить, что нарушения дисциплины, агрессивность, и т.д. – это важнейшие проявления, свидетельствующие о том, что ребенок не подчиняется (принудительной)  системе  школьных  занятий.

Во-вторых, необходимо постоянно заинтересовывать школьников учебным материалом, давать им возможность проявлять спонтанность и самостоятельность, а так же приобретать навыки эффективного общения и кооперирования.

В-третьих, не требовать работы от учеников, а работать вместе с ними. Дать учащимся  возможность перенять рабочую позицию путем идентификации себя с (любимым) учителем,  а  не путем исполнения (абстрактных) требований «сверх - Я»,  проявляющихся  в процессе педагогического манипулирования.

Организацию ненасильственного учебно - воспитательного процесса, на наш взгляд, необходимо начинать с учителя, расширяя его профессиональное самосознание, формируя способность смотреть на процесс со стороны и готовность к изменению и инновациям, направленным на преодоление проблем образовательного процесса.  С этой целью полезными будут тренинги социальных умений и практикумы педагогических действий, направленные на профилактику насилия в школе. 

Обсуждая вопросы насилия, невозможно не говорить о правах ребенка
в образовательном учреждении.

    Право учащихся на уважение своего достоинства и личную неприкосновенность. В соответствие со ст. 32 Закона "Об образовании" образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье (физическое и психическое) учеников во время образовательного процесса. Школа будет нести ответственность за причинение вреда (вред здоровью, имуществу, моральный вред) ученику, если не докажет, что вред причинен не по ее вине.  

Если ребенка ударили, то он должен пройти освидетельствование у школьного врача. В случае отсутствия медицинского работника на месте, освидетельствование можно пройти в травмпункте или вызвать скорую помощь. Дети, подвергшиеся насилию со стороны учителя, могут не признаться родителям сразу, замкнуться и долгое время молчать об этом. Впоследствии медицинское освидетельствование в травмпункте на предмет причинения вреда будет невозможным. К тому времени могут пройти синяки и ссадины.    

    Если ребенок подвергся психическому насилию (запугивание, оскорбления), то освидетельствоваться можно у школьного психолога или по месту жительства в поликлинике. Родители обязательно должны выявить круг потенциальных свидетелей происшествия. Кроме того, необходимо обратиться с письменным заявлением к директору школы с просьбой разобраться. Обязательно зарегистрировать у секретаря свое обращение и оставить копию письма у себя на всякий случай. Директор обязан по письменному заявлению провести служебное расследование, взять объяснительную с виновных лиц. В случае подтверждения фактов директор должен подвернуть учителя наказанию. Это может быть выговор, а может быть и увольнение педагога. Подвернуть наказанию вплоть до увольнения могут в случае, если подтвердится факт психологического или физического насилия со стороны учителя, пусть даже однократного. Директор также должен сообщить родителям о результатах проверки.      В случае,  если принятыми мерами директора родители не довольны, то они могут обратиться в милицию или прокуратуру по месту жительства с просьбой принять меры. Можно также обратиться в суд.    

Статья 5 ФЗ "Об образовании" гласит, что государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

    К проблеме доступности можно отнести обращения с жалобами на то, что в виде наказания ученика не допускают на занятия. Например, у него нет дневника или он одет не по форме. В данных случаях они лишь вправе сделать замечание, потребовать соблюдения устава, но не допустить на занятия не могут.  Так же не допустимо выгонять учащихся с урока.

    Запрещая посещать занятия, учителя нарушают закон "Об образовании" и Конституцию РФ.

    Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, с учетом их прав на образование. Это же самое правило относится и к другим атрибутам школьной жизни.

Есть старинная мудрость:

«Прежде чем сказать – посчитай до десяти.

  Прежде чем обидеть – посчитай до ста.

  Прежде чем ударить – посчитай до тысячи».

                     Учитесь владеть собой!

Просмотр фильма «Дневник»

И последнее, на чем я бы хотела заострить внимание, как педагогу не стать причиной насилия в семье, как отличить наказание от насилия?  Здесь нужно приложить всю свою педагогическую мудрость.

Просмотр фильма «Я сюда больше никогда не вернусь» Ролана Быкова.

Проект постановление

В качестве мер по формированию ненасильственной среды в нашей школе предлагаю:

1. Расширение свобод и возможностей выбора видов деятельности уч-ся.

2. Создание психологического климата взаимного уважения и доверия.

3. самообразование и овладение педагогов навыками организации ненасильственного обучения и воспитания.

4. Проведение классных часов, родительских собраний, педсоветов по проблеме профилактики насилия над несовершеннолетними.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жестокое обращение с детьми. Привлечение лиц, допустивших жестокое обращение с детьми.

К сожалению, жестокое обращение с детьми имеет место быть в нашем обществе, и, как не прискорбно мне сейчас об этом говорить, данное явление мы наблюдаем и  в  семьях некоторых наших у...

Жестокое обращение с детьми. Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) (памятка для педагогов)

Памятка для педагогов. Признаки, позволяющие определить факты жестокого обращения с ребенком...

Профилактическая работа во избежание случаев жестокого обращения с детьми школы-интерната жестокого обращения с детьми

Жестокое обращение может быть физическим, психическим, сексуальным.        Физическое насилие – это нанесение ребенку родителями или лицами,  их заменяющи...

Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Санкт-Петербурга Алгоритмы выявления случаев жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения.

Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Санкт-ПетербургаАлгоритмы выявления случаев жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим о...

Профилактическая работа во избежание случаев жестокого обращения с детьми школы-интерната жестокого обращения с детьми (2021-2022г.)

Жестокое обращение может быть физическим, психическим, сексуальным.        Физическое насилие – это нанесение ребенку родителями или лицами,  их заменяющи...