Развивающие голосовые игры для дошкольников по методу В. В. Емельянова
учебно-методический материал
I уровень
РАЗВИВАЮЩИЕ ГОЛОСОВЫЕ ИГРЫ
1 цикл.
Артикуляционная гимнастика
2 цикл.
12 интонационно-фонетических упражнений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развивающие голосовые игры для дошкольников по методу В. В. Емельянова | 22.57 КБ |
Предварительный просмотр:
I уровень
РАЗВИВАЮЩИЕ ГОЛОСОВЫЕ ИГРЫ
1 цикл.
Артикуляционная гимнастика
Четыре раза слегка прикусите зубами кончик языка.
Повторите четыре раза (по четыре).
(Далее - каждое задание исполняется четыре раза).
Высовывайте язык до отказа, слегка прикусывая
последовательно кончик языка и все более далеко
отстоящие поверхности.
Покусайте язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как бы жуя его. Сделайте языком круговое движение между губами и зубами с закрытым ртом, как бы очищая зубы. То же в противоположном направлении.
Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.
Пощелкайте языком, изменяя форму рта. Обратите внимание на изменения щелкающего звука. Попытайтесь произвольно издавать более высокие и более низкие щелчки.
(Предложите детям пощелкать всем одинаково, т.е.
выстроить унисон низкими и высокими щелчками.
Игровое задание:
большие лошадки цокают медленно
и низко, маленькие – пони – цокают быстро и высоко.)
Покусайте нижнюю губу, верхнюю губу, втяните щеки и закусите боковыми зубами их внутреннюю поверхность.
Выверните наружу нижнюю губу, обнажив десны и придав лицу обиженное выражение.
Приподнимите верхнюю губу, обнажив десны и придав лицу подобие улыбки.
Чередуйте два предыдущих упражнения в ускоряющемся темпе. Пройдите по всему лицу от корней волос на лбу до шеи пальцами круговым разминающим массажем.
Обратите внимание на то, чтобы пальцы не терли кожу лица, а сдвигали всю мягкую ткань относительно лицевых костей. Пройдите по всему лицу поколачивающим массажем кончиками согнутых пальцев. Удары должны быть достаточно
сильными, чтобы лицо «загорелось». Поставьте указательные пальцы горизонтально под глаза и попытайтесь приподнять пальцы мышцами лица, контролируя таким образом активность
мышц. Поставьте указательные пальцы на переносицу и проконтролируйте «сморщенный нос». Одновременно приподнимите мышцы под глазами и наморщите нос, пытаясь при этом широко
открывать глаза и поднимать брови.
Помассируйте пальцами челюстно-височные суставы. Сделайте нижней челюстью круговое движение вперед-вниз.
Сделайте нижней челюстью круговое движение
вперед-вправо-назад-влево-вперед.
Соедините движение нижней челюсти вперед-вниз
с оттопыриванием (выворачиванием) нижней губы
с обнажением десен.
Соедините движение нижней челюсти вперед-вниз
с поднятием верхней губы с обнажением десен.
Соедините движение челюсти вперед-вниз с
выворачиванием нижней и верхней губ,
обнажением десен, приподниманием мышц под
глазами и наморщиванием носа. Глаза широко
открыты, брови подняты. В этом положении
сделайте четыре резких движения языком
вперед-назад при неподвижной челюсти и губах.
При этом надо не задерживать дыхание, дышать
спокойно и бесшумно.
Исполнение упражнений, связанных с работой губ
и открыванием рта, необходимо контролировать
в зеркале. В дальнейшей работе также желателен
постоянный визуальный контроль.
Условные обозначения, используемые в ното-графическом описании упражнений
фонопедического метода.
2 цикл.
Интонационно-фонетические упражнения
Упражнение 1.
Исходное положение: рот открыт максимально
движениями челюсти вперед-вниз, верхняя и
нижняя губа оттопырены так, чтобы были видны
десны, при этом углы рта (губная комиссура)
не должны напрягаться, но только натягиваться
(натяжение тканей можно проверить пальцами),
рот должен иметь форму прямоугольника,
поставленного на меньшую грань. Это положение
рта обозначается условно буквой [А]. В таком
положении производится бесшумный вдох ртом
(в перспективе - одновременно ртом и носом).
Целесообразно использовать в работе с детьми
активизацию через работу кистей рук: руки
поднимаются на уровень рта, кисть раскрывается
так, чтобы пальцы были растопырены и напряжены,
ладонь обращена вперед. Положение кистей совпадает с исходным положением рта. Само упражнение состоит в сильном активном произнесении согласных звуков:
Каждый звук произносится четыре раза. Перед и
после каждого звука фиксируется исходное положение рта и делается бесшумный вдох
(условно обозначаемый знаком цезуры над «А»
в квадратных скобках). Одновременно с
произнесением согласных работают кисти:
производится сильный короткий удар третьего
пальца о большой с быстрым возращением пальцев
в исходное (растопыренное) положение.
Особенности произношения: звуки «П» и «Б»
произносятся вытянутыми трубочкою губами так,
как если бы надо было произнести слоги
«ПУХ»» и «БУХ» (можно уточнить и так:
звуки «П» и «Б» произносятся влажными
частями губ). Звуки «К» и «Г» произносятся
только за счет движений языка без закрывания
рта, без движения челюсти, т.е. с сохранением
исходного положения. Звуки «Т» и «Д» произносятся с прикусыванием кончика языка. При произнесении звуков «В», и «Ж» необходимо обратить внимание на прекращение звука вдохом, что при размыкании голосовых складок и артикуляторных органов не происходило дополнительного озвученного выброса
воздуха (примерно: «В-В-В-Ы!», «3-3-3-Ы!»,
«Ж-Ж-ЖЫ» этого быть не должно!). Прекращение произнесения согласного при помощи вдоха надо тренировать на глухих продленных согласных «Ф», «С», «Ш».
Целесообразно вне рамок настоящего задания осознать тот самый момент смены направления движения воздуха, т.е., момент перехода выдоха во вдох. Это полезно сделать на озвученном вдохе (инспираторная фонация) на гласной «А», добиваясь одинакового по высоте, тембру и силе звука на выдохе и вдохе, причем ориентиром должен
быть звук, получающийся на вдохе. (Принцип самоимитации).
Упражнение 2.
«Страшная сказка».
Исходное положение: рот открыт
движением челюсти вперед-вниз, губы расслаблены, пальцами рук проверьте мягкость губной коммисуры, проткнув щеки,
т.е. поставив пальцы так, чтобы ощущать провалы между верхними и ниж¬ними боковыми зубами, не давая рту закрыться. В таком положении произнесите гласные тихим низким голосом.
Глаза широко раскрыты, брови подняты, общее выражение лица - испуганное. Для детей это упражнение называется
«Страшная сказка», т.к. последовательности гласных
звуков можно рассматривать как псевдослова,
которые складываются в псевдофразы
Произносить гласные нужно без видимых движений
губ и челюсти.
У
СЛУШАЙ…
У-О
СЛУШАЙ ШОРОХ…
У-О-А
СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ…
У-О-А-Э
СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ ЛЕСА…
У-О-А-Э-Ы
СЛУШАЙ ШОРОХ: ЧАЩА ЛЕСА ДЫШИТ
ГУЛКО ГОНИТ ГАЛОК ВЕТЕР ВЫШЕ…
Ы
ДЫШИТ…
Ы-Э
ДЫШИТ ЛЕСА…
Ы-Э-А
ДЫШИТ ЛЕСА ЧАЩА…
Ы-Э-А-О
ДЫШИТ ЛЕСА ЧАЩА: ШОРОХ…
Ы-Э-А-О-У
ДЫШИТ ЛЕСА ЧАЩА: ШОРОХ СЛУШАЙ…
ВЫШЕ ВЕТЕР ГАЛОК ГОНИТ ГУЛКО…
Упражнение 3.
«Вопросы – ответы».
Исходное положение такое же, как в
предыдущем упражнении.
Основным элементом упражнения является
скользящая (глиссирующая) восходящая и
нисходящая интонация с резким переходом
из грудного в фальцетный регистр и из фальцетного
- в грудной с характерным «переломом» голоса,
который условимся называть «регистровым порогом». Условно этот момент срабатывания регистрового порога обозначается буквой «П». В эмоциональном отношении в упражнении присутствует удивленный вопрос-недоумение (восходящая интонация) и ответный возглас облегчения (нисходящая интонация).
Упражнение 4.
Вибрант гортани (штро-бас-регистр).
Стихи читаются рокочущим звуком шумового характера без возникновения фиксированной звуковысотности. (Только штро-бас!)
х х х КРОКОДИЛИЙ ГОЛОСОК –
х х х ОН НЕ НИЗОК, НИ ВЫСОК…
х х х РОКОТ, ШОРОХ, СКРИП И СКРЕЖЕТ…
х х х ПАСТЬ РАЗИНЕТ – УШИ РЕЖЕТ…
Упражнение 5.
«Бронтозаврик».
Упражнение не требует какого-либо специального исходного положения и состоит в
Последовательности звуков, обратной предыдущему упражнению.
Издается легкий высокий звук в фальцетном
регистре, через нисходящую глиссирующую
интонацию и регистровый порог переводится
на том же гласном в грудной регистр. В грудном
регистре гласные переводятся из одной в другую
в установленной последовательности с последующим переходом в штро-бас.
В эмоцинально-образном отношении это упражнение может быть ключом к начальному этапу работы над голосом в раннем возрасте. Целью упражнения является установление связи голосообразующих движений с объемно-пространственными представлениями. В качестве примера такой деятельности дается задание нарисовать голосом бронтозавра при помощи разных регистров и разных гласных, разной звуковысотности и разной силы звука.
Имея в виду перспективу выразительного естественного пения, на начальном этапе формирования голоса в раннем возрасте целесообразно воспитать у ребенка
способность передавать голосом следующие антиномии незвукового характера: долгий-краткий, длинный- короткий, толстый-тонкий, много-мало, большой- маленький, высокий-низкий (не о звуке!), твердый- мягкий, теплый-холодный, острый-тупой, темный- светлый, блестящий-матовый, гладкий-шершавый.
Упражнение 6.
«Канючим».
Исходное положение: мышцы лица расслаблены,
рот слегка приоткрыт, язык мягкий, плоский,
расслабленный - лежит на нижней губе. Глаза -
полусонные. Расслабленное выражение лица связано с включением расслабляющего регистра голоса, не имеющего фиксированной звуковысотности, а представляющего собою шумовой, низкий шуршащий-трещащий-скрипящий-рокочущий звук (в немецкой терминологии - «штро-бас»).
Штро-бас надо издавать на гласном «А», хотя
указанное положение языка будет этому
препятствовать. Надо добиться чистого
гласного «А» на штро-басе с расслабленным,
плоско лежащим на нижней губе языком.
Условное обозначение (в т.ч. и в нотной записи)
- три косых крестика, стоящих друг за другом.
Упражнение состоит в переходе от штро-баса к
грудному голосу на разных последовательностях
гласных и, затем, в соединении в одном
движении трех регистров: штро-баса, грудного
и фальцетного. Эмоционально-образное задание
для детей может состоять в настойчивом
безнадежном выпрашивании чего-либо и радостном восходящем возгласе (с переходом через порог на фальцет) при неожиданном получении просимого. В стихотворении возникновение форсированной звуковысотности и грудного режима на двух последних слогах строчек.
Ходит, ходит пропроШАЙКА,
х х х х х х х х х х х
Просит, просит попроШАЙКА.
х х х х х х х х х х х
Дайте, дайте пропроШАЙКЕ
х х х х х х х х х х х
Всё, что просит попроШАЙКА!
х х х х х х х х х х х
Упражнение 7.
«Вопросы-ответы с согласными».
Исходное положение такое же, как в упражнении 2.
Упражнение является тренировочным материалом для соединения навыка перехода из грудного регистра в фальцетный регистр и обратно с произношением согласных. Упражнения записаны в форме матрицы и могут читаться в любом направлении. Педагог на каждом занятии может выбрать какой-либо вариант прочтения какой-либо строчки, что создает видимость разнообразия и включает в тренаж разные согласные.
Упражнение 8.
«Бегемот»
На этом упражнении дети получают
представление о вибранте мягкого нёба.
Попытаться издавать его на вдохе и выдохе (храп).
Произносить упражнение грудным и фальцетным режимами.
Сладко спит в своей постели бегемот - ХР-ХР
Видит он во сне морковку и компот - ХР-ХР
Спит он широко разинув рот - ХР-ХР
И во сне он громким голосом поёт: - ХР-ХР
Упражнение 9.
«Губной вибрант».
(Р) – НА МАШИНЕ ЕДЕМ А МАМЕ - (Р)
(Р) – МЫ НЕ ЕЛИ, МЫ НЕ СПАЛИ - (Р)
(Р) – ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ МЫ ЗА РУЛЕМ - (Р)
(Р) – ВСЁ НАМ БЫЛО НИПОЧЕМ - (Р)
(р) – ты, моя машина, не рычи - (р)
(р) – ты, моя машина, не урчи - (р)
(р) – ты, моя машина, не фырчи - (р)
(р) – ты, моя машина, не ворчи - (р)
Упражнение 10.
«Выдувание».
На этом упражнении дети учатся получать
звук голоса в грудном, фальцетном режиме
вместе с выдуванием воздуха (дуем на свечку).
(У) ЗАВЫВАЕТ ВЕТЕР, (У)
(У) ПЕСНЬ ПОЁТ СВОЮ: (У)
(У) «ВЫ НЕ БОЙТЕСЬ, ДЕТИ, (У)
(У) ПЕСЕНКУ МОЮ!» (У)
(у) вейся, вейся, ветерок (у)
(у) вейся, вейся, озорной (у)
(у) ты нам расскажи стишок, (у)
(у) песню нежную пропой (у)
Упражнение 11.
«Сонорные согласные».
Упражнение не требует какого-либо
специального исходного положения.
Кроме появления в контексте упражнений
сонорных согласных и уже знакомого
штро-баса, упражнение исполняется еще
с двумя приемами: издаванием звука
одновременно с выдуванием воздуха через
плотно сомкнутые вытянутые трубочкою губы
и имитацией звука «Р» вибрацией губ.
Упражнение исполняется только грудным регистром. Тренировочный материал также изложен в виде матрицы. Само упражнение записано условными обозначениями. Основная цель двух новых приемов - активизация фонационного выдоха, т.е. связь голоса с дыханием, отличающимся по энергетическим
затратам от обычного речевого.
х х х У-МУ-МУ - МЫЧИТ КОРОВА
(У)-МУ-МУ - ЗОВЁТ КОГО-ТО
(Р)У-МУ-МУ - БЕЖИМ МЫ К НЕЙ
х х х У-МУ-МУ - ТЕЛЁНОК С НЕЙ
(у)у реки на зеленом лугу
(у)я буренку-коровку пасу
(у)-му-му, (у)-му-му, (у)-му-му,
я коровку свою стерегу
Упражнение 12.
«Заднеязычный носовой сонант».
На этом упражнении происходит подготовка
детей к осознанию головных вибрационных
ощущений, назализованного звука
(для устранения излишней назализации,
если она есть, как дефект). Этот звук
произносится с положением языка,
перекрывающим ход звука в рот и направляющим
его в носовую полость при широко открытом рте.
Использовать и грудной, и фальцетный режим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игротерапия в системе коррекционно-развивающей работы с аутичными дошкольниками
В презентации представлены различные игры, использующиеся в коррекционно-воспитательной работе с аутичными детьми. Игры создают особую «терапевтическую среду»,...
Программа коррекционно-развивающих занятий со старшими дошкольниками и младшими школьниками «Капитошка»
Среди воспитанников детского дома есть дети, не готовые к началу регулярного школьному обучению, которые, не смотря на свой возраст (7 лет), посещают детский сад. Кроме того, ...
Консультация для молодых специалистов по физической культуре в ДОУ «Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников»
Консультация для молодых воспитателей о роли подвижных игр для детей дошкольного возраста....
Консультация для молодых воспитателей «Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников»
Консультация для молодых воспитателей о роли подвижных игр для детей дошкольного возраста....
Мастер-класс "Голосовые игры на основе фонопедического метода развития голоса" В.В.Емельянова
Мастер-класс для музыкальных руководителей на тему "Голосовые игры на основе фонопедического метода развития голоса" В.В.Емельянова...
"Развивающее пособие "Дары Фребеля" как средство организации "умной" игры для дошкольников"
АктуальностьИспользуя развивающее пособие «Дары Фребеля» в игровой деятельности с детьми, обратила внимание, что ребята начали активно фантазировать и старатьс...
Консультация для родителей на тему " Голосовые игры по методу В. В. Емельянова"
laquo;ГОЛОСОВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ОСНОВЕ ФОНОПЕДИЧЕСКОГО МЕТОДА РАЗВИТИЯ ГОЛОСА» скороговорки упражнения...