«Путешествие в страну"Развитие речи"
консультация
«Путешествие в страну Развитие речи».
Форма проведения: игровой практикум.
Цель: повышение компетенции родителей в вопросах речевого развития детей среднего дошкольного возраста, включение родителей в единое образовательное пространство ДОУ.
Задачи: формирование родительской компетентности в области речевого развития детей; закрепление навыков эффективного взаимодействия родителей и детей в процессе организации совместных игровых действий; овладение родителями игровыми приёмами развития речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Родительское собрание | 21.57 КБ |
Предварительный просмотр:
«Путешествие в страну Развитие речи».
Форма проведения: игровой практикум.
Цель: повышение компетенции родителей в вопросах речевого развития детей среднего дошкольного возраста, включение родителей в единое образовательное пространство ДОУ.
Задачи: формирование родительской компетентности в области речевого развития детей; закрепление навыков эффективного взаимодействия родителей и детей в процессе организации совместных игровых действий; овладение родителями игровыми приёмами развития речи.
Участники: родители, воспитатель.
Место проведения: помещение группы.
План проведения:
1. Вступительный этап: -введение в проблему; -создание проблемной ситуации.
2. Основная часть: -игра в форме путешествия на паровозике
3. Подведение итогов собрания: -обратная связь; -рефлексия.
Ход Мероприятия:
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.
Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.
Маленькие дети – счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. И, конечно, своими открытиями очень хочется поделиться, особенно с теми, кого любишь больше всех. Но, к сожалению, папа очень занят на работе, а у мамы столько хлопот по дому, что совсем не остается времени на свое чадо. И все же мы уверены, что необходимо находить время и возможность для того, чтобы пообщаться с ребенком, поиграть с ним и чему – то научить. Сегодня мы проведём нашу встречу не совсем обычно, в форме игры- путешествия по стране «Развитие речи».
Но вначале немного науки.
Речь – основная форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям:
- речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;
- речь становится основной перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.
Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.
Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, в также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.
В речевом развитии ребенка особое значение имеет возраст 4 лет. Именно с этого времени начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей, идет становление качественной стороны речи. Нормально развивающийся ребенок в 4 года активно вступает в разнообразные отношения с окружающими людьми; все большую роль в его жизни играют сверстники, другие дети. Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками, снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок с различными речевыми отклонениями становится «сложным» собеседником, ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом.
Словарь детей 4-5 лет
Слово – значимая единица языка. Чем богаче словарь, тем больше возможностей более точно и выразительно донести мысли до собеседника. При нормальном речевом развитии и благоприятных условиях воспитания активный словарь ребенка быстро увеличивается и к 4 годам достигает примерно 2300 слов. В течение пятого года жизни словарь увеличивается примерно на 600-800 слов. На пятом году жизни дети правильно называют окружающие предметы и явления, словесно обозначают их качества, свойства, действия, функции. Они стараются активно пользоваться видовыми и родовыми понятиями посредством слов-обобщений. Это связано с расширением жизненного опыта ребенка и круга его общения. Дети 4 лет начинают усваивать простейшие антонимы и синонимы.
Существует ряд факторов, от которых зависит успешное развитие речи. Как вы думаете какие это факторы?
От эмоционального общения родителей с ребёнком с младенческого возраста
От общения ребёнка со сверстниками
От строения артикуляционного аппарата
От речи взрослых (как образец для детей)
От развития мелкой моторики
От регулярного чтения детям художественной литературы
От игр ребёнка со взрослыми и сверстниками
От умения лепить
Все эти факторы влияют на развитие речи ребёнка.
Как вы думаете, чему мы должны научить ребёнка в дошкольном возрасте?
• Формирование звуковой культуры речи.
• Обогащение словарного запаса.
• Формирование грамматического строя речи.
• Обучение рассказыванию, связной речи.
• Развитие выразительности речи.
И так, в идеале ребёнок к 5 годам:
• Правильно произносит гласные и согласные звуки, умеет интонационно передать вопрос, просьбу, восклицание;
• накапливает определённый запас слов, который содержит все части речи. Основное место в детском словаре занимают глаголы и существительные. Однако дети используют в речи прилагательные,наречия, местоимения и предлоги.
• активно осознаёт обобщающую функцию слов;
• через слово овладевает основными грамматическими формами речи (это множественное число. Винительный и родительный падежи, уменьшительно - ласкательные суффиксы);
• употребляет в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.
В речи детей 4-5 лет отмечаются некоторые особенности.
• Дети в 5 лет неверно произносят или совсем не произносят шипящие («ш», «ж», «ч», «щ», сонорные («р», «рь», «л», «ль») звуки, а некоторые их пропускают.
• Дети не способны выделить существенные признаки предметов, например затрудняются назвать части предмета.
• Требует совершенствования интонационная сторона речи.
• Необходима работа над развитием артикуляционного аппарата, а также над звуковой культурой речи, дикцией. Темпом, силой голоса.
• Не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже.
• При построении простых распространённых предложений они опускают отдельные члены предложения.
• Стремление к созданию новых слов появляется в результате творческого освоения богатств родного языка.
• Детям этого возраста доступна простая форма диалогической речи.
• Дети часто отвлекаются от содержания вопроса.
На каждом возрастном этапе свои задачи, свои методы обучения. Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется при разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, а также на всех других занятиях; вне занятий - в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.
Забудьте на время, что вы взрослые и давайте поиграем. Вы хотите? Тогда мы отправляемся в путешествие в страну Развитие речи!
Первая станция – это артикуляционная гимнастика
Сейчас мы с вами выполним несколько простых, но очень полезных упражнений
Улыбка.
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
Хоботок (Трубочка).
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
Сытый хомячок.
Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
Голодный хомячок.
Втянуть щеки.
Чашечка.
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
Часики
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
Футбол
Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
Маляр.
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
Вкусное варенье.
Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
Оближем губки.
Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.
Станция Пальчиковая гимнастика.
Дни недели
В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач, (печём "пирожки")
Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк")
Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)
А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)
Следующая станция Игра «Чистоговорки».
Цель: формировать у детей умение правильно произносить заданный звук.
Станция «Сочиняй-ка»
На этой станции художник оставил нам недорисованную картину. Наша с вами задача дорисовать ее общими усилиями. Отвечая на мои вопросы мы вместе дорисуем. (схематичное изображение человечка)
Кто это, мальчик или девочка? Как ее (его) зовут? Что у нее на голове? Какого цвета? Какого цвета у нее глазки? Во что она одета? Какого цвета? Что у него на ножках? Какого цвета? Что у нее в руках? Какое сейчас время года? Что девочка (мальчик) делала и куда сейчас идет?
Очень хорошо! А сейчас давайте попробуем рассказать, что у нас получилось.
Станция «Конечная»
-Наш поезд прибыл на конечную станцию. Посмотрите, сколько различных игр, развивающих речь детей, нас встречает. Здесь, игры, купленные в магазине и сделанные руками воспитателей и родителей. -Сегодня мы с Вами подтвердили тот факт, что взрослые должны сами видеть окружающий нас мир и открыть на него глаза ребенку.
При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.
Подведение итогов собрания.
-Нам хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии (воспитатель передает палочку родителям и задаёт вопросы).
Обратная связь:
-Понравилась ли Вам сегодняшняя встреча?
- Чем полезна именно для Вас данная встреча?
- Какие конкретные игровые приёмы Вы будете использовать дома?
-Чему могут научить ребёнка дидактические игры по развитию речи?
- Ваши пожелания на следующее собрание.
Воспитатель: Я считаю, что цель собрания достигнута. Мы обратили ваше внимание на то, что необходимо в детском саду и дома проводить с детьми дидактические и пальчиковые игры по развитию речи, задача которых – помочь детям обогатить активный словарь, развить связную речь и речевое творчество. Для того чтобы дома вы могли заниматься с детьми, мы приготовили вам небольшие памятки.
Рефлексия
Просим оценить нашу встречу. На ватмане нарисован контур паровозика и цветные многоугольники «вагончики»: если вы полностью удовлетворены содержанием нашей встречи, то прикрепите красный прямоугольник, если частично- желтый, а если не удовлетворены – зелёный. Желающие могут написать отзывы, свои предложения.
Благодарим вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо! До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие в страну Родная речь
Данная презентация может быть использована в рамках предметной недели по русскому языку и литературе....
Занятие – путешествие в «СТРАНУ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ»
Конспект логопедического занятия по теме "Звук и буква Ш" в игровой форме "Путешествие в Страну правильной речи" с использованием здоровьесберегающих технологий: биоэнергопластика, психогимнасти...
Презентация "Путешествие в страну правильной речи"
Презентация для логопедического праздника в начальных классах....
Конспект логопедического праздника с презентацией "Путешествие в страну правильной речи"
Подробный конспект логопедического праздника для начальных классов, который можно провести в конце учебного года, как заключительное занятие....
Школьный ералаш "Путешествие по стране красивой речи"
Проведение ералаша направлено на то, чтобы дети поняли, для чего нужно уметь красиво говорить....
Праздник речи «Путешествие в страну правильной речи». Cценарий логопедического праздника.
Праздник правильной речи в подготовительной к школе группе....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группы "Путешествие в страну Красивой речи"
Тематическое занятие направлено на развитие речи детей. Все задачи реализуются через игровые ситуации, через различные виды игровой деятельности. Занятие включает развивающие задания с применение...