Познавательно- развлекательная игра.
статья
Предварительный просмотр:
«Җирһлин экн - нерн»
Форма: познавательно-развлекательная игра
Цель: Пробуждение интереса к познанию происхождения и значения имен.
Задачи:
- научить соотносить имя и характер, пользоваться полученными знаниями в общении со сверстниками
- ознакомить учащихся с происхождением, значением имен.
- вызвать интерес к исследовательской деятельности.
Ход мероприятия
Разминка: ведущий бросает мяч любому и называет имя, поймавший мяч называет имя на ту букву, на которую заканчивается предыдущее имя (принцип игры в города) и передает мяч следующему участнику, если первым называется калмыцкое имя, то следующее имя должно быть на русском или любом другом языке. Ведущий следит за соблюдением правил.
Вед: «Что в имени тебе моем?»
Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувший в берег дальний,
Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.
Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.
Но в день печали, в тишине,
Произноси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я.
А.С. Пушкин
Вед: Имена людей - часть истории народов. В них отражается быт, верования, фантазия, художественное творчество, а также исторические события и контакты народов.
Наша страна многонациональна, и у каждого из народов, населяющих ее, есть свои замечательные личные имена.
Ученые, филологи, собиратели фольклора всего мира уделяют большое внимание изучению – ономастики (Ономастика – наука о собственных именах, от греч., онома - имя).
О том, что между именем человека, его судьбой и характером существует связь, знали еще наши предки. Считали, что, владея именем человека (своеобразным кодом психической структуры), они обладают властью над ним. Свято верили, что судьба государства, города, человека предопределена именем.
В Древнем Шумере слово «судьба» происходило от «давать имя». А в Древнем Рима мудрецы, владевшие секретами черной магии, всерьез полагали, что судьбу того или иного человека можно перевернуть, написав его имя вверх тормашками.
Задание1: Всем участникам с одинаковыми именами объединиться в группы и рассказать о происхождении и значении их имен. Рассказать, почему их так назвали.
(показ слайдов со значением имен)
Вед: Нерн гисн юмб?
Негдвяр, яhж медхви?
Ямаран нерн сямб?..
Яhж терюг йилhдви?
(отрывок из стихотворения С. Каляева «Нерн недр хойр»)
В древности у многих народов в том числе и у калмыков, групповые именования развиты значительно сильнее индивидуальных, - каждый человек знает не только свое имя, отчество и фамилию, но и имя рода, к которому принадлежит он сам и члены его семьи. В калмыцком народном эпосе «Джангар» есть яркое подтверждение этому –
«Это было в начале времен,
в стародавний век золотой
Вечности начинался расцвет.
Величавый брезжил рассвет.
Веры бурханов святой.
Джангар жил в эти дни.
Круглым остался он сиротой.
Так о нем говорят:
Таки –Зулы – хана он семенем был,
Тынгсык – Бумбы – хана внуком он был,
Узюнга великого сыном он был…»
(Беседа о родах)
С именами были связаны различные суеверия, и они видимо, не были беспочвенны, потому что, опасения перед заклятиями и заговорами породили обычай, существующий почти у всех народов мира и имеющий глубокие этнографические корни – скрывать свое имя.
Задание 2: Участники делятся на 2 – 3 команды. Подобрать за 2 минуты как можно больше вариантов обращения к человеку, которого зовут, например, Александр, Михаил, Мария, Мингиян, Амуланга.
Вед: Изучать имена, их значения, а так же влияние имен на судьбы людей – весьма интересно.
Так, например, харьковский психолог Борис Хигир специально исследует «криминогенное» воздействие имен. Английский терапевт Т. Уэтсон выяснил, что большинство пациентов, чьи имена начинаются с букв последней трети алфавита, втрое чаще болеют сердечно сосудистыми заболеваниями. Специалисты университетов Сан-Диего и Джоржии заявили, результат их исследований таков: «Эльмерам, Губертам учителя школ ставят более низкие отметки, чем отвечающим так же Дэвидам и Майклам. Девушки с привлекательными именами могут рассчитывать на успех в шоу-бизнесе, но на провал в деловом мире, например, в конторском деле (престижном на западе)».
Задание 3: Участники остаются в командах. Нужно вспомнить как можно больше имен известных людей (писатели, артисты, историки, полководцы, герои и т.д.) со времени вступления калмыцкого народа в состав Российского государства и рассказать об этом человеке (описать событие).
(показ слайдов с известными людьми)
Задание 4: Каждая команда выбирает двоих человек и описывает особенность его характера, качества и т.д. Остальные команды угадывают и называют имя человека, которого описывают. Затем ведущий дает характеристику имени и участники сравнивают соответствие личности имени. (Можно дать характеристику каждому участнику).
Вед: На имена тоже есть мода. Сейчас, например, популярны имена героев сериалов. В 20-30-е годы прошлого столетия появились имена Трактор, Идея, Электрификация.
Испокон веков известных народных героев воспевали, слагали песни о них.
Задание 5: Вспомнить песни (русские, калмыцкие, английские и т.д.), в которых упоминаются имена, и командой пропеть куплет (кольцовка песен).
Задание 6: В группах обсудить следующий вопрос: «Как вы думаете, имя полностью влияет на судьбу человека или человек прославляет имя?»
Вед: Выдающийся русский философ и ученый Ф.А. Флоренский в одном из своих трактатов писал: «Существует тайная и необъяснимая гармония… между именем человека и событиями его жизни…». Связь человека и имени очень тесная. Имя влияет на судьбу человека, но человек тоже может своими поступками делами прославить имя.
Последействие:
1. Значения имен членов семьи
2. Проведение внеклассных мероприятий «Их имена в памяти народной».
3. Исследовательская работа «Имена моего рода»
Значения имен
Русские
Мария – «превосходство», «госпожа». Натура очень противоречивая. Она покладиста и покорна, но у нее достанет мужества, чтобы постоять за себя. Мария внимательна к окружающим, добросовестно относится к тому, что ей поручили.
Татьяна – «учредительница» (греч.). С первых шагов проявляет свой характер. Она – эмоциональный и энергичный ребенок. Никогда не даст себя в обиду и сможет постоять за своих друзей. У нее очень переменчивое настроение, но, в основном, это веселый, оптимистично настроенный человек.
Светлана – «светлая» (слав.). Эмоциональна, склонна к веселью и легкому общению. Спорить со Светой – это то же самое, что спорить с ветром, поскольку
Вера – уравновешенный и спокойный человек. Трезво оценивает ситуацию. Она - реалистка педантична, что можно охарактеризовать как недостаток.
Альбина – светлая
Анна – «благодать». Растет артистичным ребенком, обожает красоту и гармонию. Очень добрая, именно поэтому практически не имеет врагов. Анна излишне милосердна и часто от этого страдает.
Ульяна – «счастье». Спокойная в детстве, взрослея, как будто срывается с цепи. Ее не возможно застать дома, общается с большим количеством людей.
Юлия – «пушистая». Капризный и обидчивый ребенок. У взрослой Юлии своенравие нейтрализует заботы по дому. Обладательница этого имени чаще всего стремится сделать карьеру и предпочитает с головой уйти в домашние хлопоты. В доме у нее всегда полно гостей.
Алла – «эта богиня»(древнеараб.). Несмотря на свой твердый характер, Алла очень часто
Надежда – эмоциональна в детстве, сдержанна в озрасте. У нее ровное отношение к мужу и детям. До замужества имеет много поклонников. Ее жизненное кредо не тратить время зря.
Евгения – «благородная» (греч.). Тверда и уверена в себе. Женя чаще всего интеллектуальна, начитанна, интересуется искусством.
Елизавета – «обещанная богу» (евр.). Любознательна и подвижна. Ее любят за юмор и преданность в дружбе. Кругозор Лизы велик: она посещает разные кружки и все успевает. Большое значение для нее имеет семья. Ей плохо, если в семье ссоры.
Лидия – «происходящая родом из Лидии» - богатейшая обл. в малой Азии (турецкое)
Калмыцкие
Гиляна – светлая, белая. Миловидные, похожи на отца. Внешне скромные, мягкие. внутренне – бесовки: грубые, несложные. Любят обращать на себя внимание, доказывать несущественные мелочи. Меломанки
Джиргал – жизнь.
Эльзята, Ользята – Полезная. Счасливая. Эльзятки обаятельны и скромны. Одеваются сдержанно. Хорошие хозяйки. Любят детей. Экономны. Не любят церемоний, официоза, когда их ставят в рамки. Ранимы.
Айса – мелодия. И мужчины и женщины очень добрые. Трудолюбивые и деятельные. Натуры широкие, артистичные. Все удары судьбы переносят мужественно.
Кермен – белочка. очень хорошая хозяйка, но любит поспать, особенно по утрам. Вечером экспрессивна. Любит сорить деньгами, расточительна. Долго строит, а потом охраняет свою семью. Кемы общительны. Талантливы. Хорошие педагоги. Музыканты, актрисы. Неотразимо деликатны в мужском обществе и нарочито грубоваты в женском.
Булгун – соболь. Уравновешенные. Покладистые, склонны к полноте. скромные, но умеют за себя постоять. Замуж выходят поздно и удачно, или совсем не выходят.Аккуратны. Расчетливы. Умеют экономить. Хорошие специалистки в выбранной области. Добросовестны, но с ленцой.
Байрта – радостная. Баиры обычно внешне привлекательны, но не кокетки. Покладистые, спокойные. Если что-то не ладится, переживают, но с честью выходят из любого положения. Любят мужа и детей, обычно мальчиков. Общительны заботливы. С тонким вкусом.
Саглара – 1. Раскидистая. 2. Идущая в такт движения складок своего платья (со слов С. Каляева). Спокойная, но упрямая натура. Недостаточно гибкая в общении, хотя не проявляет недовольства и мило улыбается. Трудолюбива. Бывает в одном, обычно удачном браке. Действует по принципу «живем один раз». Внешне очень миловидна, обладает настоящим шармом.
Герел – свет. Несут в себе свет. Талантливы, упрямы, похожи на отца, имеют мужской склад характера. Целеустремленны. Проходят через массу сложныхситуаций, сохраняя равновесие. С неверными мужьями и друзьями расстаются без сожаления. Хорошие хозяйки и любящие матери.
Дельгир – просторная. Натура противоречивая – творческая, но инфантильная. Обладает неординарной внешностью и большими способностями. Обольстительница. Их творчество в основном изливается на себя: на создание собственной внешности и уютного окружения.
Известные люди.
Александр(а): Александр Пушкин – поэт; Александр Поваев – художник; Александра Буратаева - телеведущая;
Петр: ПетрI - император, Петр Чонкушов – композитор;
Никита: Никита Санджиев – скульптор, Никита Михалков – режиссер;
Эрдни: Эрдни Деликов – герой Советского союза;
Эрдни Эльдышев – писатель, поэт.
Басанг: Басан Городовиков – герой СССР, политический деятель;
Баатр: Баатр Басангов – писатель, драматург; Баатр Гиндеев – Герой РФ;
Сергей: Серегей Киров – политичекий деятель, Сергей Мучиряев – заслуженный артист РК;
Бату: Бату – хан - ; Бату Хасиков – чемпион мира по кикбоксингу;
Владимир: Владимир Путин – премьер-министр РФ; Владимир Каруев – джангарчи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-развлекательная игра "День земли"
познавательно-развлекательная игра...
Познавательно-развлекательная игра "Путешествие со службой 01"
Целью данного мероприятие является пропаганда правил противопожарной безопасности в игровой форме. Игра расчитана на воспитанников начального звена....
КОНКУРС «ОБЩЕНИЕ КАК ИСКУССТВО» «МУДРЕЦЫ 21 ВЕКА» (познавательно-развлекательная игра для учащихся 5-8 классов)
Цель внеклассного мероприятия - обеспечение всестороннего и гармонического развития учащихся 5-8 классов. Задачи:формировать у учащихся черты личности: взаимопомощи, дружбы, умения работать...
Сценарий познавательно - развлекательной игры-соревнования «Большое космическое путешествие»
Познавательно - развлекательная игра-соревнование «Большое космическое путешествие», посвященная Дню космонавтики, для детей в возрасте с 9 до 16 лет ...
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ИГРА "ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ "
Игра,посвященная Дню космонавтики проводится среди воспитанников старших классов ....
Познавательно-развлекательная игра "Изучаем русский язык"
Игра была проведена в 6 классе татарской школы в форме телевизионной иргы "Своя игра". Игра не командная. Победителем становится тот, кто наберет большее количество баллов. Вопросы оценены разны...
«Что? Где? Когда?» познавательно - развлекательная игра цикла занятий «Я шагаю по родному краю»
Предлагаемая игра «Что? Где? Когда?»: раскрывает формы и методы работы воспитателя с детьми, имеющими отклонения в развитии, по обобщению знаний учащихся о малой родине: городе Гурьевске и о Кузбассе....