Консультация "Нужно ли развивать фонематический слух?"
консультация
Умение различать и правильно произносить звуки родной речи – главное условие успешного обучения ребенка в начальной и средней школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 97.46 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД МБДОУ №23
"ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК"
УВАРОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА
Г.ЖЕЛЕЗНОГОРСК
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ
2019 Г.
Фонематический слух.
Фонематический слух — это способность человека к различению отдельных фонем, т. е. звуков. Это умение представляет собой навыки:
- узнавания;
- сравнения;
- повторения элементов, из которых состоят слова.
Оно является уникальной и необходимой особенностью, дополняющей обычную способность слышать.
Умение различать и правильно произносить звуки родной речи – главное условие успешного обучения ребенка в начальной и средней школе.
Формирование речевых навыков начинается с первых минут жизни новорожденного – с его крика, гуления, лепета.
В пять лет дошкольник должен научиться произносить все без исключения звуки правильно, слышать слоговое построение слова и точно воспроизводить его.
Что случится, если ребенок сам не справиться с языковой нагрузкой, а своевременной помощи в развитии фонематического слуха не будет? Появится стойкое речевое расстройство из-за неправильного восприятия и произнесения слов.
Нарушение норм произношения – это серьезный дефект, который в логопедической практике называется фонетико-фонематическим недоразвитием речи и автоматически делает ученика начальных классов потенциальным «исграфиком».
Ребёнок и его семья столкнуться с такими терминами как «Дисграфия» (нарушение письма). Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения). Дислексия (нарушение чтения) специфические затруднения в овладении навыками чтения.
Не умея различать отдельные звуки и слоги, школьник не научится анализировать слово, делить его на слоги и морфемы (части), видеть орфограмму – то есть опасное место, в написании которого можно ошибиться. Даже записать слово правильно будет невозможно, то есть сформируется стойкое нарушение правил графики
Проблем не избежать и в живой, звучащей речи. Активный словарь останется бедным, понимание грамматики родного языка нарушится. Ребенок не сможет правильно читать, создавать собственное высказывание, интонировать отдельные предложения и текст в целом, ему трудно будет регулировать темп и громкость речи, правильно произносить сложные слова.
Нужно ли развивать фонематический слух?
Ответ на этот вопрос очевиден. Причем начинать нужно не накануне поступления в первый класс, а гораздо раньше!
Что же помогает развитию фонематического слуха? Упражнения!
Работа строится на последовательной отработке шести этапов:
• основа фонематической тренировки – узнавание звуков, издаваемых различными предметами (так называемые неречевые звуки);
Позволяет создать базу, фундамент для развития тонкого слуха и подходит для совсем маленьких детей. Что нужно делать? Играть! Например, в игру «Угадай, что звучит». Бытовые ситуации можно обыгрывать любые: шум льющейся воды, звон посуды, шаги человека, мяуканье кошки, шуршание бумаги.
• различение тембра, силы, высоты голоса, то есть звучащей живой речи;
показать ребенку разницу в качестве звучащей человеческой речи.
«Кто говорит?». Запишите на диктофон голоса знакомых ребенку взрослых (мама, бабушка, отец, брат или сестра) и обязательно – голос самого малыша. Путь угадывает, кому принадлежит голос.
«Три медведя». Это упражнение-имитация. Почитайте сказку про трех медведей вместе, а затем говорите за персонажей. Ребенку следует угадать, когда говорит мама-медведица, папа-медведь и медвежонок.
«Громко или тихо?» Придумайте действия, которые ребенок должен выполнять при тихом мамином голосе и при громком.
• различение слов, которые очень близки по звучанию (набору фонем);
Узнавание слов – большая работа для мозга. «Правильно – неправильно».Показывайте из малышу и называйте, но не правильно, а заменяя первую букву слова другой. Например, вместокорова – борова. Услышав правильное слово, ребенок прихлопывает в ладошки или притопывает ногой.
«Выбирайка». Наклейте на картон картинки со словами, которые похожи по звучанию (кошка-мишка-мышка; лук-жук-сук; коза-коса-роса).
• различение отдельных слогов;
Учимся различать слоги. Тут важно дать первичное понятие о том, что такое слог. Начать можно с того, что слова могут быть короткими и длинными. Затем, хлопая в ладоши, с помощью интонации делить слова по гласным звукам на части.
«Прохлопай слово», « 4-й лишний»
• различение отдельных звуков речи;
Простой для детского восприятия, но очень важный этап – правильное произнесение звуков. Вводится понятие «звук», каждое слово состоит из нескольких звуков.
Замечательный детский психолог Д. Б. Эльконин разработал принципы обучения грамоте.
Исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте состоит в том, что знакомству и работе ребенка с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения.
Уважаемые родители, помните:
1. Звук – мы слышим и произносим.
2. Буквы мы пишем и читаем.
«Поймай звук», «Найди слово или предмет на заданный звук»
• освоение азов анализа и синтеза слов.
Самый высокий по сложности уровень – аналитический. Тут требуется собрать все знания, которые есть у ребенка.
Буква — это знак звука. Знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. А дошкольник, свободно рассуждающий о чем угодно, даже не подозревает о том, что его речь складывается из звуков. Мы ведь не станем показывать знаки уличного движения человеку, выросшему в лесу и ни разу не видевшему автомобилей. Сначала надо провести его по улицам, объяснить, что такое пешеходный переход, и лишь после нескольких упражнений в переходе растолковать смысл «зебры», жестов регулировщика, сигналов светофора. Знаки звуков также нет смысла вводить до знакомства с самими звуками. Речь идет не об умении ребенка правильно произносить звуки, а о навыке звукового анализа слова.
Звуковой анализ включает прежде всего умение сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове.
Для дошкольника работа с неосязаемой звуковой материей слова очень сложна, поэтому звуковой анализ — добуквенный этап обучения грамоте имеет большое значение и занимает много времени и сил.
От добуквенного этапа обучения зависит успешность дальнейшего формирования навыка чтения.
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове
Вот примеры упражнений «Звук-потеряшка», «Сосчитай звуки»
Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды. Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы
Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.
Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.
Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим
глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.
Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.
Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,
Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.
Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.
Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.
АНАЛИЗ СЛОГА ( школьная символика)
1.РАБОТА С ТРЕНАЖЕРОМ - РАСКРАСИТЬ ФИШКИ В НУЖНЫЙ ЦВЕТ (гласный, тввёрдыйсоглас., мягкий согл.)
2. Звуковой анализ слов
В нем много окон и двери есть в нем,
И крыша высокая. Мы в нём живём.
Это огромный жилой … (Дом) – звуковой анализ слова ДОМ.
Как по морю-океану,
Рыба-рыбища плывёт,
И к огромному фонтану
Подплывать нам не даёт!
От него волна бежит,
Ну конечно это - ..КИТ – звуковой анализ слова
Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её? …
(Лиса)
3.Соедини картинки с нужной схемой
Примерные игровые задания.
Игра «Поймай звук» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов).
Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.
Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зелёный квадратик. Потом слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зелёный (Снег, зима, лыжи и др.).
Игра «Сколько звуков в слове спряталось?»
Выложить схему слова КОТ.
- Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука)
- Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук [К])
- Звук [К] какой? (звук [К] согласный, глухой, твёрдый ).
- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [К]? (Синим квадратиком).
- Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О])
- Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный).
- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).
- Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т]).
- Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой).
Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Т]? (Синим квадратиком).
- Звуки подружились. Что получилось? (КОТ).
- Какой буквой обозначим звук [К]? (Буквой К).
Какой буквой обозначим звук [О]? (Буквой О).
Какой буквой обозначим звук [Т]? (Буквой Т).
- Буквы подружились. Что получилось? (КОТ).
Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.
Буквы являются графическим символом звуков.
Освоить приемы развития тонкого слуха не так сложно, как может показаться. Самые эффективные упражнения для развития фонематического слуха те, в процессе выполнения которых ребенок слушает, анализирует, действует (хлопает или топает) и сам произносит звуки.
Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать
Предлагаемая литература:
Н.В.Дурова «Игры и упражнения на развитие фонетико-фонематического слуха у дошкольников»
Н.В.Дурова «Поиграем в слова»
Н.В.Дурова « От слова к звуку»
Н.В.Дурова «От звука к букве»
Н.В.Дурова «Читаем сами»
Е.В.Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет»
Е.В.Колесникова «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет»
Е.В.Колесникова «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет»
Е.В.Назарова «Тетрадь-тренажер для развития фонематического слуха у детей от 4 до 7 лет»
М.А.Цветкова «Звуки и буквы в городе Фонетика»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развиваем у детей фонематическое восприятие
Материал адресован родителям дошкольников с системным недоразвитием речи. В нем описаны некоторые игровые приемы развития у детей фонематических процессов, которые могут использовать взрослые в ...
Фонематический слух и фонематическое восприятие
Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения. ...
Развиваем фонематический слух
Фонематический слух позволяет узнавать и различать фонемы одного языка (различать звуки речи, делить слова на звуки и соединять звуки в слова). Такие умения важно сформировать до того, как ребено...
"Дома играем, фонематический слух развиваем".
Консультация для родителей детей с ОНР первого, второго уровня....
Игротека для родителей "Играем, слушаем, подражаем - фонематический слух развиваем"
Представлена консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста с ОНР. В консультации предложены игры и упражнения, направленные на развитие фонематического слуха у детей....
Буклет "Играем - фонематический слух развиваем"
Данный материал будет полезен учителям-логопедам и родителям для организации помощи детям в развитии фонематического слуха....
Раскрыть различия и понятия «биологический слух», «слуховое внимание», «фонематический слух», «фонематическое восприятие», «фонетические и фонематические недостатки речи».
Раскрыть различия и понятия «биологический слух», «слуховое внимание», «фонематический слух», «фонематическое восприятие», «фонетические и фонемат...