Буклеты и памятки
материал
для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_profilaktika_dt_travmatizma.doc | 46 КБ |
vred_i_polza_kompyutera_i_televizora.doc | 1.02 МБ |
buklet_kak_vospityvat_knutom_ili_pryanikom.doc | 1.84 МБ |
buklety_4_motiva_1.doc | 67.5 КБ |
pamyatka_suitsid.doc | 270.5 КБ |
buklet_dlya_roditeley.doc | 48.5 КБ |
pamyatka_po_suitsidam.docx | 27.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители!
Вы всегда заняты своими делами и заботами, всегда испытываете нехватку времени. И, все-таки, несмотря на свои заботы, не забывайте о тех, кто нуждается в вашей помощи!
Ежегодно на дорогах области погибает более 40 и травмируется около 500 детей. Вдумайтесь в эти страшные цифры.
Вдумайтесь в смысл горьких слов: «Ребенок погиб под колесами автомобиля», «Ребенок остался инвалидом в результате полученного увечья в дорожном происшествии».
Сегодня, обращаясь к вам, мамы и папы, мы хотим напомнить: всякий раз, когда вы отправляете ребенка на улицу, напоминайте ему о правилах дорожного движения.
Полезно задать, например, такие вопросы: «А как бы ты перешел дорогу на нерегулируемом перекрестке?», «Как надо вести себя на остановке?», «Где лучше всего кататься на велосипеде?». Пусть ребенок подумает, попытается сам найти правильное решение.
И не забывайте, что личный пример – самая доходчивая форма поведения!
Педагог-психолог
Лутикова И.С.
Памятка для родителей
(Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма)
Рекомендации психолога Регулярно повторяйте детям следующие установки:
- Перед тем как выйти на проезжую часть, остановись и скажи себе: «Будь осторожен»;
- Никогда не выбегай на дорогу перед приближающимся автомобилем: водитель не может остановить машину сразу;
- Перед тем как выйти на проезжую часть, что слева, справа и сзади, если это перекресток, нет приближающегося транспорта;
- Выйдя из автобуса, и других видов транспорта не обходи его спереди или сзади – подожди пока он отъедет. Найди пешеходный переход, а если его нет поблизости, осмотрись по сторонам и при отсутствии машин переходи дорогу. В этом месте водитель не ожидает пешеходов и не может мгновенно остановить автомобиль;
- Не выезжай на улицы и дороги на роликовых коньках, велосипеде и т.д.;
- Не играй в мяч и другие игры рядом с проезжей частью. Для игр есть двор, детская площадка или стадион;
- Переходи дорогу только поперек, а не наискосок, иначе ты будешь дольше находиться на ней и можешь попасть под машину;
- Никогда не спеши, знай, что бежать по дороге нельзя;
- Когда выходишь с детьми на проезжую часть, не болтай, сосредоточься и скажи себе и ребятам: «Будьте осторожны».
Не запугивайте детей опасностями на дорогах, предупреждайте. Страх так же вреден, как неосторожность и беспечность. Школьники должны уметь ориентироваться в дорожной обстановке.
Используйте побудительные мотивы безопасного поведения:
- Нежелание ребенка огорчать родителей неправильными действиями;
- Осознание возможных последствий неправильного поведения, которое может приводить к несчастным случаям и авариям.
Сами знайте и выполняйте правила дорожного движения, будьте для детей примером дисциплинированности на улице!
Находясь на улице с ребенком:
- На проезжей части не спешите, и не бегите: переходите улицу всегда размеренным шагом. Иначе вы обучите ребенка спешить и бегать там, где надо наблюдать и обеспечить безопасность.
- Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры, ребенок должен привыкнуть, что при переходе улицы разговоры излишни.
- Никогда не переходите улицу наискосок, подчеркивайте ребенку всякий раз, что идете строго поперек улицы.
- Никогда не переходите улицу на красный свет или желтый сигнал светофора. Если ребенок сделает это с вами, он тем более сделает это без вас.
- Переходите улицу только на пешеходных переходах или на перекрестках по линии тротуаров.
- Если вы приучите детей ходить где придется, никакая школа не будет в силах его переучить.
- Привлекайте ребенка к участию в вашем наблюдении обстановке на улице: показывайте ему те машины, которые вы увидели издали и которые едут с большой скоростью, их надо пропустить.
- Подчеркивайте свои движения, находясь с ребенком на улице: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра улицы. Если ребенок заметит их, значит, он обучается на вашем примере.
Учите ребенка смотреть:
- У ребенка должен быть навык – прежде чем сделать первый шаг с тротуара, он поворачивает голову и осматривает улицу в обоих направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма.
- Особенно внимательно надо осматривать улицу, когда с противоположной стороны находится родной дом, знакомые, родные, когда ребенок переходит улицу за другими детьми или взрослыми. В этом случае легко не заметить машину.
- Смотреть «налево-направо» при переходе улицы иногда надо несколько раз, так как обстановка на дороге, улице может измениться.
- Иногда ребенок смотрит, но не замечает, например, легковую машину, издалека. Научите его всматриваться вдаль.
Учите ребенка предвидеть скрытую опасность:
- Неоднократно покажите ребенку с тротуара стоящий автобус (спереди) и внезапно выезжающую из-за него машину.
- Стоящий грузовик – и внезапно выезжающую из-за него другую машину.
- Кусты, деревья, забор и машину из-за них. Ребенок должен привыкнуть, убедиться своими глазами, что за разными предметами на улице часто скрывается опасность. Тогда он сможет предвидеть ее.
Уважаемые родители! Будьте примером для детей дисциплинированности на улице!
Педагог-психолог Лутикова И.С.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
4. Избегание неудачи.
Для избегающего неудачи твёрдость не поможет, здесь нужна только поддержка, но поддержка, оказанная профессионально. Каким же образом педагог может оказать поддержку:
- создать в классе (а также в отношениях педагог-ребёнок) атмосферу взаимопонимания, доверительности;
- необходимо найти любую область реальных успехов учащегося;
- постоянно указывайте, желательно в окружении одноклассников, о значимости и ценности тех положительных качеств, которые присущи ребёнку;
- дайте возможность ребёнку самореализоваться и самоутвердиться, пережить успех и обрести утраченную веру в себя;
- ввести максимально щадящий оценочный режим в сферах неуспеха;
- проявляйте спокойствие, не раздражайтесь на медлительность и некоторую заторможенность;
- не выполняйте за него то, что он может сделать сам;
Детей нельзя испортить большим количеством поддержки. Испортить ребёнка можно, если неадекватно реагировать на его плохое поведение и не учитывать его мотива!!!
Что делать,
если ребенок плохо себя ведет?
Подготовила:
психолог
Лутикова И.С.
Строить отношения с детьми движущими разными мотивами необходимо по-разному. Следует обратить внимание на то, что «плохое» поведение, в большинстве случаев, сопровождается агрессией со стороны ребёнка. Поэтому следует учитывать правила поведения с агрессивными детьми.
1. Привлечение внимания.
Если ребёнок регулярно привлекает ваше внимание: необходимо уделять его ему не тогда, когда он «плохо» себя ведёт, а когда он ведёт себя «хорошо», закрепляя, таким образом, позитивное поведение. Возможно, иногда игнорировать незначительные агрессивные проявления.
2. Власть.
Педагогу необходимо:
- контролировать собственные негативные эмоции;
- сохранять положительную репутацию ребёнка;
- демонстрировать своё собственное твёрдое поведение, лишённое агрессии;
- акцентировать внимание на поступках, а не на личности ребёнка;
- обсуждать проступок (лучше это делать наедине, без свидетелей, когда страсти улягутся и обе стороны успокоятся);
- не усиливать напряжение ситуации (т.е. не использовать те действия, которые могут повлечь за собой напряжение и агрессию).
Действия, усиливающие напряжение и агрессию:
- повышение голоса, изменение тона на устрашающий;
- демонстрация власти «Будет так, как я скажу»;
- крик, негодование;
- агрессивные позы и жесты;
- сарказм, насмешки;
- оценка личности ученика и его близких (черты характера, внешность, национальность и т.п.);
- использование физической силы;
- втягивание в конфликт других людей;
- настаивание на своей правоте;
- нотации, проповеди;
- угрозы или наказания;
- оправдания, защита;
- обобщения типа: «Все вы одинаковые»;
- придирки;
- сравнения с другими детьми;
- команды, жёсткие требования, давления;
- подкуп, награды;
- передразнивания.
Для того чтобы демонстрировать неагрессивное поведение педагог может пользоваться следующими приёмами:
- выдерживание паузы;
- предоставление возможности подростку успокоиться наедине;
- внушение спокойствия невербальными средствами;
- прояснение ситуации наводящими вопросами;
- использование юмора;
- признание чувств и интересов собеседника;
- сообщение своих интересов;
- апелляция к правилам.
3. Месть.
«Мститель» своим агрессивным поведением изживает боль, которую ему некогда причинили. Однако, «шокотерапией» в данном случае может послужить тёплое, понимающее отношение к ребёнку. Не заискивание, не потакание, а доброжелательное отношение зрелого, сильного человека, способного проявлять любовь к ребёнку с «дикими выходками». Проявления теплоты должны быть искренни, т. к. дети очень чувствительны ко лжи. Искренность взрослого, соответствие словам его невербальных реакций, вот мостик по которому можно построить взаимоотношения понимания между учеником и педагогом.
Формула поддержки.
Мотив Количество поддержки
Привлечение внимания Х1
Власть Х10
Месть Х100
Избегание неудачи Х1000
Сильные стороны разных типов «плохого» поведения.
- Привлечение внимания – ребёнок нуждается в контактах со взрослыми, он ищет этих контактов, поэтому он их получает (потребность в контакте).
- Власть – постоянное желание сопротивляться чужому влиянию, а это не так уж плохо для выживания (смелость, сопротивление).
- Месть – мстители умеют изживать внутреннюю боль (способность защитить себя от боли и обид).
- В поведении детей с мотивом «избегание неудачи» нет сильных сторон, поэтому им необходимо в 1000 раз больше поддержки, чем тем детям, которые её активно требуют.
Почему дети плохо себя ведут?
Подготовила:
психолог
Лутикова И.С.
Первый постулат гласит: «Дети выбирают поведение».
Второй постулат. Существуют всего 4 мотива, по которым дети «плохо» себя ведут:
- привлечение внимания,
- власть,
- месть (реванш),
- избегание (страх) неудачи или демонстрация несоответствия.
Чтобы понять какую цель преследует поведение ребенка, стоит обратить внимание на последствия такого поведения.
Здесь можно выделить два шага:
- Наблюдайте вашу собственную реакцию на поведение ребенка, ваши чувства и ваши эмоции.
- Наблюдайте реакцию ребенка на вашу попытку коррекции. Ответная реакция ребенка на ваше поведение также позволяет узнать, чего же добивается ребенок.
Пожалуйста, запомните, эту «шпаргалку»: она поможет понять мотивы поведения ребенка, и определиться, как же вам дальше действовать. И еще один немаловажный момент: нужно отследить и пронаблюдать не само плохое поведение, а его РЕЗУЛЬТАТЫ!
Цель поведения ребенка | Поведение ребенка, реакция на замечание взрослого | Чувства взрослого | Стратегия поведения взрослого |
Привлечение внимания | Перестает плохо себя вести на 2-3 мин. | раздражение | Снижаем количество замечаний, обращаем внимание на хорошее в его поведении |
Борьба за власть | Не обращает внимание, игнорирует | гнев, злость | Перестаем бороться, делимся властью, предлагаем сотрудничество, уважение |
Реванш (месть) | Грубит, обижает, портит, ломает вещи, обманывает и т.п. | обида, боль | Не мстим, не наказываем, проявляем доброжелательность и понимание, осуждаем не личность, а поведение |
Демонстрация несоответствия или избегание неудачи | Отказывается от деятельности, уходит от контакта | беспомощ- ность, усталость | Помогаем повысить самооценку, проявляем терпение |
Предварительный просмотр:
Ребенок является олицетворением начала жизни, перед ним лежит большое количество самых различных дорог и возможностей, ему еще только предстоит познать все то, что готова предложить человеку жизнь. Детская смерть, пожалуй, самое нелепое и трагичное событие, которое только можно себе представить. Разум окружающих людей просто отказывается воспринимать эту страшную реальностью – добровольный уход из жизни ребенка или подростка.
Суицид – акт лишения себя жизни, при котором человек действует целенаправленно, преднамеренно, осознанно (умышленное самоповреждение со смертельным исходом.
Детский суицид – это то, чего практически всегда можно избежать. Главное, что для этого необходимо – это вовремя заметить тревожные сигналы. Ни один ребенок не решит уйти из жизни и воплотит свое решение в жизнь за считанные часы. Как правило, подобное решение зреет в голове у ребенка не один день, и даже не неделю. И все это время ребенок отчаянно взывает к взрослым, различными способами давая понять родителям, что ему очень плохо. Внимательные родители ни за что не оставят без внимания изменившееся поведение их ребенка.
Как показывает статистика подростковых самоубийств, как правило, попытки суицида
не совершают детки младше 11 лет. Но не стоит обольщаться и считать, что у маленьких деток не бывает тяжелого психического состояния. Просто малыши еще до конца не осознают, что такое смерть. Однако, зачастую в их разговорах и мыслях любящие и внимательные мама и папа могут заметить повод для тревоги.
И если детский суицид все же, к счастью, встречается достаточно редко, то про подростковые самоубийства нельзя сказать то же самое. Именно на возраст 13 – 16 лет, как показывают статистические данные, приходится пик подростковых самоубийств. По данным психиатров, в возрасте с 7 до 14 самое большое число суицидов совершают мальчики - их психика более хрупкая. С 15 до 18 лет картина меняется: чаще жить не хотят девочки.
Как правило, причинами суицида становятся сугубо личные причины и переживания, проблемы, которые подростку зачастую кажутся абсолютно неразрешимыми. Причем зачатую взрослые очень удивляются, когда узнают, что толкнуло ребенка на подобный шаг – причина может быть столь незначительной, что взрослый человек просто – напросто не обратил бы на нее особого внимания. Для ребенка же она глобальна.
Ниже описаны те проблемы подростков, которые наиболее часто становятся причиной самоубийств подростков. Не стоит улыбаться – поверьте, для ребенка это действительно серьезные проблемы:
1) Ссора с друзьями или родителями. Причем может быть из-за абсолютного пустяка.
2) Расставание с любимым человеком или его измена. В подростковом возрасте дети уверенны, что первая любовь – это навсегда и относится к ней крайне серьезно.
3) Смерть кого – либо из близких родственников.
4) Частое попадание ребенка в стрессовые ситуации; Затяжное депрессивное состояние подростка.
5) Сложная психологическая обстановка в семье – ссоры с родителями, скандалы родителей между собой, их развод.
6) Проблемы ребенка с наркотиками. Как правило, наркотическая зависимость влечет за собой финансовые проблемы и проблемы с правоохранительными органами.
7) Игровая зависимость и зависимость от интернета.
8) Насилие в семье. Зачастую подросток считает себя виноватым в происходящем и боится рассказать взрослым о происходящем.
9) Комплекс неполноценности.
10)Иногда суициды совершаются в подражание кумирам или из чувства коллективизма.
Зачастую трагедии можно избежать. Главное, что для этого необходимо – это внимание родителей к изменениям, происходящем в поведении ребенка.
Всегда обращайте пристальное внимание на следующие факторы, свидетельствующие о том, что возможен детский и подростковый суицид:
1) Разговоры ребенка о самоубийстве, нездоровые фантазии на эту тему, акцентирование внимания на эпизодах суицидов в фильмах, новостях.
2) Появление у ребенка литературы о суицидах, просмотр соответствующей информации в интернете.
3) Попытки ребенка уединиться. Стремление к одиночеству, отказ от общения не всегда свидетельствует о предрасположенности к самоубийству, но всегда говорит о моральном дискомфорте ребенка.
4) Разговоры и размышления ребенка о том, что он абсолютно никому не нужен, что в том случае, если он исчезнет, его никто не будет искать, и даже не заметит его отсутствия. Ни в коем случае не оставляйте такие заявления без внимания и не подшучивайте над ними. Постарайтесь выяснить причину подобного настроения и убедить ребенка в обратном.
5) Даже музыка или живопись могут послужить симптомами для родителей о том, что что-то не так. Обращайте внимание на то, какую музыку слушает ваш ребенок.
6) Тщательно маскируемые попытки ребенка попрощаться с вами – непривычные разговоры о любви к вам, попытки закончить все свои дела как можно быстрее.
7) Дарение своих любимых и наиболее ценных вещей, с которыми он раньше не расставался, друзьям.
В том случае, если хоть что-то в поведении вашего ребенка вам показалось странным, либо тревожным, немедленно бросайте все свои дела и старайтесь практически все время проводить рядом с ребенком до тех пор, пока не будете твердо уверенны в том, что суицидальное настроение вашего ребенка ушло без следа. Если же вы не в состоянии самостоятельно справиться с существующей проблемой, не стесняйтесь и немедленно обращайтесь за помощью к детским психологам или даже психиатрам.
Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду, следующие рекомендации помогут изменить ситуацию:
- Для ребенка, который чувствует, что он бесполезен и нелюбим, забота и участие отзывчивого родителя являются мощными ободряющими средствами.
- Внимательно выслушайте подростка. Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации. Наиболее подходящими вопросами могут быть: «Что с тобой случилось за последнее время? К кому из окружающих твои проблемы имеют отношение?»
- Оцените серьезность намерений и чувств ребенка, а также глубину эмоционального кризиса. Постарайтесь узнать, есть ли у него план действий. Конкретный план – знак реальной опасности.
- Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного.
- Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно.
- Давайте больше позитивных установок, т.к. в состоянии душевного кризиса нужны строгие утвердительные указания.
- Не старайтесь шокировать или угрожать ребенку, говоря «пойди и сделай это.
Самое главное — покажите своему ребенку, что он вам небезразличен. Дайте ему почувствовать, что он любимый и желанный. Постарайтесь уверить его, что все душевные раны со временем заживут. Убедите его в том, что безвыходных ситуаций не бывает! Помогите ему увидеть этот выход.
Памятка родителям
по профилактике
детского суицида
Предварительный просмотр:
Цифры не преувеличены: таковы они в среднем у родителей, дети которых имеют наибольшие шансы стать невротиками и психопатами. Ребенку нужен отдых от приказаний, распоряжений, уговоров, похвал, порицаний. Нужен отдых и от каких бы то ни было воздействий и обращений!
Нужно время от времени распоряжаться собой полностью, т.е. нужна своя доля свободы. Без нее задохнется дух.
7. Подавайте пример.
Алкоголь, табак и медицинские препараты используются многими людьми. Конечно, употребление любого из вышеуказанных веществ законно, но здесь очень важен родительский пример. Родительское пристрастие к алкоголю и декларируемый запрет на него для детей дает повод обвинить вас в неискренности, в "двойной морали". Помните, что ваше употребление так называемых разрешенных психоактивных веществ открывает дверь детям и для "запрещенных". Несовершенные, мы не можем вырастить совершенных детей. Ну не можем, не можем, не бывает этого - и с вами не будет, если вы стремитесь к идеалу в ребенке, а не в себе!
Ваше доброе слово, объятие, поцелуй, ласковый взгляд – подпитка душевная на весь долгий и трудный день, не забывайте об этом!... И на ночь – не отпускайте во тьму без живого знака живой любви!
Всё в ваших руках!
МБОУ «Школа- интернат №9»,
психолог Лутикова И.С.
STOP
Защитите своих детей
от наркотиков!
ПАМЯТКА
для
родителей
2017
Уважаемые родители!
Здоровье ребенка - самое большое счастье для родителей. Но, к сожалению, все больше и больше подростков начинают употреблять табак, алкоголь и наркотики (далее - ПАВ - психоактивные вещества).
По статистике, основной возраст первого знакомства с наркотическими средствами приходится на 11 - 14 лет (41%) и 15 - 17 лет (51%)(курение марихуаны и гашиша, употребление алкоголя с медикаментами
и т.д.).
Причины:
- любопытство ("Всё нужно попробовать!");
- желание быть похожим на "крутого парня" и т.д.;
- желание быть "плохим" в ответ на постоянное давление со стороны родителей. Это может быть и способом привлечения внимания;
- безделье, отсутствие каких-либо занятий, либо обязанностей.
Несколько правил, позволяющих предотвратить
потребление ПАВ вашим ребенком
1. Общайтесь друг с другом.
Общение - основная человеческая потребность, особенно для родителей и детей. Отсутствие общения с вами заставляет его обращаться к другим людям, которые могли бы с ним поговорить. Но кто они и что посоветуют вашему ребенку? Помните об этом – будьте инициаторами разговора!
2. Выслушивайте друг друга.
Умение слушать означает:
- быть внимательным к ребенку;
- выслушивать его точку зрения;
- уделять внимание взглядам и чувствам ребенка, не споря с ним;
- не надо настаивать, чтобы ребенок выслушивал и принимал ваши представления о чем-либо. Важно знать, чем именно занят ваш ребенок. Иногда внешнее отсутствие каких-либо нежелательных действий скрывает за собой вредное занятие. Например, подросток ведет себя тихо, не грубит, не пропускает уроков. Ну а чем он занимается? Ведь употребляющие наркотические вещества и являются "тихими" в отличие от тех, кто употребляет алкоголь. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон "говорит" не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым или снисходительным.
Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: "А что было дальше?" или "Расскажи мне об этом..." или "Что ты об этом думаешь?".
3. Ставьте себя на его место.
Подростку часто кажется, что его проблемы никто и никогда не переживал. Было бы неплохо показать, что вы осознаете, насколько ему сложно. Договоритесь, что он может обратиться к вам в любой момент, когда ему это действительно необходимо. Главное, чтобы ребенок чувствовал, что вам всегда интересно, что с ним происходит. Если вам удастся стать своему ребенку другом, вы будете самым счастливым родителем!
4. Проводите время вместе.
Очень важно, когда родители умеют вместе заниматься спортом, музыкой, рисованием или иным способом устраивать с ребенком совместный досуг или вашу совместную деятельность. Это необязательно должно быть нечто особенное. Пусть это будет поход в кино, на стадион, на рыбалку, за грибами или просто совместный просмотр телевизионных передач. Поддерживая его увлечения, вы делаете очень важный шаг в предупреждении от их употребления.
5. Дружите с его друзьями.
Очень часто ребенок впервые пробует ПАВ в кругу друзей. Порой друзья оказывают огромное влияние на поступки вашего ребенка. Он может испытывать очень сильное давление со стороны друзей и поддаваться чувству единения с толпой. Именно от окружения во многом зависит поведение детей, их отношение к старшим, к своим обязанностям, к школе и так далее. Кроме того, в этом возрасте весьма велика тяга к разного рода экспериментам. Дети пробуют курить, пить. У многих в будущем это может стать привычкой.
Поэтому важно в этот период постараться принять участие в организации досуга друзей своего ребенка, то есть их тоже привлечь к занятиям спортом либо творчеством, даже путем внесения денежной платы за таких ребят, если они из неблагополучных семей.
6. Помните, что ваш ребенок уникален.
Любой ребенок хочет чувствовать себя значимым, особенным и нужным. Вы можете помочь своему ребенку развить положительные качества и в дальнейшем опираться на них. Когда ребенок чувствует, что достиг чего-то и вы радуетесь его достижениям, повышается уровень его самооценки. А это, в свою очередь, заставляет ребенка заниматься более полезными и важными делами, чем употребление наркотиков. Представьте, что будет с вами, если 37 раз в сутки к вам будут обращаться в повелительном тоне, 42 раза - в увещевательном, 50 - в обвинительном?
Предварительный просмотр:
ПРИЗНАКИ СУИЦИДЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Словесные признаки | Поведенческие признаки | Ситуативные признаки |
- прямые, явные высказывания о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так дальше»; - косвенные намеки о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе не придется больше обо мне волноваться», «Я никому не нужен», «Всем будет лучше без меня»; - жалобы на жизнь, никчемность и ненужность: «Мне все надоело», «Они пожалеют когда я уйду»; - шутки на тему самоубийства; - нездоровая заинтересованность вопросами смерти; - размышления на тему могут приобрести художественное оформление (стихи, музыка, рисунки, иллюстрирующие депрессивное настроение); - жалобы на физическое недомогание; - записки об уходе из жизни; - многозначительные прощания с другими людьми. | - печаль, подавленность, тревога, плач; - потеря интереса к жизни; - беспокойство, раздражительность, угрюмость; - отсутствие мотивации к решению жизненных задач; - замкнутость; - фиксация внимания на примерах самоубийства; - Нарушение межличностных отношений (сужение круга контактов в коллективе, стремление к уединению); - утрата интереса к окружающему (до отрешения); - то внезапная эйфория, то приступы отчаяния; - потеря или повышение аппетита, проблемы со сном; - снижение двигательной активности у подвижных и общительных; - возбужденное поведение и повышенная активность у малоподвижных и молчаливых; - перепады настроения; - необычное невнимание ко внешнему виду; - потеря интереса к любимым занятиям; - нарушение внимания; - перемены в школьных привычках (пропуски занятий в школе, невыполнение домашнего задания, избегание общения с одноклассниками); - высокий уровень притязаний (высокая критичность к себе и своим поступкам). | - активная предварительная подготовка, целенаправленный поиск средств для самоубийства (накопление лекарственных средств, поиск отравляющих жидкостей и т.п.); - внезапное проявление несвойственных черт (аккуратности, откровенности, щедрости, раздача личных вещей, и т.п.); - окончательное приведение в порядок дел; примирение с давними врагами; - отказ от совместных дел; - излишний риск в поступках; - приобщение или сильное употребление алкоголя, наркотиков; - отсутствие планов на будущее; - социальная изолированность (нет друзей); - нестабильное окружение (серьезный кризис в семье); - ощущает себя жертвой насилия (физического, сексуального или эмоционального). |
МИФЫ, ЗАТРУДНЯЮЩИЕ ПРОФИЛАКТИКУ СУИЦИДОВ
Профилактику самоубийств необходимо начать с развенчивания «мифов», объясняющих действия суицидентов.
Миф | Факт |
Самоубийство совершается в основном психически ненормальными людьми. | Большинство из самоубийц – практически здоровые люди, попавшие в острую психотравмирующую ситуацию. |
Самоубийство предотвратить невозможно, тот, кто решился, рано или поздно это сделает. | Потребность суицидента а душевной теплоте, желание быть выслушанным, понятным определяет возможность оказания помощи. |
Если человек открыто сообщает о желании покончить с собой, то он никогда не совершит самоубийства. | Из 10 человек, покончивших жизнь, 8 вполне определенно сообщали о своих намерениях. |
Если загрузить человека работой (учебой), то ему некогда будет думать о самоубийстве. | Чрезмерные нагрузки могут привести к истощению организма и еще больше повлиять на вероятность суицидальной попытки. |
Предвидеть попытку самоубийства невозможно. | «Заглянуть а душу» очень сложно, но такие возможности имеются. |
Существует некий психологический тип людей, «склонных к совершению самоубийства». | Самоубийство совершают люди различных психологических типов. Реальность суицидного намерения зависит от силы психотравмирующей ситуации и ее оценки личностью, как непереносимой. |
Не существует признаков, указывающих на то, что человек решился на самоубийство. | Самоубийству предшествует необычное для данного человека поведение. Необходимо знать действия и высказывания, которые служат сигналом о готовности к суициду. |
Решение о самоубийстве приходит внезапно без предварительной подготовки. | Суицидальный кризис может длиться несколько недель и даже месяцев в зависимости от длительности психотравматизации. |
Улучшение, наступающее после суицидального кризиса, означает, что угроза самоубийства прошла. | Большинство самоубийств происходит в течении примерно трех месяцев после начала «улучшения», когда у человека появляется энергия для воплощения своих мыслей и чувств в жизнь. |
Если человек совершил попытку самоубийства, то он никогда этого не повторит снова. | Риск повторного суицида наиболее высок в первые месяцы после неудачной попытки. |
ГЛАВНЫЙ ВОПРОС
ЧТО ДЕЛАТЬ?
ПРЕЖДЕ ВСЕГО внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка.
В состоянии душевного кризиса любому из нас необходим кто-нибудь, кто готов выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
Относитесь серьезно ко всем угрозам. Разговоров на тему самоубийства может и не быть. Любой признак возможной опасности вас должен насторожить. Внимательно относитесь ко всем даже самым незначительным обидам и жалобам. Подростки могут и не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находится в глубокой депрессии. Поговорите с кем-нибудь о ваших опасениях. Возможность совершения самоубийства вызывает эмоциональный стресс, поэтому вам надо избавиться от собственных тревог и получить поддержку специалиста. Пусть он решает, насколько реальны ваши опасения.
Постарайтесь определить, насколько серьезны намерения и чувства подростка и есть ли у него план действий. Конкретный план (в отличие от неопределенного, расплывчатого) – знак реальной опасности.
Совладающие стратегии - разнообразные тщательно запланированные виды деятельности (общение с друзьями, посещение кружков и секций, разговор по телефону, хождение по магазинам и др.), отвлекающие от стрессовой ситуации, но не являющиеся прямым решением проблемы. |
Не бойтесь прямо спросить, не думает ли подросток о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказывать свои проблемы.
Дайте знать подростку, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность.
Обратитесь к психологу, который может вывести подростка из кризисного состояния. В терапевтическом процессе лечения подростки с суицидальными тенденциями достигают осознания своих проблем и вырабатывают совладающие стратегии. Терапия помогает укрепить позитивное отношение к себе и веру в свои силы.
Дайте подростку почувствовать, что вам не все равно. Слушайте с чувством искренности и понимания. Не отталкивайте его. Если он решил разделить с вами проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией, помните, что подросток с суицидными наклонностями редко обращается за помощью к профессионалам. Убедите подростка в том, что непременно есть такой человек, который может помочь.
Ненавязчиво отстаивайте свою точку зрения, что самоубийство – не эффективное решение всех проблем. Убедите подростка в том, что, приняв вашу помощь, он сделал верный шаг. Не предлагайте упрощенных решений, типа «Все, что тебе сейчас необходимо – это хорошо выспаться, утром ты почувствуешь себя лучше». Не предлагайте того, чего не в состоянии гарантировать, например, «Конечно, твой классный руководитель поможет».
Не оставляйте подростка без внимания. Если вам надо уйти, оставьте его на попечение взрослого.
Вас не должны ввести в заблуждение утверждение о том, что кризис уже миновал. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем же мыслям, поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже если после успешного разговора. Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору.
Не избегайте и других возможных источников помощи – друзей, семью, врачей, священников, к которым можно обратиться.
В преодоление кризисного состояния подростка большое значение имеет индивидуальная беседа.
Следует принять во внимание следующее:
- Для организации профилактической беседы с суицидентом лучше обратиться к нему «невзначай» с какой-либо несложной просьбой, чтобы был повод для встречи (нельзя приглашать на беседу через третьих лиц);
- Важно, чтобы ни кто не прерывал разговор, сколько бы он не продлился;
- В процессе беседы целесообразно не вести записи, не посматривать на часы, не выполнять какие либо «попутные дела»;
Активный слушатель – это человек, который слушает собеседника с большим вниманием, не осуждая его, что дает возможность ему выговориться без боязни быть прерванным. |
- Всем своим видом показать суициденту, что важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет;
- В беседе с любым человеком важно уделить достаточно внимания активному выслушиванию;
- Активный слушатель в полной мере понимает чувства, которые испытывает его собеседник, и помогает ему сохранить веру в себя;
- Разговаривать в спокойном месте, чтобы избежать возможности быть прерванным в беседе;
- Уделять все внимание собеседнику, смотреть прямо на него, удобно, без напряжения, расположившись напротив, но не через стол;
- Дать возможность высказаться собеседнику, не перебивая его, и говорить только тогда, когда он перестанет говорить;
- Говорить без осуждения и пристрастия, что способствует усилению у собеседника достоинства;
- Произносить только позитивно-конструктивные фразы:
Если вы слышите | Обязательно скажите | Не говорите |
«Ненавижу школу, интернат…» | «Что происходит у нас, из-за чего ты себя так чувствуешь?» | «Когда я был в твоем возрасте… Да ты просто лентяй!» |
«Все кажется таким безнадежным…» | Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь» | «Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе» |
«Всем было бы лучше без меня!» | «Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи, что происходит» | «Не говори глупостей, давай поговорим о чем-нибудь другом» |
«Вы не понимаете меня!» | «Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу знать» | «Кто может понять молодежь в наши дни?» |
«Я совершил ужасный поступок…» | «Давай сядем и поговорим об этом» | «Что посеешь, то и пожнешь!» |
«А если у меня не получится?» | «Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное» | «Если не получится – значит, недостаточно постарался!» |
ЧТО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ ВЗРОСЛОМУ, ЕСЛИ ДЛЯ ПОДРОСТКА ХАРАКТЕРНО СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ…
…Попытаться выступить в роли судьи.
…Говорить «Посмотри на все, ради чего ты должен жить…»
…Оставлять опасные предметы (лекарства, колющие, режущие предметы и др.) там, где находится подросток, собирающийся покончить жизнь.
…Оставлять подростка, собирающегося покончить жизнь, одного.
…Спорить, стараться образумить подростка, говоря: «Ты не можешь убить себя, потому что…»
…Наталкивать на мысль, говоря: «Пойди и сделай это…»
ФАКТОРЫ ЗАЩИТЫ ОТ СУИЦИДАЛЬНЫХ НАМЕРЕНИЙ
- Сильная эмоциональная привязанность к близким. Хорошие отношения с родителями и сверстниками служат амортизаторами стресса. Значение защитных поддерживающих отношений в трудные периоды невозможно переоценить.
- Творческие планы, замыслы, определенная сфера компетентности и мастерства (в спорте, музыке, ремесле, учебе и т.п.), что обеспечивает основу для реальной уверенности в себе.
- Чувство долга, обязательность. Ответственность за других (членов команды, младших братьев и сестер и пр.) помогает подростку определить приоритеты и встретить жизненные испытания или кризисы, не впадая в уныние.
- Концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения физических страданий или ущерба.
- Эстетические критерии мышления (нежелание выглядеть некрасиво даже после смерти).
- Морально-эстетические установки, религиозные предпочтения и мировоззренческие позиции, препятствующие суицидальному намерению.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С РЕБЕНКОМ
Теплая, радостная атмосфера в семье, в доме способствует комфортному состоянию ребенка, позволяет ему расслабиться, снять нервное напряжение, вызывает положительные эмоции и переживания.
- Принимайте своего ребенка таким, какой он есть с его особенностями, достоинствами и недостатками, цените его неповторимость и индивидуальность.
Это не значит, что к ребенку не предъявляется никаких требований. Они предъявляются исходя из правильного понимания вами, дорогие родители, возникающей ситуации. Как правило, отрицательные свойства детского характера: непослушание, непринятие родителей являются результатом соответствующих взаимоотношений в семье.
- В ежедневном общении чаще повторяйте ребенку о том, что вы его любите, верите к его силы. Ни в коем случае нельзя говорить, что вы будете любить его, если он будет чистить зубы, убирать свои вещи или хорошо учиться.
- Сообщайте ребенку о своих чувствах и отрицательных эмоциях по отношению к той или иной ситуации в необидной форме (с опорой на взаимное уважение и доверие).
КАК ХОРОШО, ЧТО ТЫ У МЕНЯ ЕСТЬ! |
- Помните, что ваш взгляд, каждое ваше слово, прикосновение, а иногда даже молчание – это сигналы, с помощью которых вы сообщаете ребенку не столько о себе, сколько о нем самом. Поэтому чаще используйте улыбку, доброжелательный тон, ласковое прикосновение, активное слушание.
- Как можно чаще употребляйте в семейном общении доброжелательные, приветливые, эмоциональные фразы («С тобой мне так легко…», «С тобой мне так спокойно…», «Ты меня всегда понимаешь…», «Я бы никогда не смог сделать это так хорошо, как ты…», «Мне хорошо, когда ты рядом», «Я рада тебя видеть, нам было очень скучно без тебя…», «Давай помечтаем с тобой», «Все у тебя получится…» и т.п.).
- Зная особенности своего ребенка, признайте и утвердите в нем чувство собственного «Я». Подчеркивайте его значимость («Я обратила (а) внимание, что ты в последнее время справляешься с самыми трудными заданиями»).
- Хвалите ребенка за каждый поступок, даже если он кажется незначительным. Искренне восхищайтесь им, поощряйте его инициативу и самостоятельность («Поделка, которую ты предложил сделать в подарок, оригинальна», «Ты удивительный ребенок» и пр.). Это укрепляет уверенность ребенка в своих действиях, формирует у него чувство самоуважения.
- Прислушивайтесь к советам ребенка, учитесь у него. Поддерживайте в нем чувство его самооценки и уникальности («Твое предложение очень кстати», «Какой (ая) ты молодей! Ты мне всегда во всем помогаешь», «Как хорошо, что ты у нас есть», «Ты самый родной наш человек», и т.п.).
- Интересуйтесь жизнью своего ребенка и будьте соучастником всякой его деятельности. Помогайте ему выдвигать ближние и дальние цели своей жизни. Будьте в курсе всего, что с ним происходит, но не старайтесь управлять его жизнью. Не вмешивайтесь в занятия, с которыми он справляется сам. Объединяйтесь с ребенком для преодоления трудностей и разделяйте с ним ответственность за результаты, не забывая при этом подчеркивать его право на свободное развитие, на принятие решений.
- Предоставьте ребенку столько свободы, сколько считаете нужным. Не старайтесь опекать его по мелочам, давать советы и рекомендации по незначительным вопросам. Позволяйте ему чувствовать себя свободным, самостоятельным.
- Чаще создавайте дома ситуации для разговоров «по душам», чтобы ребенок мог спокойно рассказать о проблемах. Помните о том, что дети постоянно испытывают острую потребность в общении с вами, уважаемые родители, в вашей ласке. Родительская ласка и душевное тепло помогают устранить отчужденность.
- В сложной для ребенка ситуации не усугубляйте ее своими окриками («Ты, болван!», «Какая ты тупица!» и т.п.), нравоучениями, повелительным наклонением («Сделай!», «Убери!»). Авторитетный стиль общения приводит к нервным срывам и формированию отрицательных черт характера таких, как враждебность, агрессивность, нервозность, неуверенность. Лучше задайте себе вопросы: «Чем я могу помочь сейчас своему ребенку?», «Как я должен (должна) поступить, чтобы мой ребенок преодолел эту трудность?»
- Самый верный способ установить наилучшие отношения с ребенком – не винить во всем ребенка, а контролировать себя: свои поступки и свой гнев. Стремитесь к достижению психологической уравновешенности. Спокойствие родителей – залог уравновешенности ребенка.
- Не опускайтесь до общения с ребенком по «конфликтному сценарию» и не употребляйте «запрещенные» фразы типа: «Отстань от меня…», «Ну что ты за человек…», «Ты как всегда…», «Я тысячу раз тебе говорила, что…», «Ты можешь хоть раз (помолчать, вовремя прийти)…», «Терпеть не могу, когда ты…», «Вместо того, чтобы…, ты бы лучше…».
- При возникновении конфликтной ситуации постарайтесь разрешить ее конструктивным способом, когда выигрываете и вы, и ребенок (в отличие от не конструктивного, когда «выигрывает» кто-то один).
Конфликт разрешается поэтапно:
1 этап – внимательно выслушивайте ребенка. Уточните, что его затрудняет, что он хочет или не хочет («У тебя кружок, и ты не хочешь опаздывать…», «Ты считаешь, что я обратился к тебе очень резко, поэтому не хочешь мне помочь…»).
2 этап – рассмотрите различные предложения по вопросу разрешения конфликта («Как нам поступить?», «Что можно сделать в этой ситуации?»).
3 этап – выберите вместе с ребенком наиболее приемлемый способ разрешения конфликтной ситуации.
4 этап – проверьте эффективность принятия решения (Как у нас идут дела?», «Все ли получается?»)…
16. Будьте последовательными и справедливыми а отношениях с ребенком, не ставьте свои требования в зависимость от настроения. Предъявляйте ребенку четкие требования, разъясняйте их, терпеливо повторяйте их при необходимости.
17. Защищайте своего ребенка, его позицию, когда ущемляется его достоинство.
18. Бережно прикасайтесь к внутреннему миру ребенка, показывайте ему, что он дорог и важен для вас!
Сознание собственной правоты и непогрешимости делает нас, взрослых, поразительно нетерпимыми, неспособными без оценок, без суждения и поучения просто любить и поддерживать ребенка. Упрекая его, мы произносим порой слова настолько злобные и оскорбительные, что ими поистине можно убить. Мы при этом не думаем, что безобразным своим криком, непониманием, равнодушием буквально толкаем ребенка на опасный для жизни поступок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
буклеты и памятки
Данные буклеты и памятки дают возможность детям и их родителям задуматься над теми проблемами, которые нас окружают, но мы не обращаем на них внимания, считая, что нас это не коснется....
Буклеты и памятки для родителей
Буклеты и памятки для родителей...
Буклеты и памятки для учащихся
Буклеты и памятки для учащихся...
Буклет НАСИЛИЕ (памятка для родителей)
УВАЖАЕМЫЕ ПАПЫ И МАМЫ!В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный, но и отрицательный опыт.Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя руб...
Готовые буклеты. ОГЭ . "Памятка "
Готовые буклеты к открытому уроку "Подготовка к ОГЭ"...
Буклеты и памятки для детей
Детство без жестокости Здоровье– это самое дорогое, самый драгоценный дар, который получил человек от природы @font-face {font-family:"Cambria Math"; panose-1:2 4 5 3 5 ...
Информационное поле для родителей. Буклеты и памятки
Задачи создания информационного поля для родителей:1) оказывать педагогическую помощь родителям по вопросам организации занятий на фортепиано в домашних условиях и воспитания личностных качеств пианис...