Картотека игр по здоровьесбережению
картотека

Царицинская Анжелла Спартаковна

Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.                                        Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем 
центральной нервной системы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr.docx29.25 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАЖНЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

Упражнение "Задуй свечку"

Описание упражнения : Ребенок держит полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Предложите ему медленно и тихо подуть на "свечу" так, чтобы "пламя свечи" отклонилось.

Упражнение "Сдуть с руки снежинку"

Описание упражнения : Положите на ладонь ребенку маленький кусочек ваты. Держа ладонь с ваткой на уровне рта, ребенок на выдохе сдувает ватку. Можно предложить подуть так, чтобы ватка улетела как можно дальше.

Упражнение "Горячий чай"

Описание упражнения : Предложите ребенку подуть на пригоршни рук, имитируя дутье на горячий чай.

Упражнение "Воздушный шар"

Описание упражнения: Предложите ребенку развести перед собой руки, изображая "воздушный шар". Во время выдоха ребенок произносит звук "ф-ф-ф" и скрещивает руки на плечах.

Упражнение "Часики".

Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперёд и назад, произносить «тик-так». Повторить 10-12 раз.

Упражнение "Трубач".

Сесть, кисти сложить в трубочку, поднять почти вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф». Повторить 4-5 раз.

Упражнение "Петух".

Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопнуть ими по бёдрам. Выдыхая, выдыхая произносить «ку-ка- ре-ку». Повторить 5-6 раз.

Упражнение "Каша кипит".

Сесть, одна рука на животе, другая – на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании – выдох. Выдыхая, громко произносить «ф- ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.

Упражнение "Паровозик".

Ходить по комнате, делать попеременные махи согнутыми в локтях руками

И проговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течении 20-30 сек.

Упражнение "На турнике".

Встать прямо, ноги вместе, гимнастическую палку держать обеими руками перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки – вдох, палку опустить назад за голову – долгий выдох. Выдыхая произносим «ф-ф-ф-ф- ф». Повторить 3-4 раза.

Упражнение "Шагом марш!"

Встать прямо, гимнастическая палка в руках. Ходить высоко поднимая колени. На два шага – вдох, на 6-8 шагов – выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше». Повторять в течении 1,5 мин.

Упражнение "Летят мячи".

Встать прямо руки с мячом перед грудью. Бросить мяч от груди вперёд. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 5-6 раз.

Упражнение «Насос».

Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону – выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом произносить

«с-с-с-с-с». Сделать 6-8 наклонов в каждую сторону.

Упражнение «Регулировщик».

Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение руки и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5-6 раз.

Упражнение «Вырасти большой».

Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх. Хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню

– выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4-5 раз.

Упражнение «Лыжник».

Имитация ходьбы на лыжах в течении 1,5-2 мин. На выдохе произносим

«м-м-м-м-м».

Упражнение «Маятник».

Встать прямо, ноги на ширине плеч, палку держать над головой ближе к плечам. Наклонять туловище в стороны. При наклоне – выдох, произносится «т-у-у-у-х-х». сделать 3-4 наклона в каждую сторону.

Упражнение «Гуси летят».

Медленная ходьба в течении 1-3 мин. Поднять руки в стороны – вдох, опустить вниз – выдох, произносить «г-у-у-у-у».

Упражнение «Семафор».

Стоя или сидя, спина прямо. Поднять руки в стороны – вдох, медленно опустить вниз – длительный выдох, произносится «с-с-с-с-с». Повторить 3-

4 раза.

 

 

Артикуляционная гимнастика.

 «Овощи»

Жил на свете бегемот,

Широко открывши рот,        открывать широко рот

Он ходил в свой огород,

Улыбался во весь рот.        «Улыбочка»

Брал лопатку в руки        «Лопаточка»

И копал без скуки,

Вверх – вниз, вверх- вниз Наклонялся наш малыш.

Вот зелёный удалец – Это вкусный огурец, Здесь не рыжая плутовка, Это тонкая морковка.

Здесь пузатый кабачок Солнцу показал бочок.

Вот здесь горьки лук, чеснок, Съесть он их уже не смог.

Надо овощи сажать,

Чтоб здоровым, сильным стать.

«Фрукты»

На лесной опушке Жил енот в избушке. Утром рано он вставал Окна, двери открывал, Свежий воздух запускал.

Отправлялся в сад он, ух – ты, Собирал себе он фрукты.

По ступенькам вниз спускался, После вверх он поднимался.

Вот на ветке висит груша, Съест её мышонок Луша. А для маленького заиньки Кругленькие яблоки.

 

«Качели»

«Трубочка»

Втянуть щёки щёки надуть

плевательные движения

«Язычок силач»

широко открыть рот вдыхать открытым ртом

«Ступеньки»

«бублик»

Надуть щёки

 

Сливы много мы нарвём,

 

В чашку все мы их кладем. Дома сварим мы варенье Завтра ждёт всех веселье.

Будем чай с вареньем пить, Под гармошку песни лить. На качелях все качаться Урожаю улыбаться!

«Ягоды»

Наш весёлый язычок, Повернулся на бочок,

На другой он повернулся,

Рано с солнышком проснулся.

Широко он улыбнулся, Вверх сильнее потянулся.

В лес гулять скорей пошёл И на ягоду набрёл.

Здесь малина и клубника, Здесь калина, ежевика, Здесь рябина и морошка,

И брусники есть немножко.

Язычок набрал в лукошко И малины, и морошки. В гости дятла он позвал

И лягушку приглашал.

Язычок блинов нажарил И варенья наварил

Как поели, домой отправил И конфеткой угостил.

 

«Чашечка»

«Вкусное варенье»

«Гармошка»

«Качели»

«Улыбочка»

«Часики»

«Часики»

«Улыбочка» Острый язык вверх

«Ступеньки»

Язык двигается в разные стороны

«Чашечка»

«Дятел»

«Улыбочка»

«Блинчик»

«Вкусное варенье»

«Конфетка»

 

«Приключения зайки»

Жил на свете серый зайка

Всем кричал: «Со мной играй-ка» Утром рано просыпался, Чисто - чисто умывался.

Открывал на окнах шторку, Делал влажную уборку. Про зарядку не забыл, Грызть морковку приступил.

В лес отправился скорей. Встретил много там друзей. У пруда сидит лягушка Села на язык ей мушка.

Вот устал колючий ёж, Гриб нашёл, не унесёшь. Вот хомяк спешит домой Набил щёки он едой.

Вот олень с рогами, Цок, цок, цок ногами.

Он спешит, бежит рысцой. И скорей, скорей домой.

Это друг любимый – мишка Собирает в лесу шишки. Ест малину, сладкий мёд Зайку в гости он завёт.

облизывать губы

Зайка наш домой идёт, Дома чай из чашки пьёт.

Окна двери закрывает, И в кроватке засыпает.

 

язычком облизывать губы открыть рот

Во рту водить языком

«качели»

Изобразить как грызут

«Улыбочка»

«Грибок» надуть щёки

«Лошадка»

Жевательные движения,

«Чашечка»

открытый рот закрыть

«Лопаточка»

 

«Домашние птицы»

Утром солнышко проснулось,

Широко нам улыбнулось.        «Улыбочка»

«Птичий двор, пора вставать,

Надо зёрна поклевать».        «Трубочка»

Вот идёт надутый гусь,        щёки надуты

Он драчливый, я боюсь.

Он щипает клювом пятки,        губы смыкаются- размыкаются

Убегайте без оглядки.

 

Это наш большой индюк Клюв его похож на крюк, Громко песни он поёт, Утром спать мне не даёт.

 

«Индюк»

 

На качель взлетел цыплёнок,        «Качели»

Он хорошенький с пелёнок,

 

Громко песенки поёт, Червячка от мамы ждёт.

 

- пи-пи на выдохе

«Змейка»

 

«Зимующие птицы»

Вот синичка прилетела,        «качели»

И на веточку присела.

Чистит пёрышки с утра        стучать        зубами

Не страшны ей холода.

 

Это что за птица

К нам в окно стучится. И на крышу дома

 

«Трубочка»

язык за верхние зубы

 

Медленно садится.        «лопаточка»

Вдалеке стучится дятел        «дятел»

Д-д-д по дереву.

 

Он сегодня весел

Червячки нашлись ему.        «змейка»

 

«Зима»

Утром заинька проснулся,

Потянулся улыбнулся

Про зарядку не забыл,

Окна широко открыл.

 

(язык тянуть вверх), (улыбка)

«качели» Открыть рот

 

 

Посмотрел он за окно На земле белым-бело Вьюга воет и метёт Ёлкам песенки поёт.

 

языком по губам водить На выдохе У-У-У

 

 

Зайка чашечку достал Чай с вареньем выпивал.

И во двор собрался быстро

 

«Чашечка»

«вкусное варенье»

 

Всё лопаткой чистил чисто.        «Лопаточка»

А потом он шёл гулять, Всех животных навещать. Там в берлоге много храпу, Мишка

спит, сосёт он лапу.        Втягивать и отпускать щёки

 

Дятел по стволу стучит, А в дупле бельчонок спит.

Навестил своих друзей И домой бежит скорей.

 

«Дятел»

«лопаточка»

 

Ритмопластика (музыкально-ритмические движения)

Игровой массаж.

Упражнение «Ладошки»

(по А.Н.Стрельниковой)

Ладушки-ладошки, звонкие хлопошки

Мы ладошки все сжимаем, носом правильно вдыхаем. Как ладошки разжимаем, то спокойно выдыхаем.

(На счет «раз» - хватательные движения ладошками (сжимаем их в кулачки), одновременно с движением шумно вдыхаем носом. Сразу после короткого вдоха, ладошки разжимаются – выдох)

Упражнение «Чудак»

Там, на холмах, сидит чудак, Сидит и дует так и сяк.

Он дует вверх, Он дует вбок,

Он дует вдоль и поперек.

Затем педагог кладет себе на ладонь вырезанный из бумаги осенний листок (снежинку, тучку, птичку, воздушный шарик) и подносит его ко рту ребенка. Называя имя ребенка, он аккуратно сдувает листок. Ребенок ловит его и, сдувая, называет имя следующего ребенка.

Упражнение «Дождь»

Дождик слабенький бывает, вот такой… /тихо и редко хлопает в

/ладоши (половинные)

Ну-ка, хлопайте, ребятки, все со мной! /дети повторяют движение

А бывает дождик сильный, вот такой… /хлопает в ладоши сильней /(четвертные)

Снова хлопайте, ребятки, все со мной! /дети повторяют движение

А ещё бывают в небе чудеса –

гром гремит и начинается ГРОЗА! /топает и хлопает /одновременно (восьмые).

/Дети подхватывают движения

Упражнение «Лужи»

Шлеп-шлеп-шлеп - /Дети ритмично постукивают Иду по лужам. / ладонями по ногам.

Хлюп-хлюп-хлюп — / Ритмично притопывают ногами. Вода в ботинках.

Кап-кап-кап — /Поднимают руки вверх и рит-

 мично щелкают пальцами —

Мне зонтик нужен. с /одновременным движением рук сверху вниз. Оп-оп-оп — /Скрещивают руки на груди и

Вода по спинке. / ритмично похлопывают по предплечьям.

Буль-буль-буль — /Выполняют ритмичную пру- Упала шапка. / жинку.

Ой-ой-ой, / Качают головой, руки к голове. Кругом вода.

Да-да-да, / Ритмично кивают головой. Себя так жалко.

Одевайтесь в дождь всегда!

Упражнение «Дождик»

(дети встают друг за другом «паровозиком»)

Дождь, дождь, надо нам

Расходиться по домам /хлопают ладонями по спине

 

Гром, гром, как из пушек

Нынче праздник у лягушек /поколачивают кулачками

Град, град, сыплет град

Все под крышами сидят /постукивают пальчиками

Только мой братишка в луже

Ловит рыбу нам на ужин /поглаживают спинку ладошками

(дети поворачиваются на 180 градусов и повторяют массаж еще раз)

Упражнение «Вот на улице мороз»

Вот на улице мороз! /Поглаживают руки Ну-ка, все потрите нос! /Трут кончик носа.

Ни к чему нам бить баклуши /Грозят правым указательным пальцем. Ну-ка, взялись все за уши:

Покрутили, повертели,

Вот и уши отогрели! /Указательным и большим пальцами /держатся за мочки ушей

/и вращают их вперед, затем назад. По коленкам постучали, /Стучат ладонями по коленям.

По плечам похлопали, /Руки — скрестно на уровне груди, хлопают ладонями по плечам. Ножками затопали! /Топают ногами.

Пальчиковые игры.

 «Кошка»

Посмотрели мы в окошко /делают пальцами обеих рук «окошко»

По дорожке ходит кошка / «бегают» указательным и средним пальцами

/правой руки по левой руке.

С такими усами /показывают «длинные усы» С такими глазами /показывают «большие глаза» Кошка песенку поет Нас гулять скорей зовет / «зовут» правой рукой

«Песочный домик»

Вот песочница большая /разводят руки в стороны

С крышею в горошек /руки «домиком» над головой Из песка мы строим дом /стучат кулачком о кулачок

В доме пять окошек /показывают раскрытую ладошку – «пять» Первое – для зайчика /загибают по очереди пальчики Второе – для совочка В третьем куколка стоит

В четвертом – два грибочка. В пятом кругленьком окошке

Уложили спать мы кошку /ладошки «спят» под щечкой Только кошке места мало /грозят пальчиком Прыг! И домик наш сломала /шлепают ладошками по коленям.

Речевые игры.

«Листопад»

Осень, осень! Листопад! (ритмичные хлопки) Лес осенний конопат (щелчки пальцами)

Листья рыжие шуршат (трут ладошкой о ладошку) И летят, летят, летят! (качают руками)

«Солнышко»

Солнышко, солнышко,        Ритмичные хлопки.

Выгляни в оконышко.

Твои детки плачут,        Притопы.

По камушкам скачут.        Лёгкие прыжки с хлопками.

 

«Дождь»

Дождь, дождь, дождь с утра.

Веселится детвора! Шлеп по лужам, Шлеп-шлеп.

 

Хлопки чередуются со шлепками по коленям.

Лёгкие прыжки на месте. Притопы.

 

Хлоп в ладоши,        Хлопки.

Хлоп-хлоп.

 

Дождик, нас не поливай, А скорее догоняй!

 

«Фома»

 

Грозят пальцем. Убегают от «дождика».

 

Стучит, бренчит по улице: Фома едет на курице, Тимошка – на кошке

По кривой дорожке.

 

Притопы с хлопками. Щелчки по бедрам.

Щелчки.

Показывают руками кривую

Дорожку.

 

Фома песенку поёт,        «Пружинка» с хлопками.

 

Тимка семечки грызет.

Ехали, ехали,        Кружатся дробным шагом.

В темный лес заехали.

В лесу мишка сидит        Присаживаются на корточки.

И на нас рычит:

- Р-р-р-р!        Убегают от «мишки».

«Снег»

Как на горке – снег, снег,        Поднимают руки вверх, два

хлопка.

И под горкой – снег, снег,        Приседают на корточки.

Два шлепка.

И на елке – снег, снег,        Поднимают руки вверх, два

хлопка.

И под елкой – снег, снег.        Приседают на корточки.

Два шлепка.

А под снегом спит медведь.        Притопы.

Тише, тише. Не шуметь!        Произносят шепотом,

указательный палец возле губ.

«Пчёлы водят хоровод»

Водят пчелы хоровод –        Дети топают на месте.

Брум, брум.        Хлопки «тарелочками».

В барабан ударил кот –        Имитируют пальцами игру

на барабане.

Трум, трум.        Стучат кулачком о кулачок. Стали мыши танцевать –                Выставляют ногу на пятку. Тир – ля – ля.

Так, что начала дрожать        Кружатся дробным шагом.

Вся земля.        Хлопают в ладоши.

 

 

Музыкотерапия

 

Физкультминутки.

 «Хлоп-хлоп».

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп (хлопки в ладоши) Топ-топ, топ-топ-топ (топанье ногами)

«Бабочка».

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.) Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.) Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.) Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.) Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

«Под кроватью черный кот».

Он залез под кровать (поочередное движение руками вперед и к груди,имитирующее движение лап кота)

И мешает детям спать. (подъем с ритмичным помахиванием указательным пальцем правой руки)

«Зайки».

Зайки, где вы пропадали?

Мы в капусте отдыхали (трясутся от страха)

А капусту вы не ели? Только носиком задели. Вас бы надо наказать.

Так попробуй нас догнать!

«Самолёты».

Самолёты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками), Самолёты полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо), На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям), Да и снова полетели.

«Белки».

Белки прыгают по веткам. Прыг да скок, прыг да скок! Забираются нередко

Высоко, высоко! (прыжки на месте.) Будем в классики играть

Будем в классики играть, На одной ноге скакать.

А теперь ещё немножко

На другой поскачем ножке. (прыжки на одной ножке.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая поддержка как фактор здоровьесбережения на уроках английского языка

Современный урок английского языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Быстрая утомляемость на уроках иностранного языка вызвана специфи...

Урока физической культуры в 5 классе с позиции здоровьесбережения"Акробатика"

Цели урока: Привести в систему знания учащихся по акробатике через повторение и обобщение...

Урок в 3 классе по волейболу с позиции здоровьесбережения

Цель: формировать желание заниматься спортивными играми – волейболом. Задачи: дать направление для начальных попыток работы с мячом...

Статья. "Здоровьесбережение на уроках географии через использование игровых технологий"

Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становиться первостепенной. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет д...

Здоровьесбережение на уроках математики

В презентации рассматриваются основные моменты правильной организации учебной деятельности, рекомендации по проведению урока с целью сохранения здоровья школьников. Представлена тематика задач, состав...

Выступление на конференции по здоровьесбережению: "Здоровьесбережение – базовая составляющая процесса образования и воспитания в школе".

Выступление на конференции по здоровьесбережению: "Здоровьесбережение – базовая составляющая процесса образования и воспитания в школе"....

Картотека игр. Игры на развитие грамматической стороны речи Картотека игр на развитие лексической стороны речи

В данной картотеке собраны игры по развитию лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста. Материал будет полезен практикующим логопедам,студентам,а также родителям....