Подростковая агрессия
статья (7 класс)

Ильина Евгения Петровна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podrostkovaya_agressiya.docx28.07 КБ

Предварительный просмотр:

Подростковая агрессия

Большинство родителей сталкиваются с проблемой агрессии в подростковой среде тогда, когда их дети оказываются в роли жертв. Если же ребенок удачно избегает неблагоприятных ситуаций, либо сам ведет себя агрессивно в отношении сверстников, вне семьи, проблема минует их внимание или, по крайней мере, не находится в его фокусе.

Большинство родителей косвенно одобряют поведение своих детей, когда те проявляют агрессию по отношению к сверстникам: советуют «давать сдачи» обидчику, отстаивать свои права и «если надо – драться», провоцируют недоверие к детям из неблагополучных семей («с ними не дружи, у них родители - алкоголики») и нередко - межнациональную рознь.

Формально осуждая агрессивное поведение, они, однако, делают естественное исключение для собственного ребенка. Тем более их удивление, когда ребенок, достигнув подросткового возраста и вступив в естественную ситуацию смены референтной группы (мнение родителей и педагогов теперь становится менее веско, чем мнение подросткового коллектива), воспроизводит в своих отношениях внутри семьи давно выработанные стереотипы агрессивного поведения. Задача педагога в данном случае - быть наставником и советчиком для родителей, однако первым условием в данном случае является его высокая компетентность и авторитет.

Родители должны знать основные аспекты проблемы в первую очередь, со слов педагога, непосредственно работающего с их ребенком. Известные им аспекты поведения ребенка должны получить грамотную психологическую трактовку. В большинстве случаев рекомендуется проводить с родителями специальные семинары (не реже раза в месяц) и индивидуальные встречи (по крайней мере, раз в неделю). Это очень существенная нагрузка для педагога, если он будет действовать в одиночку. Чаще всего для проведения занятий рекомендуется приглашать специалистов, которые консультируют детей в данной школе, классе, но индивидуальные беседы с родителями должен проводить сам педагог. В ряде случаев можно сократить беседу и до непродолжительного телефонного разговора, но главное - поддерживать с родителями постоянный контакт.

Принято считать, что подростковая агрессия значительно превосходит агрессию взрослых. Чаще всего это объясняют необходимостью самоутверждения, которая стоит перед каждым подростком. Например, статистика подростковой преступности насчитывает ежегодно более тысячи убийств, несколько сот изнасилований, десятки тысяч телесных повреждений и других правонарушений с очевидным агрессивным подтекстом. Более того, за последние десять лет все отчетливее обнаруживается их рост, притом, что общее количество правонарушений, совершенных подростками, уже три-четыре года имеет тенденцию к снижению.

Большинство исследователей уже давно сделали следующие выводы:

  • (1) подростковая агрессия имеет непосредственные корни в семье и ближайшем окружении подростка (например, в школе). Взрослые люди более самостоятельны, и зависимость их поведения от семейных и рабочих отношений относительно менее выражена;
  • (2) наиболее агрессивны подростки, за поведением которых никто не следит, которые предоставлены сами себе (испытывают дефицит внимания) и те, кто подвергается суровым наказаниям;
  • (3) агрессивное поведение во многом определяется непосредственным окружением подростка: друзьями, учителями, СМИ;
  • (4) дети учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением сверстников, поведение взрослых для них менее значимо; наиболее агрессивные дети отвергаются большинством в своей группе, поэтому они находят друзей среди агрессивных сверстников, что лежит в основе формирования молодежных групп с выраженным асоциальным поведением: однажды отвергнутые, но сильные, они готовы бросить вызов всему обществу;
  • (5) средства массовой информации играют существенную роль в формировании агрессии у подростков, однако, речь не может идти о всех СМИ в целом, но лишь о конкретном издании, публикации, фильме и т.д.
  • (6) агрессивное поведение подростков, как правило, сопровождает плохое развитие социальных и когнитивных навыков, при ликвидации социального и когнитивного разрыва со сверстниками оно снижается, как это происходит, в частности, у лиц с пограничными формами умственной отсталости, которые резко отличаются от сверстников в школьные годы, но по достижении 18-22 лет приобретают профессию, вступают в брак, приобретают социальные навыки;
  • (7) агрессивное поведение в подростковом возрасте имеет различное продолжение в зрелости: социально обусловленные формы агрессии обычно убывают, в то время как биологически обусловленная агрессия возрастает;
  • (8) одной из форм псевдокомпенсации агрессивного поведения является аддикция, в первую очередь – употребление ПАВ.

В работе с подростковой аудиторией педагогу и психологу всегда приходится учитывать особенности агрессии у подростков. Ниже приводится несколько ситуаций, которые могут послужить хорошими примерами для дискуссий.

  • Девочки порвали сверстнице модное платье.
  • Ученик, обидевшись на учителя за несправедливую оценку, подложил ему на стул иголку.
  • Группа подростков, праздно проводящих время в подъезде, избила жильца дома, сделавшего им замечание.
  • Несколько подростков ограбили сверстника, а он в отместку поколотил их всех поодиночке.
  • Мальчик пошел в секцию бокса, чтобы отомстить со временем своему обидчику.

Педагог и подростковая агрессия.

Большинство педагогов сталкиваются с проявлениями подростковой агрессии ежедневно. И ежедневно вынуждены разрешать вопросы, порождаемые ей. Ряд педагогов отрицают существование проблемы, либо в целом, либо в тех подростковых коллективах, с которыми им приходится работать. Существует несколько типичных заблуждений в отношении подростковой агрессии:

  • (1) подростковая агрессия - неизбежна; разумеется, агрессия присуща человеку как биологическому объекту, и подросткам в частности, однако следует помнить, что в социально неблагополучных условиях она приобретает совершенно иной характер и более брутальные формы, поэтому отрекаться от профилактики подростковой агрессии нелепо;
  • (2) подростковая агрессия – всегда следствие психической патологии; это далеко не всегда так, и, как правило, подростковая агрессия следствием психических расстройств не является; исследования показали, что наиболее опасные формы (насилие, убийства, терроризм) подростковая агрессия принимает в качестве извращенных реакций адаптации; механизм развития аномальных адаптационных реакций можно представить в виде следующей схемы: совокупность психотравмирующих факторов®напряжение адаптационных ресурсов®прорыв барьера психической адаптации (термин предложен Ю. А. Александровским) ®дистресс®смещение компенсаторных механизмов из “социальной” в “витальную” плоскость®аномальное реагирование, направленное на уничтожение травмирующего фактора;
  • (3) в нашей школе (нашем классе, отряде) этой проблемы не существует; увы, но даже самые благополучные коллективы не могут избежать межличностных конфликтов, в рамках которых формируется иерархия организованной группы; в такой группе всегда появляются лидеры и аутсайдеры, первые стремятся удерживать свое положение, вторые - исправить свое; как правило, большая часть коллектива (это и есть, собственно, показатель дружного класса или отряда) следует за лидерами, в результате чего аутсайдеры оказываются в изоляции, являющейся психотравмирующим фактором, провоцирующим агрессивное поведение; в роли аутсайдеров неизбежно оказываются новички, дети с нарушением развития и дети-инвалиды, дети из неблагополучных семей;
  • (4) проблема детской агрессии - проблема родителей, недостаток воспитания; скорее дело обстоит наоборот, поскольку в любой семье ребенок находится в более комфортных условиях, чем в подростковом коллективе, следовательно и факторов, провоцирующих его агрессивное поведение в рамках семьи меньше; многие родители диву даются, читая в дневниках записи о поведении их детей в школе, поскольку в домашних условиях их дети никогда так себя не ведут;
  • (5) подростковая агрессия - результат дурного влияния СМИ, подражания агрессивным персонажам фильмов и книг; увы, но это не подтверждается масштабными исследованиями; опыт показывает, что, например, после просмотра боевика шансы подростка совершить акт агрессии действительно выше, чем у его сверстников, но через 2-3 часа «готовность к агрессии» сравнивается со средними возрастными показателями.

Куда идти с подростком, если нужна помощь?

В настоящее время есть много специалистов, которые могут оказать индивидуальную помощь или весьма результативно вмешаться в жизнь целого коллектива. Здесь мы кратко разъясним, чем занимается каждый из них.

Врач-психиатр - это врач, имеющий высшее медицинское образование, полученное в медицинском институте (университете, академии), срок обучения в котором не менее 6 лет, прошедший затем специализацию по психиатрии (интернатуру в течении 1 года, ординатуру - 2-х лет). У врача-психиатра имеется сертификат МЗ РФ по специальности “Психиатрия”, подтверждающий его право заниматься практикой. У частнопрактикующих врачей должна быть лицензия. У врачей, работающих в медицинских учреждениях, лицензии может не быть, т.к. она имеется у медицинского учреждения, а они являются наемными сотрудниками. Только врач-психиатр имеет право ставить психиатрический диагноз, назначать лечение, выписывать рецепты, проводить психотерапевтические процедуры.

Врач-психиатр-нарколог это врач, имеющий высшее медицинское образование, полученное в медицинском институте (университете, академии), срок обучения в котором не менее 6 лет, прошедший затем специализацию по психиатрии и наркологии (интернатуру в течении 1 года, ординатуру - 2-х лет). У врача-психиатра-нарколога имеется сертификат МЗ РФ по специальности “Психиатрия и наркология”, подтверждающий его право заниматься практикой. Психиатром-наркологом может работать врач-психиатр, прошедший дополнительную подготовку по наркологии. У частнопрактикующих врачей должна быть лицензия. У врачей, работающих в медицинских учреждениях, лицензии может не быть, т.к. она имеется у медицинского учреждения, а они являются наемными сотрудниками.

Врач-психотерапевт - это врач-психиатр, прошедший дополнительную подготовку по психотерапии. У него имеется сертификат МЗ РФ. Психотерапия - это метод лечения в психиатрии. Практиковать ее имеет право только врач-психиатр! Осторожно! Очень многие шарлатаны используют эту «вывеску»!

Психолог - это специалист, имеющий высшее психологическое образование, полученное в университете (институте), срок обучения в котором не менее 5 лет. Психолог исследует высшую нервную деятельность человека, определяет степень сохранности высших нервных функций (памяти, воли, эмоциональной сферы, интеллекта, мышления), оценивает поведенческие механизмы. Психолог не является врачом. Он не имеет права лечить людей, в том числе - не имеет права самостоятельно практиковать психотерапию. В то же время использование коррекционных методик, методов интенсивного обучения – входит в прямые задачи психолога. Многие врачи хорошо знакомы с методами психологической диагностики.

Психоаналитик - это модное слово, принесенное с Запада. Психоаналитиком может стать каждый, кто закончил институт психоанализа (не менее 2-х лет). Психоаналитику лучше доверять тогда, когда он является врачом по своей основной специальности. За этой «вывеской» очень часто скрываются шарлатаны!

Профилактические игровые методики.

Здесь мы приведем несколько простых игровых методик, специально разработанных для применения в школе. Средняя продолжительность игры, включая объяснение учащимся правил и подведение результатов занимает 45 минут (1 академический час). Цель данных игр – формирование у подростков социально приемлемых механизмов поведения в субъективно сложных жизненных ситуациях, криминогенных ситуациях и в условиях угрозы их жизни и благополучию.

Игра 1. «Конструктор».

Для игры необходимы: листы большого формата, наборы для рисования (по числу команд). Заранее подготавливаются задания. Задание представляет собой специально приготовленный текст или выдержку из книги, журнальной публикации, подробно описывающую сцену насилия. Таких заданий должно быть больше, чем играющих команд, поскольку иногда команды не могут справиться с одним из вариантов и его требуется срочно заменить. В заранее подготовленном тексте выделяются (шрифтом, маркером) ключевые слова – это слова, несущие выраженный семантический оттенок агрессии (ударил, убил, выстрелил, проткнул и т.д.). В каждом задании число ключевых слов должно быть одинаково.

Группа делится на несколько команд по 6-9 человек (класс можно разделить по формальному признаку – по рядам; прежде, чем подростки войдут в класс, их просят сесть не на свои обычные места, а кто с кем хочет). Каждой команде вручается лист и все необходимые принадлежности для работы. По жребию команды получают задания, к выполнению которых они приступят по сигналу ведущего. Командам объясняются условия игры: они должны ознакомиться с содержанием текста, и создать к нему иллюстрацию, заменяя ключевые слова противоположными им значениями. На выполнение задания командам отводится не более 15 минут. Затем все рисунки собираются, а каждая команда выбирает двух игроков, один из которых будет защищать свой “проект”, а другой – искать изъяны в “проектах” других команд. Команда имеет право помогать своим представителям.

По очереди команды защищают свои проекты. Они должны доказать, что их рисунок полностью отражает содержание исходного текста, и в нем заменены все ключевые слова. В ходе дискуссии представители других команд ищут в работе изъяны, а команде, защищающей проект, приходится экспромтом искать объяснения. На поиск объяснения отводится не более минуты. Потом подводится подсчет очков, набранных каждой командой: очки начисляются за каждое устраненное ключевое слово. Побеждает “проект”, набравший больше очков.

Игра 2. «Корзинка».

Для игры необходима корзина (ваза, шляпа) или мешочек, откуда будет вытягиваться задание-жребий. Задание представляет собой картинку, изображающую сцену насилия. Игрок, вытянувший картинку, получает от ведущего задание, в ходе выполнения которого должен так изменить ситуацию, чтобы насилие было исключено из контекста. Например, участник вытянул картинку, изображающую драку двух подростков, и продемонстрировал ее всем играющим; ведущий тут же дает ему задание: что надо сказать, чтобы ребята помирились? Участник отвечает: “предложить им сыграть в футбол” и передает ход следующему игроку. Когда очередной игрок не сможет быстро придумать решения, настанет его очередь тянуть задание из корзинки, а предыдущий игрок сделается ведущим.

Преимущества игры в том, что в нее можно играть и с небольшими группами, она достаточно увлекательна и может продолжаться достаточно долго. Игра может выполнять функцию разминки в ходе большого тренинга. В ходе игры участвуют все подростки, из них легко выбрать наиболее активных, чтобы использовать в ходе тренинга. Игра также не подразумевает формальной оценки успешности играющих, что полезно для недавно сформированных групп.

Игра 3. «Телефон».

Для игры необходим мяч или любой предмет, который можно легко перебрасывать друг другу. Играющие усаживаются в круг. Ведущий выбирает первого игрока (“абонента”), тот указывает, с кем он собирается “разговаривать по телефону”, отходит в сторону и подбрасывает мяч, так, чтобы он упал в середину круга. Игрок, поймавший мяч, становится “телефонной станцией”. Абонент и телефонная станция отходят в сторону, и ведущий сообщает абоненту тему для разговора, например “вчера в нашем городе взорвали бомбу”. Абонент должен сообщить на ухо телефонной станции подробности происшедшего, после чего “станция” жестами пересказывает историю “собеседнику” абонента. Если тот с трех попыток угадывает смысл сообщения, все трое остаются в игре, иначе – выбывают.

Задача игры – развивать у подростков способности к коммуникации, к эмпатии, к сопереживанию, умение невербально передать свои чувства, выделить главные детали и дать им эмоциональную трактовку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 6-м классе по теме "Возрастные личностные особенности шестиклассников и причины подростковой агрессии"

Родительское собрание в 6-м классе по теме "Возрастные личностные особенности шестиклассников и причины подростковой агрессии" Цели:познакомить родителей с возрастными личностными особеннос...

родительское собрание "Причины подростковой агрессии и как ее преодолеть"

Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 14 до 18 лет), он практически во многом определяет всю дальнейшую...

Презентация "Преодоление детской и подростковой агрессии"

Презентация для классных руководителей и учителей-предметников. Здесь вы найдете советы по преодолению детской агрессии....

Подростковая агрессия (2013г.)

Проблема подростковой агрессии. Виды и формы. Профилактика....

Родительское собрание Возрастные личностные особенности подростков и причины подростковой агрессии

Презентация предназначена для проведения родительского собрания учащихся 7 класса и знакомит с психологическими особенностями подросткового возраста, типами семейного воспитания, а также содержит прак...

Родительское собрание в 6-м классе по теме "Возрастные личностные особенности шестиклассников и причины подростковой агрессии"

Разговор на родительском собрании о возрастных особенностях учащихся и их неприятие правил поведения в обществе со стороны родителей всегда вызывает конфликт в семье. Необходимо рассмотреть причины аг...