Влияние спортивных игр на физическую подготовку детей 6-7 лет к школе
статья
В процессе физического воспитания развиваются разнообразные качества, важные для спортивно-игровой деятельности, в том числе и те, которые необходимы для формирования графического навыка письма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_sportigry_na_podgotovku_k_kshkole_office_word.doc_2003.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние спортивных игр на физическую подготовку
детей 6-7 лет к школе.
Подготовка детей к овладению графикой письма является одним из компонентов деятельности дошкольного учреждения, направленной на обеспечение преемственности воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения и школы и облегчение перехода детей к выполнению важной социальной функции – функции ученика. Успешное решение этой задачи возможно только при использовании всего потенциала дошкольного образования и взаимодействие всех педагогов учреждения. Лишь их совместные усилия способны создать систему, гармонично воздействующую на личность ребенка и подготавливающую его к будущей деятельности. Физическая культура является неотъемлемой частью этой воздействующей системы.
На протяжении ряда лет (1985-90гг.) сотрудники факультета физической культуры Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена изучали проблему подготовки детей к школе и роли физической культуры в этом процессе.
Как педагогов, так и медицинских работников волнует ухудшение здоровья детей при переходе к систематическому обучению. Исследования показали, что для большинства детей самым сложным предметом в начальной школе является письмо, так как этот вид учебного труда предъявляет к ребенку значительные требования, выполнить которые не всегда могут даже прилежные и старательные ученики.
Двигательный акт письма требует тонкой координации движений, длительной фиксации суставов, а кроме того, связан со значительной статической нагрузкой, обусловленной неподвижной позой при письме. Несовершенная нервная регуляция движений, слабое развитие мелких мышц руки, низкая выносливость по отношению к статическим нагрузкам у детей этого возраста определяют чрезвычайную сложность овладения навыком письма.
Процесс овладения навыком письма подчиняется закономерностям формирования любого двигательного навыка. В связи с этим развитие двигательного компонента письма на дошкольном этапе играет чрезвычайно важную роль. Чем богаче двигательный опыт ребенка, тем легче формируются двигательные навыки. Этот опыт, направленный на конкретное двигательное действие, может успешно приобретаться при выполнении специально подобранных физических упражнений.
Физические упражнения представляют собой специально подобранные, методически правильно организованные движения и сложные виды двигательной деятельности.
Для решений этих задач детям старшего дошкольного возраста предлагаются игры с элементами спорта – баскетбола, волейбола, футбола и тенниса. Все эти спортивные игры имеют одну общую особенность – это взаимодействие с мячом во время игры. Мяч имеет форму шара. Никакое другое тело не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью. Это соприкосновение дает полноту ощущения формы. Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются в работу при выполнении упражнений с мячом усиливают эффект положительного воздействия на совершенствование точных движений рук и пальцев. Используя элементы спортивных игр на занятиях, дети привыкают к работе с мячами разных размеров, форм и текстур поверхностей, что развивает мелкую моторику рук. Цвет воздействует на психическое состояние ребенка, на его физиологические функции.
В процессе обучения дети работают не только теми мячами, которые используют профессиональные игроки, но и с другими мячами и предметами (кубики, мешочки с песком, мячи малого диаметра). Так при обучении игре в баскетбол, можно использовать при броске в корзину не только мяч, но и мешочки с песком, а также кубики. При обучении детей игре в теннис, рекомендуют отбивать мяч не только о ракетку, но и малый мяч ракеткой об пол, стену. Во время обучения игре в волейбол, советуют заменить большой мяч, на маленький. Ведь маленький мяч взять в руки и бросить легче, чем большой. А отбивать удобнее большой мячик, нежели маленький. Все эти рекомендации позволяют расширить зону обучения детей и влияют на формирование двигательного навыка.
В процессе физического воспитания развиваются разнообразные качества, важные для спортивно-игровой деятельности, в том числе и те, которые необходимы для формирования графического навыка письма.
Координация движений – это согласование работы всех мышц тела, в результате чего движения оказываются размеренными, пластичными, экономными и при этом незаметно, что отдельные мышцы (антагонистические) действуют противоположно. Цельное движение, пусть даже самое простое, представляет собой сложные сочетания ряда рефлексов, сливающихся в один сложный двигательный рефлекс. Наличие обратной связи, т.е. сигнализации, поступающей в кору головного мозга во время движения, позволяет вести контроль за его выполнением и управлять им.
Поскольку координация движений развивается наиболее успешно в детском возрасте и сохраняется длительное время, то степень развития зрительного и двигательного контроля за движениями у детей к моменту поступления в школу в значительной мере определяет успешность овладения ими графикой письма.
Развитию координации движений способствует применение различных физических упражнений системы «глаз-рука». Особенно полезны в этом отношении игры с мячом, а так же другими предметами: обручем, палкой.
Любое ощущение обладает рядом характеристик, среди которых помимо его качества, интенсивности, длительности, необходимо назвать еще и пространственный компонент. Различением ребенком пространства складывается постепенно, становясь, из смутного и отрывочного все более четким и целостным. Дети сначала овладевают различением направлений по горизонтали и вертикали, затем идет различение правой и левой стороны. Затем образуется ориентировка в окружающем пространстве, требующая закрепления довольно сложной связи между движением и словом. Особое значение для развития пространственных представлений у ребенка имеет образование систем связей между зрительным, слуховым и двигательным анализаторами в процессе предметных действий и игры. Этим требованиям полностью отвечают занятия физическими упражнениями с мячами.
Ориентация в пространстве начинается с различения направлений в собственном теле. В процессе дошкольного воспитания именно на физкультурных занятиях дети больше всего упражняются в различении направлений по сторонам собственного тела. На таких занятиях требуется быстрое определение правой и левой стороны, переключение с одного направления на другое. На занятиях физкультурой дети постоянно сталкиваются с необходимостью измерительных действий. В таких условиях образуется связь пространственных представлений с количественными, развивается способность к оперированию пространственными величинами в воображении.
Многие авторы настоятельно рекомендуют развивать глазомер детей путем разнообразных игровых действий с мячом, где кинестезия руки вместе со зрением активно включается в процесс измерения.
В самых различных видах деятельности человек сталкивается с задачей овладения объективно заданным в ней ритмом. А для этого ему необходимо иметь чувство ритма – способность, которая проявляется при воспроизведении ритмически организованных элементов временного ряда.
Исследования свидетельствуют о том, что ритмическое чувство развиваемо. Значительный вклад в решение этой задачи могут внести физкультурные занятия, проводимые с дошкольниками, так как многие физические упражнения являются циклическими. Занимающимся, необходимо постоянно осваивать ритмические структуры упражнений. Многообразие таких структур обогащает опыт ребенка. Подсчет, используемый руководителем при выполнении упражнений, так же способствует чувству ритма. Включение в занятия движений под музыку повышает эмоциональный настрой, дает ребенку возможность раскрепоститься и самовыразиться.
Двигательный анализатор человека достигает очень высокого совершенства. Среди других двигательных функций движения пальцев руки имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка. Развитие ручной умелости может осуществляться на различных занятиях. Однако слабого развития мелких мышц кисти у детей графические действия быстро приводят к утомлению. Часто дети отказываются от такой деятельности, мотивируя отказ сильной усталостью руки. В этих условиях возрастает роль физкультурных занятий, так как они представляют широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих большей частью игровой характер (подвижные игры, перекладывание мелких предметов в эстафетах, броски и ловля мяча). При таком подходе, даже если и приходиться выполнять достаточно большое количество упражнений, непосредственно направленных на развитие мелких мышц кисти и координацию движений звеньев руки, дети никогда не жалуются.
Различные виды деятельности требуют участия обеих рук. Исследователи говорят о необходимости развития как правой, так и левой руки и советуют выполнение действий с предметами распределять между ними. На физкультурных занятиях упражнения выполняются правой и левой рукой поочередно, что стимулирует развитие обеих рук. В этом так же проявляется преимущество занятий физическими упражнениями с мячом.
Таким образом, в дошкольном возрасте не только можно, но необходимо развивать у ребенка координацию движений, пространственные представления, чувство ритма и «ручную умелость» для подготовки его к овладению графикой письма. А так как развитие этих качеств является задачей физической культуры, то естественно предположить, что именно занятия физическими упражнениями с мячами могут внести значительный вклад в подготовку детей к обучению в школе.
Конечно, катая, перебрасывая, отбивая и подбрасывая мячи ребенок не научиться писать. Но специально подобранные физические упражнения будут способствовать совершенствованию у ребенка координации движений, научат ориентироваться в пространстве и чувствовать ритм, разовьет руку – то есть дадут ему все, сто необходимо для успешного овладения этим сложным навыком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок физической культуры "Спортивные игры - баскетбол" 7 класс специальной(коррекционной) школы VIII вида.
Урок физической культуры направлен на обучение передачи и ловли мяча; ведению мяча; бросок мяча в кольцо....
ВЛИЯНИЕ СПОРТИВНЫХ ИГР НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА.
Спортивные игры важны и как средство воспитания. Увлеченность игрой способствует улучшению физиологического состояния организма. В ребенке развиваются ощущения и мировосприятие. Ребенок испытывает рад...
Обобщение педагогического опыта «Реализация компетентностного подхода в физическом воспитании учащихся начальной школы: спортивно-образовательный комплекс»
Авторская работа по обобщению педагогического опыта: «Реализация компетентностного подхода в физическом воспитании учащихся начальной школы: спортивно-образовательный комплекс». В рамках курсовой...
Задачи физического воспитания в начальной школе • оздоровление детей • воспитательная функция • физическое совершенствование (рост спортивных достижений)
Задачи физического воспитания в начальной школе • оздоровление детей • воспитательная функция • физическое совершенствование (рост спортивных достижений)...
Влияние спортивных игр на развитие опорно-двигательного аппарата.
Презентация к уроку!...
Влияние спортивных игр на развитие опорно-двигательного аппарата и функциональных возможностей организма у обучающихся 5-го класса на уроках физической культуры.
Влияние спортивных игр на развитие опорно-двигательного аппарата и функциональных возможностей организма у обучающихся 5-го класса на уроках физической культуры....
ВЛИЯНИЕ СПОРТИВНЫХ ИГР НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ
Спортивные игры играют значительную роль в социализации детей, обеспечивая им платформу для развития физических навыков, укрепления здоровья и формирования социальных связей. В школьной среде спорт сп...