Речевая среда ребёнка (материал сети Интернет)
материал

Немытченко Нина Васильевна

Даны рекомендации родителям о создании благоприятной среды вокруг ребёнка для успешного развития речи малыша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevaya_sreda_rebenka.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Советы логопеда.

Дорогие родители!

Обращаете ли Вы внимание на то, как говорит Ваш ребёнок, понимают ли его речь окружающие, может ли он точно выразить то, о чем хочет сказать?

Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования человеческой личности.

Благодаря речи маленький человек познаёт окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения.

 В процессе развития речи ребёнок овладевает языком. При помощи речи он выражает свои потребности, говорит о своих чувствах и переживаниях, делится впечатлениями о своём отношении к предметам и явлениям окружающей его действительности.

От умения точно и правильно выразить свою мысль в решающей степени зависит свободное и  непринуждённое общение  ребёнка с окружающими. При своевременном и правильном речевом развитии ребёнок обычно не испытывает трудностей в таком общении.

Усвоение речи в дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе. Речь как средство выражения мысли является орудием мышления. Она связана с умственным развитием. Известный писатель и исследователь детской речи К. И. Чуковский отмечал: «…воспитание речи есть всегда воспитание мысли. Одно неотделимо от другого».

Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребёнок сам, постепенно, овладевает правильным произношением. В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная, любящая семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни.

Задержка речевого развития обычно неблагоприятно сказывается на интеллекте ребёнка. Недостатки речи влияют нередко на формировании характера ребёнка, отражаются на его умственном развитии, а в дальнейшем затрудняют и овладение грамотой.

Родители должны знать, какое огромное  значение для ребёнка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, чётко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов.

 Ребёнок овладевает речью, подражая речи взрослых при непосредственном общении с ними, поэтому, чтобы научиться говорить, он должен, прежде всего, слышать речь. Вот почему речевое общение ребёнка и взрослого – необходимое условие возникновения и развития речи.

 Хотелось бы предостеречь родителей от распространённой ошибки – отмахиваться от детской «болтовни». Иногда она нам кажется  утомительной и пустой, но это совсем не так – идёт становление речевых способностей, которое очень нужны Вашему ребёнку для успешной жизни.

Ни в коем случае не пресекайте его попыток поделиться впечатлениями, реагируя фразами типа «Отстань!», «Помолчи!», «Мне неинтересно». Лучше попробуйте корректировать речь малыша, спокойно и ласково устраняя раздражающие Вас моменты: «Ты говоришь много лишних слов, тебя трудно слушать», «Говори потише (помедленнее)» и т.п. Будьте уверены – в стремлении найти желанное взаимопонимание со взрослым ребёнок выполнит все Ваши условия, и обычный разговор о том, как прошел день в детском саду или в школе, превратится в ценнейшее речевое упражнение. Следите за логичностью и последовательностью детского рассказа, задавайте вопросы: «И что было потом?», «Ну и чем же закончилась эта история?». Восполняйте пропущенное: «Так у неё был день рождения? Ты об этом не сказала», «А где в это время были остальные?». Оценивайте и делайте выводы: «Весело у вас!», «Надо было сразу же сказать об этом воспитательнице» и т.п. Подталкивайте к размышлениям: «А зачем он это сделал?», «А как бы ты поступил на его месте?». Помогайте сформулировать мысль, исправляйте ошибки в произношении и ударении, подсказывайте слова – и Вы увидите, как быстро и легко ребёнок включит всё это в свой речевой багаж. Ни один учебник и ни один педагог не сможет так естественно и так эффективно развивать речевые умения, как это могут сделать любящие и неравнодушные родители в ежедневном общении с детьми. Только не переусердствуйте с «ценными указаниями», ваши вопросы и комментарии должны восприниматься ребёнком как стремление лучше и полнее понять все его мысли, чувства и переживания. Приучайте малыша смотреть прямо на говорящего, тогда ему легче перенимать артикуляцию взрослых.

Очень важным фактором в развитии речи являются положительные эмоции, которые стимулируют общую и речевую активность человека, а отрицательные эмоции – притупляют и гасят её. Поэтому абсолютно правы те родители и педагоги, которые, воспитывая и обучая ребёнка, заботятся не только о сумме знаний и умений, но и о создании положительного эмоционального настроя. Чем чаще Ваш малыш будет испытывать положительные эмоции, тем выше будет его стремление говорить, общаться, делиться с людьми переполняющими его чувствами и переживаниями.

Формирование и развитие речи происходит постепенно. Это довольно длительный и сложный процесс. Для речи «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребёнка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребёнок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов.              

Если же в первые три года  к речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное. Если родители часто общаются со своим ребёнком, играют с ним, читают ему книги, учат с ним стихи, то обычно речь  ребёнка развивается своевременно и правильно.  

Некоторые родители считают, что неправильное произношение звуков, торопливая или недостаточно отчётливая речь дошкольника не могут служить поводом для тревоги, что несовершенство детской речи – возрастное явление, со временем проходящее. Это не совсем так, как  неверно и мнение родителей о том, что если их ребёнок правильно произносит все звуки -  значит, у него нет никаких речевых проблем. Следует внимательно отслеживать все стадии речевого развития ребенка, не стоит долго умиляться дефектам детской речи: неправильно произносимым звукам, подменам одних звуков другими и т.п. Если они не исчезнуть к пяти годам, это уже повод обратиться к специалистам.

Через год – два ваш ребёнок будет учиться в школе. У вас появятся новые заботы, радости, возможно и огорчения. Огорчений будет значительно меньше, если ребёнок подготовлен к новой, трудовой деятельности – учебной. Школа с первого класса предъявляет к  учащимся довольно высокие  требования, и ребёнок, впервые переступивший порог школы, должен отвечать этим требованиям. Без сформированных у него определённых навыков и умений первокласснику очень трудно будет войти в ритм работы современной школы и не отстать от других учеников класса. С поступлением ребёнка в школу заканчивается период стихийного овладения речью и начинается сознательное постижение её законов и правил. Однако не стоит думать, что с этого момента развитие речи Вашего ребёнка - исключительно забота учителя. Став первоклассником, ваш малыш по-прежнему будет нуждаться в постоянном общении, обогащающем его речевой опыт, в положительных эмоциях и переживаниях, в хороших и добрых книгах, фильмах. Кроме того, теперь он ждёт от Вас поддержки и помощи в выполнении учебных заданий, в овладении премудростями чтения и письма. Приготовьтесь к тому, что Вам придётся заново учиться писать, читать  и размышлять о прочитанном, говорить и слушать вместе с Вашим ребёнком.

Огромное значение для овладения процессами письма и чтения   имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического /звукового/ восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из основных причин дисграфии и дислексии (нарушения письма и чтения).

Развитие фонематического слуха, развитие речи старшего дошкольника, умение связно, последовательно излагать свои мысли – важнейший момент в подготовке детей к школе.

Связная речь ребёнка – это  результат овладения всеми сторонами родного языка: звуковой стороной, лексикой, грамматикой, Работа по её совершенствованию должна идти  постоянно.

Каждый родитель заботится о будущем своего ребёнка. Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание человека начинается в самом раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Чем раньше Вы обратите внимание на развитие  речи Вашего малыша, при необходимости обратитесь к педагогам и специалистам, тем легче вашему ребёнку будет войти в новый этап его жизни, и тогда он переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости. 

Удачи Вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Безопасность ребёнка в сети Интернет

Методическая  разработка  родительского  собрания  "Безопасность  ребёнка  в  сети  Интернет".  Собрание  разработано  в  технологии  к...

Статья "Безопасность ребёнка в сети интернет".

Всегда ли наши дети в безопасности, когда находятся сети интернет?...

Безопасность ребёнка в сети Интернет

Разработка родительского собрания...

Свидетельство о публикации авторского материала видеоуроки в сети Интернет по теме: "Атмосферные осадки"

Свидетельство  о публикации авторского материала видеоуроки в сети Интернет по теме: "Атмосферные осадки", авторский материал...

Преподавание русского языка и литературы в условиях открытой информационно-образовательной среды. Использование ресурсов и возможностей сети Интернет в обучении русскому языку и литературе.

В статье рассказывается о том, как можно использовать возможности Интернета в обучении русскому языку и литературе.Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать ...

Предлагаю Вам методический сборник для создания интерактивных ресурсов в среде PowerPoint и на бесплатных платформах сети Интернет

Данный материал использую  для совершенствования иннавационных технологий. Актуально в контексте работы с обучающимися. В условиях реализации требований ФГОС  особое внимание в работе с учащ...