Возрастные и индивидуальные особенности развития
презентация к уроку (7 класс)
Родительское собрание в 7 классе на тему "Возрастные и индивидуальные особенности развития"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozrastnye_i_individualnye_osobennosti_razvitiya.docx | 26.57 КБ |
vozrastnye_i_individualnye_osobennosti_razvitiya.pptx | 2.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в 7 классе
Тема. Возрастные и индивидуальные особенности развития.
Возрастная периодизация.
Характер воздействия различных факторов на формирование личности во многом обусловлен половозрастными и индивидуальными особенностями развития человека.
То, что развитие, как физическое, так и умственное тесно связанно с возрастом понимали уже в глубокой древности. Для правильного управления процессом воспитания и развития педагоги уже в далеком прошлом делали попытки классифицировать периоды человеческой жизни.
В современных психолого-педагогических и медицинских исследованиях выделяется ряд возрастных периодов в развитии человека, обозначенных и представленных в таблице.
Известно, что подобного рода схемы строятся на основе обобщений, пределы которых очень широки, В каждом конкретном случае колебания в уровне реального развития человека могут иметь достаточно большую амплитуду, что обусловлено действием внешних и внутренних факторов.
Поэтому представленные в таблице варианты достаточно условны. Существует целый ряд иных версий периодизации развития и число их продолжает увеличиваться, поскольку единый и бесспорный критерий пока не найден.
В основе построения любой возрастной периодизации лежат возрастные особенности.
Возрастными особенностями называют комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств, характерных для большинства людей одного возраста.
Подростковый возраст — остро протекающий переход от детства к взрослости. С одной стороны, для этого сложного периода показательные негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, вызывающий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т. д. Данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества.
Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние критерии. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности — самопознания. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми — взрослыми, сверстниками.
Акселерация и неравномерности в развитии.
Акселерация (от латинского «акселерацио» - ускорение) – это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. Биологи связывают акселерацию с ускоренным физ. развитием, психологи - с развитием психических функций, а педагоги – с духовным развитием и социализацией личности. У педагогов акселерация ассоциируется не столько с ускоренным темпом физического развития, сколько с рассогласованием процессов физиологического созревания организма и социализацией личности.
«Подростковый комплекс». Резко выраженные психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». «Подростковый комплекс» включает перепады настроения — от безудержного веселья к унынию и обратно — без достаточных причин, а также ряд других: полярных качеств, выступающих попеременно. Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость — с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими — с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами — с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование — сухим мудрствованием. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся с не иссякающим энтузиазмом, а иногда медлительны и апатичны.
Реакция эмансипации. Реакция эмансипации — специфически-подростковая поведенческая реакция. Она проявляется стремлением высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших — родных, учителей, вообще людей старшего поколения. Она может распространяться на установленные старшими порядки, правила, законы, стандарты их поведения и духовные ценности. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за самоутверждение как личности. Эта реакция у подростков возникает при чрезмерной опеке со стороны старших, при мелочном контроле, когда его лишают минимальной самостоятельности и свободы, относятся к нему как к маленькому ребенку.
Проявления реакции эмансипации весьма разнообразны. Она может ощущаться в каждодневном поведении подростка, в желании всегда и везде поступать по-своему, самостоятельно. Одна из крайних форм проявления этой реакции — побеги из дому и бродяжничество, обусловленное желанием «пожить свободной жизнью». Большинство подростков в ответ на вопрос о том, как они принимают решения в повседневной жизни, утверждают, что испытывают трудности, общаясь с родителями, часто конфликтуют с ними. Конфликты могут возникать по поводу повседневных привычек (одежды, времени отсутствия дома). Зачастую они связаны со школьной жизнью (низкая успеваемость, не сделанные уроки, необходимость подготовки к экзаменам) и, наконец, с системами норм и ценностей. Желание снять эмоциональную зависимость от родителей гораздо больше выражено у мальчиков, чем у девочек.
Современный подросток. Он видит перспективу своей полезности для других в обогащении собственной индивидуальности. Но расхождение между стремлениями подростка, связанными с осознанием своих возможностей, утверждением себя как личности, и положением ребенка-школьника, зависимого от воли взрослого, вызывает углубление кризиса самооценки. Даже по сравнению с началом 1970-х годов появилось больше подростков, у которых преобладает негативная самооценка, что влияет на общий жизненный тонус детей. Четко проявляется неприятие оценок взрослых независимо от их правоты. Причина кроется, прежде всего, в отсутствии должных условий для удовлетворения обостренной потребности подростка в общественном признании. Это оборачивается искусственной задержкой личностного самоопределения, находит отражение, в частности, в тяге к интимно-личностному и стихийно-групповому общению со сверстниками, к появлению разного рода подростковых компаний, неформальных групп. В процессе стихийно-группового общения устойчивый характер приобретают агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость и прочее.
Чувство взрослости подростка. Чувство взрослости, занимающее одно из самых существенных мест во внутренней позиции подростка, состоит в том, что он уже не хочет, чтобы его считали ребенком, он претендует на роль взрослого. Но реализовать данную потребность в серьезной деятельности школьник, как правило, не может. Отсюда стремление к «внешней взрослости», которая проявляется в изменении внешнего облика в соответствии с модой взрослых» в преувеличенном интересе к проблемам пола, курении, употреблении спиртных напитков и т. д.
Ценностные ориентации подростков. У подростков наблюдается стремление более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Жизнь подростка должна быть заполнена какими-то содержательными отношениями, интересами, переживаниями. Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Круг интересов является психологической базой ценностных ориентаций подростка. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным.
Подростковый кризис. В 12–14 лет в психологическом развитии многих детей наступает переломный момент, известный под названием «подросткового кризиса». Внешне он проявляется в грубости и нарочитости поведения подростка, в стремлении поступать наперекор желанию и требованию взрослых, в игнорировании замечаний, замкнутости и т. д. Подростки, как правило, претендуют на роль взрослого человека. Их не устраивает отношение к себе как к детям, они хотят полного равноправия со взрослыми, подлинного уважения. Иные отношения их унижают и оскорбляют.
Школьная дезадаптация в подростковом возрасте. Подростковый возраст наиболее чреват возникновением разнообразных нарушений у детей, в том числе и нарушений учебной деятельности. У подростков количество случаев психогенной школьной дезадаптации по сравнению с младшими школьниками возрастает. Это объясняется громадным скачком в развитии психики. Психогенная школьная дезадаптация младших подростков, как правило, связана с нарушениями общения школьников с кем-то из значимых для них людей. Чаще всего это нарушения в общении со сверстниками. Общение со значимыми людьми является источником возникновения различных переживаний. Негативные переживания, возникающие при общении подростка с одними людьми, могут компенсироваться позитивными переживаниями, возникающими в ходе общения с другими.
Преодоление конфликтов между подростками. Овладение нормами дружбы — важнейшее приобретение ребенка в подростковом возрасте. Преодоление конфликтов между одноклассниками заключается в создании таких объективных условий в коллективе, когда каждый подросток будет поставлен перед необходимостью развивать в себе качества хорошего товарища. Хорошие результаты дает совместная деятельность и переживание конфликтующими сторонами успеха общей деятельности. Организуемая деятельность должна быть значимой для коллектива и соответствовать возможностям включенных в нее подростков.
Индивидуальные особенности ребенка также связаны с типом его нервной деятельности, являющимся наследственным.
И.П. Павлов в своем учении о высшей нервной деятельности выявил основные свойства нервных процессов:
- Силу возбуждения и неуравновешенность;
- Уравновешенность и неуравновешенность этих процессов;
- Их подвижность.
Исследование типов темперамента дошкольников.
Проведение исследования: Типы темперамента детей определяются в процессе наблюдения за их поведением и деятельностью в течение дня. Наблюдения дополняются с результатами с воспитателями и родителями. Обобщенные данные заносятся в таблицу и соотносятся с характеристикой типов темперамента.
Сангвиник. Быстрота и живость движений, разнообразие и богатство мимики, быстрый темп речи. Высокая психическая активность проявляется в живости ума, находчивости и стремлению к частой смене впечатлений, отзывчивости на окружающие события.
Эмоции быстро возникают и легко сменяются. Легко переходит от слез к радости и наоборот, хотя обычно преобладает хорошее настроение, поскольку ребенок сравнительно безболезненно и быстро переживает неудачи, не может находиться в унынии. Ребенок активный, шустрый, достаточно выносливый и неутомимый в том занятии, которое его увлекает. Быстро схватывает информацию, работоспособен и инициативен, сфера интересов широка. Высокая общительность сочетается со стремлением к лидерству. Ярко проявляется эмоциональная устойчивость и уверенность в себе.
Флегматик. Уравновешенный, осторожный и спокойный ребенок. Ему присущи ровное эмоциональное состояние, настойчивость и упорство в своих стремлениях, устойчивость к стрессам, малая возбудимость и невысокая чувствительность. Медленные движения. Ребенку трудно приступить к занятию, но начав его, трудно переключиться. Предпочитает однообразные, монотонные игры и занятия. Аккуратен т педантичен. Часто играет один, игрушки потом аккуратно убирает. Консервативен в пристрастиях, в том числе к определенной еде, к “своей” чашке и ложке и пр. Малыш всему учится с запозданием. Ест медленно, сосредоточенно. В деятельности соблюдает порядок и сложившиеся традиции, нарушение которых вызывает раздражение, а иногда ярость.
Меланхолик. Отличается высокой чувствительностью, глубиной и устойчивостью эмоций при слабом их внешнем выражении. Склонен к мнительности и обидчивости. Нередко развиваются повышенная ранимость, замкнутость, отчужденность. Кажется пугливым. Не сразу входит в общую игру, чаще наблюдает со стороны. В то же время всецело отдается игре, любит мечтать, фантазировать, очень хороший актер. В его действиях много непонятного, что обусловлено богатством внутреннего мира. Обычно ребенок грустит, слишком рассудителен и часто ведет себя как маленький взрослый. Очень привязчив и отзывчив на ласку, чисто сердечен и общителен, но лишь с теми, кого любит. С посторонними скрытен, раним и замкнут, обижается по любому поводу. Круг общения узок, связи не многочисленны, но глубоки и искренни. Кажется не уверенным, замкнутым и осторожным. Долго не может заснуть. Чувствителен к страданиям других. В игре одинок из-за мнительности и страха предложить свое общество другим, боится неожиданности.
Холерик. Нестабилен, активен. Не спокоен, импульсивен и изменчив. В деятельности и общении возбудим, нервозен, вспыльчив, порывист, склонен к резким сменам настроений, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивен. Движения быстрые и энергичные. Речь громкая, частая, быстрая. Энергичен и активен, но не всегда внимателен, особенно когда возбужден. Плохо переносит монотонную работу. Активно включается в новое дело, но увлечение и энтузиазм быстро угасает, если работа не интересная. В то же время, если деятельность привлекательна, работает энергично и долго. Решения самостоятельны, но часто не обдуманны. Рано встает, ест и спит немного.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2 В возрастной физиологии В медицине В возрастной психологии и педагогике Новорожденность (первые 10 дней) Новорожденность (первые 3-4 недели) Младенчество (от рождения до года) Грудной возраст (до года) Грудной возраст (младший ясельный) 4 недели – 1 год Преддошкольный возраст (1-3 года) Раннее детство (1-3 года) Преддошкольный возраст (старший ясельный) (1-3 года) Первое детство ( 4-7 лет) Дошкольный возраст (3-7 лет) Дошкольный возраст (3-6 лет) Второе детство (8-12 лет) Младший школьный возраст (7-12 лет) Младший школьный возраст (6-10 лет) Подростковый возраст: мальчики-13-16 лет; девочки- 12-15 лет; Подростковый возраст. Подростковый возраст ( среднешкольный) (10-15 лет) Юношеский возраст: юноши- 17-21 год; девушки –16-20 лет. Старший школьный (12-18 лет) Юность: 1-й период – 15-17 лет 1-й период – 17-21 год
Возрастная периодизация по Д.Б. Эльконину : 3 Возрастной период Ведущая деятельность Объект познава- тельной деятель- ности Какая сфера психики преимущественно развивается Новообразования возраста Младенческий ( 0-1 год) Непосредственно эмоциональное общение Отношения Личностная ( потребностно -мотивационная ) Потребность в общении. Эмоциональные отношения. Раннее детство ( 1-3 года) Предметно- манипулятивная Предметы Познавательные процессы Речь и наглядно- действенное мышление Дошкольный возраст (3-7 лет) Сюжетно-ролевая игра Отношения Личностная ( потребностно – мотивационная ) Потребность в общественно- значимой и общественно-оцениваемой деят . Младший школьный возраст (7-11 лет) Учебно-познавательная Начала наук Интеллектуально-познавательная Произвольность. Внутренний план действий. Самоконтроль. Рефлексия Подростковый возраст (11-15 лет) Общение в процессе обучения и труда Основы наук Система отношений в различных ситуациях Личностная ( потребностно – мотивационная ) Стремление к «взрослости». Старший школьный возраст (15-17 лет) Учебно- професси - ональная Основы наук и професси - ональной деятельности Интеллекту- ально -познавательная Личностная ( потребностно – мотивац .) Мировоззрение. Профессиональные интересы.
Даниил Борисович Эльконин ( 16 февраля 1904 — 4 октября 1984 ) — советский психолог , автор оригинального направления в детской и педагогической психологии. 4
5
6
«Подростковый комплекс »
Реакция эмансипации
Современный подросток
Чувство взрослости подростка
Ценностные ориентации подростков
Подростковый кризис 12
Школьная дезадаптация в подростковом возрасте
Преодоление конфликтов между подростками 14
Индивидуальные особенности ребенка также связаны с типом его нервной деятельности, являющимся наследственным. И.П. Павлов в своем учении о высшей нервной деятельности выявил основные свойства нервных процессов: Силу возбуждения и неуравновешенность; Уравновешенность и неуравновешенность этих процессов; Их подвижность. 15
16
Холерик Положительные черты Отрицательные черты Активность Энергичность Общительность Решительность Инициативность Вспыльчивость Несдержанность Раздражительность Агрессивность Резкость в общении Импульсивность Неустойчивость в поведении
Сангвиник Положительные черты Отрицательные черты Активность Хорошая приспособляемость Общительность Доброжелательность Жизнерадостность Оптимистичность Смелость Находчивость Непринятие однообразия, монотонности Поверхностность Недостаточная усидчивость Недостаточная настойчивость Поспешность в суждениях и поступках
Флегматик Положительные черты Отрицательные черты Высокая работоспособность Настойчивость Спокойствие, ровность в отношениях Надежность Добросовестность Малоподвижность Низкая активность Медлительность в принятии решений Необщительность Индивидуализм
Меланхолик Положительные черты Отрицательные черты Чувствительность Сердечность Исполнительность Сдержанность Аккуратность Низкая активность Ранимость Застенчивость Замкнутость Необщительность Низкая работоспособность
Спасибо за внимание! 21
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возрастные и индивидуальные особенности развития личности подростка
Статьи предлагаются для самообразования родителей подростков. Здесь в доступной форме представлены особенности физического и психического развития школьников данного возраста. Этим материалом можно...
«Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся при выполнении проектных заданий по технологии» (на примере изучения раздела «Проектирование и изготовление одежды» в 5-8 классах)
Опыт показывает, что внедрение в образовательный процесс, особенно по технологии, метода проектов открывает значительные возможности для повышения качества обучения. Особенностью данного метода являет...
Консультация для педагогов и родителей Тема: «Возрастные и индивидуальные особенности развития подростков, занимающихся плаванием».
Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития. Возрастные особенности - это наиболее характерные для каждого возрастного периода школьников особенн...
Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника
Выступление педагога-психолога на родительском собрании....
Развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Выступление на педагогическом совете...
Наличие индивидуальных планов по развитию обучающихся, учитывающих их возрастные и индивидуальные особенности
Наличие индивидуальных планов по развитию обучающихся, учитывающих их возрастные и индивидуальные особенности...
Рекомендации построения образовательной среды для развития музыкальных способностей в группе детей предшкольного возраста , с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Рекомендации (РППС) для развития музыкальных способностей детей предшкольного возраста в группе ДОУ....