Возрастные и индивидуальные особенности развития
презентация к уроку (7 класс)

Дерезина Татьяна Сергеевна

Родительское собрание в 7 классе на тему "Возрастные и индивидуальные особенности развития"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 7 классе

Тема. Возрастные и индивидуальные особенности развития.

Возрастная периодизация.

Характер воздействия различных факторов на формирование личности во многом обусловлен половозрастными и индивидуальными особенностями развития человека.

То, что развитие, как физическое, так и умственное тесно связанно с возрастом понимали уже в глубокой древности. Для правильного управления процессом воспитания и развития педагоги уже в далеком прошлом делали попытки классифицировать периоды человеческой жизни.

В современных психолого-педагогических и медицинских исследованиях выделяется ряд возрастных периодов в развитии человека, обозначенных и представленных в таблице.

Известно, что подобного рода схемы строятся на основе обобщений, пределы которых очень широки, В каждом конкретном случае колебания в уровне реального развития человека могут иметь достаточно большую амплитуду, что обусловлено действием внешних и внутренних факторов.

Поэтому представленные в таблице варианты достаточно условны. Существует целый ряд иных версий периодизации развития и число их продолжает увеличиваться, поскольку единый и бесспорный критерий пока не найден.

         В основе построения любой возрастной периодизации лежат возрастные особенности.

Возрастными особенностями называют комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств, характерных для большинства людей одного возраста.

Подростковый возраст — остро протекающий переход от детства к взрослости. С одной стороны, для этого сложного периода показательные негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, вызывающий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т. д. Данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества.

Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние критерии. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности — самопознания. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми — взрослыми, сверстниками.

Акселерация и неравномерности в развитии.

Акселерация (от латинского «акселерацио» - ускорение) – это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. Биологи связывают акселерацию с ускоренным физ. развитием, психологи - с развитием психических функций, а педагоги – с духовным развитием и социализацией личности. У педагогов акселерация ассоциируется не столько с ускоренным темпом физического развития, сколько с рассогласованием процессов физиологического созревания организма и социализацией личности.

«Подростковый комплекс». Резко выраженные психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». «Подростковый комплекс» включает перепады настроения — от безудержного веселья к унынию и обратно — без достаточных причин, а также ряд других: полярных качеств, выступающих попеременно. Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость — с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими — с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами — с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование — сухим мудрствованием. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся с не иссякающим энтузиазмом, а иногда медлительны и апатичны.

Реакция эмансипации. Реакция эмансипации — специфически-подростковая поведенческая реакция. Она проявляется стремлением высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших — родных, учителей, вообще людей старшего поколения. Она может распространяться на установленные старшими порядки, правила, законы, стандарты их поведения и духовные ценности. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за самоутверждение как личности. Эта реакция у подростков возникает при чрезмерной опеке со стороны старших, при мелочном контроле, когда его лишают минимальной самостоятельности и свободы, относятся к нему как к маленькому ребенку.

Проявления реакции эмансипации весьма разнообразны. Она может ощущаться в каждодневном поведении подростка, в желании всегда и везде поступать по-своему, самостоятельно. Одна из крайних форм проявления этой реакции — побеги из дому и бродяжничество, обусловленное желанием «пожить свободной жизнью». Большинство подростков в ответ на вопрос о том, как они принимают решения в повседневной жизни, утверждают, что испытывают трудности, общаясь с родителями, часто конфликтуют с ними. Конфликты могут возникать по поводу повседневных привычек (одежды, времени отсутствия дома). Зачастую они связаны со школьной жизнью (низкая успеваемость, не сделанные уроки, необходимость подготовки к экзаменам) и, наконец, с системами норм и ценностей. Желание снять эмоциональную зависимость от родителей гораздо больше выражено у мальчиков, чем у девочек.

Современный подросток. Он видит перспективу своей полезности для других в обогащении собственной индивидуальности. Но расхождение между стремлениями подростка, связанными с осознанием своих возможностей, утверждением себя как личности, и положением ребенка-школьника, зависимого от воли взрослого, вызывает углубление кризиса самооценки. Даже по сравнению с началом 1970-х годов появилось больше подростков, у которых преобладает негативная самооценка, что влияет на общий жизненный тонус детей. Четко проявляется неприятие оценок взрослых независимо от их правоты. Причина кроется, прежде всего, в отсутствии должных условий для удовлетворения обостренной потребности подростка в общественном признании. Это оборачивается искусственной задержкой личностного самоопределения, находит отражение, в частности, в тяге к интимно-личностному и стихийно-групповому общению со сверстниками, к появлению разного рода подростковых компаний, неформальных групп. В процессе стихийно-группового общения устойчивый характер приобретают агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость и прочее.

Чувство взрослости подростка. Чувство взрослости, занимающее одно из самых существенных мест во внутренней позиции подростка, состоит в том, что он уже не хочет, чтобы его считали ребенком, он претендует на роль взрослого. Но реализовать данную потребность в серьезной деятельности школьник, как правило, не может. Отсюда стремление к «внешней взрослости», которая проявляется в изменении внешнего облика в соответствии с модой взрослых» в преувеличенном интересе к проблемам пола, курении, употреблении спиртных напитков и т. д.

Ценностные ориентации подростков. У подростков наблюдается стремление более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Жизнь подростка должна быть заполнена какими-то содержательными отношениями, интересами, переживаниями. Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Круг интересов является психологической базой ценностных ориентаций подростка. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным.

Подростковый кризис. В 12–14 лет в психологическом развитии многих детей наступает переломный момент, известный под названием «подросткового кризиса». Внешне он проявляется в грубости и нарочитости поведения подростка, в стремлении поступать наперекор желанию и требованию взрослых, в игнорировании замечаний, замкнутости и т. д. Подростки, как правило, претендуют на роль взрослого человека. Их не устраивает отношение к себе как к детям, они хотят полного равноправия со взрослыми, подлинного уважения. Иные отношения их унижают и оскорбляют.

Школьная дезадаптация в подростковом возрасте. Подростковый возраст наиболее чреват возникновением разнообразных нарушений у детей, в том числе и нарушений учебной деятельности. У подростков количество случаев психогенной школьной дезадаптации по сравнению с младшими школьниками возрастает. Это объясняется громадным скачком в развитии психики. Психогенная школьная дезадаптация младших подростков, как правило, связана с нарушениями общения школьников с кем-то из значимых для них людей. Чаще всего это нарушения в общении со сверстниками. Общение со значимыми людьми является источником возникновения различных переживаний. Негативные переживания, возникающие при общении подростка с одними людьми, могут компенсироваться позитивными переживаниями, возникающими в ходе общения с другими.

Преодоление конфликтов между подростками. Овладение нормами дружбы — важнейшее приобретение ребенка в подростковом возрасте. Преодоление конфликтов между одноклассниками заключается в создании таких объективных условий в коллективе, когда каждый подросток будет поставлен перед необходимостью развивать в себе качества хорошего товарища. Хорошие результаты дает совместная деятельность и переживание конфликтующими сторонами успеха общей деятельности. Организуемая деятельность должна быть значимой для коллектива и соответствовать возможностям включенных в нее подростков.

Индивидуальные особенности ребенка также связаны с типом его нервной деятельности, являющимся наследственным.
И.П. Павлов в своем учении о высшей нервной деятельности выявил основные свойства нервных процессов:

  1. Силу возбуждения и неуравновешенность;
  2. Уравновешенность и неуравновешенность этих процессов;
  3. Их подвижность.

Исследование типов темперамента дошкольников.

Проведение исследования: Типы темперамента детей определяются в процессе наблюдения за их поведением и деятельностью в течение дня. Наблюдения дополняются с результатами с воспитателями и родителями. Обобщенные данные заносятся в таблицу и соотносятся с характеристикой типов темперамента.

Сангвиник. Быстрота и живость движений, разнообразие и богатство мимики, быстрый темп речи. Высокая психическая активность проявляется в живости ума, находчивости и стремлению к частой смене впечатлений, отзывчивости на окружающие события.
Эмоции быстро возникают и легко сменяются. Легко переходит от слез к радости и наоборот, хотя обычно преобладает хорошее настроение, поскольку ребенок сравнительно безболезненно и быстро переживает неудачи, не может находиться в унынии. Ребенок активный, шустрый, достаточно выносливый и неутомимый в том занятии, которое его увлекает. Быстро схватывает информацию, работоспособен и инициативен, сфера интересов широка. Высокая общительность сочетается со стремлением к лидерству. Ярко проявляется эмоциональная устойчивость и уверенность в себе.

Флегматик. Уравновешенный, осторожный и спокойный ребенок. Ему присущи ровное эмоциональное состояние, настойчивость и упорство в своих стремлениях, устойчивость к стрессам, малая возбудимость и невысокая чувствительность. Медленные движения. Ребенку трудно приступить к занятию, но начав его, трудно переключиться. Предпочитает однообразные, монотонные игры и занятия. Аккуратен т педантичен. Часто играет один, игрушки потом аккуратно убирает. Консервативен в пристрастиях, в том числе к определенной еде, к “своей” чашке и ложке и пр. Малыш всему учится с запозданием. Ест медленно, сосредоточенно. В деятельности соблюдает порядок и сложившиеся традиции, нарушение которых вызывает раздражение, а иногда ярость.

Меланхолик. Отличается высокой чувствительностью, глубиной и устойчивостью эмоций при слабом их внешнем выражении. Склонен к мнительности и обидчивости. Нередко развиваются повышенная ранимость, замкнутость, отчужденность. Кажется пугливым. Не сразу входит в общую игру, чаще наблюдает со стороны. В то же время всецело отдается игре, любит мечтать, фантазировать, очень хороший актер. В его действиях много непонятного, что обусловлено богатством внутреннего мира. Обычно ребенок грустит, слишком рассудителен и часто ведет себя как маленький взрослый. Очень привязчив и отзывчив на ласку, чисто сердечен и общителен, но лишь с теми, кого любит. С посторонними скрытен, раним и замкнут, обижается по любому поводу. Круг общения узок, связи не многочисленны, но глубоки и искренни. Кажется не уверенным, замкнутым и осторожным. Долго не может заснуть. Чувствителен к страданиям других. В игре одинок из-за мнительности и страха предложить свое общество другим, боится неожиданности.

Холерик. Нестабилен, активен. Не спокоен, импульсивен и изменчив. В деятельности и общении возбудим, нервозен, вспыльчив, порывист, склонен к резким сменам настроений, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивен. Движения быстрые и энергичные. Речь громкая, частая, быстрая. Энергичен и активен, но не всегда внимателен, особенно когда возбужден. Плохо переносит монотонную работу. Активно включается в новое дело, но увлечение и энтузиазм быстро угасает, если работа не интересная. В то же время, если деятельность привлекательна, работает энергично и долго. Решения самостоятельны, но часто не обдуманны. Рано встает, ест и спит немного.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Возрастные и индивидуальные особенности развития 1

Слайд 2

2 В возрастной физиологии В медицине В возрастной психологии и педагогике Новорожденность (первые 10 дней) Новорожденность (первые 3-4 недели) Младенчество (от рождения до года) Грудной возраст (до года) Грудной возраст (младший ясельный) 4 недели – 1 год Преддошкольный возраст (1-3 года) Раннее детство (1-3 года) Преддошкольный возраст (старший ясельный) (1-3 года) Первое детство ( 4-7 лет) Дошкольный возраст (3-7 лет) Дошкольный возраст (3-6 лет) Второе детство (8-12 лет) Младший школьный возраст (7-12 лет) Младший школьный возраст (6-10 лет) Подростковый возраст: мальчики-13-16 лет; девочки- 12-15 лет; Подростковый возраст. Подростковый возраст ( среднешкольный) (10-15 лет) Юношеский возраст: юноши- 17-21 год; девушки –16-20 лет. Старший школьный (12-18 лет) Юность: 1-й период – 15-17 лет 1-й период – 17-21 год

Слайд 3

Возрастная периодизация по Д.Б. Эльконину : 3 Возрастной период Ведущая деятельность Объект познава- тельной деятель- ности Какая сфера психики преимущественно развивается Новообразования возраста Младенческий ( 0-1 год) Непосредственно эмоциональное общение Отношения Личностная ( потребностно -мотивационная ) Потребность в общении. Эмоциональные отношения. Раннее детство ( 1-3 года) Предметно- манипулятивная Предметы Познавательные процессы Речь и наглядно- действенное мышление Дошкольный возраст (3-7 лет) Сюжетно-ролевая игра Отношения Личностная ( потребностно – мотивационная ) Потребность в общественно- значимой и общественно-оцениваемой деят . Младший школьный возраст (7-11 лет) Учебно-познавательная Начала наук Интеллектуально-познавательная Произвольность. Внутренний план действий. Самоконтроль. Рефлексия Подростковый возраст (11-15 лет) Общение в процессе обучения и труда Основы наук Система отношений в различных ситуациях Личностная ( потребностно – мотивационная ) Стремление к «взрослости». Старший школьный возраст (15-17 лет) Учебно- професси - ональная Основы наук и професси - ональной деятельности Интеллекту- ально -познавательная Личностная ( потребностно – мотивац .) Мировоззрение. Профессиональные интересы.

Слайд 4

Даниил Борисович Эльконин ( 16 февраля 1904 — 4 октября 1984 ) — советский психолог , автор оригинального направления в детской и педагогической психологии. 4

Слайд 5

5

Слайд 6

6

Слайд 7

«Подростковый комплекс »

Слайд 8

Реакция эмансипации

Слайд 9

Современный подросток

Слайд 10

Чувство взрослости подростка

Слайд 11

Ценностные ориентации подростков

Слайд 12

Подростковый кризис 12

Слайд 13

Школьная дезадаптация в подростковом возрасте

Слайд 14

Преодоление конфликтов между подростками 14

Слайд 15

Индивидуальные особенности ребенка также связаны с типом его нервной деятельности, являющимся наследственным. И.П. Павлов в своем учении о высшей нервной деятельности выявил основные свойства нервных процессов: Силу возбуждения и неуравновешенность; Уравновешенность и неуравновешенность этих процессов; Их подвижность. 15

Слайд 16

16

Слайд 17

Холерик Положительные черты Отрицательные черты Активность Энергичность Общительность Решительность Инициативность Вспыльчивость Несдержанность Раздражительность Агрессивность Резкость в общении Импульсивность Неустойчивость в поведении

Слайд 18

Сангвиник Положительные черты Отрицательные черты Активность Хорошая приспособляемость Общительность Доброжелательность Жизнерадостность Оптимистичность Смелость Находчивость Непринятие однообразия, монотонности Поверхностность Недостаточная усидчивость Недостаточная настойчивость Поспешность в суждениях и поступках

Слайд 19

Флегматик Положительные черты Отрицательные черты Высокая работоспособность Настойчивость Спокойствие, ровность в отношениях Надежность Добросовестность Малоподвижность Низкая активность Медлительность в принятии решений Необщительность Индивидуализм

Слайд 20

Меланхолик Положительные черты Отрицательные черты Чувствительность Сердечность Исполнительность Сдержанность Аккуратность Низкая активность Ранимость Застенчивость Замкнутость Необщительность Низкая работоспособность

Слайд 21

Спасибо за внимание! 21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные и индивидуальные особенности развития личности подростка

Статьи предлагаются для самообразования родителей подростков. Здесь в доступной форме представлены особенности физического и психического развития школьников данного возраста. Этим материалом можно...

«Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся при выполнении проектных заданий по технологии» (на примере изучения раздела «Проектирование и изготовление одежды» в 5-8 классах)

Опыт показывает, что внедрение в образовательный процесс, особенно по технологии, метода проектов открывает значительные возможности для повышения качества обучения. Особенностью данного метода являет...

Консультация для педагогов и родителей Тема: «Возрастные и индивидуальные особенности развития подростков, занимающихся плаванием».

Каждому возрасту соответствует свой уровень  физического, психического и социального развития. Возрастные особенности - это наиболее характерные для каждого возрастного периода школьников особенн...

Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника

Выступление педагога-психолога на родительском собрании....

Наличие индивидуальных планов по развитию обучающихся, учитывающих их возрастные и индивидуальные особенности

Наличие индивидуальных планов по развитию обучающихся, учитывающих их возрастные и индивидуальные особенности...