Особенности подросткового возраста
методическая разработка (8 класс)

Сергеева Елена Николаевна

Цели:  1) Познакомить родителей с особенностями подросткового возраста, оказать родителям помощь в преодолении затруднений в общении с детьми – подростками; 2) Улучшение межличностных отношений между родителями подростков, в ходе совместной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_podrostkovogo_vozrasta.docx33.85 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание  в 8  классе

на тему "Особенности подросткового возраста".

Цели:

1)Познакомить родителей с особенностями подросткового возраста, оказать родителям помощь в преодолении затруднений в общении с детьми – подростками.

2)Улучшение межличностных отношений между родителями подростков, в ходе совместной деятельности.

План проведения:

1.Организационный момент.  Упражнение «Ладошка».

2. Анкета для родителей: «А знаю ли я своего ребенка?»

3. Мини-лекция.

4. Завершение. Рефлексия.

Ход собрания.

1.Здравствуйте уважаемые родители! Сегодня хотелось бы обсудить вместе с вами особенности, подросткового возраста и какова роль семьи в этот период. Поговорим о том, какие изменения происходят в детях. Какие проблемы в общении с детьми у вас возникают, и возникают ли вообще.

Разминка «Ладошка».

Но прежде че мы начнем, для поднятия настроения, предлагаю разминку.

Родителям раздается напечатанная ладошка. На ней они должны написать 5 имен и здесь присутствующих. Затем родители получают задание на каждое написанное имя. С этими людьми они должны 1. Подойти и поздороваться; 2.Сказать комплимент; 3. Помахать рукой; 4. Поиграть в ладоши; 5.Показать «класс!».

2.Анкета.

А сейчас я предлагаю Вам ответить  на вопросы анкеты: «А знаю ли я своего ребенка»? На эти же вопросы отвечали Ваши дети. После того как вы на них ответите, я вам дам их ответы для сравнения.

А теперь:

1.Посчитайте количество совпадений.

2.У кого много совпадений и практически все совпало?

3.Узнали ли вы для себя, что-то новое?

3. Мини-лекция.

Подростковый возраст — сложный и во многом противоречивый период жизни ребенка. Резкие изменения, происходящие в физическом и психологическом облике, особенно бросаются в глаза родителям и педагогам. Подростковый возраст — период кризиса в развитии личности ребенка.

Особенности личности подростка можно довольно точно охарактеризовать в двух словах — стремление к самостоятельности. Оно накладывает отпечаток на все стороны личности, поведение, чувства. Восьмиклассники находятся на 3 этапе развития самостоятельности: «Пробую быть самостоятельным, хотя не очень умею». Данный этап сопровождается следующими моментами:

1. Есть свое мнение, не всегда верное

2. Считает именно свое мнение истинно верным

3. Не считается с мнением родителей

4. Поступает так, как хочет

5. Есть стремление попробовать все, что делают его сверстники и взрослые (покурить и т.д.)

6. Считает, что он все может и с ним ничего не может случиться (не заботится о безопасности)

Для успешного прохождения и оптимизации развития самостоятельности нужно:
• аргументировать запреты

• обсуждать: если ты поступишь так, то какие будут последствия (испортишь свое здоровье, можешь попасть в плохую компанию, с тобой может случиться что-то плохое)
• считаться с мнением подростка (иначе он не научится считаться с вашим)
•  не считать свою позицию на 100% правильной

• поддерживать его, хвалить (возможно, даже не совсем заслуженно, для повышения уверенности в себе)

• не ругать его друзей или тех, с кем он встречается (бесполезно, вызовет только отрицание и негатив), если только тех, с кем он уже расстался или поссорился
• в спорах пытаться договориться

Итак, подросток уже не ребенок, вместе с тем он еще не взрослый. Он не терпит ограничений своей самостоятельности, нередко проявляет резко отрицательное отношение к требованиям взрослых. Чаще всего конфликты подростка со взрослыми возникают в тех семьях, где родители не замечают взросления сына или дочери, продолжают смотреть на них как на «маленьких».

В 13 лет появляется интерес к собственной жизни, к качествам своей личности. Этот интерес значительно возрастает в юношеском возрасте. Первоначально суждения подростка о себе в значительной степени повторяют суждения о нем других людей. На вопрос «Откуда ты знаешь о чертах своего характера?» подростки прямо отвечают, что они знают о своих качествах от родителей, учителей, товарищей, но позднее начинают замечать их и сами. Всё же они раньше начинают оценивать других людей, чем самих себя.

В оценке других подростки часто допускают некоторую поспешность и категоричность. Так, они часто оценивают людей по их отдельным поступкам или качествам, распространяя эту оценку на личность в целом. В результате во многих случаях выносится неверное суждение о достоинствах человека, его положительных и отрицательных качествах. Суждения подростков не всегда бывают объективными. Например, они говорят о грубости или скрытности товарищей, но не замечают этого за собой. Далеко не все подростки самокритичны, отличаются умением честно и открыто признавать свои ошибки.

В 13-14 лет то, что было ценно,  обесценивается, появляются новые кумиры, подросток перестает прямо копировать взрослых, характер взаимоотношений с взрослыми и родителями часто носят протестный характер. В этом возрасте очень вероятно «заражение» фанатизмом т.к. подростки тянутся ко всему необычному, часто увлекаются неформальными течениями. Подросток чувствителен к оценке его окружающими. Отсюда известная ранимость, колебания в настроении. Внешне кризис подросткового возраста проявляется в грубости, скрытности поведения, стремлении поступать наперекор требованию и желанию взрослых, в игнорировании замечаний, ухода от обычной сферы общения.

У подростка часто возникает беспричинное чувство тревоги, колеблется самооценка, он в это время очень раним, конфликтен, может впадать в депрессию. Подросток склонен считать себя либо гением, либо ничтожеством. Любая мелочь может в корне изменит отношение подростка к себе. В собственных глазах он должен быть очень умным, красивым, очень смелым и т.д. Если он вынужден признать, что что-то не так, его мнение о себе падает по всем пунктам, правда, именно такая противоречивая самооценка необходима подростку, для того чтобы развить у него новые, взрослые, критерии личностного развития. Поскольку самооценка подростков противоречива, поэтому в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков. Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах – старые идеалы разрушены, новые еще не созданы. В тоже время перестройка отношения подростка к себе влияет не только на его эмоциональное самочувствие, но и на развитие его творческих способностей и удовлетворенность и жизнью вообще.

Для подростка характерно разнообразие интересов, что при правильном воспитании

Итак, за что и против чего ведёт борьбу ребёнок в подростковом возрасте?

  1. За то, чтобы перестать быть ребёнком.
  2. За прекращение посягательств на его физическое начало, неприкосновенность.
  3. За утверждение среди сверстников.
  4. Против замечаний, обсуждений, особенно, ироничных, по поводу его физической взрослости.

Подростковый возраст — в высшей степени сложный и противоречивый период становления человеческой личности, требующий от родителей и педагогов больших усилий, напряженного труда. В то же время это возраст неповторимой прелести: бурной энергии, жажды познания, страстного искания истины.

5. Пути решения проблемы. Как общаться с восьмиклассниками в этот период?

Восьмиклассники особенно зависимы от микросреды и конкретной ситуации. Одним из определяющих элементов микросреды, в отношениях формирующих личность, является семья. Для любого подростка очень важна роль семьи. Но в любой семье возникают проблемы психологического характера, которые приводят к кризису подросткового возраста. Сегодня мы попытаемся разобрать пути решения данной проблемы.

Пути решения проблемы.
Как общаться с восьмиклассниками в этот период? Формирование круга интересов восьмиклассников на основе особенностей их характера и способностей

  1. Максимальное сокращение периода его свободного времени – «времени праздного существования и безделья»
  2. Привлечение к таким занятиям как чтение, самообразование, занятия музыкой, спортом, положительно формирующим личность.
  3. Включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создает возможности ему реализовать и утвердить себя на уровне взрослых.
  4. Снижение проявления агрессии путем посещения спортивных школ, ежедневной гимнастики дома с использованием гантелей и эспандера, железных гирь и боксерских перчаток (пусть подростки колотят друг друга в мирной драке, давая выход накопившейся энергии, чтобы агрессия не накапливалась подобно статистическому электричеству, имеющему свойство взрываться болезненными разрядами)
  5. Не предъявлять подростку завышенное требование, не подтвержденное способностью восьмиклассника
  6. Честно указывать подростку на его удачи и не удачи (причем удачи объяснять его способностями, а неудачи – недостаточной подготовкой)
  7. Не захваливать подростка, объясняя его неудачи случайностью, т.к. это формирует у восьмиклассников эффект неадекватности.

Итак, основные особенности подросткового возраста:

Подростковый возраст-период кризиса в развитии личности ребенка.

Происходит:

-Интенсивное физическое и физиологическое развитие. Подростки как будто все время находятся в состоянии стресса.

-Проявляется чувство взрослости.  Стремление к самостоятельности, желание оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей. Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения.

-Порой возникают агрессивные спонтанные реакции защиты для себя даже в ситуации, когда угрозы-то никакой нет.

-Резко повышается интерес к своей внешности.

-Ведущей деятельностью является общение со сверстниками. Учеба в это время отходит на второй план. В школу подростки ходят не учиться, а общаться. Это закономерное ослабление желания учиться, если нет четко поставленной цели.

4.Итоги занятия, выводы.

Рекомендации для родителей .Раздаются памятки.

Рефлексия.

Надеюсь, что наша встреча была полезна для вас. Сейчас я попрошу вас написать на смайликах, свои впечатления, пожелания, предложения.

   

Анкета для родителей: «А знаю ли я своего ребенка?»

Вопросы для учащегося ___________________________________:

1.Каковы твои увлечения? ______________________________________________

2.Кто твой настоящий друг?_____________________________________________

3.Какие свои качества ты считаешь положительными? ______________________ _____________________________________________________________________

4.Какие свои качества ты считаешь отрицательными? _______________________ _____________________________________________________________________

5.Как относятся родители к выполнению твоих учебных и трудовых обязанностей: не обращают внимание; не требовательны; контролируют; требовательны; помогают (нужное подчеркни)

6.Как ты думаешь, довольны ли родители твоими успехами в учебе: в целом довольны; равнодушны к моим успехам; считают, что мог бы (могла) учиться лучше; довольны (нужное подчеркни)

7.С кем вы делитесь самым сокровенным? ________________________________ _____________________________________________________________________

8.Хотел бы ты (хотела) себе такую семью, как у твоих родителей? ____________

9. Оцени по 5-балльной системе проявление у себя следующих качеств: выдержка ___, аккуратность___, настойчивость___, лень___, трудолюбие____, целеустремленность____, самостоятельность ____, дисциплинированность____, эгоизм____, инициативность____, скромность____, упрямство____.

Вопросы для родителей:
1.Назовите любимые занятия, увлечения Вашего ребенка____________________

2.Кто настоящий друг Вашего ребенка? ___________________________________
3. Что в своем сыне (дочери) Вы относите к достоинствам? __________________ _____________________________________________________________________
4.Что в своем сыне (дочери) Вы относите к недостаткам? ____________________ _____________________________________________________________________
5. Как Вы относитесь к выполнению сыном (дочерью) своих учебных и трудовых обязанностей: не проявляю требовательности; не обращаю внимания; контролирую; проявляю требовательность и оказываю необходимую помощь (нужное подчеркните)?
6. Довольны ли Вы успехами в учебе Вашего ребенка в школе: в целом доволен; мне все равно, как он учится; мог бы учиться лучше; полностью доволен (нужное подчеркните)?

7.С кем он (она) может поделиться самым сокровенным? ____________________

8. Хотел бы Ваш ребенок себе такую семью, как у Вас? ______________________

9. Оцените по 5-балльной системе проявление у Вашего сына (дочери) следующих  качеств:

выдержка ___, аккуратность___, настойчивость___, лень___,  трудолюбие____, целеустремленность____, самостоятельность ____, дисциплинированность____, эгоизм____, инициативность____, скромность____, упрямство____.

                Памятка для родителей.

1.Установить контакт с ребенком.

  • устранить все, что порождает конфликт;
  • перестать читать нотации;
  • не забывать хвалить, если ребенок заслужил это;
  • нельзя возлагать больших надежд на исправление учебных дел;
  • относиться сдержанно к школьным неудачам
  • интересоваться, чем живет ваш ребенок;
  • постепенно входить в жизнь ребенка, втягивать его в жизнь семьи;
  • выбрать общее дело, которое вызывало бы интерес у школьника, было бы знакомо родителям;
  • совместно планировать бюджет.

2.Не забывать похвалить ребенка, если он заслужил это.

3.Перейти к ежедневному контролю над выполнением домашнего задания.

  • добиваться неукоснительного и систематического приготовления уроков;
  • относиться к урокам как к серьезному и важному делу;
  • нельзя откладывать выполнение уроков по любым причинам;
  • добиваться выполнения домашнего задания в определенное время и в отведенном для этого месте;
  • добиваться, чтобы период включения в работу был коротким;
  • не позволять отвлекаться на посторонние дела.

4.Приучить ребенка не отвлекаться во время занятий.

5.Не отчаиваться, если немедленных успехов не будет.

6. Сдержанно относиться к школьным неуспехам.

Как организовать помощь ребенку в учебе?

  • ежедневно проверять выполнение домашних заданий;
  • создавать атмосферу доброжелательного отношения к просьбам о помощи;
  • никогда не отказывать в помощи, откладывать все дела;
  • родители должны сами предлагать помощь;
  • помнить, что немедленных результатов не будет.

с

        

Памятка для родителей.

1.Установить контакт с ребенком.

  • устранить все, что порождает конфликт;
  • перестать читать нотации;
  • не забывать хвалить, если ребенок заслужил это;
  • нельзя возлагать больших надежд на исправление учебных дел;
  • относиться сдержанно к школьным неудачам
  • интересоваться, чем живет ваш ребенок;
  • постепенно входить в жизнь ребенка, втягивать его в жизнь семьи;
  • выбрать общее дело, которое вызывало бы интерес у школьника, было бы знакомо родителям;
  • совместно планировать бюджет.

2.Не забывать похвалить ребенка, если он заслужил это.

3.Перейти к ежедневному контролю над выполнением домашнего задания.

  • добиваться неукоснительного и систематического приготовления уроков;
  • относиться к урокам как к серьезному и важному делу;
  • нельзя откладывать выполнение уроков по любым причинам;
  • добиваться выполнения домашнего задания в определенное время и в отведенном для этого месте;
  • добиваться, чтобы период включения в работу был коротким;
  • не позволять отвлекаться на посторонние дела.

4.Приучить ребенка не отвлекаться во время занятий.

5.Не отчаиваться, если немедленных успехов не будет.

6. Сдержанно относиться к школьным неуспехам.

Как организовать помощь ребенку в учебе?

  • ежедневно проверять выполнение домашних заданий;
  • создавать атмосферу доброжелательного отношения к просьбам о помощи;
  • никогда не отказывать в помощи, откладывать все дела;
  • родители должны сами предлагать помощь;
  • помнить, что немедленных результатов не будет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание по теме "Особенности подросткового возраста" для 7 класса

Разработка собрания по теме "Особенности подросткового возраста"  для 7 класса...

Родительское собрание в 7 классе "Особенности подросткового возраста"

Цель: нахождение путей преодоления кризиса отношений взрослый – подросток, сплочение семьи.Задачи:Познакомить родителей с особенностями подросткового возраста;Найти пути преодоления подростковог...

Родительское собрание "Особенности подросткового возраста"

Цель данного родительского собрания: нахождение путей преодоления кризиса отношений взрослый - подросток, сплочение семьи.Задачи собрания:- познакомить родителей с особенностями подросткового возраста...

Общешкольное родительское собрание "Особенности подросткового возраста"

Познакомить родителей с особенностями подросткового возраста;Найти пути преодоления подросткового кризиса;Определить правильное поведение родителей с детьми подросткового возраста...

Особенности работы по духовно- нравственному воспитанию с подростками. Психофизиологические особенности подросткового возраста

Возрастная периодизация подростков особенность подросткового возраставедущая деятельность подросткового возрастанаправления в воспитании подростков...

Особенности подросткового возраста, опасность подростковых комплексов

Особенности подросткового возраста,опасность подростковых комплексов (выступление на родительском собрании 6 классапедагога-психолога А.В.Чекановой) Подростковый возраст – один из наиболее т...