Особенности подросткового возраста
методическая разработка (8 класс)
Цели: 1) Познакомить родителей с особенностями подросткового возраста, оказать родителям помощь в преодолении затруднений в общении с детьми – подростками; 2) Улучшение межличностных отношений между родителями подростков, в ходе совместной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_podrostkovogo_vozrasta.docx | 33.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в 8 классе
на тему "Особенности подросткового возраста".
Цели:
1)Познакомить родителей с особенностями подросткового возраста, оказать родителям помощь в преодолении затруднений в общении с детьми – подростками.
2)Улучшение межличностных отношений между родителями подростков, в ходе совместной деятельности.
План проведения:
1.Организационный момент. Упражнение «Ладошка».
2. Анкета для родителей: «А знаю ли я своего ребенка?»
3. Мини-лекция.
4. Завершение. Рефлексия.
Ход собрания.
1.Здравствуйте уважаемые родители! Сегодня хотелось бы обсудить вместе с вами особенности, подросткового возраста и какова роль семьи в этот период. Поговорим о том, какие изменения происходят в детях. Какие проблемы в общении с детьми у вас возникают, и возникают ли вообще.
Разминка «Ладошка».
Но прежде че мы начнем, для поднятия настроения, предлагаю разминку.
Родителям раздается напечатанная ладошка. На ней они должны написать 5 имен и здесь присутствующих. Затем родители получают задание на каждое написанное имя. С этими людьми они должны 1. Подойти и поздороваться; 2.Сказать комплимент; 3. Помахать рукой; 4. Поиграть в ладоши; 5.Показать «класс!».
2.Анкета.
А сейчас я предлагаю Вам ответить на вопросы анкеты: «А знаю ли я своего ребенка»? На эти же вопросы отвечали Ваши дети. После того как вы на них ответите, я вам дам их ответы для сравнения.
А теперь:
1.Посчитайте количество совпадений.
2.У кого много совпадений и практически все совпало?
3.Узнали ли вы для себя, что-то новое?
3. Мини-лекция.
Подростковый возраст — сложный и во многом противоречивый период жизни ребенка. Резкие изменения, происходящие в физическом и психологическом облике, особенно бросаются в глаза родителям и педагогам. Подростковый возраст — период кризиса в развитии личности ребенка.
Особенности личности подростка можно довольно точно охарактеризовать в двух словах — стремление к самостоятельности. Оно накладывает отпечаток на все стороны личности, поведение, чувства. Восьмиклассники находятся на 3 этапе развития самостоятельности: «Пробую быть самостоятельным, хотя не очень умею». Данный этап сопровождается следующими моментами:
1. Есть свое мнение, не всегда верное
2. Считает именно свое мнение истинно верным
3. Не считается с мнением родителей
4. Поступает так, как хочет
5. Есть стремление попробовать все, что делают его сверстники и взрослые (покурить и т.д.)
6. Считает, что он все может и с ним ничего не может случиться (не заботится о безопасности)
Для успешного прохождения и оптимизации развития самостоятельности нужно:
• аргументировать запреты
• обсуждать: если ты поступишь так, то какие будут последствия (испортишь свое здоровье, можешь попасть в плохую компанию, с тобой может случиться что-то плохое)
• считаться с мнением подростка (иначе он не научится считаться с вашим)
• не считать свою позицию на 100% правильной
• поддерживать его, хвалить (возможно, даже не совсем заслуженно, для повышения уверенности в себе)
• не ругать его друзей или тех, с кем он встречается (бесполезно, вызовет только отрицание и негатив), если только тех, с кем он уже расстался или поссорился
• в спорах пытаться договориться
Итак, подросток уже не ребенок, вместе с тем он еще не взрослый. Он не терпит ограничений своей самостоятельности, нередко проявляет резко отрицательное отношение к требованиям взрослых. Чаще всего конфликты подростка со взрослыми возникают в тех семьях, где родители не замечают взросления сына или дочери, продолжают смотреть на них как на «маленьких».
В 13 лет появляется интерес к собственной жизни, к качествам своей личности. Этот интерес значительно возрастает в юношеском возрасте. Первоначально суждения подростка о себе в значительной степени повторяют суждения о нем других людей. На вопрос «Откуда ты знаешь о чертах своего характера?» подростки прямо отвечают, что они знают о своих качествах от родителей, учителей, товарищей, но позднее начинают замечать их и сами. Всё же они раньше начинают оценивать других людей, чем самих себя.
В оценке других подростки часто допускают некоторую поспешность и категоричность. Так, они часто оценивают людей по их отдельным поступкам или качествам, распространяя эту оценку на личность в целом. В результате во многих случаях выносится неверное суждение о достоинствах человека, его положительных и отрицательных качествах. Суждения подростков не всегда бывают объективными. Например, они говорят о грубости или скрытности товарищей, но не замечают этого за собой. Далеко не все подростки самокритичны, отличаются умением честно и открыто признавать свои ошибки.
В 13-14 лет то, что было ценно, обесценивается, появляются новые кумиры, подросток перестает прямо копировать взрослых, характер взаимоотношений с взрослыми и родителями часто носят протестный характер. В этом возрасте очень вероятно «заражение» фанатизмом т.к. подростки тянутся ко всему необычному, часто увлекаются неформальными течениями. Подросток чувствителен к оценке его окружающими. Отсюда известная ранимость, колебания в настроении. Внешне кризис подросткового возраста проявляется в грубости, скрытности поведения, стремлении поступать наперекор требованию и желанию взрослых, в игнорировании замечаний, ухода от обычной сферы общения.
У подростка часто возникает беспричинное чувство тревоги, колеблется самооценка, он в это время очень раним, конфликтен, может впадать в депрессию. Подросток склонен считать себя либо гением, либо ничтожеством. Любая мелочь может в корне изменит отношение подростка к себе. В собственных глазах он должен быть очень умным, красивым, очень смелым и т.д. Если он вынужден признать, что что-то не так, его мнение о себе падает по всем пунктам, правда, именно такая противоречивая самооценка необходима подростку, для того чтобы развить у него новые, взрослые, критерии личностного развития. Поскольку самооценка подростков противоречива, поэтому в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков. Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах – старые идеалы разрушены, новые еще не созданы. В тоже время перестройка отношения подростка к себе влияет не только на его эмоциональное самочувствие, но и на развитие его творческих способностей и удовлетворенность и жизнью вообще.
Для подростка характерно разнообразие интересов, что при правильном воспитании
Итак, за что и против чего ведёт борьбу ребёнок в подростковом возрасте?
- За то, чтобы перестать быть ребёнком.
- За прекращение посягательств на его физическое начало, неприкосновенность.
- За утверждение среди сверстников.
- Против замечаний, обсуждений, особенно, ироничных, по поводу его физической взрослости.
Подростковый возраст — в высшей степени сложный и противоречивый период становления человеческой личности, требующий от родителей и педагогов больших усилий, напряженного труда. В то же время это возраст неповторимой прелести: бурной энергии, жажды познания, страстного искания истины.
5. Пути решения проблемы. Как общаться с восьмиклассниками в этот период?
Восьмиклассники особенно зависимы от микросреды и конкретной ситуации. Одним из определяющих элементов микросреды, в отношениях формирующих личность, является семья. Для любого подростка очень важна роль семьи. Но в любой семье возникают проблемы психологического характера, которые приводят к кризису подросткового возраста. Сегодня мы попытаемся разобрать пути решения данной проблемы.
Пути решения проблемы.
Как общаться с восьмиклассниками в этот период? Формирование круга интересов восьмиклассников на основе особенностей их характера и способностей
- Максимальное сокращение периода его свободного времени – «времени праздного существования и безделья»
- Привлечение к таким занятиям как чтение, самообразование, занятия музыкой, спортом, положительно формирующим личность.
- Включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создает возможности ему реализовать и утвердить себя на уровне взрослых.
- Снижение проявления агрессии путем посещения спортивных школ, ежедневной гимнастики дома с использованием гантелей и эспандера, железных гирь и боксерских перчаток (пусть подростки колотят друг друга в мирной драке, давая выход накопившейся энергии, чтобы агрессия не накапливалась подобно статистическому электричеству, имеющему свойство взрываться болезненными разрядами)
- Не предъявлять подростку завышенное требование, не подтвержденное способностью восьмиклассника
- Честно указывать подростку на его удачи и не удачи (причем удачи объяснять его способностями, а неудачи – недостаточной подготовкой)
- Не захваливать подростка, объясняя его неудачи случайностью, т.к. это формирует у восьмиклассников эффект неадекватности.
Итак, основные особенности подросткового возраста:
Подростковый возраст-период кризиса в развитии личности ребенка.
Происходит:
-Интенсивное физическое и физиологическое развитие. Подростки как будто все время находятся в состоянии стресса.
-Проявляется чувство взрослости. Стремление к самостоятельности, желание оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей. Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения.
-Порой возникают агрессивные спонтанные реакции защиты для себя даже в ситуации, когда угрозы-то никакой нет.
-Резко повышается интерес к своей внешности.
-Ведущей деятельностью является общение со сверстниками. Учеба в это время отходит на второй план. В школу подростки ходят не учиться, а общаться. Это закономерное ослабление желания учиться, если нет четко поставленной цели.
4.Итоги занятия, выводы.
Рекомендации для родителей .Раздаются памятки.
Рефлексия.
Надеюсь, что наша встреча была полезна для вас. Сейчас я попрошу вас написать на смайликах, свои впечатления, пожелания, предложения.
Анкета для родителей: «А знаю ли я своего ребенка?» Вопросы для учащегося ___________________________________: 1.Каковы твои увлечения? ______________________________________________ 2.Кто твой настоящий друг?_____________________________________________ 3.Какие свои качества ты считаешь положительными? ______________________ _____________________________________________________________________ 4.Какие свои качества ты считаешь отрицательными? _______________________ _____________________________________________________________________ 5.Как относятся родители к выполнению твоих учебных и трудовых обязанностей: не обращают внимание; не требовательны; контролируют; требовательны; помогают (нужное подчеркни) 6.Как ты думаешь, довольны ли родители твоими успехами в учебе: в целом довольны; равнодушны к моим успехам; считают, что мог бы (могла) учиться лучше; довольны (нужное подчеркни) 7.С кем вы делитесь самым сокровенным? ________________________________ _____________________________________________________________________ 8.Хотел бы ты (хотела) себе такую семью, как у твоих родителей? ____________ 9. Оцени по 5-балльной системе проявление у себя следующих качеств: выдержка ___, аккуратность___, настойчивость___, лень___, трудолюбие____, целеустремленность____, самостоятельность ____, дисциплинированность____, эгоизм____, инициативность____, скромность____, упрямство____. Вопросы для родителей: 2.Кто настоящий друг Вашего ребенка? ___________________________________ 7.С кем он (она) может поделиться самым сокровенным? ____________________ 8. Хотел бы Ваш ребенок себе такую семью, как у Вас? ______________________ 9. Оцените по 5-балльной системе проявление у Вашего сына (дочери) следующих качеств: выдержка ___, аккуратность___, настойчивость___, лень___, трудолюбие____, целеустремленность____, самостоятельность ____, дисциплинированность____, эгоизм____, инициативность____, скромность____, упрямство____. Памятка для родителей. 1.Установить контакт с ребенком.
2.Не забывать похвалить ребенка, если он заслужил это. 3.Перейти к ежедневному контролю над выполнением домашнего задания.
4.Приучить ребенка не отвлекаться во время занятий. 5.Не отчаиваться, если немедленных успехов не будет. 6. Сдержанно относиться к школьным неуспехам. Как организовать помощь ребенку в учебе?
с
Памятка для родителей. 1.Установить контакт с ребенком.
2.Не забывать похвалить ребенка, если он заслужил это. 3.Перейти к ежедневному контролю над выполнением домашнего задания.
4.Приучить ребенка не отвлекаться во время занятий. 5.Не отчаиваться, если немедленных успехов не будет. 6. Сдержанно относиться к школьным неуспехам. Как организовать помощь ребенку в учебе?
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание по теме "Особенности подросткового возраста" для 7 класса
Разработка собрания по теме "Особенности подросткового возраста" для 7 класса...
Родительское собрание в 7 классе "Особенности подросткового возраста"
Цель: нахождение путей преодоления кризиса отношений взрослый – подросток, сплочение семьи.Задачи:Познакомить родителей с особенностями подросткового возраста;Найти пути преодоления подростковог...
Родительское собрание "Особенности подросткового возраста"
Цель данного родительского собрания: нахождение путей преодоления кризиса отношений взрослый - подросток, сплочение семьи.Задачи собрания:- познакомить родителей с особенностями подросткового возраста...
Особенности подросткового возраста
В помощь родителям...
Общешкольное родительское собрание "Особенности подросткового возраста"
Познакомить родителей с особенностями подросткового возраста;Найти пути преодоления подросткового кризиса;Определить правильное поведение родителей с детьми подросткового возраста...
Особенности работы по духовно- нравственному воспитанию с подростками. Психофизиологические особенности подросткового возраста
Возрастная периодизация подростков особенность подросткового возраставедущая деятельность подросткового возрастанаправления в воспитании подростков...
Особенности подросткового возраста, опасность подростковых комплексов
Особенности подросткового возраста,опасность подростковых комплексов (выступление на родительском собрании 6 классапедагога-психолога А.В.Чекановой) Подростковый возраст – один из наиболее т...