Консультация для родителей. Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками
консультация
Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой.
Художественная книга для ребенка - это могучее средство всестороннего воспитания: она способствует развитию у детей любви к Родине, к родной природе, воспитывает любовь к родному языку, будит детское воображение, вызывает детскую игру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozrastnye_osobennosti_vospriyatiya_literaturnyh_proihzvedeniy.docx | 25.44 КБ |
organizatsiya_domashnih_zanyatiy.docx | 15.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками
Ольга Николаевна Бердникова
Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой.
Художественная книга для ребенка - это могучее средство всестороннего воспитания: она способствует развитию у детей любви к Родине, к родной природе, воспитывает любовь к родному языку, будит детское воображение, вызывает детскую игру.
В. В. Гербова отмечает, что при ознакомлении детей с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.
Умение воспринимать художественное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. При целенаправленном педагогическом руководстве, возможно, обеспечить восприятие художественного произведения и осознание ребенком и его содержания, и средства художественной выразительности.
О. С. Ушакова подробно рассматривает особенности восприятия художественных произведений в разных возрастных группах.
В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте детей необходимо учить слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая дошкольников к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей. Например, после прослушивания сказок «Козлята и волк», «Кот, петух и лиса» можно предложить детям повторить песенки действующих лиц. Усваивая содержание сказки, дети учатся передавать слова разных героев. И даже если они повторяют интонации взрослых, воспитателя, это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.
Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Ребенок хорошо запоминает такие образы, как «петушок – золотой гребешок», «козлятушки – ребятушки», «коза – дереза»и др. Для чтения детям младшего дошкольного возраста рекомендуются рассказы и небольшие стихотворения такие как А. Барто, «Игрушки», З. Александрова «Мой Мишка» и т. п. Младших дошкольников особенно привлекают произведения, отличающие четкой формой, ритмичностью, мелодичностью. При повторном чтении дети запоминают, усваивают смысл, речь обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.
В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой. Дети в этом возрасте уже воспринимают не только содержание литературного произведения, но и некоторые особенности литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). После прочтения дети могут отвечать на поставленные вопросы, думать, размышлять, анализировать, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения. В этом возрасте дети способны замечать красоту и богатство русского языка. У них активно развивается и обогащается словарь.
В старшей группе детей учат при восприятии содержания литературных произведенийзамечать выразительные средства. Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра. Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы.
При ознакомлении со стихотворными произведениями нужно помочь ребенку почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать содержание.
Знакомя ребят с жанром рассказа, воспитатель должен раскрывать перед детьми общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращать внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки. Вопросы, предлагаемые детям, должны выявлять понимание ребенком основного содержания и его умение оценивать действия и поступки героев.
В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей любовь к книге, к художественной литературе, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи, интонационную выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в собственных суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в обществе. Прямое сопереживание героям, умение смотреть за развитием сюжета, сопоставление событий, обрисованных в произведении, с теми, что ему приходилось следить в жизни, помогают ребенку сравнимо скоро и верно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста - перевертыши, небылицы. Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таковых жанров, как басни, пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого. Исследователями установлено, что дошкольники способны к овладению поэтическим слухом и могут понимать главные различия меж прозой и поэзией. Дети старшего дошкольного возрастапод действием целенаправленного управления воспитателей способны узреть единство содержания произведения и его художественной формы, отыскать в нем образные слова и выражения, ощутить ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами.
С. Ю. Кондратьева отмечала, что, в детском саду нередко на занятиях по знакомству с художественной литературой решаются только задачи развития речи и поэтического слуха ребенка. Такое узкое использование художественного произведения, сводящееся к механической передаче содержания текста, лишает ребенка возможности осознать и почувствовать его нравственную глубину. Иногда в практике детских садов бывают ошибки другого рода, когда высокая идейно-нравственная направленность произведения искусства преподносится как голое морализирование, художественные образы трактуются односторонне, порой вульгарно. Это тоже мешает развитию чувств и нравственного сознания ребенка, формированию у него правильного отношения к действительности.
О. С. Ушакова обращает внимание на то, что все последующие знакомства с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве. И поэтому основная задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.
Литература:
1. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика — Синтез, 2005. - 72 с.
2. Кондратьева С. Ю. Ознакомление с художественной литературой детей дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика №12. с. 39. 2007 г.
3. Ушакова О. Г. Знакомим дошкольника с литературой. М., 2008.
4. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 2003.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида II категории №1 «Родничок»
Консультация для родителей
На тему: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками».
Учитель-логопед: Бердникова О.Н.
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ДОМА
Для большей эффективности занятий необходимо создать благоприятные Условия.
Во-первых, подготовьте ребёнка психологически будущей деятельности. Он должен понять, зачем нужно говорить правильно, почему этому надо учиться. Настройте его на долгую, трудную, но интересную работу. Во-вторых, приготовьте место для занятий: небольшой стол, два стула одной высоты. Для выполнения упражнений для языка и последующей отработки звуков понадобится зеркало. Оно должно быть такого размера, чтобы ребёнок мог видеть своё лицо полностью. Будет ещё лучше, если сядете с ним перед большим зеркалом.
Желательно проводить занятия систематически, не менее З раз в неделю. Длительность одного занятия не должна превышать 15 мин. Вот возможный план такого занятия: артикуляционная гимнастика — 2—3 мин., отработка звука (постановка, речевой материал) — 5 мин., пальчиковая гимнастика, отдых 2—3 мин., отработка звука (постановка, речевой материал, раскраска) — 4—-5 мин.
Очень полезно наряду с такими занятиями выполнение кратковременных упражнений по З—5 мин., например, повтор артикуляционной гимнастики или выученных стихотворений. Место и время для этого можно выбрать любое: кухня, машина, прогулка, приготовления ко сну.
Есть несколько правил поведения взрослых и детей на занятии:
- не садиться заниматься в дурном настроении, нельзя показывать ребёнку своё нежелание заниматься с ним.
- если у ребёнка что-то никак не получается, не кричите на него, не настаивайте на выполнении, а договоритесь, когда попробуете сделать это ещё раз.
- в то же время, не бросайте начатое занятие, в случае неудачи, возьмите другое, а к этому вернитесь попозже обязательно — не оставляйте ребёнка с чувством, что можно оставить недоделанное.
Есть некоторые особенности проведения отдельных видов работы. На начальном этапе важно подготовить язык для постановки звука. Поэтому почти все внимание уделяется артикуляционной гимнастике. Выполнение её занимает 3—5 мин. Ребёнок должен хорошо освоить основной комплекс упражнений. Если при этом возникают большие трудности, то необходимо, необходимо использовать дополнительные артикуляционные упражнения, повышающие активность артикуляционного аппарата. Рекомендуется проводить гимнастику каждый день, стараясь добиваться четкого, правильного выполнения заданий.
Каждое упражнение отрабатывается последовательно: называние и показ упражнения взрослым, выполнение его ребёнком, указание взрослого на ошибки ребёнка, выполнение упражнения. Сначала движения могут скованными, но потом им на смену приходят свободные и точные. Как правило, такой тренировке органов речи отводят 1—2 недели, затем приступают к постановке звука.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Возрастные особенностей дошкольника"
Сензитивные периоды дошкольного детства, ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника....
Консультация для родителей "Возрастные особенности семиклассников" (с презентацией)
Вашему вниманию предлагается разработка групповой консультации для родителей "Возрастные особенности семиклассников ". Седьмой класс – это время полового созревания и ускорения физического развития...
Консультация для родителей:"Возрастные особенности развития внимания у детей дошкольного возраста".
В консультации рассказывается об основных особенностях развития внимания детей дошкольного возраста....
консультация для родителей Возрастные особенности детей 6-7 лет
Возрастные особенности детей 6-7 лет...
Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 2–3 лет». 10.09.2019
Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 2–3 лет»....
Консультации для родителей "Возрастные особенности детей 6-7 лет"
Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе....
Консультация для родителей "Возрастные особенности детей 4-5 лет"
Консультация для родителей детей средней группы...