Общешкольное родительское собрание для родителей 1-9 классов
материал
26 ноября 2018 года проводилось общешкольное родительское ссобрание . Психолог школы Денисова В.А. выступила с докладом на тему :"Повышение компетентности родителей в вопросе психологической готовности к обучению ребенка в школе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
готовность родителей к обучению детей | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ РМЭ «Козьмодемьянская школа-интернат»
"Повышение компетентности родителей
в вопросе психологической готовности ребенка
к обучению в школе "
(родительское собрание)
Подготовила
педагог-психолог
Денисова В.А.
2018 г.
"Повышение компетентности родителей
в вопросе психологической готовности ребенка
к обучению в школе "
(родительское собрание).
Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах подготовки ребенка 6-7 лет к обучению в школе.
Задачи:
Познакомить родителей с понятием "психологическая готовность к школе";
Познакомить с методами поддержки ребенка в важные моменты его жизни.
1. Приветствие.
- Добрый вечер, уважаемые родители!
Игра-диагностика
Инструкция: предлагаю определить степень вашего беспокойства по поводу школьного обучения ребенка:
Ощущаете сильное беспокойство - поднимите 2 руки вверх;
Слегка волнуетесь - поднимите 1 руку вверх;
Если чувствуете радость, уверенность за своего ребенка - похлопайте в ладоши.
Участникам надо обосновать сделанный выбор. По очереди высказываются все родители.
- Безусловно, мы, родители, заинтересованы в школьных успехах своего ребенка, поэтому как можно раньше начинаем готовить его к поступлению в школу. Что надо сделать, чтобы ребенок пошел в школу подготовленным и учился хорошо, получая при этом только положительные эмоции, - цель сегодняшнего разговра.
Психологи считают, что также немаловажным в успешности обучения "первоклашки" является психологический настрой родителей. Известно, что как чрезмерная тревожность, так и беспечность взрослых отрицательно отражается на школьной готовности ребенка. Результаты предложенного теста дадут Вам ответ на вопрос, готовы ли вы отдать ребенка в школу"
4. Тест А. Е. Хасанова «Готовы ли Вы отдать ребенка в школу».
Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое утверждение и, если Вы согласны с ним, поставьте рядом 1 балл».
Вы считаете, что Вашему ребенку будет трудно учиться в школе?
Вы опасаетесь, что, придя в школу, Ваш ребенок чаще будет болеть?
Вы не можете себе представить, что Ваш ребенок достаточно быстро и успешно овладеет чтением, письмом, счетом?
Вы думаете, что он сможет быть лучше всех?
Вы думаете, что дети – «первоклашки» не умеют быть достаточно самостоятельными?
Вас волнует, будет ли первый учитель внимательным к Вашему ребенку?
Вы опасаетесь, не будут ли обижать и дразнить Вашего ребенка?
Вы не уверены в объективности и справедливости будущей учительницы Вашего ребенка?
Без Вас ребенок часто плачет, угнетен?
По Вашему мнению, в таком возрасте ребенка лучше обучать дома, чем в школе?
Вы считаете, что Ваш ребенок будет сильно уставать в школе?
Вам кажется, что в начальной школе дети мало чему могут научиться?
Вы опасаетесь, что с приходом в школу ребенок станет непослушным?
Ваш ребенок напрочь отказывается идти в школу без Вас?
Вы уверены, что дети-первоклассники еще не способны на взаимопомощь и дружескую поддержку?
Подсчитайте, какое количество баллов Вы набрали.
10 и более баллов. Вам необходимо снизить уровень опеки над ребенком. Дайте ему возможность быть более самостоятельным. Не мешайте ему контактировать со сверстниками. Займитесь закаливанием малыша, поиграйте с ним в школу.
5 – 10 баллов. Вы не уверены в успехе ребенка. Это вполне естественно. Поделитесь своими опасениями с будущим учителем. Возможно, Вы станете спокойнее и правильно подготовите малыша к школе.
4 и менее баллов. Вероятно, Вам сопутствует оптимизм и уверенность. Хороший совет для Вас – не быть беспечным и невнимательным.
Компоненты школьной готовности.
Знакомство со схемой 1, приведенной ниже.
ШКОЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ
Физическая Педагогическая Психологическая
Мотивационная Интеллектуальная Коммуникативная Эмоционально-волевая Схема 1 |
Физическая готовность.
- Как Вы считаете, для чего надо приучать ребенка к посильным физическим упражнениям и подвижным играм? (Ответы родителей).
- Физические способности являются фундаментом для формирования произвольного поведения, а также помогают наладить взаимоотношения с товарищами в играх, соревнованиях. Если ребенок физически ослаблен, ему трудно сохранить осанку, сидя за партой, долгое время работать на уроке из-за быстрой утомляемости.
- Для овладения письмом важно развитие мелких групп мышц. Хорошо развивают ручную умелость рисование карандашом (а не фломастером), кистью и красками, а также лепка, оригами, игры с мелкими предметами (бусинки, пуговицы, крупа, спички, мозаика), различные пальчиковые игры. Существует тесная связь между координацией движений и речью.
Важно, чтобы ребенок умел упралять своим телом, хорошо двигался и ориентировался в пространстве, чтобы у него была развита мелкая моторика рук, а также скоординированы движения рук и глаз.
Однако готовность к школе не сводится к физической готовности. Необходима особая психологическая готовность, которая складывается из нескольких компонентов, обозначенных на схеме 1.
Упражнение «Значимость компонентов психологической готовности» (приложение 1).
В 2014-2015 уч.г. психологами г. Обнинска было изучено мнение учителей начальной школы по поводу значимости компонентов готовности к обучению. Результаты опроса представлены в табл.1
Табл. 1
Значимость компонентов психологической готовности
по мнению учителей начальной школы
Педагогическая | Интеллектуальная | Мотивационная | Эмоционально-волевая | Коммуникативная |
На 5-м месте | На 2-м месте | На 1-м месте | На 3-м месте | На 4-м месте |
Чтобы ребенок успешно и безболезненно адаптировался к школьной жизни (а это новая для него роль ученика, и отношения с учителем, и многократно возросшие нагрузки, и незнакомый детский коллектив), важно не только дать дошколенку необходимый набор базовых знаний, но и помочь ему достичь определнного уровня психологической зрелости.
Главный приоритет в вопросе образования ребенка на этапе подготовки к школе, как и всего периода дошкольного детства, должен принадлежать общему развитию ребенка. Именно это обеспечивает дальнейшую успешность обучения ребенка в школе и означает, что педагоги детских садов и родители, дети которых идут в школу, должны заботиться прежде всего о том, чтобы у первоклассников были сформированы общие способности и качества личности, необходимые для осуществления принципиально новой для них учебной деятельности.
Среди главных составляющих понятия "готовность к школе" - развитие пытливости и познавательной активности ребенка, умения самостоятельно думать и решать простые логические задачи.
Мотивационная готовность – у ребенка должно быть сформировано желание учиться, сформирована адекватная самооценка (понимать свои удачи и промахи).
Откуда же ребенок до поступления в школу узнает, что школьником быть хорошо? Как создать у ребенка положительную установку на учебу в школе? (Приложение 2).
Не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к обучению.
Еще хуже если ребенок не хочет идти в школу. "Нет, не хочу в школу, там двойки ставят, дома ругать будут", "Хочу, но боюсь", "Не хочу в школу - там программа трудная и играть будет некогда". Нередко к этому приводит запугивание школой.
Интеллектуальная готовность. Заключается она в приобретении определенного кругозора, запаса конкретных знаний, в развитии памяти, мышления, восприятия, внимания, воображения, хорошая развернутая речь.
(Психолог организует ознакомление с ответами детей, свидетельствующими о развитии у них кругозора)
Как называется страна, в которой ты живешь?
Какой город называется столицей России?
В каком городе ты живешь?
Как зовут твою маму?
Кем работает папа?
Кем приходится дедушка твоей маме?
Когда ты родился? Когда у тебя день рождения?
Какое сейчас время года?
Какие летние месяцы ты знаешь?
Какие цветы ты посадил бы в своем саду?
Какие деревья ты знаешь?
Кабан – это дикое или домашнее животное?
Какие фрукты ты любишь?
Что выращивают на огороде?
Ягоды могут расти в лесу?
- Важно, чтобы ребенок желал узнавать что-то новое. Высокий уровень обучаемости напрямую связан с познавательной активностью. Не торопитесь давать малышу исчерпывающее объяснение по заинтересовавшему его вопросу. Предоставьте дошкольнику возможность самому поразмыслить и сделать "удивительное открытие". Ваша задача не давать готовые ответы, а обращать внимание ребенка на то важное и существенное в наблюдаемом предмете или явлении, что приведет его к верному решению.
Но есть дети интеллектуально пассивные. Им требуется развивать любознательность. Следует всячески побуждать ребенка задавать вопросы, стараться пробудить в нем познавательные интересы, "дух исследователя", сталкивая его со всевозможными "противоречиями" в окружающем мире. Так, любой малыш уверен, что теплая шуба сама согревает его зимой. Попробуйте завернуть в эту шубу кусочек льда. Вот увидите, даже у самого "нелюбопытного" ребенка тут же возникнут вопросы, как только он увидит, что лед в шубе не растаял!
Помогает пробудить в малыше любознательность и спользование фантастических образов, небылиц, "перевертышей". Ведь повседневно наблюдаемы предметы и явления не вызывают у ребенка интереса. Фантастические образы, рассказы о небывальщине противопоставляются жизненному опыту малыша и дают возможность по-новому взглянуть на привычные вещи, а значит, и возвращают утраченный интерес.
Для развития любознательности можно использовать игры «Бывает-не бывает», «Каждой вещи свое место» и др., экспериментирование, наблюдение, коллекционирование.
Психолог показывает ряд литературных источников с играми, упражнениями на развитие психических процессов.
Эмоционально-волевая готовность.
Волевая готовность – умение делать то, что требует учитель, школьный режим, программа. Чтобы делать необходимое, нужно волевое усилие, умение управлять своим поведением.
- Откажется ли ребенок от игры ради выполнения поручения взрослого (дежурство по столовой, помощь маме)?
- Сможет ли побороть страх и войти в кабинет зубного врача, в темную комнату?
- Заплачет при ушибе, не сумев преодолеть боль?
Ребенок вместо "хочу это" должен заставить себя делать то, что "надо", причем в течение установленного учителем времени. В играх, при выполнении хозяйственных поручений дома, на специальных занятиях ставьте перед ребенком задачи, решение которых требует от него волевого усилия. Не допускайте, чтобы он, не закончив одну работу, принимался за другую. Ребенок должен прочно усвоить, что любое дело следует доводить до конца.
Недостаточный уровень развития воли приводит к нарушению дисциплины. Организованность, аккуратность, послушание зависит от восприимчивости ребенка к требованиям, от характера взаимоотношений ребенка и взрослого.
Коммуникативная готовность.
Важно, чтобы будущий ученик умел общаться с окружающими, был доброжелателен с другими детьми, взрослыми, умел подчиняться требованиям сверстников и взрослого.
Школьное обучение - это непрерывный процесс общения. Необходимо сформировать умение слышать и слушать своего товарища, говорить самому только после того, как собеседник закончит свою мысль.
Вам необходимо учить ребенка считаться с желаниями окружающих, вежливому поведению со старшими. Воспитание адекватного, правильного поведения, культуры общения достигается, прежде всего, личным примером.
Не избегайте, но и создавайте для ребенка ситуации, в которых ему придется самостоятельно принимать решение, определять стиль поведения и т.д. Такие естественные ситуации возникают сплошь и рядом: "сходи, пожалуйста, в магазин", "будь добр, принеси почту", "позвони бабаушке" и т.д. Главная задача - учить ребенка общению.
6. Упражнение "Мы ожидаем"
Каждая группа родителей получает карточки, на которых написаны фразы, которые очень часто используются родителями:
Вот пойдешь в школу, там тебе ...
Ты, наверное, будешь двоечником?!
Знаешь, как мы тебя будем любить, если ты станешь отличником?!
Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!
Ты обещаешь мне в школе не драться и не бегать, а вести себя тихо и спокойно?
Попробуй еще раз сделать ошибки в работе!
Предлагается предположить, каким может быть эффект этих фраз для будущего первоклассника, какие чувства и переживания ребенка могут стимулировать такие стереотипы воспитания?
Чаще негативное отношение к школе формируется, если:
Ребенка в дошкольном детстве не приучили ограничивать свои желания, преодолевать трудности, и у него сформировалась установка на "отказ от усилий". Поскольку школа требует от ребенка постоянных усилий, преодоления трудностей, у него возникает активное противодействие обучению.
Ребенка еще в дошкольном детстве запугивали школой, что очень небезопасно и плохо, особенно для боязливых, неуверенных в себе детей ("Ты ж двух слов связать не можешь, как ты в школу пойдешь?", "Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!").
Ребенку, наоборот, представляли школьную жизнь (и будущие его успехи) в слишком оптимистичных тонах. Встреча с реальностью в этих случаях может вызвать такое сильное разочарование, что у ребенка возникнет резко негативное отношение к школе.
7. Упражнение "Микрофон"
Участникам предлагается закончить предложение: "Чтобы помочь моему ребенку стать учеником, я ..."
Психолог. Спасибо за активное участие и сотрудничество! Надеюсь, эта встреча была полезной для всех!
Родителям по очереди предлагается поделиться своими чувствами и мнениями по поводу собрания.
Собрание завершается словами: "Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми" (Оскар Уайльд).
Приложение 1
Уважаемые родители!
Вам предлагается пять типов готовности детей к обучению в школе и перечень характеристик, входящих в их состав. Укажите, пожалуйста, в какой степени, на Ваш взгляд, значимы для успешного обучения в начальной школе каждый из предложенных типов готовности, пронумеровав их от 1 (наиболее значимые) до 5 (наименее значимые).
Ф.И.О | Педагогическая готовность (навыки чтения, счета, письма, рисования, чистая речь, общая осведомленность) | Интеллектуальная готовность (наблюдательность, воображение, умение анализировать и сравнивать, память, выполнение словесной инструкции) | Мотивационная готовность (желание узнать новое, уверенность в своих силах, стремление освоить роль школьника, принятие системы требований, предъявляемые школой) | Эмоционально-волевая (умение управлять своим поведением, эмоциональная устойчивость, произвольная регуляция внимания) | Коммуникативная готовность (умение устанавливать контакт с учителем, сохранение чувства дистанции, умение войти в детский коллектив) | |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 |
Приложение 2
Создание у ребенка положительного отношения к школе и формирование направленности на обучение.
Экскурсии с ребенком в школу.
Встреча и знакомство с учителями.
Рассказы о своих любимых учителях.
Показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей.
Совместный просмотр фильмов, телепередач с последующим обсуждением.
Организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей.
Семейное чтение художественной литературы.
Организация книжного уголка для ребенка.
Обращение при детях к семейной библиотеке в поисках решения возникшей проблемы.
Знакомство с пословицами и поговорками, в которых славится ум, подчеркивается значение книги.
Участие и детей, и взрослых в сюжетно-ролевой игре в школу.
НИКОГДА НЕ ЗАПУГИВАЙТЕ ДЕТЕЙ ШКОЛОЙ!
Литература:
Волков В.С., Волкова Н.В. Подготовка ребенка к школе: Задачи, упражнения, диагностика. - М., 1994.
Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Н.Я. Тесты для детей. - СПб.: Дельта, 1997.
Журнал "Психолог в детском саду" № 2, 2005
Журнал "Ребенок в детском саду" № 4, 2009
Журнал "Сам себе психолог" № 5, 2010
Готовность ребенка с ограниченными возможностями здоровья к началу школьного обучения определяется уровнем его речевого развития. Ведь в семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых затруднений, если его речь недоразвита. Однако при поступлении ребёнка в школу круг общения с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники, и взрослые.
Очевидно, что при помощи речи, устной и письменной, ребёнку предстоит усвоить всю систему знаний. Если устной речью он уже овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у ребенка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретенная письменная речь.
При поступлении в школу встает вопрос о значении фонетически правильного звукопроизношения речи, ведь ребенку нужно отвечать и задавать вопросы, читать вслух в присутствии всего класса. Особенно необходимым условием становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Фонетические дефекты речи являются одной из причин возникновения дисграфии (нарушение письма) и дислексии (нарушение чтения). У будущих школьников произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным, поэтому они заменяют или смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции (шипящих-свистящих; звонких-глухих; твердых-мягких; соноров "р-л").
У детей с ОВЗ в младшем школьном возрасте наряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка (общее недоразвитие речи). Они испытывают трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам. Словарь таких детей ограничен, неточен. Грамматическое оформление устных высказываний изобилует специфическими ошибками: самостоятельное высказывание в пределах обиходно бытовой тематики характеризуется фрагментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью. Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.
К школьному обучению предъявляются критерии готовности к усвоению ребенком родного языка как средства общения.
Основные критерии:
ребенок должен овладеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп;
уметь слышать, различать и дифференцировать фонемы (звуки) родного языка;
уметь выделять гласный звук из состава слова; анализ гласных из трех звуков типа "ауо"; анализировать обратный слог (гласный-согласный) типа "ам"; слышать и выделять первый и последний звук в слове и т.д.;
знать и правильно употреблять термины: «звук», «слог», «слово», «предложение»; характеризовать каждый звук в слове (гласный, согласный, мягкий, твердый, звонкий, глухой); работать со схемой слова, разрезной азбукой;
уметь пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных;
уметь работать с предложением; правильно строить простые предложения (грамматически верно согласовывая в них слова между собой), распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам;
уметь использовать в своей речи развернутые (т.е. состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют ребенку четко и последовательно излагать свои мысли;
владеть пересказом рассказа (или сказки), сохраняя смысл и содержание; составлять рассказы и сказки по картинке (или серии картинок); составлять самостоятельно рассказ-описание.
Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.
Как определить готовность ребенка к школе, что подразумевает под собой термин "психологическая готовность к обучению в школе", и как родители могут помочь ребенку подготовиться к школе.
Подготовить ребенка к школе это не только выучить вопросы, которые задают на собеседованиях в первый класс. Это еще физическая, интеллектуальная и психологическая готовность ребенка к обучению. Чтобы вы объективно оценить готовность вашего ребенка к обучению в школе, мы публикуем колонку семейного психолога Марии Фабричевой, где она описывает не только критерии оценки готовности ребенка к школе, но и дает советы родителям, что делать, чтобы помочь дошкольнику.
«Первый класс» — важный и волнительный этап жизни каждого ребенка, на котором резко меняется окружение ребенка, возрастают предъявляемые к нему требования.
Маленький человек только привык к детскому саду, успел занять свое место в кругу сверстников, привыкнуть к воспитательнице, как вдруг, качели жизни стремительно летят вниз и ему сообщают, что он идет в новое место, где будет новая учительница, да еще и новые друзья.
А он не хочет новых – он хочет все как было. Он действительно переживает и не понимает почему не все друзья из садика, включая нянечку и воспитательницу идут вместе с ним в первый класс. И это важно уважать. Объяснять, отвечать на вопросы, учитывать особенности характера вашего ребенка, и настроить малыша на то, что все будет хорошо. Что он встретит новых, интересных людей, узнает много нового и полезного, и что вы верите в то, что у него все получится. А если вдруг что-то пойдет не так, вы будете рядом и поддержите его.
Подобным образом следует выстраивать психологическую подготовку к школе и тех деток, которые не посещали детский сад. Возможно добавив лишь то, что ребенок идет в школу не навсегда и это не наказание или отлучение от семьи – а увлекательное путешествие в мир знаний, новый, важный этап в его жизни.
Вы можете вспомнить свои интересные истории о первом классе, приключениях, доброй учительнице, начале крепкой дружбы, или же, если ничего не всплывает в памяти, придумайте сказку про первый класс. Пусть герой вашей истории пройдет через испытания, преодолеет страх и неуверенность и выйдет победителем, встретив новых, надежных друзей.
Готовность ребенка к обучению в школе имеет несколько важных компонентов, которым уделим особое внимание.
Физическая готовность ребенка к школе
Физическая готовность ребенка к школе включает уровень физического развития, при котором ребенок сможет спокойно выдерживать 4–5 уроков в день, сохраняя позу и не рискуя при этом получить искривление позвоночника.
Важно, чтобы у ребенка был хороший иммунитет. Поэтому уделяйте внимание и находите время для регулярных прогулок с ребенком, занятий физкультурой и спортом.
Родителям следует уделять внимание здоровому, сбалансированному питанию ребенка.
В мире нет ни одного волшебного продукта, который содержит все витамины и минералы одновременно. Поэтому питание ребенка должно быть разнообразным и частым. Важно, чтобы в рационе было как можно меньше «пустых углеводов» (сладостей, сдобы,кондитерских изделий).
В этот период для ребенка особенно важно полюбить есть сложные углеводы: научить ребенка есть овощи, фрукты, злаковые каши. Они являются источником клетчатки, необходимой для работы кишечника, а также органических кислот, витаминов, минералов.Не забывайте и про правильное потребление белков: в детском меню их должно быть минимум 50% - это нежирное мясо, рыба, молочные продукты, яйца.
Одним из самых важных компонентов, который влияет на благотворное развитие мозга, является Омега-3. Омега-3 полиненасыщенные жирные кислоты в организме незаменимы, но при этом сам он их не вырабатывает. Единственный источник поступления – пища. Омега-3 для содержит компоненты, которые являются строительным веществом клеточных мембран сетчатки глаза и мозга. Благодаря противовоспалительным свойствам она помогает укрепить детский иммунитет. Способствуют нормальному функционированию сосудов и, как следствие, всей сердечнососудистой системы. Помогает улучшить память и увеличить концентрацию внимания.
Жирные кислоты Омега-3, обеспечивают организм детей полиненасыщенными жирными кислотами и такими важными витаминами как А, Е, D. Дети, которые страдают от недостатка жиров Омега-3, имеют проблемы с обучением и поведением в школе из-за рассеянного внимания и гиперактивности.
В этом возрасте крайне важно приучить ребенка в питьевой воде. Сколько жидкости нужно выпивать ребенку в день? Ребенку 3-7 лет – около 1,5 л (включая первые блюда). Вода – идеальный детский напиток и никто не должен переубедить вас в этом.
Интеллектуально-физическая готовность ребенка к школе
Интеллектуально-физическую готовность ребенка к обучению в школе определяет:
- Хороший уровень развития речи, при котором ребенок умеет бегло излагать свои мысли, в том числе и не один на один, а перед аудиторией из нескольких человек.
- Уровень развития мелкой моторики – ребёнок, у которого высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
- Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 – 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе
Психологическая готовность ребенка к школе включает в себя следующие компоненты:
Личностная готовность - иными словами принятие им новой социальной позиции — статуса школьника.
Способность произвольно регулировать поведение, иными словами готовность ребенка подчинять свое поведение требованиям взрослых и множеству правил. Это одно из ключевых отличий школьника от дошкольника, который в большинстве случаев имеет возможность действовать спонтанно, под влиянием сиюминутно возникающих импульсов.
Волевая готовность. Важно помнить, что к 6-ти годам у ребенка только происходит формирование компонентов волевого действия, однако эти компоненты недостаточно развиты, а цели и задачи, которые ставят ребенку бывают им не всегда осознаны. Именно поэтому родителям важно устанавливать преред ребенком четкие цели, проговаривать и прояснять с ним уровень понимания того, чего от него требуется, тогда у ребенка появится достаточно мотивации и желяния достигать эту цель.
Уровень развития познавательных возможностей. Прежде всего, речь идет о внимании, памяти и мышлении. В психологии рассчитаны нормы этих показателей для детей разного возраста, и по ним можно более или менее точно судить, в состоянии ли ребенок справиться со школьной программой.
При нормальном ходе развития ребенка к 6–7 годам интеллект начинает функционировать таким образом, что эти задачи становятся ему доступны, но если этого по каким-то причинам не произошло и школьник продолжает мыслить сугубо конкретно, эгоцентрично и ситуативно, его подстерегают сложности в обучении, даже если он очень внимательный и обладает прекрасной памятью.
Социально-психологический компонент: умение входить в группу и желание общаться со сверстниками.
Это важно, для того, чтобы ребенок смог вписаться в школьный коллектив и чувствовал там себя комфортно, и для процесса обучения, ведь в начальной школе довольно широко используется групповая форма работы, поэтому ребенок, у которого не сформированы навыки взаимодействия, может из-за этого начать испытывать трудности как с социализацией, так и с освоением учебного материала.
Возможность пообщаться и поиграть со сверстниками является одним из важных мотивов, поддерживающих интерес ребенка к посещению школы. Если ребёнку сложно найти взаимопонимание со сверстниками, или же он часто попадает в конфликтные ситуации, оказавшись изолированным от коллектива – это резко повышает риск школьной дезадаптации, в результате чего ребенок может вообще утратить интерес к процессу обучения.
Мотивационный компонент: сформированность учебных мотивов.
Порой родители полагают, что ребенок сам по себе будет относиться к обучению ответственно и заинтересованно. Полагаясь исключительно на то, что единоразово поговорили с ребенком на тему школы и он «все верно понял».Однако это не всегда так и со стороны родителей недостаточно просто убедить ребенка, что учиться нужно для будущего, а следует организовать этот процесс так, чтобы он вызывал у малыша интерес и непосредственно привлекал его.
Со стороны родителей важна поддержка, которая даст ребенку возможность сформировать здоровое и адекватное отношение к школе, к учителям, учебной деятельности и сверстникам. Важно прояснять с ребенком и помочь ему найти личный ответ на вопрос: зачем с его точки зрения, нужно ходить в школу.
Чтобы повысить готовность ребенка к обучению в школе, родителям важно обучать детей следующим вещам:
- выполнению школьного режима,
- способности правильно воспринимать ситуации урока,
- осознавать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль,
- своевременно выполнять учебные задания в школе и дома,
- самостоятельной работе без присутствия взрослого,
- выполняя ту или иную задачу быть ориентированным на достижение результата, а не только избегания наказания,
- проявлять активный познавательный интерес к новым видам деятельности, стремясь к личным достижениям.
Что еще могут сделать родители для гармоничного развития ребенка перед школой
- Поддерживать детей в выполнении задач развития
- Способствовать развитию навыков ребенка, находя учителей в области его интересов
- Оценивать безопасность мира ребенка и учить его навыкам разрешения конфликтов
- Поддерживать усилия ребенка учиться делать что-либо по-своему
- Давать много поощрений при обучении новому
- Быть надежным источником информации о людях, мире и вопросах, связанных с полом
- Бросать вызов негативному поведению и решениям, поощрять причинно-следственное мышление
- Не соглашаться с искажениями действительности
- Быть четким относительно того, кто за что отвечает
- Поощрять способности ребенка думать логично и творчески
- Предлагать способы решения проблем
- Позволять ребенку испытывать неопасные естественные последствия своих действий
- Давать понять, что вы продолжаете заботиться о ребенке, даже когда он не согласен с вами
- Поощрять отделение реальности от фантазии, поощряя ребенка рассказывать вам о них
- Быть самому ответственным и поощрять ребенка быть ответственным за свои решения, мысли и чувства
Не делайте токсичных и обесценивающих замечаний ребенку, если у него не сразу все получается, показывайте ребенку что ошибаются все, даже взрослые и поддерживайте его стремления исправить ошибку. Помните, что только обучение в радостной и психологически комфортной обстановке принесет желаемый результат.
Не игнорируйте ребенка и его проблемы и не лишайте его права голоса. Ребенок всегда при любых обстоятельствах имеет право на то, чтобы объяснить свои действия, сделать выводы и исправить ситуацию. Со стороны родителей важны послания, которые дают ребенку точное понимание того, что дома его поддержат, направят и любят, несмотря ни на какие детские притирки и ошибочные стратегии поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание для родителей обучающихся 8 класса "Какие они, подростки?"
Разработка родительского собрания для родителей 8-ми классников "Какие они, подростки?"...
Тематическое родительское собрание для родителей 5-7 классов "Компьютерная зависимость. Дети и Интернет"
Тематическое родительское собраниеКомпьютерная зависимость. Дети и Интернет Форма проведения: беседа с элементами активных форм работыЦелевая аудитория: родители учащихся 5-7 классовОборудо...
Общешкольное родительское собрание. "Ответственность родителей за воспитание детей"
Общешкольное родительское собрание. "Ответственность родителей за воспитание детей"...
Выступление на общешкольном родительском собрании «Роль родителей в психологической поддержке детей во время экзаменов»
(1 слайд) Уважаемые родители, сегодня я бы хотела поговорить с вами о роли родителей и их практической помощи во время подготовки и сдачи экзаменов детьми.(2 слайд) Психологически период завершения об...
Конспект родительского собрания для родителей детей 6 класса
Конспект родительского собрания для родителей детей 6 класса «Успешность обучения: от чего она зависит?» Анкета «Хорошо ли я занимаюсь воспитанием своего ребенка?» (для ро...
Общешкольное родительское собрание "Конфликты:родители и дети. Пути их разрешения"
Цель данного родительского собрания: содействовать созданию бесконфликтных отношений в диаде "ребенок-родитель" через повышение психологической компетентности родителей по вопросам предупреж...
Родительское собрание для родителей обучающихся 8 класса
Родительское собрание для родителей обучающихся 8 класса...