Изучения феномена Интернет-зависимости
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
В статье раскрывается суть появления Интернет-зависимости как таковой. Сам термин был введен в 1995 году А.Голдбергом. Статья содержит интерпретации появления теорий Интернет-аддикций и последствия, которые несет подобная зависимость для у детского организма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
internet-zavisimost_additivnye_formy_povedeniya.docx | 18 КБ |
Предварительный просмотр:
Эпова С.А.
педагог дополнительного образования
МАУ ДО ДДТ «Маленький принц» г. Хабаоовск
Изучения феномена Интернет-зависимости
Феномен интернет-зависимости стал традиционным сюжетом публикаций в СМИ.
Первое обсуждение данного феномена датировано 1994 годом. К. Янг создал первый специальный опросник и провел on-line исследование, согласно которому распространённость Интернет-зависимости на тот момент времени составляла около 1-5 % от общего числа активных пользователей.
В 1995 году А. Голдберг впервые ввёл термин «Интернет-зависимость» для обозначения патологической непреодолимой тяги к использованию сети Интернет, отметив, что диагностические критерии данного расстройства соответствуют критериям DSM-IV для нехимических зависимостей, а именно – чрезмерное использование Интернета вызывает дистресс и причиняет ущерб физическому, психологическому, межличностному, семейному, экономическому или социальному статусу человека.
В 1997-1999 годах были созданы первые исследовательские и консультативно-психотерапевтические службы web- службы по проблематике Интернет-аддикции, а в 1998-1999 годах опубликованы первые монографии по данной проблеме ( К. Янг, Д.Гринфилд, К. Сурратт). Однако, хотя Интернет-зависимость сегодня является широко обсуждаемым вопросом в среде и психологов и психиатров, её статус пока находится на неофициальном уровне: данное расстройство, несмотря на множественные дебаты по данному поводу, так и не было включено в официальную классификацию психических заболеваний DSM-V.
В настоящее время анализ компьютерных аддикций все чаще становится сюжетом как зарубежных, так и отечественных учебников по психологии коммуникаций. В рамках относительно недолгой истории изучения Интернет-зависимости накоплена крайне противоречивая феноменология (в частности, касающаяся взаимосвязей с другими психологическими реальностями и процессами).
Соответственно, возникают закономерные вопросы о точности выделения тех или иных оснований для диагностики самого феномена. Естественно, отмеченные гносеологические разрывы в освоении данной проблематики не раз попадали в фокус внимания исследователей, ею занимающихся ( из отечественных достаточно указать на работы А.Е.Войскунского). Поиск преодоления этих разрывов воплотился в двух направлениях.
Во-первых, в сторону накопления и обобщения самой феноменологии Интернет-аддикции - например, через эмпирическое воплощение тезиса о том, что скорость технологических изменений Интернет-коммуникации неминуемо расширяет типы компьютерных зависимостей и, следовательно, нужно исследовать больше и лучше, привлекая новые методы и методики, расширять выборки и т.п.
Во-вторых (и это происходит значительно реже), пути преодоления отмеченных трудностей в освоении данной проблематики отражаются в более активном привлечении в неё чисто теоретических интерпретаций.
Что касается интерпретаций появления Интернет-аддикций, интересными, на мой взгляд, представляются теории деиндивидуализации, основанные в противовес теории социальной идентичности А. Тэшфела. В основе этой точки зрения лежит классический социально-психологический факт деиндивидуализации поведения человека (и, следовательно, снижение его субъективности) в условиях анонимности. Анонимность, согласно модели деиндивидуализации, снижает уровень самосознания, размывает рамки «Я» и приводит к потере самоконтроля и актуализирует у него конвенциальное, ролевое поведение.
К этому же ряду может быть отнесена когнитивно-бихевиоральная модель компьютерной зависимости Р. Дэвиса и его коллег.
Согласно данной теории, исходное и необходимое условие возникновения симптомов компьютерной зависимости - определенная психопатология личности (в частности, депрессивные расстройства). Однако, ключевым фактором её формирования становится подкрепление, получаемое человеком в результате активности в Интернет-коммуникации. При этом, в случае позитивного подкрепления возникает определенная поведенческая реакция ( а именно – стремление продолжать активность в Сети), но и формируются так называемые дисфункциональные убеждения когниции о себе и мире, связывающие позитивный образ «Я» с активностью в Интернете), в свою очередь подкрепляющие возникшую поведенческую реакцию.
Существует и другой ряд интерпретаций феномена Интернет-зависимостей, т.н. «собственно психологический». Согласно этим интепретациям феномен Интернет-аддикций перестаёт выступать как однозначно негативный факт, а служит максимально ярким выражением нового психологического опыта индивида. Такого мнения придерживается М. Чиксентмихайи, родоначальник «теории потока». Согласно обобщениям Д. Хоффамана и Т.Новак, опыт «потока» применительно к пользователям Сети детерминирован такими параметрами, как: высокий уровень умения и контроля; высокий уровень мобилизованности и возбуждения; высокая концентрация внимания; интерактивность и «телеприсутствие» (способность погружаться в «киберпространство» и воспринимать его как реальность). В связи с этим А.Е. Войскунский отмечает, что в деятельности Интернет-аддикта также очевидны глубокая заинтересованность, любопытство, гипермотивированность, возникновение ощущения переноса в новую реальность, отвлечения от окружающей физической и социальной среды.
Как предполагает автор, подобные поглощенность деятельностью, «выключенность» из рамок актуального времени, забывание существующей реальности, одновременно с готовностью решить возникающие проблемы имеет ту же природу, что и опыт «потока». Следовательно, согласно данной точки зрения, Интернет- зависимость трактуется как новая мотивация познавательной сферы личности, и отнюдь не как патопсихология. Причём, данная мотивация связана напрямую со специфическими позитивными переживаниями субъекта.
В связи с подобной направленностью анализа Интернет-коммуникаций интерес представляет теория идентичности. Согласно данной теории электронная Среда представляет собой огромное пространство для экспериментов с собственным «Я».
Пользователи имеют шанс создавать «новые личностные характеристики», входить инкогнито во многие сетевые порталы и сайты, создавать целые сообщества единомышленников.
Отмечу, что по мнению многих активных социальных пользователей интернета, отмечается высокая мотивация пользоваться Сетью именно из-за представленной возможности самовыражения, вплоть до изменения собственной роли, образа собственного «Я».
В связи с этим отмечается рассогласование характеристик реальных и виртуальных идентичностей пользователей. В данном случае я имею ввиду социокультурный феномен аддикции.
Виртуальная сеть Интернет предоставляет в настоящее время пользователям много возможностей для моделирования образов. Например, партнёров по общению, самих норм взаимодействия и себя любимого, наконец.
В реальной социальной жизни субъект также вынужден проявлять творческие наклонности и продолжать конструировать социальные отношения, коммуникативные связи и собственную идентичность в том числе.
Очевидно, что подобное переделывание самого себя, собственной личности далеко не всегда приносит пользу субъектам – участникам виртуальной реальности, расширенные электронные возможности не всегда помогают человеческой самореализации.
При подобной трактовке мы имеем дело с нивелированием самого субъекта – участника виртуально реальности, а его активно действующее начало редуцируется.
Психологи бъют тревогу, поскольку возникает неразрешимая (вынужденная) амбивалентность между уровнем технологического развития окружающего социального мира и постепенным исчезновением у человека уровня произвольной саморегуляции в силу быстрого удовлетворения собственных потребностей и нахождением в Интернете многих вещей, материалов, услуг, товаров для заочного выбора будущей покупки.
Хотелось бы пожелать, чтобы подобные «хищные вещи века» зависели от отношения человека к ним, а не имели бы потенциальные ценностные приоритеты в системе «Личность – Интернет»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тезисы выступления «Интернет- зависимость подростков»
Вред и польза Интернета. Интернет- зависимость, как это не допустить. Очень просто, надо знать психологическое состояние подросткового периода....
«ФЕНОМЕН «ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ. ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»
Мир не стоит на месте, жизнь человечества за последние несколько десятилетий коренным образом изменилась: научно-технический прогресс существенно облегчил нашу ...
методическая разработка игры «Интернет и интернет-зависимость»
Компьютер и сеть интернет сегодня доступна подросткам из каждой семьи. Бурное развитие компьютерных технологий и интернета привело к тому, что такая удобная вещь способна заменить практически любые уд...
Занятие по профилактике компьютерной и интернет зависимости «Вне зависимости»
Задачи: 1) Ознакомить детей с вредными последствиями компьютерных игр, донести представление о компьютерной, интернет – зависимости; 2) Формировать положительное отношение к живому общению. 3) Побужда...
ИЗУЧЕНИЕ ФЕНОМЕНА УЛЫБКИ В РУССКОЙ, ФРАНЦУЗСКОЙ И АМЕРИКАНСКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРАХ КАК АСПЕКТ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ ЛИНГВИСТОВ – ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
В статье рассматривается проблема исследования феномена улыбки в родной и изучаемых лингвокультурах в контексте межкультурного образования будущих бакалавров лингвистики – учителей иностранных я...
Классный час на тему: «Интернет безопасность. Интернет-зависимость»
Увеличение времени, проводимого в онлайновом сеансе. Интернет плохо влияет на человека....
Изучение феномена дуэли XIX века как важного элемента понимания художественных произведений на уроках литературы (на примере произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)
В статье рассматривается феномен дуэли как неотъемлемая часть жизни дворян XIX века, а также как важная составляющая классических литературных произведений, изучаемых на школьных занятиях....