Манипуляции
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Манипуляция
Детям, воспитывающимся в детском доме свойственно манипулитивное поведение.
Виды:
Тряпка
- хочет взять на себя побольше обязательств, ужесточить условия их выполнения (время);
- психосоматический срыв;
- как только заболел психологический пьедестал (невозможность ее заменить)
- последний этап – «Боже, как вы все запустили!»
Не хватает конструктивного чувства: любви (не собственного «Я»).
Диктатор
1 шаг: окомплеменчивание (подчеркнуть, какие вы замечательные, а после этого попросить).
2 шаг: мелкая придирка (У какое скучное задание, вы такой же как все); придирка вызывает у женщин обиду.
3 шаг: обобщенная оценка (Да какой вы педагог, что даже с собой справиться не можете)
Как с ним справиться?
- Диктатор ловит неуверенного в себе человека.
- Какой вы замечательный?
- А мне казалось у меня много недостатков, я могу ошибаться.
- Разрешить ответить.
- Если бы ты был на моем месте?
- Урок – спонтанность.
- Да меня это очень задевает. Я надеялся тебе помочь.
Пила
Если ты …
Ребенок ставит условия.
С нашей стороны – борьба за доверие – ребенок молчит – педагог молчит – кульминация:
- А что ты сделал такого, что я сам не мог?
Закрепление манипуляции: - Надо расти профессионально.
В основе поведения лежит контроль; у этого человека была утрата.
Раз так себя ведет, значит, хочет, чтобы вы решили за него.
«Пилы» к финалу жизни остаются одни.
Что с ними делать?
- Я не хочу жить по твоим правилам.
- Разделить ответственность.
- Бери и делай сам.
Можно помочь, если проработать «утрату».
«Бедняжечка» («Жертва»)
Показывает, что помощь ему нужна, но не просит о ней.
Несчастье провокация.
1 шаг. Помогаем.
2 шаг. «Садиться на шею».
В какой – то момент это надоедает гнев.
«Жертва» начинает говорить:
- Ты такой же, как все («поматросил и бросил»).
У нас появляется чувство вины (закрепление манипуляции из-за тревоги).
Как действовать?
- Что ты собираешься сделать, чтобы эту проблему решить.
- Я вижу эти проблемы, но помочь могу тебе решить только 1 проблему. Какую?
Если ты не часть решения, то ты часть проблемы.
Нужно сохранять с жертвой дистанцию:
- Я не люблю, когда ко мне так…
- Снизить градус аффекта;
- Пробудить рефлексию.
Калькулятор
Это тот, который считает свои выгоды.
- Ведет себя загадочно (ты меня пойми).
- Непредсказуемость.
- Нарушение наших границ (обсуждение «за глаза», рассказывает доверительную беседу).
- Возмущение (Я бы на вашем месте не возмущался…)
Человек, который много пережил, чувство утраты; либо это социальный или асоциальный лидер.
- Сохраняет тайну и дистанцию, но влазит на вашу территорию.
«Калькулятор» показывает, что все люди «пыль», которая мешает смотреть на солнце.
Утрата и вина деструктивное поведение.
Что делать?
- Дать ему понять, что видим его манипуляцию.
«Калькулятор» платит большую цену: одиночество, суицид, асоциальное поведение.
Хороший парень
1 шаг. Навязаться в друзья (мнимый помощник; оказывает мелкую помощь).
2 шаг. Мы принимаем. Стадия сближения (вы ему – он вам)
3 шаг. Выставляет счет, который требует усилий. Если вы отказались, то «пила», «калькулятор»; согласились: «диктатор».
Что делать?
- Не позволять рассказывать о других детях.
- Хотите, я вам о нем расскажу?
- Нет, я еще до этого не доросла.
(К мини-семинару практикуму)
Примеры заданий и вариантов решения
- Учащийся ведет себя демонстративно грубо …
Варианты решения: спокойный голос и при этом достаточно твердый тон, этическая выдержанность, частичное соглашение («Мне кажется, в этой ситуации обычно…», «Для взрослого человека мне видятся такие – то шаги…»).
- Ребенок со злостью отрывает листья от комнатного растения…
Варианты решения: снизить эмоциональный накал, привести к психическому равновесию («Я могу тебя понять, но ведь не ты сажал этот цветок…», «Каждый человек сам отвечает за свои поступки…»).
- Учащийся плюет на пол…
Варианты решения: снять ореол «героя – нарушителя» («У тебя, наверное, повышенное слюнотечение, не показаться ли тебе врачу…»).
- Воспитанник лжет с целью оправдания своего плохого поступка…
Варианты решения: инициировать самосознание через встречные вопросы («Как ты сам думаешь, можно ли поверить тебе…»).
(К мини-семинару практикуму)
Примеры заданий и вариантов решения
- Учащийся ведет себя демонстративно грубо …
Варианты решения: спокойный голос и при этом достаточно твердый тон, этическая выдержанность, частичное соглашение («Мне кажется, в этой ситуации обычно…», «Для взрослого человека мне видятся такие – то шаги…»).
- Ребенок со злостью отрывает листья от комнатного растения…
Варианты решения: снизить эмоциональный накал, привести к психическому равновесию («Я могу тебя понять, но ведь не ты сажал этот цветок…», «Каждый человек сам отвечает за свои поступки…»).
- Учащийся плюет на пол…
Варианты решения: снять ореол «героя – нарушителя» («У тебя, наверное, повышенное слюнотечение, не показаться ли тебе врачу…»).
- Воспитанник лжет с целью оправдания своего плохого поступка…
Варианты решения: инициировать самосознание через встречные вопросы («Как ты сам думаешь, можно ли поверить тебе…»).
(К мини-семинару практикуму)
Примеры заданий и вариантов решения
- Учащийся ведет себя демонстративно грубо …
Варианты решения: спокойный голос и при этом достаточно твердый тон, этическая выдержанность, частичное соглашение («Мне кажется, в этой ситуации обычно…», «Для взрослого человека мне видятся такие – то шаги…»).
- Ребенок со злостью отрывает листья от комнатного растения…
Варианты решения: снизить эмоциональный накал, привести к психическому равновесию («Я могу тебя понять, но ведь не ты сажал этот цветок…», «Каждый человек сам отвечает за свои поступки…»).
- Учащийся плюет на пол…
Варианты решения: снять ореол «героя – нарушителя» («У тебя, наверное, повышенное слюнотечение, не показаться ли тебе врачу…»).
- Воспитанник лжет с целью оправдания своего плохого поступка…
Варианты решения: инициировать самосознание через встречные вопросы («Как ты сам думаешь, можно ли поверить тебе…»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-практическая конференция по психологии на тему"Психология проведения сестринских манипуляций"
....
"Как уберечь себя от манипуляций"
Классный час - беседа с обучающимися 10 класса по курсу Г.Селевко "Самосовершенствование личности".Как устоять перед соблазном?Как суметь сказать "Нет",не обидев человека?Как научиться отл...
реферат Манипуляции и их отражение
Реферат о манипулятивном воздействии на личность при руководстве коллективом, способах урегулирования и отражения манипулятивных действии руководства...
Примеры манипуляции и способы противостояния манипуляциям
В статье приводятся примеры манипуляции и способы противостояния манипуляциям...