Манипуляции
консультация на тему

Давыдова Наталья Евгеньевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon manipulyatsiya.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Манипуляция

Детям, воспитывающимся в детском доме свойственно манипулитивное поведение.

Виды:

Тряпка  

  • хочет взять на себя побольше обязательств, ужесточить условия их выполнения (время);
  • психосоматический срыв;
  • как только заболел психологический пьедестал (невозможность ее заменить)
  • последний этап – «Боже, как вы все запустили!»

Не хватает конструктивного чувства: любви (не собственного «Я»).

Диктатор

1 шаг: окомплеменчивание (подчеркнуть, какие вы замечательные, а после этого попросить).

2 шаг: мелкая придирка (У какое скучное задание, вы такой же как все); придирка вызывает у женщин обиду.

3 шаг: обобщенная оценка (Да какой вы педагог, что даже с собой справиться не можете)

Как с ним справиться?

  • Диктатор ловит неуверенного в себе человека.

- Какой вы замечательный?

- А мне казалось у меня много недостатков, я могу ошибаться.

  • Разрешить ответить.

- Если бы ты был на моем месте?

  • Урок – спонтанность.

- Да меня это очень задевает. Я надеялся тебе помочь.

Пила

Если ты …

Ребенок ставит условия.

С нашей стороны – борьба за доверие – ребенок молчит – педагог молчит – кульминация:

- А что ты сделал такого, что я сам не мог?

Закрепление манипуляции: - Надо расти профессионально.

В основе поведения лежит контроль; у этого человека была утрата.

Раз так себя ведет, значит, хочет, чтобы вы решили за него.

«Пилы» к финалу жизни остаются одни.

Что с ними делать?

  • Я не хочу жить по твоим правилам.
  • Разделить ответственность.

- Бери и делай сам.

Можно помочь, если проработать «утрату».

«Бедняжечка» («Жертва»)

Показывает, что помощь ему нужна, но не просит о ней.

Несчастье       провокация.

1 шаг. Помогаем.

2 шаг. «Садиться на шею».

В какой – то момент это надоедает       гнев.

«Жертва» начинает говорить:

- Ты такой же, как все («поматросил и бросил»).

У нас появляется чувство вины (закрепление манипуляции из-за тревоги).

Как действовать?

- Что ты собираешься сделать, чтобы эту проблему решить.

- Я вижу эти проблемы, но помочь могу тебе решить только 1 проблему. Какую?

Если ты не часть решения, то ты часть проблемы.

Нужно сохранять с жертвой дистанцию:

- Я не люблю, когда ко мне так…

  • Снизить градус аффекта;
  • Пробудить рефлексию.

Калькулятор

Это тот, который считает свои выгоды.

- Ведет себя загадочно (ты меня пойми).

- Непредсказуемость.

- Нарушение наших границ (обсуждение «за глаза», рассказывает доверительную беседу).

- Возмущение (Я бы на вашем месте не возмущался…)

Человек, который много пережил, чувство утраты; либо это социальный или асоциальный лидер.

- Сохраняет тайну и дистанцию, но влазит на вашу территорию.

«Калькулятор» показывает, что все люди «пыль», которая мешает смотреть на солнце.

Утрата и вина         деструктивное поведение.

Что делать?

  • Дать ему понять, что видим его манипуляцию.

«Калькулятор» платит большую цену: одиночество, суицид, асоциальное поведение.

Хороший парень

1 шаг. Навязаться в друзья (мнимый помощник; оказывает мелкую помощь).

2 шаг. Мы принимаем. Стадия сближения (вы ему – он вам)

3 шаг. Выставляет счет, который требует усилий. Если вы отказались, то «пила», «калькулятор»; согласились: «диктатор».

Что делать?

  • Не позволять рассказывать о других детях.

- Хотите, я вам о нем расскажу?

- Нет, я еще до этого не доросла.


(К мини-семинару практикуму)

Примеры заданий и вариантов решения

  1. Учащийся ведет себя демонстративно грубо …

Варианты решения: спокойный голос и при этом достаточно твердый тон, этическая выдержанность, частичное соглашение («Мне кажется, в этой ситуации обычно…», «Для взрослого человека мне видятся такие – то шаги…»).

  1. Ребенок со злостью отрывает листья от комнатного растения…

Варианты решения: снизить эмоциональный накал, привести к психическому равновесию («Я могу тебя понять, но ведь не ты сажал этот цветок…», «Каждый человек сам отвечает за свои поступки…»).

  1. Учащийся плюет на пол…

Варианты решения: снять ореол «героя – нарушителя» («У тебя, наверное, повышенное слюнотечение, не показаться ли тебе врачу…»).

  1. Воспитанник лжет с целью оправдания своего плохого поступка…

Варианты решения: инициировать самосознание через встречные вопросы («Как ты сам думаешь, можно ли поверить тебе…»).

(К мини-семинару практикуму)

Примеры заданий и вариантов решения

  1. Учащийся ведет себя демонстративно грубо …

Варианты решения: спокойный голос и при этом достаточно твердый тон, этическая выдержанность, частичное соглашение («Мне кажется, в этой ситуации обычно…», «Для взрослого человека мне видятся такие – то шаги…»).

  1. Ребенок со злостью отрывает листья от комнатного растения…

Варианты решения: снизить эмоциональный накал, привести к психическому равновесию («Я могу тебя понять, но ведь не ты сажал этот цветок…», «Каждый человек сам отвечает за свои поступки…»).

  1. Учащийся плюет на пол…

Варианты решения: снять ореол «героя – нарушителя» («У тебя, наверное, повышенное слюнотечение, не показаться ли тебе врачу…»).

  1. Воспитанник лжет с целью оправдания своего плохого поступка…

Варианты решения: инициировать самосознание через встречные вопросы («Как ты сам думаешь, можно ли поверить тебе…»).

(К мини-семинару практикуму)

Примеры заданий и вариантов решения

  1. Учащийся ведет себя демонстративно грубо …

Варианты решения: спокойный голос и при этом достаточно твердый тон, этическая выдержанность, частичное соглашение («Мне кажется, в этой ситуации обычно…», «Для взрослого человека мне видятся такие – то шаги…»).

  1. Ребенок со злостью отрывает листья от комнатного растения…

Варианты решения: снизить эмоциональный накал, привести к психическому равновесию («Я могу тебя понять, но ведь не ты сажал этот цветок…», «Каждый человек сам отвечает за свои поступки…»).

  1. Учащийся плюет на пол…

Варианты решения: снять ореол «героя – нарушителя» («У тебя, наверное, повышенное слюнотечение, не показаться ли тебе врачу…»).

  1. Воспитанник лжет с целью оправдания своего плохого поступка…

Варианты решения: инициировать самосознание через встречные вопросы («Как ты сам думаешь, можно ли поверить тебе…»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как уберечь себя от манипуляций"

Классный час - беседа с  обучающимися 10 класса по курсу  Г.Селевко "Самосовершенствование личности".Как устоять перед соблазном?Как суметь сказать "Нет",не обидев человека?Как научиться отл...

реферат Манипуляции и их отражение

Реферат о манипулятивном воздействии на личность при руководстве коллективом, способах урегулирования и отражения манипулятивных действии руководства...

Примеры манипуляции и способы противостояния манипуляциям

В статье приводятся примеры манипуляции и способы противостояния манипуляциям...