Для Вас, родители!
консультация по теме

Сергеева Галина Николаевна

В работе по устранению неправильного произношения звуков огромная роль принадлежит семье, особенно на этапе автоматизации звука и введения его в речь. Чем больше внимания будет уделяться  этой работе, тем быстрее ребенок овладеет правильной речью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ»

Мастер-класс для родителей дошкольников

«Будем чисто говорить»

Эффективные приемы  автоматизации поставленных  звуков

                                 Учитель-логопед  ТО Северное

Сергеева Галина Николаевна

Москва

27.03.2017 г.

Цель:  показать родителям  отдельные  приемы введения  поставленного       звука в речь на уровне слова, предложения.                              

1.Организационный  момент. 

2. Вступительное  слово.

          Уважаемые родители! В  работе по  устранению неправильного произношения звуков огромная роль принадлежит семье, особенно на этапе автоматизации звука и введения его в речь.  Чем больше внимания будет уделяться  этой работе, тем быстрее ребенок  овладеет правильной речью.

         Автоматизировать звук - значит ввести  его в слоги, слова, предложения, связную речь,  доведя до такого состояния, когда ребенок, не задумываясь и не затрудняясь,  правильно употребляет его в речи.

         В идеале  предполагаются ежедневные занятия  по 5-15 минут 2-3 раза в день, но, к сожалению, редко так получается. Поэтому необходимо   при любой  возможности   привлекать  внимание  ребенка (проговаривать  материал при возвращении  из детского сада, при   выполнении домашних дел и т.д.). Занятие 1-2  раза в неделю по  30-40 минут не дадут желаемого результата. «Вода и камень точит», - гласит   народная мудрость. Занятия по 3-5 минут несколько раз в день  будут намного эффективнее, чем получасовые 1 раз в неделю.

        Этап автоматизации  звука  (с физиологической точки зрения) представляет  собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале.  Автоматизация звука  осуществляется  по принципу: от простого к сложному.  Очень часто  ребенок  затрудняется в контроле собственного  высказывания, и  в таком случае  необходимы определенные приемы работы над звуком.

        Сегодня мы коснемся  приемов, направленных на автоматизацию звука в составе слова, предложения.

        Дети  в возрасте до 6 лет не в состоянии  долго сидеть на одном месте и заниматься, их внимание быстро рассеивается, поэтому  необходимо   использовать различные игры для автоматизации звуков.

3. Демонстрация игр. Знакомство с другими приемами автоматизации звуков.

  1. «Построй домик».

 Цель игры: закрепление правильного произношения, развитие     фонематического восприятия.

    Материал: на прямоугольных карточках   («кирпичики» 10-14 штук)  картинки на  различные звуки.  На большом треугольнике («крыше»)  картинка с тем  звуком, который автоматизируется в данный момент. Задание ребенку: построй домик для  куклы Ларисы (если  автоматизируется звук «Л»,  журавля Жоры - при автоматизации звука «Ж» и т.д.). Ребенок выбирает картинки, в названии которых есть соответствующий звук, четко  произносит слово и строит домик.

  1. «Собери цветок».

       Данная игра способствует не только  правильному закреплению изучаемого звука  в словах, но  и развитию фонематического слуха и зрительной памяти.

Материал: предметные картинки на цветных лепестках и  на круглой сердцевине цветка.

Ход игры:  собрать цветочек, выбирая лепестки на заданный звук. После того, как ребенок собрал цветок, ему предлагается закрыть глаза, переворачиваются несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребенок  должен вспомнить и назвать, какие картинки были на перевернутых лепестках. Всегда  перед ребенком ставится задача - произносить слова с автоматизируемым звуком как можно четче, громче, правильнее.

  1. Игра «Чего не стало?»

      Данная игра также  помимо автоматизации звука способствует развитию зрительной памяти.  Можно использовать различные картинки, набор «Лото».

      Выкладываются 5-7 картинок  (в зависимости от возраста)  с различными звуками, ребенку предлагается запомнить картинки, закрыть глаза, а затем убираются картинки (2-3) на изучаемый звук.

      Ребенок открывает глаза и, четко проговаривая, называет те картинки, которых не стало.

     4. Также можно  поиграть  в игру «Чего не стало? Что изменилось? Что лишнее?», подбирая картинки на автоматизируемый звук.

5. Игра « Неправильный звук» может быть использована тогда, когда у ребенка максимально  сформировались  условно-рефлекторные речедвигательные связи, но он  не может себя контролировать и часто пропускает звук в слове. В этом случае   игра дает хороший  результат, развивая внимание ребенка.

      Условия игры: взрослый говорит, что он будет произносить вместо звука «Л» звук  «В», а ребенок должен его исправлять:

вапа – лапа

вампа - лампа

вужа - лужа

      Такую игру можно проводить с любыми звуками, предварительно обговорив с ребенком, какой звук и  на какой будет заменяться. Обязательное условие при этом:  ребенок уже достаточно  хорошо  усвоил произношение звука, но не всегда использует его в своей речи.   Результат –  самоконтроль ребенком  своего произношения.

6. Проговаривание  чистоговорок.

     Огромную роль на этапе автоматизации звука в предложении играет использование чистоговорок. Рифма, ритм  имеют  неоценимое    значение, способствуя более быстрому усвоению  и введению в речь поставленного звука. Материал можно найти в различных пособиях, в интернете, сочинить самим. Принцип не такой уж сложный.  Но самое главное (как всегда) - добиваться четкого  произношения   не только поставленного звука, но и других сохранных звуков. Такое проговаривание  максимально развивает четкость дикции.

7. И, конечно же, обязательным условием является  заучивание стихотворений на отрабатываемый звук. Ребенок четко, громко проговаривает слова,  тактильные ощущения от органов артикуляции  способствуют более быстрому введению звука в речь.

       Существует очень много  интересных  приемов, способствующих более быстрой и полноценной автоматизации звуков, но даже несколько из них, употребляемых ежедневно,  дадут  желаемый результат.

 4. Обсуждение.  Ответы на вопросы.

                       Успехов Вам в работе с Вашими детьми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями. Практические советы логопеда родителям.Беседа-семинар для родителей дошкольников-подготовишек.

Данный материал перекликается с темой речевой готовности ребёнка к школе, дополняя её игровым материалом. Предназначен для консультаций и бесед с родителями....

Советы родителям начинающих пианистов (цикл лекций для родителей "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Советы родителям начинающих пианистов  (цикл лекций для родителей "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Как повысить у ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Как повысить у  ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Рекомендации для родителей Как родитель может помочь своему ребёнку в изучении английского языка, даже если сам родитель языка не знает

материал содержит полезные рекомендации для родителей, дети которых изучают английский язык.В материале даются ответы на часто возникаемые вопросы. Материал взят с сайта http://englishmylife.ucoz...

Сценарий встречи с родителями на тему: «Содружество родителей и классного руководителя в вопросе мотивации обучающихся к игре на фортепиано». Внеклассное мероприятие с родителями.

             Проблемой обсуждения с родителями является вопрос: как повысить мотивацию обучающихся к занятиям на фортепиано?        ...

Тест для родителей «Детей воспитывают родители. А родителей?»

Тест для родителей«Детей воспитывают родители. А родителей?» Внимательно прочтите предложенные вопросы. Постарайтесь ответить на них откровенно. Тест дополнит ваше представление о себ...