Духовно–нравственное воспитание в семье. Разработка родительского собрания.
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме
Материал для классных руководителей, может применяться на родительских собраниях с целью укрепления духовно-нравственных основ воспитания школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Духовно-нравственное воспитание ребенка в семье. | 29 КБ |
Духовно-нравственное воспитание ребенка в семье. | 217.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 52»
г.Тверь
Духовно – нравственное воспитание в семье.
Разработка родительского собрания.
Учитель: Трудакова Олеся Ивановна
2017 год
Слайд №2
Цель родительского собрания:
1. Показать, что семейные традиции, моральные принципы, педагогическое мастерство родителей являются необходимыми условиями формирования нравственных убеждений ребёнка;
2. Рассмотреть проблемы нравственного воспитания детей в семье.
Задачи родительского собрания:
1. Выявить уровень нравственного воспитания детей в семье.
2. Определить семейные условия, микроклимат и способы, необходимые для формирования нравственно развитой личности в семье.
В современных условиях ситуация складывается так, что семья и школа являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием молодого поколения.
Школа сталкивается с тем фактом, что проблемы, связанные с взрослением учащихся, касаются не только старшего школьного возраста, но и младших подростков. Сегодня многие учителя говорят о том, что трудно работать не в 10—11 классах, а в 5—6 классах, так именно переход во взрослость зачастую сопровождается изменением в глазах ребенка ценности собственной семьи. Это очень важная проблема, которая сказывается не только на учении ребенка, но и на всем образе его жизни, его поступках и поведении.
Слайд №3
Семья является традиционно главным институтом воспитания. По длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
Хотя, конечно, здесь необходимо учитывать два существенных обстоятельства: первое - возможности семьи объективно ограничены; второе - современная семья в силу ряда причин зачастую не может актуализировать педагогический потенциал своего позитивного влияния на ребенка. Образовательное учреждение вынуждено брать на себя функцию компенсации недоработок и упущений семейного воспитания.
Слайд №4
Задача духовно-нравственного воспитания является главной задачей семейного воспитания. Отметим, что под духовно-нравственным воспитанием мы понимаем процесс целенаправленного содействия становлению духовно-нравственной сферы ребенка, являющейся основой базовой культуры личности.
Духовная составляющая воспитания в таком случае заключается в содействии ребенку в освоении системы ценностей и идеалов, а также в формировании на этой основе определенной личностной мировоззренческой позиции.
Нравственная составляющая направлена на содействие в развитии чувств, отношений и поведения, отражающих мировоззренческую позицию в социальной деятельности ребенка: во взаимоотношениях с другими людьми и миром.
Традиционными источниками нравственности являются: патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству); социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство); гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания); семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода); труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость); наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание); традиционные российские религии.
Слайд №5
Школа всегда выступает союзником родителей в воспитании будущего поколения.
В связи с этим одной из стратегических линий деятельности школы является серьезное и целенаправленное просвещение семьи по вопросам взросления ребенка.
Однако пути решения проблемы воспитания в школе существенно отличаются от решения данной проблемы в семье. Воспитание детей в школе не может подменять родительское. Оно должно продолжать его, а это возможно лишь в том случае, если семья доверяет школе, а школа оправдывает доверие семьи и помогает ей в становлении и взрослении ребенка.
Слайд №6
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.
По определению социологов, воспитательный потенциал семьи определяется рядом факторов: её материальной и жилищно-бытовой обеспеченностью, культурно-образовательным уровнем родителей, существующим в ней морально- психологическим климатом, авторитетом отца и матери у детей и доверием детей к родителям, единством требований в семье.
Слайд №7
Проблемы, которые наиболее типичны для семей в воспитании детей.
- ограниченность совместного времяпрепровождения родителей и детей;
- значительные различия во взглядах на жизнь членов семей;
- отсутствие возможности контролировать поведение детей;
- недостаточное знание членами семьи друг друга;
- отсутствие взаимопонимания с детьми.
Пока не будет достигнуто духовной общности в семье, мало что удастся сделать в духовно-нравственном воспитании детей, даже если образовательные учреждения найдут пути решения этой задачи на своем уровне.
Слайд №8
Педагогические упущения родителей могут быть вызваны
следующими причинами:
1) отсутствие у родителей (или наличие искаженных) знаний о законах духовной жизни и закономерностях духовно-нравственного становления человека;
2) наличие сформировавшейся изначально ложной точки зрения на воспитание ребёнка. Например: «Мой святой долг – одеть, обуть, накормить, а остальное – дело школы»;
3) конфликтная атмосфера в семье;
4) при полном внешнем благополучии семьи – авторитарные методы воспитания;
5) излишняя порочная родительская любовь и т. п.
Слайд №9
Задачи педагога:
а) выяснить, как сделать так, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка;
б) убедить родителей в ошибочности и несостоятельности их точки зрения и указать методы и пути нравственного воспитания ребёнка в семье.
Слайд №10
Воспитать развитые нравственные потребности – главнейшая задача
родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешного решения?
- Родители должны осознавать важность этой задачи.
Детско-родительские отношения имеют первостепенное значение, а механизмы взаимоотношений между членами семьи играют огромную роль в развитии духовно-нравственных отношений. Сегодня пугает и тревожит тот факт, что многие родители не знают эмоциональных потребностей своих детей и не обладают необходимыми навыками эффективного взаимодействия на эмоциональном уровне. Взрослые настолько заняты повседневной суетой, что им некогда общаться со своими детьми.
2) Развивать сами в себе эти нравственные потребности.
Родители, которые хотели бы воспитать своего ребёнка не стихийно, а сознательно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности. Большое значение имеют микроклимат семьи, нравственная позиция, занимаемая родителями, их отношение к происходящему вокруг.
3) Знать, как, какими методами формировать в детях нравственные потребности.
Одна из важнейших особенностей школьного возраста — развитие нравственного сознания: нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений, которыми ребенок в школе начинает руководствоваться. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает, какую нравственную деятельность он осуществляет, будет складываться его личность.
Слайд № 11
Следует отметить следующие методы и условия нравственного воспитания ребёнка в семье:
1) Атмосфера любви, искренности, эмоциональная поддержка ребенка.
Духовность и взаимопонимание детей исчезают тогда, когда в семье возникают конфликты, приобретающие нередко хронический характер. В семьях, где окрик и телесные наказания, грубость и насилие над детьми проявляется регулярно, создаются все условия сначала для психических расстройств, а затем и для асоциального поведения самих детей. Нужно стараться мягко направлять мысли ребенка в правильное русло, не уничтожая его собственной инициативы.
При этом очень важно, чтобы у родителей не расходилось слово с делом. Ничто не приносит столько вреда воспитанию доброты, как расхождение образа жизни взрослых с их словесными наставлениями. Это ведёт к разочарованию у детей, недоверию, насмешкам, цинизму и краху «детско-родительских» отношений.
2) Разъяснение. Воздействие словом.
Подростки любят рассуждать, но родители часто пресекают эти рассуждения, подчёркивая их незрелость, объясняя её тем, что они ещё малы, а потому им рано высказывать свои мнения. Но именно в ходе этих рассуждений подростки постигают нравственные понятия. С детьми школьного возраста можно размышлять вслух, делиться сомнениями, обращаться за советом. Такая непринуждённость утверждает доверие, чистосердечность, искренность, сближает взрослого и ребёнка, открывает путь в его духовный мир. Надо продумывать, как связать беседу с жизнью, какого практического результата мы хотим добиться. Нужно, чтобы разговор с ребёнком вызвал у последнего отзвук собственных мыслей, переживаний, побуждая к активной деятельности. Убеждение не может существовать без его реализации.
3) Осторожнее с упреками!
Одни упрекают ребенка в том, что он уже большой, но плохо учится, другие ставят в упрёк и возраст, и физическую силу. Основное зло в том, что такие упрёки вызывают неверие в себя, а неверие в себя расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей. Надо суметь, не оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действиям и подсказать выход из сложившейся ситуации, так как дети часто не могут найти его сами.
- Необходимо воспитывать чувства.
Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие…
Слайд №12
Воспитывать в детях надо все элементы их нравственного мира - и словом, и делом вызывать переживания, умышленно создавая соответствующую ситуацию или используя естественную обстановку для познания эмоциональных состояний людей, их нравственных ценностей, деловых и личностных качеств, возможностей в различных видах деятельности.
Душа ребенка требует примеров для подражания. Если вы не дадите их ребенку или не будете следить за тем, что предлагается ребенку в качестве идеала, то он будет подражать не тому, чему вы хотели.
Поэтому взрослые, которые любят ребёнка и желают ему добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить ему примером безнравственного поведения.
Необходимо исключение так называемых прибавочных раздражителей из жизни ребёнка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя.
Ребенка нужно буквально окружать теми образами и примерами, которые вы считаете полезными.
Слайд №13
Выводы:
Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.
Цель воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, нравственно богатая жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.
Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.
Нравственность ребёнка – это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.
Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.
Слайд №14
Задачи педагога – объяснить родителям, что их педагогическая грамотность зависит прежде всего от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности ребёнка; найти пути и условия формирования нравственности ребёнка.
Бесспорно, работа по нравственному воспитанию ответственна и сложна, добиться положительных результатов можно лишь при взаимодействии семьи и школы, сотрудничестве родителей и самих детей, поэтому в общении необходимы принципы взаимодействия взрослых и учащихся.
Решение родительского собрания:
Способствовать созданию воспитательной среды, основанной на идее самосовершенствования и саморазвития школьника.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели родительского собрания: 1 . Показать, что семейные традиции, моральные принципы, педагогическое мастерство родителей являются необходимыми условиями формирования нравственных убеждений ребёнка; 2. Рассмотреть проблемы нравственного воспитания детей в семье. Задачи родительского собрания: 1. Выявить уровень нравственного воспитания детей в семье. 2. Определить семейные условия, микроклимат и способы, необходимые для формирования нравственно развитой личности в семье.
Задачи духовно-нравственного воспитания Гармоничное развитие личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления семейный уз, любви к детям, уважения к старшим. Усвоение моральных и нравственных принципов, выработанных человечеством на протяжении своей истории, сохранение преемственности поколений, воспитание патриотов России. Сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества, развитие национальной культуры; воспитание граждан демократического государства, уважающих права и свободы личности.
Воспитательный потенциал семьи определяется рядом факторов: её материальной и жилищно-бытовой обеспеченностью, культурно-образовательным уровнем родителей, существующим в ней морально- психологическим климатом, авторитетом отца и матери у детей и доверием детей к родителям, единством требований в семье.
Проблемы, которые наиболее типичны для семей в воспитании детей. ограниченность совместного времяпрепровождения родителей и детей; значительные различия во взглядах на жизнь членов своих семей; отсутствие возможности контролировать поведение детей; недостаточное знание членами семьи друг друга; отсутствие взаимопонимания с детьми.
Педагогические упущения родителей могут быть вызваны следующими причинами: 1) отсутствие у родителей (или наличие искаженных) знаний о законах духовной жизни и закономерностях духовно-нравственного становления человека; 2) наличие сформировавшейся изначально ложной точки зрения на воспитание ребёнка. Например, «мой святой долг – одеть, обуть, накормить, а остальное – дело школы »; 3) конфликтная атмосфера в семье; 4) при полном внешнем благополучии семьи – авторитарные методы воспитания; 5) Излишняя порочная родительская любовь и т. п.
Задачи педагога : а) выяснить, как сделать так, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка ; б) убедить родителей в ошибочности и несостоятельности их точки зрения и указать методы и пути нравственного воспитания ребёнка в семье.
Воспитать развитые нравственные потребности – главнейшая задача родителей . Что нужно для её успешного решения? Родители должны осознавать важность этой задачи . Развивать в себе эти нравственные потребности . Знать, как, какими методами формировать в детях нравственные потребности.
Методы и условия нравственного воспитания ребёнка в семье: Атмосфера любви, искренности, эмоциональная поддержка ребенка. Разъяснение . Воздействие словом . Осторожнее с упреками ! Необходимо воспитывать чувства.
Воспитывать в детях надо все элементы нравственного мира - и словом, и делом вызывать переживания, умышленно создавая соответствующую ситуацию или используя естественную обстановку для познания эмоциональных состояний людей, их нравственных ценностей, деловых и личностных качеств, возможностей в различных видах деятельности. Детей нужно буквально окружать теми образами и примерами, которые вы считаете полезными.
Выводы: Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно . Цель воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, нравственно богатая жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание. Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения. Нравственность ребёнка – это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности. Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.
Задачи педагога – объяснить родителям, что их педагогическая грамотность зависит от их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности ребёнка; найти пути и условия формирования нравственности ребёнка . Д обиться положительных результатов можно лишь при взаимодействии семьи и школы , сотрудничестве родителей и самих детей
Решение родительского собрания: способствовать созданию воспитательной среды, способствующей самосовершенствованию и саморазвитию школьника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка родительского собрания "Нравственное воспитание в семье"
Разработка для учителей и классных руководителей. Освещает вопрос воспитания нравственных ценностей в семье....
Проект "Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье"
Актуальность. На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных о...
Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям"; Метод. разработка родительского собрания на тему: "Гармония семейного и школьного воспитания"; Метод. разработка праздника на тему:"Новый год к нам мчится"
Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям" - Воспитание толерантного отношения между людьмиМетод. разработка родительского собрания на тему: "Га...
Методическая разработка родительского собрания "Взаимопонимание в семье - важнейшее условие успеха в воспитании ребенка"
Методическая разработка родительского собрания "Взаимопонимание в семье - важнейшее условие успеха в воспитании ребенка". А так же рассматривается влияние авторитета родителей на ребенка и основные ош...
Разработка родительского собрания "Родительская любовь и воспитание"
Данная разработка может быть полезна классным руководителям и родителям....
3.1.Участие учителя в разработке и реализации программ духовно-нравственного, патриотического воспитания и социализации личности обучающихся
Справка-подтверждение; сертификат; рейтинговая таблица...
Методическая разработка родительского собрания "Роль семьи в воспитании школьника"
Методическая разработка родительского собрания...