мастер-класс для родителей по развитию речи
методическая разработка на тему
мастер-класс представляет собой практикум формирования педагогической компетентности родителей в вопросах развития речи ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 266.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для родителей.
Тема : «Развиваем речь в игре.
Играем на кухне»
Подготовил:
Учитель-логопед Корыстина М.И.
Цель. Формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах гармонизации внутрисемейных отношений. Знакомить с речевыми играми.
Задачи:
- развивать речь и воображение ребёнка,
-активизировать словарь,
-расширять кругозор ребёнка,
- привлекать его к выполнению простейших поручений,
-развитие артикуляционной и мелкой моторики.
Оборудование : Набор кухонной мебели и утвари. Стакан ,трубочка для коктейля. Бумажные кораблики, тарелка с водой. Атрибуты к игре в магазин: сумка, продукты. Столовые приборы: ложки, вилки. Печенье «Соломка». Воздушные шарики наполненные разными крупами для игр «Что внутри», «Найди пару»; баночки наполненные разными крупами «Что звучит», «Найди пару».Муляжи овощей и фруктов. Макароны. Фрукты, овощи для игры «Что пахнет?». Подносы со слоем манки по количеству родителей. Зеркала.Цветок из картона, на обратной стороне лепестков напечатано описание игр. Памятка - по количеству участников. Ноутбук. Спокойная музыка.
Место проведения : группа.
Ход мастер-класса.
«Игра - это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский
I. Приветственное слово.
Здравствуйте, уважаемые родители! Часто слышу от вас вопрос – когда позаниматься с ребенком? Работа и домашние хлопоты отнимают много времени и сил, однако не секрет, что значительную часть времени, вы проводите на кухне. Постарайтесь использовать его для общения с ребенком и развития его речи. Сегодня мы будем учиться играть с детьми... на кухне. Вот уж неподходящее место для игр, скажете вы. Конечно, ведь там так много дел. Надо приготовить ужин, накормить всех членов семьи, перемыть посуду и убрать её. И только потом ,совершенно усталая мама добирается до дивана и телевизора. А ребёнок? Будет ли он ждать, когда у мамы откроется второе дыхание, когда она соберётся с силами и будет готова поиграть с ним, почитать книжку, побеседовать? Но может быть, не стоит разделять эти процессы во времени и пространстве? Может быть, есть способ общаться и играть с ребенком здесь и сейчас, во время домашних хлопот на кухне?
Что может получиться в результате?
- Мы поможем ребенку (и себе тоже) понять, что интересной, познавательной, развивающей и увлекательной может быть любая работа, любые предметы.
- Поможем ребенку проникнуть в суть самых обычных вещей, явлений и домашних событий.
- Поможем научиться терпению.
- Самым коротким и действенным путем научим важным домашним работам.
- Дадим понять, как заботимся о своей семье.
- Освоим современный способ обучения и развития ребенка – обучение естественным образом.
- Сделаем для ребенка сам процесс учения практичным.
- Станем ближе и интереснее друг другу, у нас появятся общие интересы. Пусть они очень «местного» значения, ценности-то они не теряют.
Правда, полезные советы? Значит, не прогоняйте ребенка из кухни.
В ходе мастер-класса хотелось бы показать применение некоторых обычных предметов и домашнего окружения для организации игр по речевому развитию, а так же как обыденные действия можно превратить в обучающие игры для ребёнка.
Чтобы понять, как это будет происходить, предлагаю вам распределиться на пары и выбрать понравившийся лепесток цветка.
Родители распределяются на пары, отрывают от цветка по одному лепестку, садятся за столы и обсуждают игры, описание которых напечатано на обратной стороне лепестков. Логопед: Давайте поиграем на нашей кухне. Представьте, что вы превратились в маму и ребёнка.
Родители поочерёдно входят парами в зону, оформленную как кухня.
II. Практическая деятельность
Вначале мы рассмотрим игры на развитие речевого дыхания.
Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков.
Техника выполнения упражнений:
·воздух набирать через нос;
·плечи не поднимать;
·выдох должен быть длительным и плавным;
·необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
·нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению.
1.«Чайник закипел», «Буря в стакане».
Для организации игры понадобится стакан, вода и трубочка для коктейля.
В стакан с водой вставить трубочку для коктейля. Сначала потихоньку
выдыхаем воздух в трубочку - чайник закипает, усиливаем выдох - он кипит,
еще усиливаем выдох- вода бурлит.
Ребёнок выполняет действия.
2. «Кораблики».
Для игры нужны таз с водой, мелкие плавающие предметы..
Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик, чтобы он поплыл по блюдечку с водой.
Можно пускать кораблики – губки по воде или крышечки. Можно на кораблики сажать моряков – например, фасоль. Дуем на кораблики с разной силой. Можно устроить соревнование.
3. «Что пахнет»
Для игры «Что пахнет?» нужны фрукты и овощи.
Нарезать фрукты, овощи кусочками. Разложить в блюдца. Завяжем глаза и начинаем играть. Сделать глубокий вдох носом , на выдохе сказать: « Ах как пахнет лимон(апельсин, чеснок и т.п.)!»
Ребёнок: Вдох- выдох-Ах как пахнет лимон!
Развиваем слуховое внимание, слуховые дифференциации.
Развитие слухового восприятия обеспечивается устойчивыми ориентировочно-поисковыми слуховыми реакциями, способностью к сличению и дифференциации контрастных неречевых, музыкальных звуков и шумов, гласных, соотнесение с предметными образами. Развитие акустической памяти направлено на удержание объёма воспринимаемой на слух информации.
Такие игры можно легко организовать с привлечением обычных предметов, которые окружают нас на кухне.
1.Слушаем звуки.
Послушай и запомни звуки: размешать сахар в чашке, хлопнуть крышкой по кастрюле, прошуршать пакетиками со специями, погреметь горохом или манкой в стеклянной банке и т.д. Предъявлет сначала два звука, потом три и т.д. до 7-8 звуков.…
Ребенок отгадывает, закрыв глаза или отвернувшись, что может издавать эти звуки.
2.«Звучащие баночки», «Что звучит?», «Найди пару».
Для этой игры понадобятся баночки или сшитые небольшие мешочки, разная крупа или мелкие предметы: ракушки, камешки.
Насыпать в баночки разные крупы. Потрясти баночку, отгадать, что там звучит.
Определить одинаковые наполнители, составить пары.
Ребенок выполняет действия , называет крупы.
Игры на обогащение словаря ребенка.
Расширяем словарный запас и учим словообразованию.
1.«Разные слова»
В игре можно использовать любые предметы.
Цель — развитие умения подбирать к слову-предмету как можно больше слов-признаков и правильно их согласовывать.
-Давай, назовем какой апельсин –
Холодный или теплый, грязный или чистый, мытый или не мытый, целый, тяжелый.
Таким же образом подбираем слова к другим предметам.
Ребёнок: Круглый, оранжевый, вкусный, ароматный, кисло-сладкий, цитрусовый, большой, 2.«Какой предмет?»
Эта игра для развития речи у детей похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову-признаку дети должны подобрать как можно больше слов-предметов.
Зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт, …
Красное — платье, яблоко, знамя, …
3.« Охота на слова».
Цель: Дать понятие об овощах, способствовать
развитию внимательности и наблюдательности, развивать быстроту переключаемости, активизировать словарь.
Какие слова можно достать из борща?
Кто больше назовет? (Картошка, укроп, свекла и т.д.) на слова можно «охотиться», которые достаем из винегрета, кухонного шкафа, плиты и на кухне вообще. Кто больше знает названий посуды, мебели, бытовой техники, продуктов и т.д.
4. «Угощаю»
Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга.
Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не съедите.
Можно поиграть в сладкие, кислые, соленые, горькие слова.
Игры на развитие грамматического строя
1.«Помощники»
Назови одним словом прибор, с помощью которого:
варят кофе, режут овощи, чистят картофель, моют посуду, выжимают сок, убирают в квартире.
Ребёнок: Кофеварка, овощерезка, картофелечистка, посудомоечная машина, соковыжималка, пылесос.
2. «Большой –маленький»
Цель: Учим использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы.
Мама: Ребёнок
Я называю большие предметы,
а ты их будешь уменьшать.
Булка- булочка
апельсин- апельсинчик
кастрюля- кастрюлечка 3.«Великаны»
Мама: Ребёнок:
Я буду называть обыкновенный предмет,
а ты «предмет великан».
Нож- ножище
помидор- помидорище
батон- батонище.
4. «Готовим вместе»
Цель: Формирование и развитие навыка образования относительных прилагательных от существительных.
- Как будет называться блюдо ? Варим кашу из манки ,из риса и т.п.
пюре из картошки-, колеты из мяса-;суп из курицы-, из грибов –, из лука-, из рыбы- и так далее.
Из яблок получается яблочный сок, из груш -, из свеклы-.
Ребёнок образует относительные прилагательные.
5.Учим предлоги: после похода в магазин раскладываем продукты сообща: куда положить овощи, куда положить фрукты, куда положить крупу, куда положить хлеб.
- Конфеты положим в вазочку и поставим около сахарницы. Салфетки сложим в салфетницу и поставим на поднос. Порошок надо поставить в шкафчике под раковиной возле коробки…
Ребёнок выполняет поручения и объясняет свои действия .
6.«Один и много»
Взрослый называет один предмет – а ребенок много.
Перечислять можно разные предметы. Например:
Чашка – чашки, кастрюля – кастрюли, стол - столы…
7.Раскладываем и пересчитываем.
Цель: Закреплять навыки счёта, упражнять в сравнении количество предметов.
Здесь дело понятное и тщательное: помытые ложки и вилки требуют сортировки; накрываемый стол «ждет» нужное количество предметов..
8.«Чего не стало?»
Взрослый выкладывает перед ребенком несколько различных предметов– 4 – 7 штук. Затем просит ребенка запомнить все предметы и отвернуться, а сам в это
время убирает один любой предмет. Ребенку предлагается посмотреть внимательно и назвать, чего не стало. Обязательно нужно обращать внимание на окончания в словах.
9.«Волшебные очки»
«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, желтым, синим и т.д.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красный холодильник, красное полотенце, красный стол, красное окно, красная рука и прочие.
10.«Я внимательный»
Будем называть предметы , которые видим, а еще обязательно укажем – какие они. Например: Вот стол. Он деревянный. Вот кошка – она пушистая. Вот окно – оно большое. Вот ложка –она железная. Вот тарелка – она фарфоровая.
Развитие связной речи
1.«Кухонные сказки».
Можно придумывать сказки или истории про различные предметы ,например про старую кастрюлю (банан, картофелину, кухонные часы и т.п.).
Если ребёнку нужны подсказки, задайте ему наводящие вопросы. Например, вот картофелина. Как ты думаешь, где она росла? Кого картофелина могла встретить, пока находилась в земле? Почему она выросла такая большая (тёмная, неправильной формы)? Что из неё можно приготовить?
Ребёнок рассказывает сказочную историю.
Игровое упражнение на слоговую структуру слов
- Назови продукты в которых один, два ,три слога.
-Возьми столько макарон, горошин, фасоли и т.п. сколько в этом слове слогов.
-Раскатай из теста два, три шарика, подбери слова с таким количеством слогов.
-Отстучите определенное количество раз и предложите найти на кухне предмет с таким количеством слогов.
Развитие фонематического слуха. Подготовка к звуковому анализу слов.
1. «Покупки»
Покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии, которых есть звук «Р». Если ребёнок затрудняется ответить, предложите наводящие вопросы: Кар-р-р-тофель или капусту? Ар-р-р-буз или дыню? Пер-р-р-сики или бананы? Лук или огур-р-р-цы? Помидор-р-ры или баклажаны?
Ребёнок отвечает на вопросы.
2.«Необычный ужин»
Попробуем приготовить необычный ужин. В названии блюд должен быть звук «С». Что можно приготовить? Не путайте твёрдые и мягкие согласные звуки! И если ребёнок скажет «селёдка», то похвалите его, но интонацией дайте почувствовать разницу между звучанием твёрдого и мягкого звука. По этому же принципу придумайте меню с названием блюд, где встречаются другие звуки.
Ребёнок: Салат, сырники, морс, суп.
Развитие артикуляционной моторики.
В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям я предлагаю нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.
Веселые артикуляционные упражнения для детей, которые они будут выполнять с большим удовольствием, потому что все упражнения делаются со сладостями!
1.Высунь язык и продержи на нем 2. Втягивай жевательную мармеладку-спагетти в рот соломинку как можно дольше. через вытянутые в трубочку губы.
3. Ту же длинную мармеладку нужно 4.Открой рот и постарайся удержать
зажать губами и натянуть рукой. Соломинку в равновесии на языке.
И надо стараться удержать мармеладку губами! Можно прижать к верхним зубам, но рот
Закрывать нельзя.
5. Сделай усы! Удерживай соломинку у 6. А теперь делаем усы, удерживая соломинку губами. верхней губы с помощью кончика языка.
7. Теперь задание потруднее: соломинку 8. Удержи шарик-конфетку (или из сухих
нужно удержать в вертикальном положении завтраков) в языке, как в чашке.
(почти), зажав один конец между нижними
зубами и языком.
9. Пооблизывай чупа-чупс, когда он сбоку, сверху, снизу.
Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук
1. «Загадочные шарики» В воздушные шарики насыпьте разные крупы, можно сделать по два шарика с одинаковым наполнителем. Играем. «Определи на ощупь», «Найди пару».
2.Макароны – хороший материал для изучения формы, длины. Возьмите шнурок и нанизывайте их. Так получатся отличные бусы для куклы. Их также можно раскрасить.
Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов можно выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, буквы, цифры попутно изучая формы и цвета.
3.Играем с крышечками. Полезно для развития мелкой моторики. Надеваем их на бутылочки (вращательные движения). Возьмите баночки, кастрюльки разного размера. Снимите с них крышечки и перепутайте, пусть ребенок подберет к каждой баночке свою крышечку.
4.Ежик. Возьмите яблоко, дайте ребенку зубочистки, пусть их втыкает в яблоко. Получится ежик. Полезно и для мелкой моторики и для развития фантазии малыша. Однако будьте внимательны: маленьким деткам лучше не давать острые зубочистки или делать под присмотром взрослых.
5.Игры с водой. Поставьте перед ребенком две тарелочки, одна из которых наполнена водой, а другая пуста. Покажите ребенку, как при помощи кухонной губки переливать воду из одной емкости в другую. Обращайте внимание на льющуюся струйку и капли. Бросаем предметы в воду, смотрим, что тонет, а что нет. Моем посуду.
6.Игры с магнитами. Безделушки на магнитах, которыми принято украшать кухню, помогут взрослым придумать много интересных заданий и игр. Например, мама просит ребенка расположить их на дверце холодильника в определенном порядке: сначала только фрукты, потом только круглые предметы, потом только желтые и т.д.
7. Играем с кастрюлями.
Дайте ребенку кастрюли, разные по цвету, размеру. Можно построить из них башню. Изучаем понятия – большой, средний, маленький. Спрячьте в одну из них какой-либо предмет (например, ложку или игрушку). Дайте малышу крышки от них, пусть попробует подобрать подходящую к каждой кастрюле. Насыпьте любую крупу в кастрюлю, например, горох. Пусть малыш перебирает крупу пальчиками, прячет ручки или игрушки в крупе.
8.Увлекательными могут быть игры с соленым тестом.
Рецепт приготовления теста: 2 стакана муки,1 стакан соли, 1 стакан воды (ее можно подкрасить), 2 ст. ложки растительного масла – всё смешать, чуть подогреть, и получится мягкий комок. Поделки из него хранятся долго, ими даже можно играть. Лепите на здоровье!
Вылепите буквы, украсьте их по вашему желанию, подсушите и играйте с настроением:
«Угадай букву» ( с закрытыми глазами или в «чудесном мешочке»)
«Отберите согласные буквы, гласные»,«Составь слог, слово».
9.Играем с крупами. Все детки любят перебирать пальчиками крупы. Дайте ребенку несколько разных емкостей, пусть пересыпает крупу. Для игры можно использовать тарелки разных цветов. Насыпьте фасоль в них, считайте – в какой больше всего, в какой меньше всего. Посадите разных животных возле каждой тарелки, подберите их по цветам: из зеленой тарелки кушает лягушка, т.к. она тоже зеленая и любит этот цвет и т.д. Для ребят постарше смешайте несколько круп – поиграйте в «золушку» – отберите одну крупу от другой. Можно ребенку предложить опустить руки в крупу, найти цифру или другой знакомый предмет и, не доставая её из крупы, определить, что ему попалось в руки.
Можно насыпать муку или манку на поднос и проявить фантазию рисовать по ней пальчиками :«Допиши букву», «Напиши букву», «Разные дорожки» и т.п.
Ш.Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса.
Обмен мнениями.
В заключение я предлагаю пододвинуть к себе подносы с манкой, подумать и нарисовать впечатления о сегодняшней нашей встрече. Давайте проговорим, что у вас получилось.
Родители рисуют на манке, звучит спокойная музыка.
Надеемся, вы уловили смысл познавательных игр на кухне и в любом другом месте. Играйте вместе, наслаждайтесь совместными делами, ведь время так быстро бежит, что совсем скоро ваш малыш приобретет своих друзей и научит их играть в мамины игры.
Спасибо за внимание. Я готова выслушать ваши вопросы и предложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "О роли родителей в развитии речи детей"
quot; Важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко и правильно произносили все звуки и слова"....
Мастер-класс "Роль пальчиковых игр для развития связной речи детей 3-4 лет"
В группе 1мл возраста «Почемучки» воспитатель Липатова О.С. провела родительское собрание-мастер-класс для родителей «Роль пальчиковых игр для развития связной речи детей 3-4 л...
Консультация для родителей "Что нужно знать родителям о развитии речи малыша"
Консультация о нормах и этапах развития речи ребенка раннего возраста...
Консультация для родителей. Что должны знать родители о развитии речи ребёнка
консультация учителя-логопеда...
Мастер-класс «Двигательная активность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Мастер-класс "Двигательная активность как средство развития речи детей дошкольного возраста"...
Мастер-класс «Двигательная активность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Мастер-класс "Двигательная активность как средство развития речи детей дошкольного возраста"...
Мастер-класс "«Волшебные колечки» как метод развития связной речи"
Ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов....