Занятие "Учимся общаться"
план-конспект на тему

Савченко Ирина Николаевна

Цель: выявить признаки конструктивного разрешения конфликтов с родителей с детьми и выстроить модель адекватного поведения.

Задачи:

1. Определить сущность понятия «Конфликт»

2.Выявить источники и психологические механизмы типичных конфликтов между родителями и детьми.

3.Оценить различные стратегии поведения в конфликте и выстроить на диагностических основаниях собственную модель, адекватную семейным условиям и традициям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_ira.docx24.69 КБ

Предварительный просмотр:

ХОД  ПРОВЕДЕНИЯ

Педагог. Сегодня наше занятие посвящено конфликтам с детьми. Его цель- выявить признаки конструктивного разрешения конфликтов родителей с детьми и выстроить модель (мысленный алгоритм) адекватного поведения родителей.

Конечно, выявление проблем, связанных с возникающими конфликтами, очень значимо для родителей и детей. Мы видим, что проблем немало. И все же, как бы ни было трудно, именно от позиции взрослого очень многое зависит: можно стать врагами с собственным ребенком, а можно конфликтом управлять. Выбирая тактику поведения в конфликте, родителям следует помнить: «От любви до ненависти один шаг, а от ненависти до любви- километры шагов».

Начать нашу встречу хочется с рассказа  старой притчи:

Однажды Солнце и сердитый Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили и, наконец, решились помериться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по  большой дороге.

 - Посмотри,- сказал Ветер,- как я налечу на него; мигом сорву с него плащ.- Сказал и начал дуть, что было мочи. Но чем  более старался ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал все дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел осыпал бедного путника дождем и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязал поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернуть.

Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамершего путешественника. Почувствовав тепло солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам  снял  свой плащ, свернул его и привязал к седлу.

 - Видишь ли,- сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и добротой можно сделать.

 Как Вы думаете, на что направлена эта притча, какие проблемы она поднимает?

Ответы родителей.

Родителям предлагается подбор вопросов для  осмысления, входящих в «проблемное поле»

-Что такое конфликт?

-Каковы, на ваш взгляд, основные источники конфликтов родителей с детьми?

-Можно ли избежать конфликтов?

-Каковы, на  ваш взгляд, типичные ошибки родителей, вошедших в конфликт с детьми?

-Какое участие в вашем конфликте с ребенком принимают обычно другие члены семьи?

-Часто ли ребенок является свидетелем ваших конфликтов с супругом(супругой)?

Цитаты:

«Конфликт- это опасение хотя бы одной стороны, что ее  интересы нарушает, ущемляет, игнорирует другая сторона» (У. Линкольн)

«От любви до ненависти один шаг, от ненависти до любви- километры шагов» (Стендаль)

«Искусство быть мудрым состоит в умении знать, на что не следует обращать внимание» (У. Джеймс)

«Бывают обстоятельства, когда прощение производит гораздо более сильную моральную встряску, чем произвело бы в данном случае наказание» (В.А. Сухомлинский»

 Педагог.  А сейчас мы с вами выполним упражнения которые помогут в решении проблем в общении с детьми.

1.Упражнение  «Главная проблема в конфликтах с ребенком»

Материалы:

Для проведения упражнения Вам понадобятся листки бумаги (формат А 2) и коробка.

Ход упражнения

1. Раздать каждому родителю лист бумаги.

2. Прошу каждого ответить на вопрос- «Что для вас является главной проблемой в конфликтах с вашим ребенком?

3. Предупредить о том, что задание анонимное, но писать надо разборчиво, чтобы написанное можно было легко прочесть. Необходимо работать самостоятельно.

4. На выполнение задания отводится 5 минут.

5.Собрать листки с ответами в коробку и перемешать их.

6. Пусть каждый участник по очереди вытянет первый попавшийся лист с ответом и зачитает его всем.

Типичные ответы участников:

«Конфликты заканчиваются отчуждением. Мы отдаляемся друг от друга»; «Я раздражаюсь, начинаю кричать, отец берет ремень»; « Мне трудно сдерживаться, я говорю резкости, а потом жалею и пью лекарства»; « Наши конфликты всегда заканчиваются на повышенных тонах», « Меня раздражает то, что моя дочь при конфликте уходит в себя и просто молчит, я не знаю, понимает ли она меня или нет.» « В конфликт вмешивается бабушка и поддерживает ребенка, это мне очень мешает».

7. Закончить неоконченное предложение «Конфликт- это….»

8. Выслушать ответы. Поблагодарить.

 Типичные ответы участников:

« болезненное состояние всех его участников». «опустошение, разочарование», « неизбежность, когда есть повод», « столкновение, после которого люди могут очень отдалиться друг от друга», « то, после чего за себя всегда стыдно» и т.д.

9. Подвести дискуссию к выводу, что конфликт- это разногласие между членами семьи, в основе которого лежит несовместимость их взглядов, интересов и потребностей.

2. УПРАЖНЕНИЕ    «Качества для успешного разрешения конфликтов»

ЦЕЛЬ:

Актуализировать качества и умения необходимые для успешного разрешения конфликтов.

МЕТОД:  Мозговой штурм

Материалы: доска, мел, плакат «Правила мозгового штурма»

Время  : 15 минут

Ход упражнения:

1. Напомнить участникам правила проведения мозгового штурма.

2.Провести мозговой штурм на тему: « Качества и умения, необходимые для успешного разрешения конфликтов»

3. Записать идеи участников на доске.

Типичные примеры идей участников:

« Умение слушать и, главное, слышать другого», «Хладнокровие и выдержка», «Сдержанность в эмоциях», «Терпение», « Умение влиять на другого», «Красноречие», «Способность поставить себя на место другого», «Умение аргументировать свою позицию», «Немногословие», «Умение убеждать».

4. Поблагодарить участников за их идеи.

Правила мозгового штурма

-Не оценивайте высказанные кем-либо идеи;

-Не повторяйтесь, высказывайте только те идеи, которые еще не назывались;

-Чем больше список идей, тем лучше.

                         

3. Упражнение «Тест»

Цель:

Оценить уровень склонности к конфликтам участников встречи

Метод:

Тест: «Оценка склонности к конфликту» (методика В.А. Алексеенко) (Приложение 3)

Материалы: Бланки ответов, инструкция для каждого участника.

Время: 10 минут.

Тест «Оценка склонности к конфликту»

Инструкция: Вам предлагается выполнить тест, содержащий 10 пар утверждений и шкалу самооценки. Выполнение его сводится к следующему. Вы оцениваете каждое утверждение в левой и правой колонках. При этом отметьте кружочком, на сколько баллов в Вас проявляется свойство, представленное в левой колонке. Оценка проводится по 7- бальной шкале. 7 баллов означает, что оцениваемое свойство проявляется всегда, 1 балл указывает на то, что это свойство не проявляется вовсе.

1.

Рвется в спор

7 6 5 4 3 2 1

Уклоняется от спора

2.

Свои выводы излагает тоном, не терпящим возражений

7 6 5 4 3 2 1

Свои выводы излагает извиняющимся тоном

3.

Считает, что добьется своего, если будет рьяно возражать

7 6 5 4 3 2 1

Считает, что проиграет, если будет возражать

4.

Не обращает внимания на то, что другие не принимают доводов

7 6 5 4 3 2 1

Сожалеет, если видит, что другие не принимают доводов

5.

Спорные вопросы обсуждает в присутствии оппонента

7 6 5 4 3 2 1

Рассуждает о спорных проблемах в отсутствии оппонента

6.

Не смущается, если попадает в напряженную обстановку

7 6 5 4 3 2 1

В напряженной обстановке чувствует себя неловко

7.

Считает, что в споре надо проявлять свой характер

7 6 5 4 3 2 1

Считает, что в споре не нужно демонстрировать свои эмоции

8.

Не уступает в споре

7 6 5 4 3 2 1

Уступает в спорах

9.

Считает, что люди в споре легко выходят из конфликта

7 6 5 4 3 2 1

Считает, что люди с трудом выходят из конфликта

10.

Если взрывается, то считает, что без этого нельзя

7 6 5 4 3 2 1

Если взрывается, то вскоре ощущает чувство вины

Итого баллов____________________________

 На каждой строке соедините отметку по баллам (отметки кружочками) и постройте свой график. Отклонение от середины (цифра 4) влево означает склонность к конфликтам, а отклонение вправо будет указывать на склонность к избеганию конфликтов. Подсчитайте общее количество отмеченных вами баллов. Сумма, равная 70 баллам, указывает на очень высокую степень конфликтности, 60 баллов-высокую, 50 баллов- на выраженную конфликтность. Число 11-15 баллов указывает на склонность избегать конфликтных ситуаций.

4. Упражнение «Незаконченные предложения»

Цель:

Осмыслить самое опасное и разрушительное в конфликте с ребенком

Метод:

«Незаконченные предложения»

Материалы: Бланки с незаконченными предложениями для каждого участника.

Время: 10 минут

                          Ход  упражнения

1. Раздать каждому участнику бланки с заданием.

2.Пусть участники допишут незаконченные предложения, основываясь на своих ощущениях от конфликтов с ребенком

3. Предупредить о том, что задание анонимное. Напомнить участникам о необходимости работать самостоятельно.

4.Отвести на выполнение задания 5 минут

5. После, того как участники выполнят задания, попросить их  по желанию поделиться своими впечатлениями от выполненного задания. Выслушайте всех желающих и поблагодарите.

6. Подведите участников к выводу, что конфликт с ребенком наносит урон и той и другой стороне и надо находить конструктивные пути из его выхода.

           Рабочий лист к упражнению «Незаконченные предложения»

1. Я должен…….

2.Я больше всего боюсь………..

3.Мне очень трудно забыть…………

4. Я хочу…………..

5.Чего мне по- настоящему  не хватает, так это…………

6. Когда я сердита…………….

7.Особенно меня раздражает

8.Меня беспокоит

9.Для меня самое лучшее, когда……..

В завершении занятия предложить родителям притчу:

«Вот что попросил написать на своем надгробном камне английский архиепископ, умерший в 1100 г.

 Когда я был молод, и мое воображение не знало границ, я мечтал изменить мир.

Когда я повзрослел и стал мудрее, я понял, что мир изменить не смогу. И тогда я решил умерить свои желания и сосредоточиться на собственной стране. Но и в своей стране мне не удалось  ничего изменить.

 На закате дней из последних сил попытался изменить хотя бы что- нибудь в моей семье, изменить самых близких мне людей, но, увы, и они меня обманули.

 И вот, лежа на смертном одре, я наконец-то понял, (в первый раз в своей жизни), что если бы я изменился сам, тогда, возможно, следуя моему примеру, изменилась бы моя семья, и с ее поддержкой и одобрением я мог бы изменить к лучшему мою страну, и кто знает, может быть, и весь мир.

 

 5.Упражнение «Завершение занятия: рефлексия и прощание»

Цель:

Способствовать рефлексии участниками  группы.

Метод:

Общий круг

                                        Ход упражнения

1. Попросить родителей по очереди закончить одну  из фраз, написанных на доске:

 -Я поняла…..

-Я почувствовала…..

2. Поблагодарить родителей за работу.

3. Попрощаться с родителями.

             

                 

Памятка

       «  Правила общения при конфликте с ребенком»

   Будучи в позиции слушающего:

-проявляйте терпимость: не прерывайте ребенка, не мешайте; прежде чем что-то сказать, хорошо подумайте, убедитесь, что вы хотите сказать именно это; помните, что ваша задача как слушающего- помочь ребенку в выражении, высказывании своих проблем;

- не давайте оценок ребенку: если вы будите оценивать его чувства, то он станет защищаться или противоречить вам; старайтесь действительно понимать ребенка;

- не давайте советов: помните, что лучшие решения в конфликте- это те, к которым участники приходят сами, а не те. Которые им кто-то подсказал; часто бывает трудно побороть желание дать совет, особенно когда ребенок может рассчитывать на него с самого начала- и все же пусть ребенок совершит достаточную душевную работу по самостоятельному поиску  выхода из трудной ситуации.

Будучи в позиции говорящего:

- не говорите, что все произошло из-за недостатков ребенка, и не обвиняйте кого-то еще в том, что случилось;

- не говорите ребенку, что вы думаете о том, каковы его мотивы и желания, раньше, чем он сам о них что-то скажет;

- сначала расскажите о своих действиях, мыслях и чувствах; сделайте это  открыто и достаточно полно, и только после  этого можете ждать, что то же самое сделает и ребенок;

- не описывайте личность ребенка, тем более говоря « ты невнимателен, эгоистичен, неопытен, молод и т.п., старайтесь говорить о том, что вас беспокоит по существу;

-избегайте использования слов «всегда», «никогда», в описании поведения ребенка, приводите в пример конкретные факты и ситуации, которые вы оба с ребенком хорошо помните.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОУ СОШ с. Николаевка, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования

Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)   МОУ СОШ с. Николаевка, реализующих программы начального общего,...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Физическая культура Уровень обучения: Начальное общее образование (1-4 классы) основное общее образование (5-9классы) Среднее общее образование (10-11классы).ФГОС.

1.      Планируемые результаты освоения учебного предмета        Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса ...

Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего о

Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным програ...

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учите

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, о...

Перечень ресурсов, рекомендованных к использованию при организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования:

С 6 апреля образовательная организация МКОУ "Скороднянская средняя общеобразовательная школа" переходит на реализацию  образовательных программам с применением дистанционных технологий...