Изучение конфликтных ситуаций на материале мультфильма «Возвращение блудного попугая».
статья (7, 8, 9 класс) на тему
Рассматривается конфликтная ситуация "ребёнок - родитель". Целевая группа:
* учителя и педагоги социально - психологической службы ( семинар ),
* учащиеся (разговор о причинах и последствиях конфликтов с родителями),
* родители ( размышления о причинах и следствиях конфликтов с подростками).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_metodcheskiy_sbornik.docx | 21.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Изучение конфликтных ситуаций на материале мультфильма
«Возвращение блудного попугая».
Авторы: социальный педагог Чувичилова Наталья Леонидовна, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №3 Тракторозаводского района Волгограда» (МОУ СШ № 3)
Социальный педагог Братухина Ольга Джеммовна, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 13 Тракторозаводского района Волгограда» (МОУ Гимназия № 13)
Основная педагогическая цель образовательного пространства - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина многонационального государства.
Воспитание и гармонизация межнациональных отношений учащихся в образовательном пространстве - одна из наиболее острых проблем педагогики, ставшая особенно актуальной в современных условиях. Мы считаем, что воспитывать молодёжь в плане межнациональностного воспитания необходимо через умение решать любой конфликт, а именно он лежит в основе межнациональных конфликтов.
Конфликты — неотъемлемая часть нашей жизни независимо от национальных и религиозных предпочтений. Для того чтобы конфликт не зашел в тупик, не превратился в мину замедленного действия, а мог разрешиться с максимальной пользой для его участников, необходимо учиться находить причину и повод возникновения конфликтных ситуаций, определять шаги, которые привели к усугублению или разрешению проблемы, понимать влияние конфликта на дальнейшие отношения между его сторонами.
Необходимо также учиться выбирать и комбинировать стратегии поведения в зависимости от стадии конфликта, от целей его участников и их индивидуальных психоэмоциональных и национальных особенностей. Для научения эффективному поведению в конфликтной ситуации родителей и детей, следует не просто получить теоретические знания в области конфликтологии, но и наработать практический опыт анализа конфликтов на примерах из собственной жизни, из книг, фильмов, мультфильмов.
В своей работе мы используем материал мультфильма «Возвращение блудного попугая» (от одной серии до всего цикла) для формирования бесконфликтного поведения через анализ конфликтных ситуаций.
Похождения Кеши из мультфильма — богатый и разнообразный наглядный материал, позволяющий проиллюстрировать теоретические знания яркими, иногда шаржированными примерами Анализ мультфильмов позволяет выработать практические навыки на отстраненном, свободном от личностных наслоений материале, сделать выводы и обобщения и уже потом личностно осмысливать изученные ситуации.
Преимущества предлагаемой формы работы: наглядность, доступность сюжета, нейтральность образов, юмор, небольшая продолжительность серий (один выпуск без титров — около 9 минут), возможность разработки цикла занятий на материале этого мультсериала, возможность остановить просмотр, посмотреть какой-то эпизод еще раз.
Цель: психолого-педагогическое просвещение в области конфликтологии и профилактика конфликтогенного поведения с использованием интерактивных форм работы.
Задачи:
• познакомить с понятием «конфликт», его основными характеристиками (типы конфликтов, стороны конфликта, стадии конфликта, стратегии поведения в конфликтной ситуации, препятствия на пути разрешения конфликтной ситуации);
• показать схему анализа конфликтной ситуации на примере сюжета мультфильма;
• продемонстрировать эффективность анализа конфликтных ситуаций из мультфильмов в качестве способа саморегуляции в целях профилактики конфликтогенного поведения.
Целевая аудитория: учащиеся, родители, педагоги. При выборе формы работы рекомендуется учитывать возрастные, профессиональные, социальные и другие особенности аудитории.
Средства обучения: носители видеоинформации (диски, кассеты), воспроизводящее оборудование, распечатанные памятки по анализу конфликтной ситуации, при необходимости театрализованного конструирования ситуаций — элементы костюмов персонажей, декораций.
Этапы работы:
погружение в тему через анкету по теме «Конфликт» для всех участников образовательного процесса;
первичный просмотр;
комментированный анализ ситуации и обсуждение увиденного;
рефлексия с тактильными упражнениями (работа по принципу «Я и все, все, все» - театр прикосновений).
Ожидаемый результат: понимание способов саморегуляции учащимися для бесконфликтного общения; осознание ценности человечка независимо его национальности.
ПРАКТИКУМ:Изучение конфликтных ситуаций на материале мультфильма«Возвращение блудного попугая»Анализ ситуации после просмотра 1выпуск.
ВАРИАНТ 1. Для взрослых – круглый стол. В данной аудитории более уместен анализ ситуации в соответствии с предлагаемой памяткой. Для построения аргументированного рассуждения можно предложить следующие задания:
• Докажите, что в эпизоде присутствует конфликтная ситуация.
• Определите тип увиденного конфликта в соответствии с предлагаемыми в памятке классификациями.
• Проиллюстрируйте каждый из этапов конфликта.
• Определите стратегии, которые используют участники конфликта…
• Проанализируйте, насколько они эффективны.
• Определите, что мешает участникам конфликта прийти к примирению.
• Опишите, как участники конфликта переживают разрыв отношений.
• Предположите, какие уроки из конфликтной ситуации извлекли для себя ее участники.
ВАРИАНТ 2. Для учащихся младших и средних классов – интерактивная работа (обсуждение) в группах в форме инсценировки.
Обсуждение с детьми можно выстроить по вопросам:
• Что стало причиной ссоры Вовки и Кеши?
• В каких отношениях находились герои мультфильма до конфликта?
• Почему Кеша не выполнил просьбу друга?
• Что делает Вовка для того, чтобы уладить конфликт? А что для этого делает Кеша?
• Как складывается жизнь героев после расставания?
• С кем теперь общается Кеша? Каким образом он завоевал внимание дворовых птиц и кота?
• Как Кеша возвращается к Вовке?
• Как происходит их примирение?
Изменилось ли поведение Кеши после возвращения к Вовке?
ВАРИАНТ 3. Для старшеклассников – диспут, обсуждение
При работе с учащимися старших классов можно комбинировать элементы обоих предложенных вариантов анализа:
• Подготовка резюме в форме устного или письменного высказывания (в научно-популярном, художественном стиле).
• Моделирование возможных вариантов течения и исхода конфликта (например, при изменении стратегии поведения героев, вмешательстве третьих лиц — родителей Вовки, Кешиной компании) в форме устного или письменного высказывания, инсценировки.
Предлагаемые методические разработки могут быть включены в систему занятий по изучению конфликта на факультативах, родительских собраниях, классных часах в качестве доступного для восприятия иллюстративного материала.
Список использованной литературы:
ДикН.Ф., Сгибнева Е.П. Отдыхая - обучаемся, познавая –развиваемся: книга для классных руководителей – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 320с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
родительское собрание "Конфликтные ситуации в семье"
разработка собрания, презентация...
Художественная культура XYII века. Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына».
Тема: Художественная культура XYII века. Реалистическая живопись Голландии.Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына». На этом уроке учащиеся знакомятся с творчеством голландского художн...
доклад на тему:"Возникновение и протекание конфликтных ситуаций"
В помощь классным руководителям...
Сочинение по картине Рембранта "Возвращение блудного сына"
Данный урок связн с изучением Библии и на уроках литературы. Это интегрированный урок , в котором прослеживаеся взаимоствясь литературы и искусства, а также поднимаются вопросы морали....
Возвращение блудного сына: Жизнь притчи в изобразительном искусстве
Мультмедийная презентация к уроку...
Материалы для практического занятия: "Переговоры, разрешение конфликтных ситуаций" (Negotiations. Managing Conflicts) ОУД.03.Иностранный язык
Практическое занятие по теме: "Переговоры, разрешение конфликтных ситуаций" (Negotiations. Managing Conflicts). Конструкция it takes me … to do something...
Мастер - класс для учащихся-волонтеров 7 класса Учимся на примерах из мультфильмов разбирать конфликтные ситуации и отрабатывать позиции медиатора
Мастер - класс для учащихся-волонтеров 7 классаУчимся на примерах из мультфильмов разбирать конфликтные ситуации и отрабатывать позиции медиатора Цель: формирование позиции медиатора ...