Роль родителей в работе по устранению заикания у детей
консультация на тему

Консультация для родителей по организации работы с заикающимися детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_roditeley_v_rabote_po_ustraneniyu_zaikaniya_u_detey.docx15.48 КБ

Предварительный просмотр:

Роль родителей в работе по устранению заикания у детей

Заикание – это затяжная  болезнь. Необходимо понять, что устранение речевого дефекта – длительный процесс и положительного результата можно добиться при  активном участии семьи.

Все усилия специалистов не достигнут желаемого результата, если родители и дети будут пассивны в работе по устранению заикания. В этом случае процесс формирования правильной речи затягивается, и заикание принимает хроническую форму.

Заикание, как правило, связано с тем или иным расстройством нервной системы. Поэтому дети должны наблюдаться у невропатолога и получать лечение.

Медикаментозное лечение заикающихся детей ставит целью нормализацию деятельности нервной системы, речевого аппарата, устранение в целом, создает  благоприятный фон для активной логопедической работы.

Роль медикаментозного лечения с возрастом заикающихся увеличиваются. Это объясняется увеличением нагрузки на нервную систему в связи с переходом в школу.

Лечение способствует  предупреждению обострений, которые могут возникнуть в кризисные периоды (7-9-11-13 лет).

На занятиях в детском саду дети говорят без запинок. Необходимо, чтобы и в остальное время эти навыки сохранялись и поддерживались. Поэтому вы, родители, должны следить за речью детей в повседневной жизни. Когда ребенок выходит  в раздевалку, он забывает все правила.

Большое значение имеет речь  окружающих взрослых. Дети должны слышать только негромкую,  спокойную неторопливую речь.

Дома необходимо создать спокойную обстановку.

Не готовьте ребенка к  предстоящим событиям. Ожидание (даже приятного) создает напряжение. Жизнь должна идти своим чередом, нет никаких оснований для  волнений.

Родители должны спокойно реагировать на состояние ребенка: ни в коем случае не показывать при ребенке своих отрицательных эмоций. Не нужно требовать от ребенка правильной речи различными угрозами, упреками.

При возбуждении или волнении можно напомнить детям известные им формулы: «Мы спокойны всегда», «Дышится легко», «Успокойся расслабься», «Говорим всегда красиво».

Речевая работа требует от ребенка и родителей терпения и усилий, чтобы добиться хороших конечных результатов.

Занятие следует проводить  систематически каждый день, длительностью 25 – 30 минут. Хотя их можно  варьировать в зависимости от состояния ребенка. Но главное: не прерывать занятия. Запомните восточную пословицу: «Стоит перестать грести и течение сразу же относит назад».

Не забывайте о правилах, которые необходимо соблюдать на занятиях и повседневной жизни (раздать правила).

Одним из важных элементов нашей речи является дыхание. Наиболее правильной и целесообразный тип дыхания для речи – нижне -диафрагмальное дыхание.

Не все дети овладели этим типом дыхания. Это значит, дома мало внимания уделяется.

Родители сами должны владеть нижне – диафрагмальным дыханием, т.к. нужно показывать ребенку на собственном примере. Всегда нужно помнить – плечи при вдохе не поднимать! Как говорится в таких случаях «берите дыхание животом».

Обучение правильному дыханию начинается в положении лежа, на спине. И только, когда дыхание закрепилось  переходим к сидячему и стоячему положению.

Ежедневно проводить 18-20 дыхательных упражнений 3-4 раза в день.

Ребенок должен научиться правильно дышать во время речи, экономить воздух в тот момент, когда он же произносит звуки, не делать вдох в середине слова, не говорить на вдохе.

Заикание – это темпо-ритмическое нарушение речи. Поэтому необходимо добиваться плавной, сметной, замедленной, координированной речи.

Необходимо продолжать работу по  развитию чувства ритма.

Это такие упражнения:

1. «Хлопушки». После короткого глубокого вдоха отрабатывается длительный выдох. Голос звучит постоянно, не прерываясь, все слова, произносятся слитно, выделяя при этом ударные гласные звуки.

2. «Шагистика». После короткого глубокого вдоха отрабатывать длительный выдох с движением.

3. Работа с мячом.  Набивание мяча обеими руками: бросить мяч в пол и поймать его. Ноги на ширине плеч. При ловле мяча, который отскочил от поля, стараться не приседать, ловить мяч двумя руками.

4. «Стукалка». Отстукивать ритм кистью расслабленной руки, которая вместе с локтем лежит на столе. Пальцы расслаблены, чуть согнуты, как у пианистов. Удары производятся  синхронно со словами.

Предлоги и союзы произносятся вместе с последующим словом. С рукой можно  учить рассказы, стихи.

Продолжать проводить упражнения на релаксацию (на расслабление), на снятие мышечного напряжения. Дети медленно приобретают навыки расслабления.

Успех во многом зависит от того, насколько серьезно и регулярно проводились домашние тренировки. Это и разные упражнения: «Вешалка»,  «Сломанная игрушка», «Волшебный сон».

Для того, чтобы снять напряжение с голосовых связок проводить упражнения с гласными, тянуть их; петь с согласными и гласными. Продолжать выполнять самомассаж кистей и пальцев рук. Дети должны  своевременно питаться. В рационе питания должны быть овощи и фрукты, витамины С, А и т.д. Необходимо пребывание на свежем воздухе. Нельзя допускать физического переутомления. Не забывать о лыжных прогулках, катаний на санках, летом – купание, походы в лес.

Особенно важно обеспечить детям спокойный ночной отдых. Важно, чтобы ребенок был спокоен перед ночным сном. Вечером не рекомендуется  смотреть телевизор и вообще смотреть как можно реже, играть в шумные игры. Лучше всего – чтение какой-нибудь доброй сказки. Слушая, ребенок должен сидеть удобно, приняв позу покоя. Можно предложить нарисовать то, что он прослушал, или сделать аппликацию. А еще лучше, если вы вечером погуляете с ним. В это время (за час – полтора до сна) комнату нужно проветрить.

Цель всех занятий – выработка правильных речевых навыков и пользование ими в повседневной жизни самостоятельно. И вы родители должны помочь своему ребенку в этом.

Помните, что вы ближайший и самый верный друг ребенка на всю его жизнь. Воспитайте ребенка на  похвале, а не на окрике. Тогда и он в будущем будет вашей опорой и подмогой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Роль родителей и школы в духовно-нравственном воспитании детей"

Родительское собрание, которое тронуло многих родителей и заставило задуматься о том, зачем мы живем!...

Консультация для родителей. «Заикание у детей. Причины его возникновения»

В настоящее время можно выделить две группы причин: предрасполагающие («почву») и производящие («толчки»). При этом некоторые этиологические факторы могут, как способствовать развитию заиканию, так и ...

Тематическая консультация «Роль родителей и их практическая помощь при подготовке детей к экзаменам»

Тематическая консультация «Роль родителей и их практическая помощь при подготовке детей к экзаменам» Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной сдачи  ГИА в выпус...

Роль игровой деятельности в устранении заикания у дошкольников

В статье рассматриваются особенности поведения заикающихся детей в играх, использование игровой деятельности в устранении заикания....

Методы и приемы работы по устранению недоразвития речи детей в национальной школе

Методы и приемы предназначенные для обучения детей с недоразвитием речи в национальной начальной школе на уроках логопедии....

Заикание у детей, коррекция заикания.

Заикание у детей – расстройство темпо-ритмической стороны речи, вызванное повторяющимися судорогами в артикуляционном, голосовом или дыхательном отделе речевого аппарата....

Консультация для педагогов и родителей Предупреждение заикания у детей

Консультация для педагогов и родителей  Предупреждение заикания у детей...