Коррекция заикания
консультация на тему

Павленко Венера Исмагиловна

Краткое описание анамнеза и коррекции заикания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_zaikaniya.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция заикания

   Заикание - своеобразное нарушение плавности речи. Начинается оно у детей с запинок, повторения или растягивания звуков и слогов в слове. Позже оно начинает сопровождаться заметным напряжением органов артикуляционного аппарата, дыхания, голоса. Попытки произвольно, по замечанию родителей, по заданию, преодолеть эти запинки обычно усиливают заикание.

У детей раннего возраста ( в два, два с половиной, три года) ОНО МОЖЕТ ВОЗНИКНУТЬ «внезапно» в результате психотравмы - испуга, конфликта, при изменении условий жизни: неохотного хождения в детский сад, ревности к младшему брату или сестре (при бестактном поведении родителей). При этом заикание может то стихать, то по- . являться вновь, волнообразно, как бы j рецидивируя.        ((

Основным условием снятия заикания является мир в семье. Все вопросы но воспитанию ребенка должны решаться тогда, когда ребенок спит, в тех случаях, когда брак родителей распался, нельзя восстанавливать ребенка против отца, матери и других членов семьи. Ребенок не должен быть свидетелем семейных конфликтов, так как это закрепит у него заикание. Неспроста заикание называется логоневрозом.

Ни в коем случае не обсуждайте заикание ребенка в его присутствии с врачами и знакомыми. Желательно, чтобы ребенок вообще не слышал этого слова. Если в семье заикается кто-то из взрослых, то тот наверняка уже занимался с логопедом и знает, что говорить надо медленно, следя за своим речевым дыханием.

Для преодоления заикания надо прежде всего понять причину его возникновения. Оно чаще всего возникает в момент бурного развития у ребенка ситуативной речи, при непосильных заданиях ему. Например, при поступлении в детский сад резко меняется не только среда привычной жизни малыша, но и необходимость в большем количестве общаться со значительной группой детей и новыми взрослыми (воспитателями и другим персоналом). Ребенок оказывается в стрессовой ситуации. Чтобы ее преодолеть, надо на некоторое время взять его совсем из детского сада. Не «прозевайте» момент возникновения заикания. Возьмите бюллетень, окружите ребенка усиленным вниманием: почаще берите на руки. Помогайте ему играть с куклами, машинками. На прогулках избегайте встреч с говорливыми знакомыми. В это время не водите ребенка в поликлинику. Дети, как правило., боятся людей в белых халатах. Не приглашайте гостей. Смягчите ревность к младшему ребенку. Объясните заикающемуся малышу, что он самый, самый любимый, умный и добрый. Будьте вежливы с ребенком.

Позже, когда заикание стихнет, приведите его в детский сад, в новый коллектив на несколько часов. Хорошо, если какое-то время он побудет там с мамой, общающейся с воспитательницей или другими сотрудниками. Спокойное поведение матери положительно скажется на состоянии ребенка, который постепенно освоится с помещением детского сада, присмотрится к игрушкам, к детям и как бы «плавно» войдет в новую среду.

Желательно понаблюдать, в каких ситуациях ребенок заикается больше. Как правило, оставаясь «наедине» со своими игрушками и разговаривая с ними, малыш перестает заикаться. Поэтому можно рекомендовать так называемый «режим молчания», когда ребенок в присутствии занятых каким-либо спокойным трудом родителей, так же спокойно, молча занимается игрой в любимые игрушки. Не задавайте ребенку излишние, зачастую совсем ненужные вопросы, побуждающие его к ответам, без которых можно обойтись. Не просите ребенка выступать перед «публикой», читать стихи, петь песни и танцевать.

Всегда хвалите ребенка за рисунки, лепку из пластилина, конструирование.

Не доводите ребенка до слез. Это приводит к усилению заикания. Научитесь отвлекать его от переживаний, и ни в коем случае не требуйте чего-либо от ребенка в повелительном тоне. Щадите ребенка, и если нервничаете сами, спешите, опаздываете, то в этом виноват не ребенок, а вы и только вы, так как вы сами оказались недостаточно организованны.

       Умейте признавать перед ребенком свою вину и покажите своим примером, что нет ничего страшного в признании своих ошибок, это приведет к доверию ребенка к  вам, к тому, что он не будет бояться вас, не будет бояться  признаться в своем «грехе». Не бойтесь, разбив чашку  или уронив ложку» сказать при ребенке: «Ах, я растяпа!» «Ну, опять уронил я!». Слыша это, ребенок не будет испытывать чувство неуверенности, боязни и сможет без запинок рассказать о своей «беде» - рассыпал мозаику, отломал колесо у машины и т.п.

      Помните, что вы ближайший и самый верный друг ребенка на всю его жизнь. Тогда и он будет в будущем нашими опорой и подмогой.

      Обострение заикания может наблюдаться в кризисные, периоды, в 7-9-11-13 лет при поступлении ребенка в школу, смене учителей, нарастании учебной нагрузки, вступлений в отрочество и юность.

Учим рифмовать!

Поэзия входит в жизнь ребенка с первых дней его жизни. Стихи и потешки, колыбельные песни на ночь. Сказки, рассказанные бабушкой, - весь этот чудесный мир доброй мудрости помогает малышу почувствовать, что окружающие ' его любят.

 И если ребенок уже достаточно хорошо разговаривает, то самое время познакомить его с основами стихосложения, а точнее вашему вниманию предлагаются игры с рифмами. Эти игры развивают внимание, логическое мышление, а так же. как и любые другие игры, позволяют лучше овладеть родным языком и полюбить его.

«Складно - нескладно»

Именно с этой простой игры и начинается знакомство ребенка с понятиями «рифма*, «складно», -нескладно». Начните рассказывать известное малышу Стихотворение, переставляя слова или заменяя конечные слова другими, например.

Наша Таня громко плачет.

Уронила в речку куклу...

Наверняка ребенок возмутится и воскликнет: «Нет! Мячик!< А вы продолжите:

Тише. Танечка, не плачь.

Не утонет в речке кукла...

Выслушайте ребенка, искренне удивитесь: « Ой, а правда ведь, так, как говоришь ты, звучит намного лучше.

Наверное, потому, что получилось складно!»

Точно также можно обыграть любые другие стихотворные загадки с рифмами -подсказками:

На шесте дворец.

Во дворце певец,

А зовут его...воробей! (скворец)

•Нет, скворец!» - спорит ребенок. -А воробей разве не подходит? И правда, нескладно получается...»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный и семейно-направленный подходы к коррекции заикания у детей

Современные требования и приоритеты в образовании и развитии ребёнка подчёркивают необходимость личностно-ориентированной направленности процессов воспитания и обучения ребёнка. Особое значение такой ...

Коррекция заикания у детей в школе." Основная школа"

Предположим, что заикание в учебной деятельности её вербализация осуществляется в условиях повышенной трудности к учебному роцессу. Эти условия по разным причинам повышенная ответственность школьника ...

Игровая деятельность в коррекции заикания у детей дошкольного возраста.

Данная статья поможет логопеду  проводить работу по коррекции заикания у дошкольников в игровой деятельности,которая являетс одним из важнейших условий эффективности логопедической работы....

Комплексная коррекция заикания у дошкольников в условиях адаптационных групп

Доклады:I Международная научно-практическая конференция "Детство - мир без границ. Образование и социализация детей с ОВЗ в современных условиях"Городская научно-практическая конференция "Психолого-пе...

Комплексное использование различных видов терапий в коррекции заикания

В докладе дается краткое описание различных видов терапий, используемых при коррекции заикания...

Заикание у детей, коррекция заикания.

Заикание у детей – расстройство темпо-ритмической стороны речи, вызванное повторяющимися судорогами в артикуляционном, голосовом или дыхательном отделе речевого аппарата....

Методические приёмы поэтапной коррекции заикания у школьников

Представлены методические приемы поэтапной коррекции заикания у школьников. Читатель на материале конкретных логопедических упражнений может познакомиться с тем, как следует помогать заикающимся учени...