Родительские собрания.
материал на тему

Родительские собрания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon vospit_toler_cheloveka.ppt2.72 МБ
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc49.5 КБ
Файл tolerantnost.docx30.41 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание «Как воспитать толерантного человека»

Слайд 3

Ксенофобия – это «основная психологическая движущая сила самых кровавых и бессмысленных конфликтов в истории человечества. Она — психологический механизм всех религиозных и межнациональных войн, геноцида, погромов и этнических чисток…Ксенофобия — цепная реакция, быстро становящаяся неуправляемой, кислота, разъедающая общество. Ее легко разжечь, остановить же практически невозможно» А.С.Штемберг

Слайд 4

Интолерантность - нетерпимость основывается на убеждении, что твои взгляды, твой образ жизни правильнее других. Нетерпимость – не просто отсутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он чувствует. Интолерантные личности делят мир на черный и белый. Для них есть только два вида людей – хорошие и плохие и только один правильный путь в жизни. Они не могут относиться к чему – то нейтрально и все происходящее либо одобряют, либо нет.

Слайд 5

Толерантность – признание, уважение и соблюдение прав и свобод всех людей без различения социальных, классовых, религиозных, этнических и иных особенностей .

Слайд 6

Основными составляющими системы толерантности являются: • презумпция личности - оценка каждого человека по его конкретным чертам и поступкам, а не на основе его национальной, религиозной и других характеристик; • презумпция прав человека - каждый человек имеет право на любые проявления национальных, религиозных и других характеристик в своем поведении и высказываниях, если они не противоречат нормам права и морали общества и общности; • ориентация на терпимость к недостаткам, слабостям и ошибкам других людей, если они не противоречат нормам морали и права говоря другим языком, готовность прощать людям все их грехи за исключением особенно тяжких; • ценность согласия и ненасильственного разрешения конфликтов ; • ценность человеческой жизни и отсутствия физических страданий; • ценность следования нормам прав а; • ценность сострадания, сопереживания, сочувствия .

Слайд 7

Толерантность Прощение Милосердие Сострадание Терпимость Сочувствие Уважение Содействие Взаимопонимание

Слайд 8

Какими же чертами должен обладать толерантный человек, а какие черты личности мешают быть таковым?

Слайд 9

СТЕРЕОТИПЫ - это неправомочные обобщения, которые мы делаем по поводу тех, о ком мы мало знаем. Человеческий мозг устроен таким образом, что он постоянно классифицирует все, что встречает в реальности. Когда у нас не хватает информации о каком-то предмете, мы относим его к определенной категории и приписываем ему определенные качества. Так мы решаем, что «все русские много пьют», а «все подростки употребляют наркотики». Толерантности мешают стереотипы и предрассудки

Слайд 10

Предрассудок - негативное отношение к человеку ли какой-нибудь группе людей, о которых вы на самом деле ничего не знаете. Это также негативное отношение на основании не личного знакомства с человеком, а мнения (стереотипа) по поводу группы, к которой он принадлежит. Он обычно появляется у нас благодаря тому, что уже принят в том обществе или группе, где мы находимся. Существуют разные виды предрассудков. Они могут быть связаны с полом, возрастом, национальной принадлежностью, приверженностью к определенной религии, происхождением, уровнем дохода, сексуальной ориентацией или инвалидностью человека.

Слайд 11

КАК ВОСПИТАТЬ ТОЛЕРАНТНОГО ЧЕЛОВЕКА?

Слайд 12

Родители должны: Во-первых, не обижать ребёнка. Во-вторых, выслушивать его мнение и считаться с ним. В-третьих, уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка. Это самый сложный момент, но, в то же время, и самый важный, поскольку у детей обостренное чувство справедливости. В-четвертых, уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов. Под словосочетанием «разрушительный конфликт» подразумевается противостояние, которое наносит «противнику» ущерб, моральный или физический. Разумеется, что в повседневной жизни невозможно избежать противоречий интересов, желаний и мнений. Задача – обратить конфликт в конструктивный, вызвав ребенка к разговору о возникших противоречиях и к совместному принятию компромиссных решений. В-пятых, нельзя унижать достоинство ребенка – игнорировать его, проявлять неуважение к его увлечениям и т.п. В-шестых, не стоит заставлять ребенка с помощью силы делать то, что хочется вам.

Слайд 13

Тест для родителей «Пытаетесь ли Вы понять своего ребенка?» Из трех ответов на каждый вопрос выберите один, затем подсчитайте, каких ответов больше всего – А, Б, В. 1. Ребенок капризничает. Не ест суп, хотя всегда ел. Вы: а) дадите ему другое блюдо; б) разрешите выйти ему из-за стола; в) не выпустите его из-за стола до тех пор, пока не съест все. 2. Ваш ребенок во дворе «круто» поссорился со сверстниками. Вы: а) идете во двор и разбираетесь с детьми; б) советуете ребенку самому уладить конфликт; в) предлагаете остаться дома.

Слайд 14

3 . Ваш ребенок смотрит фильм, вместо того, чтобы делать уроки Вы: а) начнете его ругать, кричать; б) попытаетесь выяснить, почему он не делает уроки, возможно, сядете рядом и разберете вместе с ним домашнее задание; в) без слов выключите телевизор. 4. Ваш ребенок скрыл от Вас полученные двойки: а) вы в гневе и за двойки, и за их сокрытие, запрещаете все, кроме уроков; б) пытаетесь помочь исправить положение; в) физически или как-нибудь иначе наказываете подростка. 5. Ваш сын (дочь) гораздо позже назначенного времени вернулся (ась) домой: а) не выяснив причины, начинаете ругать; б) обсудите случившееся, выясните, почему задержался и договоритесь, что впредь опозданий не будет; в) накажете.

Слайд 15

Под каждой буквой прочтите мнение о себе. А – это тип авторитарного родителя, который мало доверяет своему ребенку, мало понимает его потребности. Б – это тип родителя, признающего право ребенка на личный опыт, даже ошибки, и пытающегося научить его отвечать за себя и свои поступки. В – тип родителя, не пытающегося понять ребенка, основным его методом воспитания является порицание и наказание.

Слайд 16

Правила воспитания. Если ребенка постоянно критиковать, он учится ненавидеть. Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности. Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым. Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины. Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других. Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя. Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым. Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в себя. Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Слайд 17

БЫВАЮТ ДНИ, ГОДЫ, ДЕСЯТИЛЕТИЯ … когда сложно

Слайд 18

Бывают секунды. Минуты… от которых зависит очень многое

Слайд 19

И в эти секунды нельзя допустить ошибку… иначе после этого не останется ничего, кроме боли

Слайд 20

И в эти минуты так важно сказать главные слова вспомнить, что есть нечто большее

Слайд 21

Любовь к человеку просто за то… что он человек

Слайд 22

Ради поколений мы жмём друг другу руки и строим мосты

Слайд 23

Россия – наша общая Родина! Наши дети - наша жизнь! Их жизнь в наших руках. Поможем им не быть вовлеченными в бессмысленные агрессивные действия провокаторов и сохранить свои хрупкие жизни.

Слайд 24

Наша земля – это место, где мы можем любить друг друга, соблюдать традиции и продолжать начатую нами историю, основанную на принципах толерантности

Слайд 25

Мы получим больше, чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что нас соединяет, про то, что человек становится Человеком только благодаря другому человеку. Мы живем, потому что мы разные.

Слайд 26

Ресурсы: http://pedsovet.su/load/12-1-0-3714 rutube.ru/tracks/1963820.html http://www.lovestuff.ru/relationship/livingtogether



Предварительный просмотр:

Родительское собрание . Конспект родительского собрания по теме: «Подростковый суицид»

 

ЦЕЛЬ: Оказание профилактической помощи родителям по проблеме подросткового суицида.

ЗАДАЧИ: Расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суициды. Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребёнком. Воспитывать уважение к личности подростка и понимание к его проблемам. Листочки 5 х 10, карандаши (ручки) по количеству родителей.

ИЗЛОЖЕНИЕ МАТЕРИАЛА. Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим об удручающей ситуации, которая сложилась в начале века в Российской семье. По данным Всемирной организации здоровья, в 1983 г. в мире покончили жизнь самоубийством более 500 тыс. человек, а 15 лет спустя — уже 820 тыс. человек, из них 20% приходится на подростковый и юношеский возраст. За последние 15 лет число самоубийств в возрастной группе от 15 до 24 лет увеличилось в 2 раза и в ряду причин смертности во многих экономически развитых странах стоит на 2-3 местах. Покушающиеся на свою жизнь, как правило, дети из неблагополучных семей. В таких семьях часто происходят конфликты между родителями, а также родителями и детьми с применением насилия; родители относятся к детям недоброжелательно и даже враждебно. Способствовать принятию решения покончить с собой могут экономические проблемы в семье, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери, уход из семьи отца. Причиной покушения на самоубийство может быть депрессия, вызванная потерей объекта любви, сопровождаться печалью, подавленностью, потерей интереса к жизни и отсутствием мотивации к решению насущных жизненных задач. Иногда депрессия может и не проявляться столь явно: подросток старается скрыть ее за повышенной активностью, чрезмерным вниманием к мелочам или вызывающим поведением — правонарушениями, употреблением наркотиков, беспорядочными сексуальными связями. Риск самоубийства более высок среди тех, кто пристрастился к наркотикам или алкоголю. Под их влиянием повышается вероятность внезапных импульсов. Бывает и так, что смерть от передозировки является преднамеренной. Исследование, проведенное среди учащихся восьмых и девятых классов, показало, что подростки, ведущие сексуальную жизнь и употребляющие алкоголь, подвергаются большему риску самоубийства, чем те, кто от этого воздерживается. Для многих склонных к самоубийству подростков характерны высокая внушаемость и стремление к подражанию. Когда случается одно самоубийство, оно становится сигналом к действию для других предрасположенных к этому подростков. Небольшие группы ребят даже объединялись с целью создания некой субкультуры самоубийств. Потенциальные самоубийцы часто имеют покончивших с собой родственников или предков. Суицид может быть непосредственным результатом душевной болезни. Некоторые подростки страдают галлюцинациями, когда чей-то голос приказывает им покончить с собой. Причиной самоубийства может быть чувство вины и (или) страха и враждебности. Подростки могут тяжело переживать неудачи в личных отношениях. Девушкам может показаться, что они беременны. Попытка самоубийства — это крик о помощи, обусловленный желанием привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие у окружающих. Поднимая на себя руку, ребенок прибегает к последнему аргументу в споре с родителями. Он нередко представляет себе смерть как некое временное состояние: он очнется и снова будет жить. Совершенно искренне желая умереть в невыносимой для него ситуации, он в действительности хочет лишь наладить отношения с окружающими. Здесь нет попытки шантажа, но есть наивная вера: пусть хотя бы его смерть образумит родителей, тогда окончатся все беды, и они снова заживут в мире и согласии. Что же происходит с родителями, если собственный ребенок не может их дозваться? Отчего они так глухи, что сыну пришлось лезть в петлю, чтобы они услышали его крик о помощи? Сознание собственной правоты и непогрешимости делает родителей поразительно нетерпимыми, неспособными без оценок, без суждения и поучения просто любить и поддерживать ребенка. Упрекая его, родители произносят порой слова настолько злобные и оскорбительные, что ими поистине можно убить. Они при этом не думают, что безобразным своим криком буквально толкают его на опасный для жизни поступок. Пятнадцатилетняя девочка после ожога пищевода (она выпила бутылку ацетона во время скандала с матерью) рассказывала: "Я была готова на все, лишь бы заставить ее замолчать, я даже выговорить не могу, как она меня обзывала”. Девочка не собиралась умирать. А годы скитания по хирургическим отделениям, тяжелые операции и погубленное на всю жизнь здоровье — это цена неумения и нежелания матери держать себя в руках, когда ей показалось, что дочка слишком ярко накрасилась. Родителям следует помнить: если скандал уже разгорелся, нужно остановиться, заставить себя замолчать, сознавая свою правоту. В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен. Любой попавший под руку острый предмет, лекарство в вашей аптечке, подоконник в вашей квартире — все станет реально опасным, угрожающим его жизни.

Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные. Словесные признаки: Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии.

Он или она могут: 1.Прямо и явно говорить о смерти: "Я собираюсь покончить с собой”; "Я не могу так дальше жить”.

2. Косвенно намекать о своем намерении: "Я больше не буду ни для кого проблемой”; "Тебе больше не придется обо мне волноваться”.

3. Много шутить на тему самоубийства.

4. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Поведенческие признаки: 1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.

2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как: – в еде — есть слишком мало или слишком много; – во сне — спать слишком мало или слишком много; – во внешнем виде — стать неряшливым; – в школьных привычках — пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении; – замкнуться от семьи и друзей; – быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.

3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

Ситуационные признаки Человек может решиться на самоубийство, если:

1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.

2. Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье — в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм — личная или семейная проблема);

3. Ощущает себя жертвой насилия — физического, сексуального или эмоционального.

4. Предпринимал раньше попытки суицида.

5. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.

6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).

7. Слишком критически настроен по отношению к себе.

Если замечена склонность школьника к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию.

1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.

3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, не давно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.

4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.

5. Не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она о самоубийстве.

Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы. Следующие вопросы и замечания помогут завести разговор о самоубийстве и определить степень риска в данной ситуации: Похоже, у тебя что-то стряслось. Что тебя мучает? (Так можно завязать разговор о проблемах подростка.) Ты думал когда-нибудь о самоубийстве? Каким образом ты собираешься это сделать? (Этот вопрос поможет определить степень риска: чем более подробно разработан план, тем выше вероятность его осуществления). Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем же мыслям. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора. Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, к которым можно обратиться. Попытайтесь убедить подростка обратиться к специалистам (психолог, врач). В противном случае обратитесь к ним сами, чтобы вместе разработать стратегию помощи.

Давайте ответим с вами на некоторые вопросы, которые помогут увидеть и отразить картину взаимоотношений с вашим ребёнком

.Рождение вашего ребёнка было желанным?

Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?

 Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?

Раз в неделю проводите с ним досуг (кино, концерт, театр, посещение родственников, поход на лыжах и т.д.)?

Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?

Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?

Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?

Вы в курсе о его время провождении, хобби, занятиях?

Вы в курсе его влюблённости, симпатиях?

Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?

Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?

 Вы знаете кто у него любимый учитель в школе?

Вы знаете, какой у него самый нелюбимый учитель в школе?

Вы первым идёте на примирение, разговор?

Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребёнка?

Если на все вопросы вы ответили «ДА», значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребёнку. А если у вас большинство «НЕТ», то необходимо немедленно измениться, повернуться лицом к своему ребёнку, услышать его, пока не случилась беда!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бердяев Н.О. О самоубийстве. – М., 1992. Кравченко А.И. Родителям о подростках и подросткам о родителях. – М., 2002. Медведева И.Я. Книга для трудных родителей. – М., 1994.

                                                                                                                                



Предварительный просмотр:

Родительское собрание

 «Воспитание толерантности».

Теперь, когда мы научились

летать по  воздуху, как птицы,    

плавать под водой, как рыбы,

нам не хватает только одного:

научиться  жить на земле,  как люди.  (Бернарда Шоу)

Мир невозможен без диалога, взаимопонимания, содружества, согласия,

компромисса.

К сожалению, некоторые черты современного мира характеризуются жестокостью, насилием, разобщенностью, нетерпимостью. И действительно, многие происходящие вокруг нас социальные и политические события вызывают глубокое чувство тревоги. А как хочется верить, что обязательно придет помощь, если вдруг станет плохо на улице, что  идти в одиночестве вечером домой или открыть дверь незнакомцу – это безопасно. Но еще больше хотелось бы, чтобы наши дети, и наши внуки с самого раннего возраста не испытывали чувства недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим. Поэтому в последнее время все чаще и чаще возникают разговоры о толерантном мире, то есть мире без насилия и жестокости; мире, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность.

Что же такое толерантность? Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. Слово толерантность означает:

 В английском - готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь.

 Во французском -"уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов".

В китайском - "позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других»

В арабском  "прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение... расположенность к другим",.

В персидском - "терпение, выносливость, готовность к примирению".

В испанском – «способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения»

В русском – способность терпеть что- то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо.

Уметь договариваться.

Предлагаем вам послушать одну историю.

(под музыку «Одинокий пастух»)

«Был на Земле один язык и одно наречие в далёкие времена, жили все одной большой  семьёй.  Но  вскоре  обнаружилось,  что  зло  и  гордыня  овладели сердцами многих.  Однажды  собрались  люди  вместе  и  сказали: «Построим  себе  город  и  башню высокую до небес и сделаем себе имя, прежде чем рассеемся по лицу земли».  Они наделали кирпичей из глины и ревностно занялись постройкой.  Но богу не угодна была гордыня людей, желающих прославить только себя. И смешал  он  языки  и  наречия. Строившие  башню  стали  ссориться  и  браниться, дошло дело и до драки.  Увидели  они,  что  уже  никакого  дела  не  будет,  что  им  не  окончить  работы,  и бросили свою постройку, разбрелись в разные стороны».

 

Отчего же людям так трудно договориться?

 Почему они забывают порой о связи между чувствами и рассудком, о терпении друг к другу, об умении и необходимости достойно переживать не только радость, счастье, но и боль, горе, страдание, о том, что чужой боли не бывает.

Наше время – эпоха крайних противоречий. С одной стороны во многих областях человечество достигло поистине фантастических успехов, с другой – успехи превращаются в бедствия. И самое страшное сегодня – разложение душевных свойств человека: отношения к труду, мышления, веры и т. д.  Всем ясно и понятно, что наше общество и страна тяжко больны. И хотя чаще всего мы слышим об экономических проблемах, первопричиной является болезнь духа.

Помимо этого бесконтрольный информационный бум порождает в умах взрослых людей хаос и неразбериху, не говоря уже о детях. Бесспорно, что первые уроки нравственности ребенок получает от родителей. Помните: «Крошка-сын к отцу пришел, и спросила кроха: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Заметьте к отцу, а не к учителю. Противоречие – воспитание  к жизни и к семье. Однако большинство родителей не уделяют должного внимания воспитанию, ограничиваясь только материальным содержанием своих чад, аргументируя, сей факт чрезмерной занятостью добыванием денег. Что остается детям? Только на собственном опыте, барахтаясь в «информационном потоке» познавать, что   есть добро, что - зло.  

Поэтому нам, учителям, ни в коем разе нельзя  оставлять детей один на один с этим «безумным» миром. Наша  задача научить детей  «отделять зерна от плевел», раскрыть суть духовных  ценностей русской культуры и русского человека, нравственных ценностей, куда входит такое понятие, как толерантность.

Чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров родителей. Поэтому для начала необходимо самим относиться к своему ребенку толерантно.

Для того чтобы родители могли воспитывать детей в духе толерантности, нужно владеть соответствующими знаниями, поэтому нам, учителям, необходимо проводить соответствующую работу с родителями. Ведь именно родителям необходимо формировать у подростков систему ценностей, в основе которой лежат такие общие понятия, как согласие, компромисс, взаимное принятие и терпимость, прощение, ненасилие, сочувствия, понимание, сопереживание и т.п.

  • Во-первых, не обижать его.
  • Во-вторых, выслушивать его мнение и считаться с ним.
  • В-третьих, уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка. Это самый сложный момент, но в то же время и самый важный, поскольку у детей обостренное чувство справедливости.
  • В-четвертых, уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов. Под словосочетанием «разрушительный конфликт» подразумевается противостояние, которое наносит «противнику» ущерб, моральный или физический. Разумеется, что в повседневной жизни невозможно избежать противоречий интересов, желаний и мнений. Задача – обратить конфликт в конструктивный, вызвав ребенка к разговору о возникших противоречиях и к совместному принятию компромиссных решений.
  • В-пятых, нельзя унижать достоинство ребенка – игнорировать его, проявлять неуважение к его увлечениям и т.п.
  • В-шестых, не стоит заставлять ребенка с помощью силы делать то, что хочется вам.

Главные методы воспитания в семье — это пример, общие с родителями занятия, беседы, поддержка подростка в разных делах, в решении проблем, привлечение его в разные виды деятельности в семье и вне ее.

 Подросток осваивает социальные связи и роли в мире; становясь старше, он все больше ориентируется на ровесников и социальные институты. Родители, давая ему относительную свободу, должны быть надежным тылом для него, создавать у него чувство уверенности в трудной ситуации.

Воспитывать толерантность в семье — значит прививать уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.

При воспитании ребенка надо также учитывать, что человеческий мозг запоминает абсолютно все. Вопрос лишь в том, отложится это в сознании или в подсознании. Воспитывать ребенка личным примером сложнее всего, но в тоже время и наиболее эффективно.

Для того чтобы дочь выросла женственной, матери необходимо самой быть такою и учить ее опрятности и женской работе по дому. Большую роль в жизни девочки играет и отец, поскольку от того, как он с ней общается, зависит то, каких взаимоотношений она будет искать с мужчинами, когда вырастет. Сына-подростка следует воспитывать в спокойной строгости. Разумеется, это не означает, что его не надо любить.

Если ребенка постоянно критиковать, он учится ненавидеть.

 Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

 Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

 Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

 Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.

 Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.

 Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.

 Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в себя.

 Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Толерантность нужно воспитывать.

Отсюда – ряд правил воспитания:

1.Учитесь слушать и слышать своего ребенка.

 2.Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное

 напряжение.

 3.Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.

 4.Умейте принять и любить его таким, каков он есть.

 5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно

В этом случае у ребёнка будут развиваться черты толерантной личности:

 - терпение,

 - умение владеть собой,

 - доверие,

 - чуткость,

 - способность к сопереживанию,

 - снисходительность,

 - расположение к другим,

 - чувство юмора,

 - терпимость к различиям,

 - доброжелательность,

 - гуманизм,

 - любознательность,

 - умение слушать,

 - несклонность осуждать других,

 - альтруизм.

Хотелось бы, чтобы в вашей  и нашей школьной семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?

Китайская притча «Ладная семья»

 Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

любовь;

прощение;

терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка и спросил:

 - И все?

 - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

 И, подумав, добавил:

 - И мира тоже.

На психологическом уровне толерантность представляется в виде внутренней установки, добровольного выбора  отношения к человеку вообще, к другим людям, к коллективам, которое не навязываются, а приобретается каждым  человеком в детстве  через систему воспитания и обогащается через  собственный жизненный опыт.

Более глубокое понимание толерантности может быть достигнуто через проявление её противоположности – интолерантности (или нетерпения).

Интолерантность основывается на убеждении, что моя система  взглядов, мой образ жизни, группа, к которой я принадлежу, стоят выше остальных. Как видно, это неприятие другого только за то, что он  выглядит, думает, поступает иначе, что он иначе существует. Нетерпимость достаточно консервативна, она стремится подавлять всё, что не вписывается в установленные рамки. Диапазон её результатов достаточно широкий. Это и обычная невежественность, и пренебрежительное отношение к окружающим, и умышленное унижение людей.

Проявление терпимости включает:

- равноправие,

- взаимоуважение,

- доброжелательность и терпимое отношение к представителям различных групп и группам в целом,

- равные возможности для участия  во всех сферах жизни для всех членов общества,

- сохранение и развитие  культурной самобытности и языков национальных меньшинств,

- возможность следовать своим традициям,

- свобода вероисповедания,

-  сотрудничество и солидарность в решении общих проблем,

- позитивная лексика в наиболее уязвимых  межэтнических отношений и отношений между полами.

Проявление нетерпимости включает:

- оскорбления, насмешки,

- игнорирование (отказ в признании, беседе),

-негативные стереотипы, предубеждения (составление мнения о человеке на основе отрицательных характеристик),

- этноцентризм (оценка жизненных явлений только через ценности  и традиции своей группы как лучшей, эталонной по сравнению с другими),

- поиск врага (перенос вины за свои проблемы на других людей),

- преследование, запугивание, угрозы,

- дискриминация, расизм,

- национализм,

- эксплуатация  (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения),

- изгнание, репрессии, фашизм, геноцид.

Таким образом, толерантность  является  важной составляющей  психологической  культуры любого человека. Особенно важна толерантная культура в профессиональной деятельности  учителя.

Мы должны воспитать толерантность в себе и быть самим толерантными.

А что для этого необходимо?  (Мой тренинг)

Правила поведения  толерантного учителя:

1.    Воспитывать с любовью и во имя любви

2.    Воспитывать в духе мира

3.    Быть примером для детей и общества

4.    Избегать жестких иерархических отношений

5.    Поддерживать эмоциональные привязанности, развивать у учеников чувство взаимного расположения

6.    Признавать значимость и способности каждого, а также уважать чувства и позицию каждого

7.    Создавать свободную и демократическую атмосферу в классе

8.    Быть готовым и способным к диалогу, пониманию, солидарности

9.    Быть справедливым

10.  Уметь слушать

Школьный психолог может внести свой вклад  в развитие психологической  культуры педагога в целом и в  создание условий для развития толерантности педагогов.

Решение этой задачи возможно   при взаимодействии  психолога с педагогическим коллективом в целом и  с конкретными педагогами.

Психические перегрузки, которые испытывает учитель ежедневно в своей работе, способствуют разрушению  его личности.

От учителя требуется творческое отношение к работе, владение педагогической техникой (речью, выразительными средствами общения, педагогическим тактом), и т.д. Приходя в класс, переутомлённый учитель утрачивает состояние стабильности, необходимое для успешной педагогической деятельности. Он становится перевозбуждённым, раздражается, переходит к давлению на ученика, проявляет нетерпение и гнев. По причине хронического переутомления учитель становится не готовым к позитивному принятию нововведений в школе, повышению собственной профессиональной компетентности. Эффективную помощь школьному учителю может оказать психолог.

Залогом успешной работы школьного психолога с педагогами (и в создании условий для формирования толерантной культуры) является многообразие используемых форм и методов.

Одной из интересных  и эффективных форм работы  школьного психолога с педагогами, с точки зрения самих педагогов, являются тренинговые занятия («Давайте поиграем!»)  Мария Фёдоровна  предложит Вам сценарий одного из таких занятий.

Никто не может любить другого,

если до этого не полюбил себя…        (Эразм Роттердамский)

Слово психологу Александровой Марии Фёдоровне

Упражнение «Линейка».

Цель: определение понятие толерантность и  правильности понимания смысла этого слова.

Давайте посмотрим, поняли ли мы, что такое толерантность. У двери класса встаньте, пожалуйста, те, кто считает, что для толерантного человека характерно «непринятие, отвержение других; представление о том, что ты, твоя страна, твои традиции лучше других». А у окна — те, кто считает, что для толерантного человека свойственно абсолютное принятие мнения других, отказ от своего мнения, своих традиций. Вы можете занять и промежуточную позицию, ближе к тому или другому полюсу.

(Учащиеся располагаются в классе согласно своему решению, далее проводится опрос отдельных учащихся о причине их выбора.)

Правы оказались те, кто занял промежуточное положение, но ближе к окну. Оно означает, что толерантный человек может иметь и отстаивать собственное мнение, но в то же время с уважением относится к мнению других.

Игра «Мы с тобой одной крови».

Цель: направить мышление учащихся на поиск сходства у различных людей по разнообразным вариантам признаков.

Найдите сходство с одноклассником и пригласите в круг ученика на основании этого сходства, повторяться нельзя. Например: «Оля, мы с тобой живем в одном доме», «Коля, мы с тобой одного роста».

Участники становятся вдоль стены или по периметру классной комнаты. Учитель или ведущий становится в центр комнаты и приглашает ученика на основании сходства: «Тоня, у нас с тобой одинаковые имена». Тоня выходит в круг и ищет сходство со следующим учеником в классе. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся в кругу. Педагог подводит итог: «Как много у нас общего!» Сходство можно найти с любым человеком. В финале игры можно рассказать детям о том, что похожи не только люди, но и народы. Во многих культурах есть игры, песни, в которых люди берутся за руки, играют, водят хороводы. Вспомнить известные фольклорные или подвижные игры, хороводы.

В старших классах можно усложнить игру, предложив искать сходство по какому-то определенному признаку: физическому, характерологическому, по интеллектуальным или развлекательным предпочтениям учеников.

Упражнение «Я люблю тебя...».

Цель: развитие толерантного отношения к себе.

Ученики садятся в круг.

Психолог. Толерантность к другим возможна только при наличии толерантного отношения к себе. Сейчас каждый из вас попробует признаться в любви... самому себе. Это нелегкая задача. В этом вам поможет зеркало. Глядя на свое отражение в зеркале, вы должны сказать «Я люблю тебя...», назвать свое имя и объяснить, почему вы себя любите. Эти слова нужно произнести так, чтобы вашему признанию в любви к самому себе все поверили.

Помните, что задание это достаточно сложное и требует большого уважения к себе и другим.

Не каждый ученик сможет выполнить это задание. Поэтому можно предложить более легкие варианты:

а) признаться себе в любви, отвернувшись от остальных участников;
б) признаться в любви «про себя».

Рефлексия:

—Легко ли вам было признаться в любви к самому себе?
— Что вы при этом чувствовали?

Подведение итога собрания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бланк протокола родительского собрания ,доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей...

В данной папке находятся: бланк протокола родительского собрания, доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей за безопасность своих дете...

Рекомендации по проведению родительских собраний. Протокол родительского собрания на тему: "Социализация и социальная адаптация учащихся с нарушениями слуха"

Этапы подготовки к родительскому собранию: 1. Выбор темы собрания. 2. Определение целей родительского собрания. 3. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрани...

Сценарий родительского собрания Семья — моя радость (родительское собрание совместно с детьми)

Сценарий родительского собрания,проводимого  совместно с детьми 7-я — моя радостьЦель: раскрытие важности семьи для становления человека;способствовать сближению и взаимопониманию между...

«Родительское собрание как одно из основных направлений в сотрудничестве с родителями (методика организации и формы проведения родительского собрания)»

Родительское собрание включает в себя  шесть обязательных компонентов:Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатам...

Педагогический совет на тему: «Содержание и формы проведения родительских собраний. Технологии проведения родительских собраний»

         Родительское собрание - это важный педагогический инструмент в руках учителя, это огромная ответственность: в этот день придётся рассказать каждой семье об их ...

Доклад на тему: " Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"

Доклад на тему: "Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"....