Оптимистичный тип мышления и воспитание характера
статья на тему

Алексеева Галина Ивановна

Очень важная область детского развития, но которой, к сожалению, уделяется очень мало внимания - это развитие в ребенке оптимистичного типа мышления.

Почему это важно?

Прививая ребенку оптимистичный взгляд на жизнь, родители формируют у него активную жизненную позицию, которая не позволит покорно подчиняться обстоятельствам, а поможет бороться, справляться с препятствиями и не пасовать перед трудностями.

Родители могут дать ребенку образование, воспитание, научить его усердию и доброте, развить фантазию и дать множество полезных навыков, которые, безусловно, помогут занять хорошую позицию в современном мире, но есть одно серьезное препятствие, которое может не позволить исполниться мечтам - это пессимистичный тип мышления, при котором у ребенка возникают мысли о катастрофическом развитии событий.

Часто от детей можно слышать "У меня никогда не получится это сделать" или увидеть, как ребенок расстраивается и пасует перед трудностями - это как раз и есть тот первый звоночек, после которого стоит задуматься, а все ли мама с папой делают правильно.

Одна из самых распространенных родительских ошибок - это неправильно выбранные слова для подбадривание ребенка. Например, ваш ребенок делает какую-то поделку, скажем, лепит из пластилина, но моторики его рук еще не хватает, чтобы сделать так аккуратно, как он задумал. От этого он начинает злиться, а затем и вовсе поведение становится из ряда вон, он расстраивается и уже готов швырять пластилин налево и направо или просто бросить всё и заплакать.

И вот, что делает большинство чутких родителей. Они говорят что-то вроде: "Не переживай! У тебя отлично получается! Посмотри, какая красота, даже я не сделаю лучше!", дальше диалог может развернуться так: "Нет, у меня некрасивый слон, посмотри, он весь кривой, у него должны быть не такие ноги и хобот слишком короткий" и в ответ можно услышать: "Давай я тебе помогу, мы сейчас сделаем ему самые ровные ноги и самый длинный хобот, чтобы он мог дотянуться до любых деревьев" или что-то в таком духе. Похвалами родители пытаются повысить самооценку своего ребенка, но в таком родительском поведении присутствуют целых три типичные ошибки.

Во-первых, родители говорят неправду. И ребенок это знает. Как бы он ни старался, у него все равно пока не получится достичь желаемого результата. И здесь родители должны объяснить, что для того, чтобы получить отличный результат, надо много тренироваться, но ребенок уже на верном пути, и для первых попыток у него получается просто прекрасно. То есть похвала все равно присутствует, но не в таком ключе, как если бы мы сказали, что ребенок все умеет делать лучше всех и уже справился с задачей. Попробуйте объяснить ребенку, что когда-то тоже не могли нарисовать красивый рисунок или построить прекрасную башню из Лего, но вы много тренировались, и в конечном итоге прекрасно рисуете и строите отличные башни.

Во-вторых, чтобы у ребенка улучшилось настроение, родители часто принимаются делать что-то за ребенка, тем самым показывая, что если что-то идет не так, то надо не прикладывать больше усилий, а ждать помощи, опустив руки. Пытаясь повысить самооценку таким образом, дети учатся беспомощности. Но это вовсе не значит, что помогать нельзя. Можно и нужно, но не делать всю работу за ребенка, а направлять его, поправлять и улучшать его поделки, демонстрируя, как это можно сделать, и давая ему так же внести свой вклад. Конечно, неудача ребенка сама по себе может на какое-то время снизить его самооценку, но вот неверная интерпретация может оказаться куда более губительной.

Ну и третья ошибка - самая серьезная. Родители должны изменить восприятие неудачи у своего ребенка. В примере с пластилином, ребенок видит свои неудачи в самом мрачном свете, он может применять такие конструкции как "никогда не получится", неадекватно реагировать на неудачи, швыряясь пластилином или начиная плакать. Часто для детей такой тип мышления привычен, именно так они реагируют на проблемы: опускают руки и сдаются. Этот тип мышления быстро усваивается детьми как наиболее простой, и может привести к очень негативным последствиям в дальнейшей жизни. Поэтому любые неудачи надо учить воспринимать как частный случай. От "у меня всегда не получается" переходить к "сегодня не получается".

 

Понять, формируется ли у вашего ребенка пессимистичный тип мышления, можно по конструкциям предложений, которые он использует для выражения своих эмоций. Говорит ли он: "Никто никогда не захочет со мной играть в новой группе" или его выражения больше подразумевают: "Я пока еще не успел ни с кем подружиться". Говорит: "Ты все время занята и никогда со мной не играешь" или "Ты сегодня совсем со мной не играешь". Вот эти временные рамки и указывают на тип мышления, потому что оптимисту очевидно, что время пройдет, и все изменится - в новой группе появятся друзья, у мамы закончатся дела и она снова сможет поиграть. Пессимист же всегда стремится все приукрасить, усиливая тем самым свою обиду и недовольство окружающими факторами.


Кстати, этот самый пессимистичный тип мышления у детей часто не приходит ниоткуда. На его формирование влияют не только родительские слова, сказанные ребенку, но и слова, сказанные родителями друг другу. Если в семье есть пессимист, то очевидно, что ребенок так же может перенять его привычки. И поэтому, как и всегда касаемо детей, родители должны следить за своими словами даже в своих взрослых беседах при ребенке. Ребенок всегда видит, как мама и папа реагируют на неудачи: ругаются, спорят, швыряют предметы, отрицают любой возможный положительный исход, сокрушаются или уходят в себя. Если вам кажется, что такого не бывает - последите за собой: что вы сделаете и скажете, если случайно прольете сок на новый диван? С улыбкой побежите в ванную за тряпками и средствами, приговаривая: "Ну вот, кто-то должен был его обновить, теперь можно больше не сдувать с него пылинки и относиться как ко всей остальной мебели. Подкопим еще таких пятен и через полгода закажем химчистку" или психанёте, выругаетесь и со страдальческим лицом будете тереть обивку, пытаясь смыть злополучное пятно и оставив себе плохое настроение на весь день?

Введя в свою жизнь пару простых правил по общению с ребенком (не обязательно описанных здесь, быть может вы придете к своим собственным и найдете уникальный ключик к своему ребенку), думаю, можно сделать наших детей чуть более счастливыми. Ведь люди, которые радостно смотрят на жизнь и понимают, что все вопросы решаются, а стакан наполовину полон, всегда чувствуют себя более уверенно и лучше стоят на ногах, справляются с трудностями и переживают неудачи. Любому ребенку по жизни пригодится умение не только побеждать, но и проигрывать. При этом у этих детей не будет формироваться пораженческий тип мышления, пассивность, вялость, грусть и апатия. Часто люди с пессимистичным настроем страдают рядом физических недугов. Наверняка вы сами знаете немало историй, когда у людей с катастрофическим типом мышления возникают психосоматиеские болезни. По этому поводу есть целая теория. В общем, оптимизм можно рассматривать как целую систему контроля над своей жизнью, в то время как пессимизм несет только губительный характер. Так что нам с вами есть над чем поработать.

По мотивам книг:

Марка Селигмана "Ребенок-оптимист",

Юлии Гиппенрейтер "Общаться с ребенком: как?",

Анатолия Некрасова "Путы материнской любви".

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Воспитание характера"

Классный час, посвящённый самовоспитанию характера....

Воспитание в процессе обучения биологии: формирование научного мировоззрения, мышления, атеистическое воспитание

     Воспитывающая функция предмета «Биология» реализуется в общей системе обучения учащихся в средней школе.  Мировоззрение - это целостная система взглядов на окружающий м...

Мастер-класс на тему: Технология развития критического мышления на уроке литературы «Формирование характера Петра Гринева» по I гл. повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

   Данный урок проведен в технологии развития критического мышления с использованием различных методических приёмов. Основа технологии – построение урока по определённому алгори...

« Развитие музыкального мышления на примере пьес танцевального характера».

laquo; Развитие музыкального мышления на примере пьес танцевального характера»....

Открытый урок: « Развитие музыкального мышления на примере пьес танцевального характера».

Открытый  урок:« Развитие музыкального мышления на примере пьес танцевального характера»....

Сочинение-рассуждение "Воспитание характера"

презентация к уроку  развития речи в 7 классе " Сочинение- рассуждение"...