Речевая азбука для родителей
презентация к уроку по теме

"СЕМИЦВЕТИК"

Причины речевых нарушений. Развитие мелкой моторики. Речевая готовность к школе. Родительская помощь детям с нарушением звукопроизношения. Критерии, по которым можно оценить речь ребенка, родители должны знать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Речевая азбука493.05 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Азбука для родителей

Слайд 2

А ртикуляционная гимнастика – это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Научите малыша перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать вверх язык, делать его широким и узким, удерживать в правильном положении.

Слайд 3

Б ыстрая речь неприемлема в разговоре с ребенком. Говорите ясно, четко называя предметы правильно, используя как «детские», так и «взрослые» слова (Это машина – би-би . А вот собака – ав-ав !) не позволяйте говорить малышу быстро.

Слайд 4

В сегда рассказывайте ребенку о том, что видите. Помните, что если для вас все окружающее знакомо и привычно, то малыша со всем, что нас окружает, нужно познакомить. Объясните ему, что дерево растет, цветок цветет, зачем на нем пчела. От вас зависит, будет ли развитым малыш.

Слайд 5

Г лавные составляющие красивой речи: правильность, четкость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность.

Слайд 6

Д ыхательная гимнастика важна в становлении речи. Чтобы выработать воздушную струю, необходимую для произнесения многих звуков, научите ребенка дуть тонкой струйкой на легкие игрушки, шарики, кораблики на воде (щеки раздувать нельзя!)

Слайд 7

Е сли ребенку исполнилось 3 года, он обязательно должен уметь говорить фразами. Отсутствие фразовой речи говорит о задержке речевого развития, а отсутствие слов в 3 года – о грубых нарушениях общего развития.

Слайд 8

Ж есты дополняют нашу речь.. Но если малыш вместо речи пользуется жестами, не пытайтесь понимать его без слов. Сделайте вид, что не понимаете чего он хочет. Побуждайте его просить. Чем дольше будете понимать «жестовую» речь ребенка, тем дольше он будет молчать.

Слайд 9

« З олотая серединка» - вот к чему нужно стремиться в развитии ребенка, т.е. к норме. Присмотритесь к малышу. Отличается ли он от сверстников? Не перегружайте его информацией, не ускоряйте его развитие. Пока ребенок не овладел родным языком, рано изучать иностранный язык (не зря в двуязычных семьях у детей наблюдается очень часто общее недоразвитие речи.

Слайд 10

И ллюстрации в детских книгах, соответствующих возрасту ребенка, - прекрасное пособие для развития речи ребенка. Рассматривайте иллюстрации, говорите о том. что или кто изображен на них, пусть малыш отвечает на вопросы: где? кто? какой? что делает? какого цвета? какой формы? ставьте вопросы с предлогами за, под, над и др.

Слайд 11

К ритерии, по которым можно оценить речь ребенка, родители должны знать: Например, нормы звукопроизношения таковы: 3-4 года – [ с,з,ц ] уже должны правильно произноситься; 4-5 лет –[ ш,ж,ч,щ ] 5-6 лет – [ л,й , р ]

Слайд 12

Л еворукость – не отклонение , а индивидуальная особенность человека, заложенная во внутриутробном периоде, и не приемлет переучивания. Это может привести к возникновению неврозов и заиканию.

Слайд 13

Мелкая моторика – так обычно называют движения кистей пальцев и рук. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Поэтому стремитесь к развитию мышц руки малыша. Пусть сначала это будет массаж пальчиков, игра типа « Сорока-белобока …», затем игры с мелкими предметами под вашим контролем, шнуровки, лепка, застегивание пуговиц и т.д.

Слайд 14

Н ельзя заниматься с ребенком, если у вас плохое настроение. Лучше отложить занятие и в том случае, если малыш чем-то расстроен или болен. Только положительные эмоции обеспечивают эффективность и высокую результативность занятия.

Слайд 15

О бщее недоразвитие речи (ОНР) часто встречается у тех детей, которые заговорили поздно: слова – после 2 лет, фраза – после 3 лет. Можно говорить об ОНР, когда у ребенка недоразвитие всех компонентов речи: нарушение звукопроизношения, ограничение словарного запаса, плохо развит фонематический слух, нарушен грамматический строй речи.

Слайд 16

П одражание свойственно всем малышам, поэтому старайтесь, по возможности, ограничивать общение ребенка с людьми, имеющими речевые нарушения (особенно заикание!).

Слайд 17

Р ежим очень важен для маленького ребенка, особенно гиперактивного . Постоянное перевозбуждение нервной системы, недостаточный сон приводят к переутомлению, перенапряжению, что, в свою очередь, может вызвать заикание и другие речевые расстройства. Если малыш плохо спит, у изголовья можно положить саше (мешочек) с корнем валерианы. Можно использовать также натуральные масла, обладающие успокаивающим эффектом.

Слайд 18

С оска вредна, если малыш сосет ее долго и часто. Во-первых, у него формируется высокое (готическое) небо, которое влияет на формирование правильного звукопроизношения. Во-вторых, с оска мешает речевому общению. Вместо произношения слов ребенок общается при помощи жестов и пантомимики.

Слайд 19

Т олько комплексное воздействие всех специалистов (логопед, врач, воспитатели, родители) поможет качественно улучшить или исправить сложные речевые нарушения – заикание, алалию, ринолалию , онр , дизартрию.

Слайд 20

У мственное развитие неотделимо от речевого, поэтому, занимаясь с ребенком, нужно развивать все психические процессы: мышление, память, речь, восприятие.

Слайд 21

Ф ольклор – лучший речевой материал, накопленный народом веками. Потешки , поговорки, скороговорки, стихи, песенки развивают речь детей и с удовольствием ими воспринимаются. Скороговорки развивают дикцию. Но сначала их нужно произносить в медленном темпе, перед зеркалом, четко проговаривая каждый звук, затем темп увеличивать.

Слайд 22

« Х орошо устроенный мозг лучше, чем хорошо наполненный» - эту истину провозгласил еще М.Монтень. Информация, которая сообщается ребенку, должна соответствовать его возрасту и способностям.

Слайд 23

Ц веты (ромашки, одуванчики и др.) можно использовать для развития речевого дыхания. Предлагая ребенку дуть на одуванчик (не раздувая щеки), вырабатываем направленную воздушную струю; понюхать ромашку – вырабатываем речевое дыхание: вдох носом – выдох ртом(Ах, как пахнет!) Внимание! Детям с аллергией эти упражнения противопоказаны!

Слайд 24

« Ч асики» - упражнение для развития подвижности языка. Ребенок смотрит в зеркало, рот открыт, язычок тонкий и острый выглядывает изо рта. Взрослый задает ритм: «Тик-так, тик-так!», а ребенок качает языком из стороны в сторону. Скорость можно менять в зависимости от того, как легко ребенок выполняет это упражнение.

Слайд 25

Ш епотной речи тоже нужно учить. Ребенку тяжело менять силу голоса. Следите за тем, чтобы малыш не перенапрягал голосовые складки. Крик противопоказан всем, особенно детям до 10-12 (!) лет, так как их голосовые складки находятся в стадии формирования.

Слайд 26

Щ етка (любая), используемая для массажа пальцев, ладошек, стимулирует развитие мелкой моторики, повышает тонус мышц рук и пальцев. Зубная щетка поможет очистить язык, а также повысить тонус его мышц.

Слайд 27

« Э хо» - игра, способствующая развитию умения менять силу голоса. Вы произносите громко любое слово, ребенок повторяет несколько раз, понижая силу голоса.

Слайд 28

Ю ла, елка, еж, яблоко – эти слова начинаются с йотированных гласных, сложных для произношения. Обратите на них внимание, они состоят из двух звуков: [ ю ]=[ й ]+[у] [я]=[ й ]+[а] [ё]=[ й ]+[о] [е]=[ й ]+[э].

Слайд 29

Я зык – орган артикуляции. Научите ребенка перед зеркалом поднимать и опускать язык, делать его широким, узким. Достаточно 10-15 мин. ежедневных занятий артикуляционной гимнастикой, чтобы у малыша не было проблем с произнесением звуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыка и нравственное здоровье (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Цикл лекций для родителей начинающих пианистов «Музыкальная педагогическая азбука для родителей»...

Советы родителям начинающих пианистов (цикл лекций для родителей "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Советы родителям начинающих пианистов  (цикл лекций для родителей "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Музыкальное воспитание в разных педагогических системах (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Музыкальное воспитание в разных педагогических системах (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Как повысить у ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Как повысить у  ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Речевая азбука для родителей.

Материал для информационного стенда...

Речевая азбука

Речевая азбука для родителей младших дошкольников. Буклет...