Ваш ребёнок взрослеет... http://www.b17.ru/article/13571/
статья (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Родителям 8 класса - от классного руководителя.
Методические рекомендации для родителей подростков. Бывает всякое, но научитесь сдерживаться!
http://www.b17.ru/article/13571/
Психолог, консультант Куликова Людмила г. Уфа
- Во-первых, старайтесь избегать скандалов и публичных ссор при ребенке, так это может сформировать у него модель конфликтного поведения, которое он будет переносить на окружающий социум.
- Во-вторых, следите за тем, как ваш ребенок питается до школы и в школе. Большинство детей приходят в школу с пустым желудком, что также провоцирует агрессивное поведение.
- В-третьих, необходимо адекватно оценивать возможности своего ребенка и не ставить перед ним заведомо неосуществимых задач, невыполнение которых неизбежно приведет к заниженной самооценке, попыткам самобичевания.
Не будьте равнодушными к проблемам ребенка, старайтесь посещать школу не только в то время, когда проводится родительское собрание, но и в течение четверти (особенно это касается родителей, дети которых учатся нестабильно, имеют проблемы с дисциплиной и успеваемостью). Во время посещения школы спокойно и тактично разговаривайте с педагогами, постарайтесь выяснить истинные причины проблем (версия учителя) и только потом предъявляйте свои претензии и требования (версия ребенка и родителей). Бывают такие случаи, когда родители приходят в школу и сразу пытаются обвинить учителя во всех бедах своего ребенка. В такой ситуации реакция учителя может быть либо нормальной, и он попытается исправить положение, либо неадекватной и он начнет по любому поводу придираться к ребенку и искусственно занижать ему отметки.
Поставьте перед собой вопрос: «Все ли в порядке с моим ребенком?», и выполните простой тест. Отвечайте: «никогда или редко», «иногда», «часто» или «очень часто».
Мой ребенок
1. Выходит из себя
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
2. Спорит со взрослыми
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
3. Активно не принимает или отказывается выполнять требования или правила, установленные взрослыми
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
4. Ведет себя провокационно и нарочно раздражает людей
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
5. Обвиняет других в собственных ошибках или неподобающем поведении
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
6. Обидчив и легко раздражается из-за чужих действий
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
7. Злобен и нетерпим к критике
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
8. Недоброжелателен или мстителен
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
Если вы ответили «часто» или «очень часто» как минимум на 4 из этих вопросов, то вам необходимо всерьез задуматься. Поведение вашего ребенка может быть признаком серьезной проблемы. Однако обобщение может не дать ответа, который вас полностью удовлетворит. Чтобы узнать, что происходит с вашим ребенком, вам следует, наверное, внимательнее понаблюдать за его поведением дома и вне его. Точно установить где, когда и почему ребенок ведет себя агрессивно. Насколько серьезно то поведение, которое вы наблюдаете? Как оно соотносится с тем, что делают и говорят другие дети, какого мнения о нем придерживаются сверстники и педагоги?
Избегайте практики физического наказания, в частности, после посещения родительского собрания многие родители возвращаются домой с одной целью, как можно сильнее наказать ребенка и тем самым отомстить за пережитый позор. После подобной тактики воспитания конфликты между родителем и ребенком становятся традиционной формой общения, дети перестают доверять не только родителям, но и взрослым вообще, боятся рассказывать о своих проблемах и трудностях, лгут и выкручиваются, становятся замкнутыми, убегают из дома, ищут поддержки на стороне.
При общении с ребенком необходимо использовать «Я-послания» Отправителю такого послания может грозить опасность: когда он открывает себя другому (особенно ребенку), это может быть расценено, возможно, как знак слабости.
Преимущества. Я- посланий очевидны: они действуют менее угрожающе, и не загоняют ребенка в угол, ему не нужно сразу оправдываться, обороняться и «наносить ответный удар». Я-послания способствуют большей честности и открытости в отношениях (табл. 3).
Ты-послания | Я-послания |
Ты поступил плохо Ты не смеешь Ты не должен Ты виноват Почему ты получил двойку Если ты не сделаешь этого, то ты будешь наказан | Я думаю, что... Я недоволен тем, что... Мне не нравится, что... Я очень расстроился, когда увидел, что ты получил двойку Мне кажется, что в данной ситуации ты не прав |
Также важно, чтобы коммуникация велась посредством «языка принятия». Такой язык поясняет, что другой человек принимается таким, какой он есть. Принятие и уважение могут быть переданы различным образом: без слов (жесты, положение тела, мимика), невмешательство, пассивное слушание или вербально сообщаемое принятие (взаимоотношения через коммуникацию, активное слушание).
Родители, которые активно слушают своих детей, замечают, что активное слушание помогает справиться с отрицательными чувствами, переживаниями. Разговаривая на равных с родителями, дети привыкают к тому, что им не нужно оправдываться и бояться своих собственных чувств. Активное слушание побуждает активно думать и говорить о проблеме, улучшает отношения между детьми и родителями. Оно помогает войти в положение собеседника и увидеть мир под другим углом. Конечно, как отмечают психологи, всегда есть ситуации, в которых «язык принятия» и метод «без поражения» не помогают. Но все-таки они являются хорошей возможностью для повышения коммуникативной культуры и могут использоваться в профилактических целях. Схема коммуникаций без поражения представлена на рисунке выше.
Умеренная дозировка компьютерных игр и телевидения, совместное составление режима дня, могут помочь ребенку рационально распределять нагрузку и отдых.
Ограничьте общее количество времени, отведенного для просмотра телепередач, чтобы телевидение не играло доминирующей роли в формировании образа мира у вашего ребенка. Если нужно, составьте расписание, когда можно смотреть телевизор и играть на компьютере.
Внимательно следите за тем, что смотрит ваш ребенок. Переключите на другую программу или выключите телевизор, если считаете программу вредной и опасной для его психики.
Для ребенка необходимо рациональное чередование сна и отдыха, учителям известен «синдром понедельника», когда вследствие нарушения режима дня в выходные дни дети и педагоги приходят в школу невыспавшиеся и озлобленные.
Евгений Гребенкин, кандидат психологических наукЕ.В. Гребенкин. «Профилактика агрессии и насилия в школе». Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006. |
Тест по выявлению коммуникативных качеств личности
Подчеркните “да”, если вы согласны, или “нет”, если не согласны с утверждением:
1. Мне кажется трудным подражать другим людям. [ДА , НЕТ].
2. Я бы, пожалуй, мог при случае свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих. [ДА , НЕТ].
3. Из меня мог бы выйти неплохой актер. [ДА , НЕТ],
4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубокое, чем это есть на самом деле. [ДА , НЕТ].
5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания. [ДА , НЕТ].
6. В различных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному. [ДА , НЕТ].
7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден. [ДА , НЕТ].
8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают увидеть. [ДА , НЕТ].
9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу. [ДА , НЕТ].
10. Я всегда такой, каким кажусь. [ДА , НЕТ].
Начислите себе по одному баллу за ответ “НЕТ” на вопросы 1, 5 и 7 и за ответ “ДА” на все остальные.
Подсчитайте сумму баллов.
Если вы отвечали искренне, то о вас, по-видимому, можно сказать следующее:
0-3 балла - у вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и вы не считаете нужным его изменять в зависимости от ситуации. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают вас “неудобным” в общении по причине вашей прямолинейности.
4-6 баллов - у вас средний коммуникативный контроль. Вы искренни, но сдержанны в своих эмоциональных проявлениях. Вам следует больше считаться в своем поведении с окружающими людьми.
7-10 баллов - у вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменения в ситуации и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое вы производите на окружающих.
Тест на самооценку стрессоустойчивости личности
Способность к саморегуляции — очень важное качество, помогающее человеку сохранить внутреннее равновесие, не допуская в сознание сведения, несущие угрозу для его благополучия.
Конфликты, как и ряд других негативных факторов нашей жизни, создают нервозные состояния и часто приводят к стрессу. Стрессоустойчивостъ — это свойство личности, включающее в себя эмоциональный, волевой и интеллектуальный компоненты, обеспечивающие оптимальное достижение цели без вреда для здоровья человека. Ниже предлагается тест, который позволит тебе получить оценку твоего уровня стрессоустойчивости.
Инструкция. Постарайся отвечать на вопросы как можно более искренне и откровенно. Обведи кружком подходящий вариант по каждому утверждению (при отсутствии бланков на листочках рядом с номером вопроса ставится балл).
Утверждения | Редко | Иногда | Часто |
1. Я думаю, что меня недооценивают в коллективе | 1 | 2 | 3 |
2. Я стараюсь работать, даже если совсем не здоров | 1 | 2 | 3 |
3. Я постоянно переживаю за качество своей работы | 1 | 2 | 3 |
4. Я бываю настроен агрессивно | 1 | 2 | 3 |
5. Я не терплю критики в свой адрес | 1 | 2 | 3 |
6. Я бываю раздражителен | 1 | 2 | 3 |
7. Я стараюсь быть лидером там, где это возможно | 1 | 2 | 3 |
8. Меня считают человеком настойчивым и напористым | 1 | 2 | 3 |
9. Я страдаю бессоницей | 1 | 2 | 3 |
10. Своим недругам я могу дать отпор | 1 | 2 | 3 |
11. Я эмоционально и болезненно переживаю неприятность | 1 | 2 | 3 |
12. У меня не хватает времени на отдых | 1 | 2 | 3 |
13. У меня возникают конфликтные ситуации | 1 | 2 | 3 |
14. Мне недостает власти, чтобы реализовать себя | 1 | 2 | 3 |
15. У меня не хватает времени, чтобы заняться любимым делом | 1 | 2 | 3 |
16. Я делаю все быстро | 1 | 2 | 3 |
17. Я испытываю страх, что не поступлю в институт | 1 | 2 | 3 |
18. Я действую сгоряча, а затем переживаю за свои дела и поступки | 1 | 2 | 3 |
Обработка и интерпретация результатов. Далее подсчитайте суммарное число баллов, которое вы набрали, и определите, каков уровень вашей стрессоустойчивости, по таблице:
Суммарное число баллов | Уровень вашей стрессоустойчивости |
51-54 | 1 - очень низкий |
53-50 | 2 - низкий |
49-46 | 3 - ниже среднего |
45-42 | 4 - чуть ниже среднего |
41-38 | 5 - средний |
37-34 | 6 - чуть выше среднего |
33-30 | 7 - выше среднего |
29-26 | 8 - высокий |
18-22 | 9 - очень высокий |
Чем меньше число (суммарное число) баллов вы набрали, тем выше ваша стрессоустойчивость, и наоборот. Если у вас 1-й и даже 2-й уровень стрессоустойчивости, то вам необходимо кардинально менять свой образ жизни.
Что такое женская истерика и как с этим бороться?
Любая сцена истерики вызывает неприятные эмоции и оставляет не лучший осадок. Причем даже у очевидцев сцены, не говоря уж о ее участниках. Каковы же причины женских истерик и как с ними бороться?
В незапамятные времена древние лекари называли недуг, сопровождающийся неконтролируемыми всплесками эмоций, словом Hysterus, которое с латыни переводится как «бешенство матки». Доктора считали, что эта хворь свойственна исключительно женщинам с неустойчивым гормональным фоном. На сегодняшний день известно, что истерика отнюдь не женская преференция, ей бывают подвержены и мужчины. Однако по статистике на 10 женщин-истеричек приходится один мужчина-истерик.
Что становится причиной истерики? Как правило, женская истерика происходит от бессилия и желания добиться от окружающих того, чего женщине давно хочется получить. Истерика в данном случае – высшая точка, порог эмоциональной сдержанности, который женщина преступает, когда не может больше терпеть. Это своего рода клапан для выхода накопившихся обид. Процесс этот для самой женщины неконтролируемый.
Часто истерика связана со всяческими женскими недомоганиями, гормональной перестройкой организма.
Истериков делят на три категории:
1. Истероиды – это личности, которые от рождения обладают импульсивными чертами характера, развитым и подвижным воображением. Это артистические натуры, которые легко возбуждаются и хорошо владеют искусством манипуляции.
Кстати, врожденная истерия зачастую не только не нарушает их адаптации в обществе, но помогает достичь определенных высот. Одним из очень показательных примеров истероидов является Жириновский. Истероидов не лечат, максимум, что им показано, – это психотерапия, направленная на коррекцию поведения.
2. Страдающие истерическим неврозом. Это состояние бывает как врожденное, так и приобретенное. Нередко первые его проявления можно заметить еще в детстве, когда ребенок вдруг падает, начинает истошно реветь и колошматить по полу руками-ногами по маломальскому поводу. И именно в эти моменты нужно сразу заниматься неврозом.
Главное – приучить ребенка, что на его припадки вы не будете реагировать. Равнодушие - лучший ваш помощник против подобных эскапад. Истерику всегда нужна аудитория, без нее накал быстро сходит на нет. И, конечно же, ребенка с признаками истерического невроза обязательно нужно лечить у детского психолога. Иначе дальше будет хуже.
3. Страдающие истерической психопатией. Эти люди точно не являются манипуляторами и шантажистами, их поведение - не поза и не художественная выходка, а тяжелая форма психического заболевания.
Истерические припадки у этих больных носят грубый, брутальный характер - с потерями сознания, нарушением двигательных функций (вдруг отнимаются ноги) и даже истерической дугой (когда тело выгибается мостиком).
Таким людям нужно серьезное психиатрическое лечение.
Как прекратить истерику?
За исключением серьезных медицинских случаев, когда нужна помощь специалистов, есть несколько вполне эффективных методов остановить истерику.
Если есть возможность, просто уйдите с глаз долой, оставьте истерика одного, и приступ без «зрительской поддержки» прекратится сам.
Иногда, если истерика не самая экстремальная, может помочь и простой стакан воды, предложенный вспыхнувшему человеку.
Оборвать легкий приступ поможет быстрое и внезапное болевое воздействие. Можно резко сжать истерику руку, больно ущипнуть или даже дать пощечину, хотя, конечно, все это крайние варианты.
Лучше постараться чем-то внезапно и быстро отвлечь истерика. Например, незаметно позвонить на его мобильный телефон.
Если истерику устроил человек, обычно спокойный и сдержанный, но взрывной, не пытайтесь спорить, помолчите, послушайте. Он успокоится и будет сожалеть о своем взрыве.
И еще одно наблюдение: в целом эмоциональные выплески нормальны и полезны, если они к месту.
Подросток и одноклассники
Отношения подростков между собой всегда сложны и непредсказуемы. В подростковом возрасте ребенку важно чувствовать себя «членом стаи». Одноклассники – это те люди, с которыми подросток проводит большую часть дня, это его «стая». Поэтому для подростка особенно важны его взаимотношения с одноклассниками.
Класс, в котором все ученики друг другу друзья и товарищи – наверное, недостижимый идеал. На практике же взаимотношения в классе могут быть разными: от толерантных до откровенно враждебных. Часто подростки в классе разбиваются на группки по интересам. Внутри таких мини-групп подростки чувстуют себя «своими», им там комфортно. И то, что происходит за пределами этих групп, их волнует мало.
Подростки боятся остаться с коллективом «один на один». Если с тобой никто не дружит – это невыносимо горько и обидно. Не зря, в качестве «высшей» меры наказания одноклассники объявляют «бойкот», игнорируя провинившегося.
Причины плохих отношений с одноклассниками могут быть разные. Возможно, общение не заладилось с самого первого класса, возможно проблемы проявились только в подростковом возрасте. Может быть причиной являются какие-то разногласия, несхождения во взглядах и вкусах, возможно все дело во внутренних проблемах самого подростка. Слишком вызывающее поведение, стремление показать свое превосходство отталкивают одноклассников.
Иногда, осознанно или бессознательно, даже педагоги становятся причиной дружбы всего класса «против кого-то». Если учитель как-то выделяет подростка среди остальных, слишком поблажлив к нему или, наоборот, слишком строг, то одноклассники к этому подростку начинают относиться недружелюбно.
Подростковые компании любят всех «подстраивать» под свой формат. Если кто-то не стандартен, чем-то отличается, то он часто подвергается «травле». Наиболее подвержены нападкам со стороны одноклассников подростки с дефектами внешности, речи, слишком робкие и стеснительные.
Как помочь подростку, если его отношения с одноклассниками не назовешь хорошими? Некоторые родители, узнав о подобной проблеме своего ребенка-тинэйджера, сразу же бегут устраивать скандал администрации школы, классному руководителю, лично стремятся наказать обидчиков. Но скандал – это не лучшее решение проблемы. После таких «разборок», почти наверняка «травля» со стороны одноклассников только усилится, а подростка будут считать несамостоятельным, не «взрослым». Кроме того, возможно что и учителя станут всячески задевать подростка или снижать ему отметки.
Обижать больше всего любят тех, кто обижается. Подросткам нравится смотреть, как обиженный одноклассник плачет от каждого слова, размахивает руками и кричит. Для них это очень весело. Можно попробовать прореагировать на выходки одноклассников непривычным для них образом. Вместо слез и рыданий спокойным тоном спросить: «Ну, и что дальше?». Вместе с одноклассниками посмеяться над шуткой.
Родители могут помочь своему подростку обрести больше уверенности в себе и своих силах. Если подросток стесняется подойти к одноклассникам и заговорить первым, то этот страх можно победить, только пройдя через него. Важно научить подростка не бояться высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.
Как панацею от всех проблем с одноклассниками родители рассматривают перевод подростка в другую школу. Мол, там у него сразу же все наладится. Но подростковый коллектив всегда очень настороженно принимает новичка. В классе, в который переводят подростка, отношения давно сложились и ему будет трудно поначалу влиться в коллектив. Но, с другой стороны, перевод в новую школу – это шанс начать все «с нуля». У подростка есть все шансы поставить себя таким образом, чтобы его не обижали.
Некоторые подростки, и их родители тоже, считают, что перевестись – это значит сдаться. Они не хотят «прогибаться» под кого-то. Это очень похвальная позиция. Но если подростка в классе откровенно бьют, унижают, то глубокой психологической травмы не избежать, а также возможны и тяжелые физические травмы. В таком случае подростка из школы лучше все же забрать.
Каждый родитель хочет, чтобы у его ребенка-подростка все было хорошо и стремится помочь ему, даже если сам подросток эту помощь отвергает. Подростки не любят, когда родители «вмешиваются в их личную жизнь». Поэтому о проблемах своего ребенка родители узнают часто в самый последний момент, когда ситуация уже вышла из-под контроля.
Уделяйте своему ребенку внимание, не забывайте интересоваться его школьными делами, чтобы вовремя распознать возможные проблемы. Тогда воспоминания о школе у Вашего ребенка останутся только самые светлые и хорошие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание «Почему ребёнок становится чужим? Как найти взаимопонимание с ребёнком»
Цель: 1) способствовать формированию культуры общения родителей и детей; 2) воспитывать чувство взаимопонимания...
Как подготовить слепого и слабовидящего ребёнка к школе. Как подготовить слабовидящего ребёнка к обучению письму.
Очень часто в школу для слабовидящих приходят дети или совсем неподготовленные или слабо приготовленные к школе. Сейчас возрос уровень требований к детям, поступающим в школу. Если вы, родители, до 7 ...
« Здоровый ребёнок - успешный ребёнок»
Современная школа стоит на пороге разработки апробации и внедрения федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (ФГО...
« Здоровый ребёнок - успешный ребёнок»
Современная школа стоит на пороге разработки апробации и внедрения федеральных государственных стандартов обще...
Конспект урока социально-бытовой ориентировки в 9 классе по теме «Грудной ребёнок в семье. Уход за грудным ребёнком»
Задачи:- знакомить учащихся с гардеробом грудного ребенка, правилами одевания и пеленания, ухода за грудным ребенком; дать представление о санитарно-гигиенических требованиях к детской одежде и белью,...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок» 1-4 кл...
Роль матери в жизни ребёнка. Как стать для приёмного ребёнка родным.
Заседание клуба замещающих родителей ...