Родительское собрание "Профилактика детской жестокости"
консультация (6 класс) на тему
Тема нашей встречи серьёзна и трудна и в последнее время стала очень актуальна. Это тема проявления нашими детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти проявления живут среди нас, взрослых, и среди детей. Что же это за явление и стоит ли нам о нём говорить?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskaya_agressiya.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика детской жестокости
Тема нашей встречи серьёзна и трудна и в последнее время стала очень актуальна. Это тема проявления нашими детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти проявления живут среди нас, взрослых, и среди детей. Что же это за явление и стоит ли нам о нём говорить? Стоит. А раз так, давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и жестокость и как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её.
Агрессия и жестокость в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько развито в обществе сопротивление агрессии.
Как известно после агрессии идет вторая стадия эмоциональных срывов, проявляемая, как жестокость.
Что же такое жестокость? Жестокость – это человеческое чувство не знающее жалости, сожаления, сочувствия. Это способность причинять страдания людям или животным.
Формы проявления жестокости
У детей, как и у взрослых, существует две формы проявления жестокости: целенаправленная жестокость и враждебная. Первая - механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя.
Вторая - не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление жестокости как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка.
Согласно многочисленным исследованиям, сейчас проявления детской жестокости являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым - родителям и воспитателям, работниками социальной защиты. Сюда относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость. У подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная жестокость - от жалоб, до прямых оскорблений и физических мер («Ты – уродина», «Ну и дурак ты!», «Сейчас как дам больно!»). У многих детей отмечаются случаи физической жестокости - как косвенной (разрушение чужих игрушек, порча одежды сверстников или их школьных принадлежностей), так и прямой (дети бьют сверстников кулаком по голове или лицу, кусаются, плюются и т. п.). Такое жестокое поведение всегда инициативно, активно, а иногда и опасно для окружающих, и потому требует грамотной коррекции.
Особенности жестокого поведения детей и подростков:
1. Жертвами агрессии часто становятся близкие люди - родные, друзья и пр. Это своего рода феномен "самоотрицания", поскольку такие действия направлены на разрыв кровных связей - жизненной основы существования человека.
2. Далеко не все жестокие дети воспитываются в неблагополучных семьях, многие, наоборот, имеют весьма состоятельных и заботливых родителей.
3. Жестокость часто возникает без реального повода.
4. Многие жестокие поступки подростков, являются следствием личностного кризиса. Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек, существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения. Так установлено Семенюк Л.М., что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет.
Уровень агрессивности и жестокости детей меняется в зависимости от ситуации в большей или меньшей степени, но иногда они принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: (взаимоотношения в семье, положение ребёнка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем, а также влияние средств массовой информации).
Причины детской жестокости
Дети учатся жесткому поведению, как посредством прямых подкреплений, так и путем наблюдения жестоких действий.
Неблагоприятные условия в семье
Взрослым необходимо самим являть пример доброты и гуманности в человеческих отношениях, прежде всего в отношении к детям.
На становление жестокого поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склонны к жестокому и агрессивному поведению.
Пытаясь пресечь негативные отношения между своими детьми, родители могут ненамеренно поощрять то самое поведение, от которого хотят избавиться. Родители, которые применяют крайние суровые наказания и не контролирующие занятия детей, могут обнаружить, что их дети жестоки и непослушны.
Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье не только повышает жестокость его поведения в отношении со сверстниками, но и способствует развитию склонности к насилию в более зрелом возрасте, превращая физическую жестокость в жизненный стиль личности. Но таких людей в дальнейшем практически невозможно исправить.
Агрессивность и жестокость у детей может проявляться если:
1.Родители не устанавливают правил поведения детей дома.
2. Не следят за местонахождением детей.
3. Не применяют соответствующих воспитательных мер (наказания или поощрения). Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием. Очень значимо для человека и наказание если:
Оно следует незамедлительно за проступком.
Объяснено ребёнку. Оно суровое, но не жестокое.
Оно оценивает действие ребёнка, а не его человеческие качества.
4. Не пытаются разрешать возникающие проблемы и кризисные ситуации с помощью компромиссных решений.
Так же можно назвать и другие факторы: болезни, нищета, безработица, супружеский конфликт, развод, распавшаяся семья, родители полностью поглощены работой, увлечениями.
Но и другой конец палки – излишняя любовь, слепое обожание своего чада убивает в нем личность. Своим поведением ребенок старается доказать свою состоятельность, доказать всем, прежде всего родителям, что он сильный и самостоятельный. Тем более, все его мысли и силы подпитывает чувство безнаказанности, вседозволенности – «Мама и папа меня безумно любят, мне все можно». Найдите золотую середину, кроме Вас никто не сможет сделать этого, ведь это – Ваш малыш, Ваша частичка. Окружите чадо радостью, счастьем, прививайте любовь к миру, к людям. И тогда Ваш ребенок будет Человеком.
Влияние сверстников
Подростки получают сведения о жестокости также из общения со сверстниками. Они учатся вести себя жестоко и вульгарно, наблюдая за поведением других детей (например, одноклассников). Жестокие дети могут найти друзей среди других таких же, как они сверстников.
Среди факторов, провоцирующих жестокое поведение детей, можно выделить:
- недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;
- сниженный уровень саморегуляции;
- неразвитость игровой деятельности;
- сниженную самооценку;
- стремление привлечь к себе внимание сверстников;
- стремление получить желанный результат;
- стремление быть главным;
- страх несостоятельности;
- потребность самоутверждения;
- защита и месть;
- желание ущемить достоинство другого с целью, подчеркнуть свое превосходство;
- получить самоудовлетворение от жестокого обращения.
Чтобы не провоцировать агрессию и жестокость среди детей они должны слышать что-то хорошее от своих одноклассников и чувствовать, что их ценят и уважают в коллективе. Сверстники должны уметь выслушать друг друга, заинтересовать в полезных делах, быть терпимее по отношению друг к другу.
Влияние телевидения
В связи с предложением о том, что современное телевидение играет существенную роль в формировании агрессивного поведения, было проведено небольшое исследование студентами кафедры психологии МГУ с целью выявления зависимости жестокого поведения от воздействия телевидения.
Для выявления этой зависимости мы проводили анкетирование в прошлом году,
Здесь полезны встречи с библиотекарями. Знакомство ребят с новинками литературы, которые поступают в библиотеку. Библиотечные уроки, которые проводят работники детской городской библиотеки.
Влияние Интернета
В последнее время не только американские педиатры, но и российские, выявили взаимосвязь между пропагандой насилия в СМИ и жестоким поведением среди подростков. Школьники, увлекающиеся жестокими видеоиграми в большей степени склонны к агрессии
Причём наиболее серьёзное влияние на психику ребёнка оказывают жестокие видеоролики, распространённые в Интернете. Естественно предположить что, чем больше различных СМИ пропагандирующих жестокость доступны ребёнку, тем более он агрессивен. Тем не менее, влияние ТВ-шоу, фильмов, музыки, Интернет мультфильмов и компьютерных игр оказало гораздо слабее влияние Интернет роликов, изображающих насилие со стороны реальных людей.
Школа осуществляют свою работу по следующим направлениям:
1. Социально-профилактическая работа по предупреждению правонарушений.
2. Военно-патриотическое воспитание.
3. Создание здоровьесберегающей среды во внеурочное время в условиях общеобразовательных учреждений.
Напомню «золотые» правила воспитания, связанные с данной темой:
Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.
- Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.
- Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
- Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
- Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.
- К агрессивным проявлениям в поведении ребёнка приводит агрессивность семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детская жестокость
Классный час в 8 классе...
Доклад "Детская жестокость как социальная проблема"
Доклад был представлен на ученическую районную конференцию "Проблемы молодежи в современном обществе"....
Презентация к родительскому собранию "Профилактика жестокого обращения в семье"
Собрание "Профилактика жестокого обращения в семье" знакомит родителей с формами насилия над детьми, показывает как распознать по поведению ребенка, подвергался ли он насилию...
Детская жестокость — проблема современного общества.
Почему жестоки дети? Как нужно воспитывать детей, чтобы они не были жестокими и агрессивными? ...
Презентация к родительскому собранию "Почему жестоки дети"
Данная презентация создана в помощь классным руководителям, социальным педагогам при подготовке родительских собраний на тему детской агрессии....
Детская жестокость - проблема современного общества (для общешкольного родительского собрания)
Данный материал подготовлен для выступления на общешкольном родительском собрании....