Психологическая подготовка к ЕГЭ. Тезисы для родительского собрания.
материал для подготовки к егэ (гиа) на тему
В статье даны советы родителям учащихся выпускных классов, ориентирующие их на помощь своему ребёнку в процессе подготовки к выпускным экзаменам. Материал используется на родительском собрании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskaya_podgotovka_k_ege.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
А.А. Сорокин
Психологическая подготовка к ЕГЭ.
Советы родителям.
Выпускные экзамены, безусловно, являются стрессовым фактором, причём как для учащихся, так и для их родителей. Согласно Большому психологическому словарю Б. Мещерякова и В. Зинченко стресс – это «состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах»[1]. Выпускные экзамены как раз и являются подобными «сложными, трудными условиями». Давайте подумаем, что же делает их таковыми.
1. Любое испытание вызывает волнение (справлюсь / не справлюсь);
2. Высокая значимость результатов (при самом худшем варианте можно вообще уйти из школы «со справкой», при более благоприятном исходе решается вопрос о месте дальнейшего обучения);
3. Страх показаться смешным, «опозориться», подвести других (учителей, родителей).
Однако эти факторы, в той или иной степени, присутствовали и раньше, при сдаче экзаменов в так называемой традиционной форме. Переход к ЕГЭ и ГИА их, конечно, не снимает, а, наоборот, добавляет ещё больше поводов для волнений. Но прежде чем перейти к этим новым, «добавленным» ЕГЭ и ГИА страхам, давайте разберёмся, чем же по существу отличается процедура сдачи экзамена в формате ЕГЭ от той традиционной, в которой когда-то сдавали экзамены вы сами.
Чем отличается ЕГЭ от обычного экзамена[2] | |||||||||||||||||||||||||||||||
|
Что же так сильно пугает в ЕГЭ, делая выпускные экзамены ещё более волнительными и тревожными? Безусловно, сама процедура, обстановка проведения экзамена: чужая школа, чужие учителя в качестве экзаменаторов (тех, кто будет потом проверять часть С) и организаторов (тех, кто находится в аудитории), отсутствие «чувства локтя» (выпускники сидят за партой по-одному, в кабинете собраны учащиеся разных школ), строгая дисциплина. Вся эта обстановка как бы кричит: «ждать помощи неоткуда, всё зависит только от тебя!». Вот это-то и пугает больше всего. Вся колоссальная ответственность падает исключительно на выпускника и это как раз и заставляет его сердце биться учащённо, а колени дрожать. Конечно, непосредственно на экзамене вы своему ребёнку уже ничем не поможете, но во многом от вас, уважаемые родители, зависит в каком психологическом состоянии он к нему подойдёт. Ваша помощь своему ребёнку в процессе его подготовки к выпускным экзаменам в формате ЕГЭ должна складываться, на наш взгляд, из следующих элементов:
1. Понять. Стресс – это естественная реакция организма. Незначительное волнение позволяет лучше сконцентрироваться, «собраться» для выполнения необходимых заданий. Следовательно, ваша задача состоит не в том, чтобы полностью ликвидировать волнение (с помощью медицинских препаратов, например), а в том, чтобы его ослабить, не дать ему парализовать саму возможность мыслить и выполнять задания.
Как этого добиться? Разговаривая с ребёнком, подчёркивая значимость результатов выпускных экзаменов, не забывайте напоминать, что это всего лишь одно из многочисленных испытаний, которое ему предстоит выдержать в жизни. Не драматизируйте ситуацию! Постарайтесь вселить уверенность в собственных силах («ты готовился», «ты учился» и т.д.), покажите, что сами верите в него («ты справишься», «я в тебя верю» и т.д.). Настраивайте его только на благоприятный результат.
2. Узнать. Как правило, больше всего мы боимся того, чего не понимаем или просто не знаем. Постарайтесь узнать как можно больше о ЕГЭ, процедуре его проведения, особенностях ЕГЭ по тем предметам, которые ваш ребёнок выбрал в качестве экзаменов по выбору.
Как этого добиться? Посетите сайты, посвящённые ЕГЭ (в первую очередь, официальный информационный портал единого государственного экзамена www.ege.edu.ru), попытайтесь сами порешать тесты, проконсультируйтесь с завучем школы, классным руководителем, учителями-предметниками по интересующим вас вопросам.
3. Помочь. Ваша помощь должна начинаться задолго до самих экзаменов. Сам выбор предметов для сдачи выпускных экзаменов, связанный с возможными вариантами дальнейшего обучения – это уже первый шаг в подготовке к экзаменам, и он должен осуществляться совместно с вами.
Как этого добиться? Помогите ребёнку определиться на основе его желаний и стремлений, но также учитывая его возможности и способности. Для этого проконсультируйтесь с учителем-предметником, если необходимо, пройдите тестирование. После того, как выбор сделан, совместно с учителем определите, насколько велики пробелы в знаниях по данному предмету (если они вообще есть) и решите вопрос о необходимости обратиться за помощью к репетитору. Помните, что чем раньше вы решите эти вопросы, тем качественнее, психологически спокойнее и, в конечном итоге, успешнее будет подготовка вашего ребёнка к экзаменам. После этого вам необходимо осуществлять аккуратный родительский контроль за подготовкой к экзаменам. Подростки в целом не любят, когда их контролируют, так что постарайтесь сделать его менее заметным и более дружелюбным. Но вы должны знать, посещает ли ваш ребёнок специальные занятия по подготовке к ЕГЭ по данному предмету в школе, какова эффективность от занятий с репетитором (если он есть), делает ли ребёнок успехи в решении тестов ЕГЭ и т.д. Для этого поддерживайте постоянную связь с учителем-предметником, классным руководителем, репетитором. Но главное: разговаривайте с вашим ребёнком, интересуйтесь его проблемами, покажите, что он не один, что вы рядом и готовы ему помочь.
Следуя этим несложным советам, вы сможете организовать совместную с вашим ребёнком деятельность по подготовке к выпускным экзаменам, в результате которой, совместно пройдя через все трудности и волнения, вы придёте к совместному успеху в виде успешно сданных экзаменов.
[1] http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/dict/17.php
[2] Чибисова М.Ю. Единый государственный экзамен
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Во что играют наши дети" Тезисы к родительскому собранию
Рекомендации для родителей...
Психологические рекомендации классным руководителям (материал для родительских собраний по теме: «Воспитание детей с личностными проблемами»).
Подробные рекомендации для родителей по воспитанию детей с проблемами развития личности....
Выступление на родительском собрании: "Учет психологических особенностей обучающихся при подготовке к ГИА". Формирование ЗОЖ.
Рекомендации для родителей по созданию благоприятных условийпри подготовке ребёнка к выпускным экзаменам.Формирование ЗОЖ....
Родительское собрание на тему «Социально-педагогические и психологические аспекты подготовки к ЕГЭ»
Как мы мечтаем, чтобы наши дети поскорее выросли, как грезим их карьерными достижениями, когда они идут в первый класс. Но наступает час истины – последние два класса (X и XI) – старшая ступенька школ...
Протокол родительского собрания Тема: «Психологическая подготовка родителей к ОГЭ»
Протокол родительского собрания в 9 классеТема: «Психологическая подготовка родителей к ОГЭ»...
Психологические аспекты подготовки классного руководителя к родительскому собранию
Советы психолога по проведению родительского собрания:...
Сценарий родительского собрания по теме «Психологическая подготовка учащихся к итоговой аттестации в 11 классе. Роль родителей в подготовке выпускников к ЕГЭ».
Сценарий родительского собрания по теме «Психологическая подготовка учащихся к итоговой аттестации в 11 классе. Роль родителей в подготовке выпускников к ЕГЭ»....