Взаимосвязь сценариев жизни подростков и формирование их жизнестойкости.
консультация (8 класс) на тему

Макаренко Ирина Андреевна

Из этой беседы родители узнают о структуре и уровнях жизнестойкости, о положительных факторах, влияющих на жизнестойкость. Узнают способы формирования жизнестойкости. В беседе даются характерные признаки детей с низкой жизнестойкостью и советы, как помочь детям в трудных ситуациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимосвязь сценариев жизни подростков и формирование их жизнестойкости.

Беседа для родителей.

Яркой характеристикой современного общества являются стремительные информационные преобразования, требующие от человека высокого уровня активности, гибкости, коммуникабельности, мобильности и жизнестойкости. Подростки в таких условиях рассматриваются нами в качестве особой группы, требующей внимания психологов и педагогов, направленного на развитие ресурсов и профилактику девиантного поведения и дезадаптации. Традиционная система образования направлена, прежде всего, на формирование знаний, умений и навыков, в семьях наблюдается нарастающее отчуждение между детьми и родителями, как следствие, возникает необходимость формирования основных ресурсов личности, необходимых подростку в дальнейшей жизни. Поведение, ценностные ориентации, адаптационные возможности и жизнестойкость подростка обусловлены его жизненным сценарием.

Эрик Берн  (американский психолог и психиатр) определяет жизненный сценарий как неосознаваемый план жизни, составленный в детстве, закрепленный родителями и реализующийся так, как было заложено изначально. 

Человек с проигрышным сценарием не достигает заявленной цели, при этом речь идет также и о сопутствующем чувстве удовлетворенности. Субъект с безвыигрышным или банальным сценарием ничего не проигрывает и ничего не выигрывает, не рискует и предпочитает плыть по течению, а выигрывающий достигает заявленной цели, которая приносит ему чувство удовлетворения, успеха и не вызывает внутреннего напряжения.

Человек с заложенным в детстве проигрышным сценарием в дальнейшем в своем поведении будет использовать неадекватные и проигрышные стратегии и вовсе может не использовать имеющиеся у него ресурсы для преодоления сложностей. Напротив, человек, реализующий выигрышный сценарий, будет искать любую возможность для разрешения сложных ситуаций и достижения поставленной цели. Ему будут присущи «вовлеченность», «контроль», «вызов» или принятие риска.

Таким образом, адаптивные возможности и жизнестойкость подростка связаны с выбранным им жизненным сценарием.

 Подростки с выигрышным сценарием с детства привыкают ставить перед собой цели и достигать их, они более уверены в себе и своем успехе. Родители такого подростка, скорее всего, поддерживают и стимулируют его инициативу и интересы, подкрепляют его успех. Выигрывающий заранее нацелен на положительный результат его действий и учитывает все имеющиеся возможности, благодаря этому и выигрывает. Таким образом, мы можем предположить, что, предвосхищая результат своих действий, подросток проявляет жизнестойкость, он вовлечен в ситуацию, берет на себя ответственность за свои действия и воспринимает ситуацию как некое испытание, из которого он вынесет новый опыт, знание. Проигрывающий, напротив, усвоив в детстве, что ему суждено во всем терпеть неудачу, значительно в меньшей степени проявляет жизнестойкость, он занимает более пассивную позицию и предпочитает не брать на себя ответственность за исход события. Подростки с выигрышным сценарием в большей степени принимают себя и других такими, какие они есть, более склонны приписывать ответственность за происходящие в жизни события и результаты своих действий своим собственным усилиям, проявляют лидерские качества, стремятся к доминированию. Скорее всего, вследствие того, что они иначе, нежели подростки с проигрышным сценарием, воспринимают окружающий мир, себя и ситуацию, для них в большей степени характерно эмоциональное благополучие, и они лучше адаптируются к действительности. Мы полагаем, что подросток с выигрышным сценарием воспринимает мир шире, он настроен на активные действия и ищет возможности для реализации своих целей и желаний.

Подросток с проигрышным сценарием в меньшей степени принимает себя и других, он ведом, чаще испытывает эмоциональное напряжение, менее адаптирован к социуму и он склонен приписывать ответственность за происходящие в жизни события и результаты своей деятельности внешним силам. На наш взгляд, такой подросток не видит возможностей, окружающих его, не реализует имеющиеся у него ресурсы вследствие установки на проигрыш.

Чем же такие дети, которые получили название жизнестойких, отличаются от других детей?

Можно выделить 5 общих качеств:

1.   Высокую адаптивность. Такие дети социально компетентны и умеют себя вести непринужденно как в обществе своих сверстников, так и среди взрослых. Они умеют расположить окружающих к себе.

2.   Уверенность в себе. Трудности только подзадоривают их. Непредвиденные ситуации не смущают.

3.   Независимость. Такие люди живут своим умом. Хотя они внимательно прислушиваются к советам взрослых, но умеют при этом не попадать под их влияние.

4.   Стремление  к достижениям. Такие дети стремятся демонстрировать  окружающим свою высокую успеваемость в школе, спортивные успехи, художественные или музыкальные способности. Успех доставляет им радость. Они на собственном опыте убеждаются, что могут изменить те условия, которые их окружают.

5.   Ограниченность контактов. Обычно их дружеские и родственные связи не слишком обильны. Они устанавливают лишь несколько устойчивых и постоянных контактов с другими людьми. Малое количество связей способствует их чувству безопасности и защищенности.

Жизнестойкие люди в стрессовых ситуациях (в частности, во время серьезных перемен) ищут поддержку и помощь у близких, и сами готовы ответить им тем же, верят, что перемены и стрессы естественны, и что они - скорее возможность для роста, развития, более глубокого понимания жизни, чем риск, угроза благополучию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ. Формирование здорового образа жизни подростков Методическое пособие для учителей

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ. Формирование здорового образа жизни подростков:  Питание, двигательная активность, закаливание организма. Вредные привычки и их предупреждение....

Анкетирование в формировании здорового образа жизни подростка "Насколько правилен ваш образ жизни?"

Здоровье во многом находится в ваших руках и зависит от того, какой образ жизни вы ведёте. Предлагаю пройти тест и узнайть, нужно ли вам что либо поменять, чтобы улучшить своё самочувствие. Этот ...

План-конспект занятия для подростков по формированию жизнестойкости

Занятие подходит для учащихся средних и старших классов. Направлено на развитие навыков ассертивного (уверенного) поведения подростков, работы в группе, снятие эмоционального напряжения, групповой спл...

План-конспект занятия для подростков по формированию жизнестойкости

Данное занятие хорошо вплетается в систему работы с подростками по личностностному росту, в подготовку перед сдачей ОГЭ и как отдельное занятие по работе со страхом....

"Система организации и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни, профилактики зависимостей, формированию жизнестойкостей у детей"

Здоровье — важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития человека в современном обществе.Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адап...

Тренинг для подростков по формированию жизнестойкости

Условия, в которых протекает жизнедеятельность современного подростка, часто по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. В этих сложных условиях актуализируются проблемы,...

Рабочая программа по формированию навыков жизнестойкости "Подари мне жизнь"

Целью программы является повышение устойчивости подростков к трудным жизненным ситуациям, формирование жизнестойкости и развитие способности к поиску индивидуальных адаптивных стратегий ....