А.А. Иванова "Как помочь ребенку выполнять домашние задания?"
статья на тему
Перейдя в 5-й класс, дети часто учатся ниже своих возможностей, потому что многие из них еще не умеют самостоятельно заниматься, контролировать себя, у них недостаточно развита усидчивость и настойчивость в работе. Вот тут-то и нужна помощь со стороны родителей. И самым оптимальным ее вариантом будет интерес мамы и папы к тому, что нового узнал их ребёнок в школе и как он сумел выполнить домашнее задание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ivanova_1.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
А.А. Иванова, учитель математики, лицея № 408 |
Как помочь ребенку выполнять домашние задания?
Размышления учителя математики.
В современных условиях вариативного начального образования проблема перехода к обучению в основной школе встаёт очень остро. Помочь ученику прожить этот этап его жизни с минимальными потерями - задача учителей, администрации школы и родителей.
Перейдя в 5-й класс, дети часто учатся ниже своих возможностей, потому что многие из них еще не умеют самостоятельно заниматься, контролировать себя, у них недостаточно развита усидчивость и настойчивость в работе. Вот тут-то и нужна помощь со стороны родителей. И самым оптимальным ее вариантом будет интерес мамы и папы к тому, что нового узнал их ребёнок в школе и как он сумел выполнить домашнее задание.
Редкий родитель не сталкивается с проблемой домашних заданий. Ведь инстинктивно мы чувствуем: если что-то упустим сейчас, мучиться придется все оставшиеся школьные годы. С чего начать? Прежде всего, узнать, сколько времени должен тратить ребенок определенного возраста на домашние задания. Помогать ли, и если да, то в чем? Как контролировать, как воспитать самостоятельность? А может, вообще предоставить школьнику полную свободу и ждать от него самостоятельности и ответственности? Что делать, если выполнение домашних заданий превратилось в тяжкую обязанность и для самого ребенка, и для его родителей? Можно ли что-то изменить? Попробуем ответить на эти вопросы.
Продолжительность подготовки домашних заданий, предусмотренная Уставом школы (в скобках указана оптимальная продолжительность с учетом психофизиологии возраста), составляет:
- в 5 классе - 2 часа (1,5 часа);
- в 6 классе - до 2,5 часов (2-2,5 часа);
- в 8 классе - 3 часа (2,5 часа);
- в 9–11 классах - до 4 часов (3 часа).
У ребенка выработается и затем сохранится положительный настрой на приготовление домашних заданий, если вы:
- с самого начала дадите ему понять, что его уроки столь же важны, сколько и самые серьезные дела взрослых; никто не имеет права оторвать школьника от его дела, послав в магазин или включив телевизор;
- в своей семье будете поддерживать атмосферу уважения к умственному труду;
- вернувшись домой с работы или, наоборот, встречая ребенка из школы, не станете начинать общение с вопроса об уроках; найдете другую форму приветствия;
- не будете стоять у ребенка "над душой", пока он не начнет делать уроки или в процессе работы;
- никогда не станете использовать выполнение домашних заданий как средство наказания за проступки;
- постараетесь не напоминать ребенку о его многочисленных прошлых промахах и
неудачах и не напугаете предстоящими трудностями; сформируете отношение к
трудностям как к чему-то вполне преодолимому; - проверяя сделанное, не будете злорадствовать по поводу ошибок ("Я так и знал, что ты их насажаешь!");
- в случае, если ошибки действительно есть, все равно найдете возможность похвалить ребенка за затраченные усилия; отметите любые, даже незначительные успехи ("Ты сегодня так старался!").
Одна из самых распространенных ошибок родителей заключается в том, что они сидят рядом с ребенком, когда тот делает уроки. Так он якобы меньше отвлекается. Через какое-то время, успокоенные хорошими результатами «совместного обучения», взрослые переключаются на свои дела. И тут оказывается, что самостоятельно ребенок выполнить задание уже не в состоянии: он привык, что ответственность за результат берут на себя мама или папа. Поэтому с самого начала научите ребенка организовывать свое время и работу, планировать, какие задания и в каком порядке лучше выполнять. Самое лучшее в этой ситуации – сказать: «У меня много дел, но, если нужна помощь, я к тебе подойду».
Современные дети посещают после уроков многочисленные кружки и секции, и очень часто подготовка уроков начинается далеко после ужина. Ночные бдения за уроками - вещь малоэффективная. Помимо того, что сокращается время сна, после поздних занятий труднее заснуть. В результате возникает эффект перегрузки. А если делать только то, на что хватает сил или желания, то пробелы в знаниях будут нарастать подобно снежному кому. Ученик никогда не усвоит деление, если он плохо знает умножение и вычитание. А умножение и вычитание он не сможет хорошо усвоить, если не научится быстро и правильно складывать. Поэтому очень важно, чтобы дети систематически работали как в школе, так и дома.
Время от времени надо беседовать с учителями о том, как ребенок усваивает материал, выяснять, в чем ему нужно помочь дома. И все же иногда случается, что ребенок все равно приносит плохие отметки. Отдельные "двойки" и "тройки" - явление, знакомое почти всем родителям. Как вести себя, если дочь (сын) получили "тройку"? Что делать, если в тетради обнаружилась "двойка"? Прежде всего, отнеситесь к этому спокойно. Разберитесь, в чем дело, спросите: "Ты ведь будешь теперь внимательнее следить за тем, что задано, правда?" Но целиком полагаться на сознательность не стоит. Неплохо было бы в течение нескольких дней, а возможно и дольше, родителям последить за тем, все ли уроки сделаны.
Плохая оценка, поставленная за неряшливость, "грязь" в тетради, – серьезное наказание для ребенка (даже если он не подает вида, что расстроен). Бывает, что родителям достаточно показать огорчение и выразить надежду на то, что в дальнейшем ребенок будет писать аккуратнее, и никаких дополнительных наказаний применять не надо.
А бывает, что ребенок получает низкие отметки за устные ответы (иногда и за контрольные работы), хотя знает материал, выучил все уроки. Хорошо ответить ему мешает волнение, возникающее каждый раз, когда учитель вызывает его к доске. Такого ребенка надо ободрить, внушить ему веру в свои силы. О плохих отметках не следует говорить вовсе. Если беспокойство, волнение ребенка в таких случаях очень велико, то следует посоветоваться с школьным психологом, а в серьезных случаях сходить с ним на прием к врачу-невропатологу.
Может быть и такая ситуация, когда ребёнком по разным причинам плохо усвоен учебный материал. Тогда придётся дополнительно позаниматься с ним, объяснить то, что осталось непонятым. Если семья материально обеспеченная, то можно просить о помощи репетитора (лучше работающего в данный момент в школе, а не соседку-пенсионерку), в противном случае постараться помочь самим.
Как лучше это сделать? Прежде всего, внимательно вместе с ребёнком разберите материал изучаемого параграфа, все решённые в нём примеры. Ни в коем случае не пытайтесь объяснять с высоты полученных за многие годы знаний, помните, что ребёнок опирается только на материал предыдущих уроков.
Случай из практики. Способная девочка-пятиклассница, имеющая оценки «4» и «5», провела несколько дней дома (по болезни), где с ней занимался папа, имеющий два высших образования. В классе на уроках в это время мы учились решать уравнения. Девочка пришла на урок. Сразу бросилось в глаза, что она очень некомфортно себя чувствует, весь урок не поднимает руку, сидит подавленная. В конце урока класс писал небольшую самостоятельную работу по решению уравнений. Работа девочки была ужасна, сплошные ошибки. Утром перед уроками пришёл папа и очень эмоционально выразился по поводу необъективно выставляемых, т.е. завышенных мною оценок и умственных способностях своей дочери, которую он так и не смог научить решать уравнения. Я попросила рассказать, как он это делал. Оказывается, папа в своих объяснениях «перепрыгнул» в 4-ю четверть 6-го класса, требуя переноса слагаемых из одной части равенства в другую. Совсем неудивительно, что ребёнок ничего не понял, так как он ещё не знал, как нужно работать с рациональными числами.
К счастью, в данном случае проблему удалось решить буквально за пять минут в присутствии самого папы. Я по сей день с улыбкой вспоминаю его удивлённое (как? так просто?), немного обиженное (я ведь старался!) лицо.
Некоторые родители считают домашние задания слишком тяжелыми или даже бесполезными. Другие требуют от учителя дополнительных упражнений. И в том, и в другом случае настаиваю на своей позиции: они... мешают развитию ребенка! Первый подход отрицает его способности и снижает желание прилагать усилия; второй излишне давит и может привести к тому, что ребенок вообще откажется выполнять домашние задания. Обе позиции возникают, когда у родителей не складываются нормальные, доверительные отношения с учителем и школой вообще. Сотрудничайте с учителями. Если у вас есть вопросы, связанные с выполнением домашних заданий, обсуждайте их. Методики меняются очень быстро, и ваш ребенок наверняка учится уже не по тем программам, по которым учились вы. Учитель может дать точный совет, как комфортнее и продуктивнее заниматься дома.
Не делайте слишком большие ставки на школьные успехи ребенка! Завышенные ожидания приводят лишь к гигантским разочарованиям. Тот, кого переоценивают, тяжело переживает испытание реальностью. И не шантажируйте детей будущим. Нет смысла говорить 10-летнему ребенку о поступлении в университет или пугать безработицей. Для него это слишком далекая перспектива. Ваша цель - помочь ребенку стать самостоятельным. Это достигается через удовольствие. Ребенок, работающий с удовольствием, видит смысл в том, что делает. Лучшая помощь - это искренний интерес к тому новому, что он узнал, а не к его оценкам. Не забывайте напоминать детям, что ваши чувства не зависят от времени, затрачиваемого на приготовление домашних заданий, или от оценок, которые он приносит из школы.
Любите и берегите своих детей, уважаемые родители!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как помочь ребёнку выполнить домашнее задание.
Советы по выполнению домашнего задания с ребёнком....
Как помочь ребенку выполнить домашнее задание?
Ребенок идет в школу.Как помочь школьнику выполнить домашнее задание? ...
Как помочь ребенку выполнять домашнее задание?
Рекомендации родителям по оказанию помощи детям при выполнении домашних заданий....
Как помочь детям выполнить домашнее задание по англ.языку(по пунктам)
Этот вопрос мне часто задают родители моих учеников, особенно те, кто вшколе учил другой иностранный язык. «Чем я могу помочь моему ребенку, если вшколе я учил(а) немецкий (французский и т.д.)?»-говор...
Как помочь ребенку с домашним заданием
Памятка для родителей. Алгоритм выполнения различных видов домашних заданий по иностранному языку....
Памятка для родителей "Как помочь ребенку выполнять домашнее задание?"
Эту памятка будет полезна для проведения родительского собрания по данной тематике....
Памятка для родителей "Как помочь ребенку выполнить домашнее задание"
Советы для родителей...