В школе стартовал веб-квест https://info-samara.blogspot.ru/p/blog-page_67.html?spref=fb. Приглашаю посетить блог.
статья

Федотова Галина Леонтьевна

В школе стартовал веб-квест для учащихся 5-8 классов.

https://kvest120.blogspot.com/p/blog-page.html 

 

Приглашаю посетить блог.

 

 

Как улучшить память? Как развить внимание?

Дети часто страдают рассеянным вниманием, что приводит к ошибкам на самостоятельных работах.

В статье приводятся упражнения для развития внимания

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehniki.docx16.3 КБ
Файл kak_razvit_svoe_vnimanie.docx170.63 КБ

Предварительный просмотр:

Вопрос, как запоминать быстрее и больше информации, волнует людей уже не первое поколение. Наука в этом деле существенно продвинулась вперед: психологи разработали систему приемов, помогающих существенно увеличить откладываемый в памяти объем знаний. Эта система называется мнемоникой, и главный принцип ее заключается в том, чтобы создать цепочку ассоциаций и, таким образом, научиться «вспоминать» информацию.

Любые запоминаемые сведения состоят из элементов. И смысл запоминания заключается в соединении разных элементов одной информации. Когда вы видите или представляете в воображении соединенные образы, мозг очень быстро фиксирует связь между ними. Для фиксации связи достаточно всего нескольких секунд. Когда вы читаете книгу, слова создают в вашем воображении комбинации соединенных образов. Пытаясь пересказать сюжет книги, вы будете вызывать в памяти зрительные образы и описывать их своими словами.

Таким образом можно запомнить все, что угодно: содержание книг, услышанные рассказы, прочитанные конспекты лекций, номера телефонов, последовательность элементов в таблице Менделеева, словом — абсолютно любые данные. Причем процесс мнемонического припоминания совершенно не похож на обычное припоминание, когда не известно вспомним мы что-то, или нет. Человек, обученный технике запоминания, в буквальном смысле слова просматривает информацию в своем воображении.

Скажем, вам нужно запомнить список продуктов. Постарайтесь не только визуально представить каждый пункт (пакет молока, хлеб, мыло, туалетная бумага), но и создать в своем воображении некоторый образ — чем он будет необычнее, тем лучше. Например, пусть мыло плавает в молоке, а хлеб будет обернут туалетной бумагой. Такие образы, хоть они и просты, никуда не денутся их вашей памяти. Таким образом можно запоминать и гораздо более длинные списки.

Цифровая информация — даты, номера телефонов, любые числа — запоминаются с помощью системы универсальных зрительных образов, которая разрабатывается заранее, один раз и навсегда. Скажем, 1 — палка, ветка, деревяшка. 2 — лебедь с изогнутой шеей, и так далее. Если у вас есть свои, личные ассоциации с какой-нибудь цифрой — смело используйте их. Таким образом, запоминание исторической даты станет вопросом объединения частных визуальных элементов в один зрительный образ. Скажем, вам нужно запомнить год исторического события — 1862, может быть представлен, как деревянная палка (1), которая рисует знак бесконечности (8), а сутулый старик (6) кормит лебедя (2).

Еще один базовый метод мнемоники — метод Цицерона, или пространственный метод. Он хорошо помогает в случае, если нужно запомнить не связанные друг с другом единицы информации — последовательности слов или чисел. Вот произвольный ряд слов, который мы попробуем запомнить с помощью этого метода: кот, лимон, снег, флаг, топор. Список может быть и гораздо длиннее. Для того, чтобы запомнить его, мысленно поместите названные объекты в знакомый вас интерьер.

Например, в собственный дом, где все вам хорошо знакомо. Представьте, что вы заходите в комнату и осматриваете ее слева направо. Расположите объекты рядом со знакомыми предметами домашнего обихода: кот лежит на кресле, лимон — на книжной полке, далее шкаф, запорошенный снегом, тут же — развивается флаг, а на подоконнике оставлен кем-то топор. Важно, чтобы эти вещи в реальном интерьере не встречались. Если же в вашей комнате и правда висит флаг — представьте на его месте другой или мысленно обведите его красным фломастером на картинке, которую представляете. таким образом постепенно вы выстроите свою систему символов, которая будет помогать вам в запоминании самой разной информации.



Предварительный просмотр:

Как развить свое внимание — эффективные советы

 Упражнения и техники 

Янв222016

 

Как развить свое внимание - эффективные советы

Рассмотрим упражнения для развития внимания с точки зрения распределения и переключения внимания.

Чем отличается распределение внимания от переключения?

Вопрос, как развить внимание, с точки зрения психологии распадается, как минимум, на 2 абсолютно разных  и даже не зависимых друг от друга вопросов:

  1. Как удерживать в сознании сразу несколько важных объектов или процессов? Распределение внимания – свойство, необходимое, например, диспетчерам, которые мониторят на дисплее местонахождение сразу нескольких самолетов, впрочем, не меньшую важность оно имеет и при вождении автомобиля.
  2. Как максимально быстро «выкинуть» из своего поля зрения одну задачу и тут же перейти к другой, не позволяя сознанию зацикливаться на предыдущей? Переключение внимания, позволяющее попеременно менять фигуру и фон в своем сознании, требуется тому, кто должен оперативно сменить одно поле деятельности на другое, что делают, например, ткачихи-многостаночницы или специалисты, работающие с потоком клиентов.

Те, кто знают ответы на эти вопросы и применяют их на практике, способны не только минимизировать свои рабочие усилия и, как результат, не так сильно уставать, но и преуспеть в своей карьере.

Хорошо известно, что есть два способа обеспечить успех в работе организации:

  • организовать рабочие процессы так, чтобы обеспечить работникам максимальный комфорт;
  • подобрать кандидатов с требуемыми профессионально важными качествами.

Так что, если есть намерение пройти профессиональный отбор на рабочее место, требующее высокого уровня распределения и переключения внимания, стоит заняться целенаправленным развитием этих качеств.

Развитие внимания у взрослых – упражнения на распределение

Развитие внимания у взрослых  упражнения на распределение

Игры индейцев. В индейских племенах для развития наблюдательности двое соревнующихся молодых охотников сначала внимательно разглядывали открывающуюся перед ними картину, а потом по очереди описывали ее судье.

Похожее упражнение можно порекомендовать организациям, проводящим развивающие тренинги для своих сотрудников. Пусть две команды получат задание посвятить несколько минут сосредоточенному созерцанию пейзажа или специально для этого оборудованного фона. Победа достанется команде, которая восстановит картину максимально приближенно к реальности.

Медиативные упражнения. Хорошо способствует развитию умения сосредотачиваться медитация. Периодическое выполнение медиативных упражнений научит постепенно переносить внутреннюю концентрацию на внешний мир.

Журнал Brain Research Bulletin опубликовал результаты исследования, проведенного в Массачусетском технологическом институте. Под руководством тренера по медитации Кристофера Мура участники экспериментальной группы прошли два месяца обучения медиативной саморегуляции дыхания. Когда Мур и его команда измерили мозговую активность каждого участника с помощью метода магнитоэнцефалографии, они зафиксировали значительное повышение мозговой активности в зонах, связанных с селективным вниманием.

10-20 минут медитации способны улучшить ваше внимание уже после четвертого дня занятий.

Весь спектр вкусов. Когда вы едите, сосредоточьтесь на спектре вкусовых ощущений, которые вы испытываете. Как правило, мы редко по-настоящему наслаждаемся вкусом, чаще в момент поглощения пищи мы не особенно на нем сосредоточены. Поучитесь у французов тому, как внимательно они вкушают и разбирают все вкусовые оттенки. Распределения внимания потребуется, чтобы ничто из этих оттенков не ускользнуло от вашего внимания:

  • вкусы,
  • ароматы,
  • текстура пищи,
  • эффект, полученный от сочетания двух или трех компонентов.

Упражнение «глаз-рука». Сядьте удобно и вытяните в сторону правую руку. Удерживайте в поле вашего внимания пальцы правой руки и  одновременно следите за тем, чтобы рука не отклонялась от горизонтального положения. Это упражнение требует от вас распределения внимания между контролем ща двумя объектами – пальцами и положением руки. Начните с 1 минуты. Затем доведите время этого упражнения до 5 минут.

Упражнение «тепло-прямо». Налейте в стакан теплой воды. Вы должны ощущать, что стакан нагрелся. Вытяните руку со стаканом вперед. Удерживайте распределенное внимание между теплом стакана и прямой рукой. Так же, как в предыдущем упражнении, начните с одной минуты и постепенно доведите до 5.

Разгибание пальцев. Сидя за столом, положите на него обе руки, сжатые в кулаки. Теперь медленно так, как будто любое неосторожное движение может повлечь неприятные последствия, разжимайте большой палец. Затем, удерживая его в поле зрения, разжимайте следующий палец. Так же медленно. Затем, держа в поле внимания уже два пальца, также медленно разжимайте следующий. И так – все пальцы на обеих руках. Упражнение направлено на последовательное увеличение нагрузки на распределенное внимание – от 1 объекта (1 палец) до 10. В момент, когда вы поняли, что «отпустили» слежку за пальцами, прервите упражнение и начните выполнять его заново.

С Викиум вы сможете организовать процесс тренировок своего внимания по индивидуальной программе

Начните заниматься прямо сейчас!

Развиваем внимание:  3 совета, как добиться успеха, тренируя переключение внимания

Тренировку переключения внимания рекомендуется вести одновременно в трех направлениях:

1. Тренировка быстроты переключения внимания с одного процесса или объекта на другой; цель – сократить время, которое обычно требовалось, чтобы заняться чем-то другим и целиком на этом сосредоточиться.

Поставьте рядом с собой тикающие часы. Начните чтение чего-то не очень обязывающего. Переключайте свое внимание то на тиканье часов, то на чтение текста. Очень скоро вы «застрянете» в чем-то одном. Старайтесь добиться прогресса, удлиняя количество переключений и время выполнения этой задачи без сбоев.

Лягте на спину и начните вслушиваться в свои телесные ощущения. Начните с головы, затем переключите внимание на руки, потом на живот, спину и т.д. «Гуляйте» по своему телу, включая ощущения в разных местах. Постепенно наращивайте скорость переключений.

2. Развитие умения выделять наиболее важные и второстепенные объекты восприятия, а затем по необходимости менять их местами так, чтобы теперь важным стало то, что до этого было второстепенным; задача – научиться быстро находить нужные «маркеры» ситуации.

Лягте на спину и начните вслушиваться в свои телесные ощущения. Начните с головы, затем переключите внимание на руки, потом на живот, спину и т.д. «Гуляйте» по своему телу, включая ощущения в разных местах. Меняйте «рисунок» своих  переключений, задавая себе команды, какую часть вашего тела вы хотите сейчас почувствовать

3. Самостоятельное конструирование или освоение уже готового «маршрута восприятия» — использование специальных опорных сигналов, которые нужны, когда рабочие процессы следуют в определенно заданном порядке; цель – помочь сознанию следовать по привычному пути. В некоторых случаях даже применяют разные мнемонические схемы. Вот как, например, еще недавно учили водителей управлять своим вниманием:

«Товарищ! Это не проформа-с!

Запомни, отправляясь вдаль:

Сцепленье. Передача. Тормоз.

Знак поворота. Газ. Педаль.»

Вычерчивайте и вы свои собственные маршрутные карты, следуя которым вы будете переключать внимание в заданном картой порядке. Можно рифмовать последовательность объектов, чтобы проще было запомнить. Как сделала это героиня старого фильма «Звуки музыки», составив карту нот: «До – нам дорог этот звук, ре – решительно вперед…»

Как развить свое внимание: несколько общих правил

Как развить свое внимание: несколько общих правил

1. Создавайте себе дополнительную мотивацию

Прежде, чем приступить к работе, требующей распределения или переключения внимания, скажите себе, что в данный момент вы ни в чем так не заинтересованы, как в этом деле. Подумайте о том, что вы получите после того, как достигнете поставленной цели. Придумайте, чем вы себя наградите за достигнутый результат.

2. Пейте много воды

Три года назад в журнале Nutrition опубликовали результаты исследования, экспериментально доказавшего, что недостаток воды в организме приводит к дефициту и мелким расстройствам внимания. Для того, чтобы обеспечить организму нужное количество воды, ученые рекомендуют женщинам пить ежедневно 9 чашек, а мужчинам  — 12,5.

3. Управляйте второстепенными задачами

В среднем офисный работник ежедневно заглядывает в свою почту и на странички ФБ до 30 раз. Чтобы сосредоточиться на задаче, закройте все ненужные вкладки и определите удобный для вас график работы с почтой:

  • сколько раз вы будете ее открывать?
  • сколько времени будет на нее тратить?

4. Составьте список того, как вы сами себе мешаете

Психологи университета американского штата Каролина, проводя хронометраж продуктивных периодов работы у офисных сотрудников, неожиданно выяснили, что 44% перерывов или необоснованных отвлечений были спровоцированы самими сотрудниками. В том смысле, что никто им не мешал, не отрывал их от дела, не шумел рядом. Сам работник является причиной почти половины своих ничем не обоснованных отвлечений от работы. Неустойчивое внимание – вот тому причина.

Исследователи указывают на бесчисленные поводы, по которым люди отвлекаются. Но никто не может назвать за вас эти поводы. Поэтому совет – выберите время и запишите все ваши персональные внутренние провокации нарушения внимания. Среди них могут быть:

  • жажда и голод;
  • желание покурить;
  • недостаток сна;
  • усталость;
  • ваши личные стрессы.

Теперь надо разобраться с тем, когда именно появляются в вашей жизни эти причины и продумать соответственно профилактические меры.

5. Иногда, как это ни странно звучит, еще надо уметь не обращать внимания

Случается, что яркая картинка сама бросается вам в глаза. Это особенно опасно, когда вы за рулем. Осознанное и эффективное распределение внимания предполагает, что в поле активности вашего сознания объекты попадают, потому что они связаны с вашей целью, а вовсе не потому что вызывают неожиданные и сильные эмоции такие как:

  • удивление;
  • любопытство;
  • непроизвольный интерес;
  • растерянность.

За неумение «не обращать внимание» люди, в частности,  расплачиваются тем, что тратят время на привлекательную рекламу.

А вот в европейских странах укоренившаяся практика, когда мужчины и женщины вместе находятся в бане и никто никому при этом не мешает, основана на умении «не обращать внимание».

6. Освойте культуру перерывов

Перерывы оказывают своеобразный эффект рефрешинга. Постепенно глаз как бы «замыливается», и детали начинают ускользать из вашего поля зрения. Возвратившись к задаче, вы сможете взглянуть на все обновленным взором. Психолог Алехандро Льерас из университета штата Иллинойс провел очень простой эксперимент и опубликовал его результаты в журнале Cognition. Он предлагал 84 участникам решать 50-минутные компьютерные задачки, требующие сосредоточенности и распределения внимания. Половина участников делала два коротких перерыва и намного лучше справилась с заданием. Льерас пишет, что так же, как ваше тело в течение определённого времени перестает чувствовать раздражители (например, одежду или обувь), так и ваш ум может привыкнуть к объекту концентрации. «Неоправданно длительное внимание на одной задаче на самом деле снижает производительность,» считает Льерас. Другими словами, делая короткий перерыв в середине задачи, растянутой во времени, вы как будто включаете кнопку «Обновить» для мозга.

7. И в завершение – самое главное условие: ни при каких обстоятельствах не позволяйте себе быть внимательным лишь наполовину

Откажитесь от привычки смотреть «вполглаза» телевизионные передачи или выслушивать «вполуха» рассказы своих детей. Такая практика является в корне порочной, потому что подает сигнал вашему сознанию: «О, оказывается, порою можно быть невнимательным!»

Все, за что вы беретесь, должно быть объектом вашего максимального сосредоточения. Лучше отложить дело, если вы понимаете, что в силу каких-либо причин (усталость, недомогание, отсутствие интереса к предмету) вы не сможете уделить ему необходимого внимания.

Тренируйте свое внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа-старт в будущее России

Классный час в 10 "б" классе, посвящённый началу нового учебного года...

Хотел бы ты посетить Лондон?

Звуковая презентация к открытому уроку английского языка для слушателей курсов учителей иностранного языка при Магаданском Областном ИПКПК. Тема урока: "Хотел бы ты посетить Лондон?" (достопримечатель...

Как мы посетили Городскую Думу

В апреле 2012 года после завершения курса "Мой город - Пермь" ребята нашего 10 класса побывали на экскурсии в Городской Думе, где познакомились с особенностями работы депутатов, посетили зал зас...

Конспект урока + (презентация) по английскому языку в 5 классе «Мы посетим Шотландию» по учебнику Кузовлева В.П.

Материал урока направлен на формирование у учащихся навыков написания личного письма. Так же в ходе урока повторяется время Present Progressive Tense. К конспекту прилагается презентация....

Сценарий праздника, посвящённого 8-му марта в подготовительной к школе группе «Кафе «Весеннее» приглашает гостей»

Сценарий праздника, посвящённого 8-му марта в подготовительной к школе группе "Кафе «Весеннее» приглашает гостей»              ...

Конспект урока музыки в 1 классе "Нас в школу приглашают задорные звонки..."

Конспект урока музыки в 1 классе "Нас в школу приглашают задорные звонки..." по программе В.В. Алеева, Т.И Науменко, Т.Н. Кичак...

К участию в мониторинге цифровой трансформации школ приглашаются эксперты

По заказу ФГАУ «ФНФРО» в 2019 году стартовал проект «Организационно-методическое сопровождение и проведение мониторинга цифровой трансформации общеобразовательных организаций в субъе...


 

Комментарии

Федотова Галина Леонтьевна

Благодарю создателей сайта Викиум, на котором огромное количество информации для улучшения памяти, внимания и мышления. Статья взята с этого сайта https://wikium.ru/library/