Выступление на родительском собрании «Профессиональное самоопределение глухих старшеклассников»
статья на тему
Виды деятельности, которыми могут овладеть подростки с нарушениями слуха и возможности региона для дальнейшего обучения неслышащих выпускников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ «Горбатовская школа-интернат 1 вида»
Выступление
на родительском собрании
«Профессиональное самоопределение
старшеклассников»
Подготовил:
учитель трудового обучения
Наталья Анатольевна Григорьева
г. Горбатов, 2012 год
Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими модными ныне понятиями как самоактутализация, самореализация, связанная с трудовой деятельностью, с работой. Например, А. Маслоу считает, что самоактутализация проявляет себя через увлеченность значимой работой; К. Ясперс связывает самореализацию с делом, которому посвятил себя человек. И.С. Кон говорит, что самореализация проявляется через труд, работу и общение… П.Г. Щедровицкий отмечает, что смысл самоопределения – в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность.
Представители воспитательной концепции профориентации связывают подготовку к выбору профессии с всесторонним развитием личности ребёнка, с развитием его индивидуальных особенностей, интересов, склонностей и способностей.
При этом всячески поощряется активность самих школьников в выработке планов на будущее и целеустремлённая подготовка к сознательному выбору профессии. Этот выбор должен основываться на широком знакомстве учащихся со многими профессиями и оценке своих индивидуальных качеств, необходимых в будущей трудовой деятельности. Важное значение придается школьному обучению, а также связи с родителями школьника в целях его правильной профориентации.
В процессе формирования личности старшего школьника его готовность к выбору профессии, как определённое психическое состояние (потребность в труде, знания о будущей профессии, интерес и способность к предстоящей деятельности), может находиться на разных уровнях развития, которые условно названы, как желание, интерес, склонность и призвание.
Чем больше знает любой человек о различных видах производства и профессиях, об условиях труда, о том, где можно обучить той или иной специальности, тем осознаннее будет его выбор.
На развитие интересов и склонностей у учащихся в различных видах профессиональной деятельности большое влияние оказывает целенаправленно осуществляемое обучение и общественно полезный труд учащихся. Но для эффективности этой деятельности особое внимание важно уделять индивидуальной работе с учащимся, необходимо каждому найти определённое занятие, максимально соответствующее его личным качествам и возможностям.
Профессиональная адаптация - весьма значимый фактор социальной реабилитации аномального человека, его социальной адаптации.
Под понятием социальной адаптации мы подразумеваем приспособление людей с дефектами слуха к выполнению функций члена общества в специфических условиях, обусловленных данным нарушением. Это понятие включает в себя осознание и принятие своего дефекта и его последствий, способность приспособления к затруднённым условиям профессионально-общественного функционирования и участие в культурной и социальной деятельности общества (М.Гжегожевска).
Однако социальная адаптация слабослышащих людей во многом зависит от отношения и поведения людей из их ближайшего окружения. С сожалением приходится отметить, что в большинстве своём общество ещё недостаточно подготовлено к взаимодействию с лицами, имеющими те или иные дефекты, как здоровья, так и развития.
Факторы, отягчающие процесс их социальной адаптации:
- Недостаток информации, раскрывающей возможности восстановления трудоспособности;
- Ложные представления нормально слышащих о глухих людях, в частности необоснованные обвинения их в наличии отрицательных общественных черт;
- Темпы современной жизни, при которых нарушения слуха становится препятствием для быстрого приёма и передачи информации.
- Всё это часто ведёт к самоизоляции слабослышащих людей, мешает их общественной адаптации.
Многие глухие не включаются более широко в общественную жизнь, не проявляют инициативы.
Они плохо чувствуют себя в многолюдных собраниях, у них слабо развито чувство собственного достоинства. Даже очень желая принять участие в каком-либо мероприятии, товарищеской встрече, только лишь немногие из них решаются высказать своё желание. Такое поведение часто является следствием ошибок, допущенных в процессе воспитания, излишней опеки, когда ребёнок с нарушением слуха освобождался от обязанности принимать решения, проявлять инициативу. В этом находит свое отражение теория предохранительных действий, согласно которой в процессе восстановления трудоспособности на первый план выдвигают меры, ориентированные в большей мере на защиту и поддержку, чем на стимулирование развития.
Из сказанного можно сделать вывод, что человек, не умеющий примириться с наличием у себя дефекта и его последствиями, приобретает многие комплексы, усложняющие нормальное общественное функционирование. Умение же преодолевать трудности, невосприимчивость к неблагоприятным ситуациям или общественно-профессиональным укладам облегчают правильное определение своего места в жизни и в обществе.
Виды деятельности, которыми могут овладеть подростки с нарушениями слуха.
На основе анализа особенностей детей с нарушением слуха С.М. Гойхман были предложены виды деятельности и производства, которыми могут овладеть подростки с нарушениями слуха:
Швейная и меховая промышленность
Портной лёгкого женского платья, скорняк-раскройщик, швея-мотористка.
Строительство
Маляр-штукатур, паркетчик, плотник-столяр, облицовщик-плиточник-мозаичник.
Галантерейная и игрушечная промышленность
Вырезальщик-фасонщик, расписчик игрушек, художник.
Обувная промышленность
Модельер, закройщик, заготовщик, мастер по индивидуальным заказам. Профессии конвейерного производства: заготовщик, обтяжчик, прессовщик, фрезеровщик.
Швейная промышленность
Закройщик, мастер по ремонту швейного оборудования, портной
верхней женской одежды, портной верхней мужской одежды, художник-отдельщик.
Металлообрабатывающая промышленность
Слесарь-ремонтник, слесарь-сборщик, газосварщик, электросварщик.
Деревообрабатывающая промышленность
Станочник строгальных станков, станочник токарных станков, столяр-краснодеревщик, столяр.
Коммунальное обслуживание и бытовое обслуживание населения
Мастер по ремонту бытовых электрических приборов, переплётчик, повар, фотолаборант.
Металлообрабатывающая промышленность
Наладчик станков, слесарь-инструментальщик, слесарь-лекальщик. Слесарь-монтажник, строгальщик, токарь, фрезеровщик, модельщик, термист, гравер, различных производств.
Электро- и радиотехническая промышленность
Монтажник электро - и радиоаппаратуры и приборов, слесарь-сборщик электро - и радиоаппаратуры.
Производство медицинского инструмента и оборудования
Медицинский оптик, сборщик очков.
Строительство
Лепщик архитектурных деталей, слесарь-сантехник (по внутреннему водопроводу, канализации, отоплению), строитель широкого профиля по отелочным работам (стекольщик, штукатур-плиточник).
Швейная, трикотажная, галантерейная промышленность
Вышивальщица швейного, трикотажного, галантерейного производства, вязальщица трикотажного, текстильно-галантерейного производства, ткач текстильно-галантерейного производства.
Электро- и радиотехническая промышленность.
Монтажник электромеханических и радиотехнических приборов и систем, слесарь-механик по радиоаппаратуре.
Художественная промышленность.
Инструктор, резчик по дереву, столяр по производству художественной и стильной мебели, токарь по камню, дереву, янтарю, чеканщик, художник росписи, ювелир.
Коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения.
Кондитер, машинистка, слесарь-автоэлектрик по ремонту электрооборудования автомобилей, слесарь по ремонту автомашин и тракторов, слесарь-механик по ремонту пишущих машин, слесарь-механик по ремонту счетных машин.
Полиграфическая промышленность
Наборщик, печатник.
Профессии, общие для ряда производств
Оператор счетно-вычислительных машин, чертёжник-конструктор.
Возможности региона для обучения неслышащих выпускников:
- Специализированные училища Нижегородской области для инвалидов.
Нижегородское профессиональное училище-интернат для инвалидов.
Адрес: ул. Героя Попова, 12-а.
Прием инвалидов 2-й и 3-й группы на базе основного общего, среднего (пол-ного) общего образования и коррекционных школ, по рекомендации МСЭК.
Специальность | Форма обучения | Срок обучения | Примечание |
Художник по дереву | Очная | 3 года | На базе 9 классов |
Оператор ЭВМ | Очная | 3 года | На базе 9 классов |
Оператор ЭВМ | Очная | 1 год | На базе 11 классов |
Рекшинское профессиональное училище-интернат для инвалидов.
Адрес: 606115, Нижегородская обл., Борский р-н, п. Рекшино.
Прием инвалидов 2-й и 3-й группы на базе основного общего, среднего (пол-ного) общего образования и коррекционных школ, по рекомендации МСЭК.
Специальность | Форма обучения | Срок обучения | Примечание |
Портной | Очная | 3 года | Срок обучения не зависит от базового образования |
Садовник | Очная | 2 года |
- Профессиональные училища начального уровня (ПТУ), принимающие на обучение инвалидов, окончивших коррекционные школы.
Наименование учебного заведения | Адрес | Специальности | Срок обучения | |||
Г. Нижний Новгород | ||||||
Профессиональный лицей № 3 | 603096, ул. Мокроусова, д. 21 | Штукатур, маляр, облицовщик, плиточник | 2 года | |||
Профессиональный лицей № 41 | 603057, ул.Бекетова, 8-б | Штукатур,облицовщик- плиточник | 2 года | |||
Профессиональное училище № 38 | 603044, ул. Дежнева, д.12 | Маляр (строительный), штукатур, столяр (строительный) | 2 года | |||
Профессиональное училище № 39 | 603044, ул. Рубо, д. 5-а | Штукатур,облицовщик- плиточник, монтажник санитарно-технических систем и оборудования | 2 года | |||
Профессиональное училище № 54 | 603000, ул.Кулибина, д.3 | Оператор вязально-швейного оборудования Швея | 2 года | |||
Профессиональноеучилище № 80 | 603109, ул. Сергиевская, д.14-а | Швея Оператор ЭВМ (на базе основного общего образования) | 2 года | |||
Нижегородская область | ||||||
Профессиональноеучилище № 12 | 606488, Борский район, пос. Память Парижской коммуны | Маляр (строительный), штукатур | 2 года | |||
Профессиональноеучилище № 14 | 606002, г.Дзержинск, ул. Свердлова, 8 | Столяр (строительный) | 1 год | |||
Профессиональноеучилище № 49 | 606029, г. Дзержинск, ул. Петрищева, 8 | Штукатур, Плотник | 1 год | |||
Профессиональноеучилище № 35 | 607030, г. Выкса, ул. Романова, д.1 | Штукатур | 1 год | |||
Профессиональноеучилище № 64 | 607340, р.п. Вознесенское, ул. Восточная, 14 | Маляр (строительный), Штукатур | 1 год | |||
Профессиональный лицей № 68 | 601220, г. Арзамас, ул. Мира, д.1 | Штукатур, Облицовщик-плиточник | 2 года | |||
Профессиональный лицей № 71 | 606110, г. Богородск, пер. Риковский, 2 | Швея, Штукатур | 2 года | |||
Профессиональный лицей № 92 | 606280, с. Спасское, ул. Советская, 7 | Овощевод, швея, Маляр (строительный), Штукатур | 2 года | |||
Профессиональный лицей № 106 | 606330, р.п. Большое Мурашкино, Учебный городок | Маляр (строительный), Штукатур, Швея | 2 года |
- Учебные курсы для инвалидов
Учебно-производственный комбинат «Нижегородец-Н».
Адрес: г. Нижний Новгород, ул. Гончарова, 5.
Принимаются инвалиды 2-й и 3-й групп на базе основного общего, среднего (полного) общего образования и коррекционных школ, по рекомендации МСЭК.
Специальность | Форма обуч. | Срок обучения |
Портной женской и детской легкой одежды | Очная | 3 месяца |
Портной женской и детской легкой одежды | Очная | 6 месяцев |
Портной женской и детской легкой одежды, мужская одежда | Очная | 11 месяцев |
Закройщик женской и детской легкой одежды (с начальными навыками портного) | Очная | 6 месяцев |
Правильный выбор профессии делает нашу жизнь намного богаче. Любимая работа помогает раскрыться наиболее ярким сторонам личности. Она в ладу с нашими наклонностями, в ней проявляется наш характер.
Проблема профессионального образования лиц с нарушениями слуха и социальная значимость вопросов трудоустройства инвалидов по слуху является актуальной. Решению этой проблемы способствует использование профориентационной работы на уроках трудового обучения и во время внеклассных мероприятий.
Во время проведения профориентационных занятий неслышащие старшеклассники успешно адаптируются к трудовой и социально-профессиональной жизни в социуме, требующей не только формирования профессиональных знаний и умений, но и освоения норм и ценностей конкретного трудового коллектива, особенностей и возможностей адаптации в нем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/02/picture-155866-1354434564.jpg)
Родительское собрание "Профессиональная ориентация подростков"
Беседа с родителяим о профессиональном самооопределениии детей...
Родительское собрание «Профессиональное самоопределение подростков».
Выбор профессии часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе. Сделать свой выбор...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/13/picture-241892-1365871461.jpg)
Доклад "Воспитание здорового образа жизни у глухих старшеклассников, формирование негативного отношения к вредным привычкам и их социальная адаптация"
Доклад "Воспитание здорового образа жизни у глухих старшеклассников, формирование негативного отношения к вредным привычкам и их социальная адаптация"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/19/picture-532833-1416389842.jpg)
выступление фсп Индивидуальные образовательные маршруты подготовка старшеклассников
выступление фсп Индивидуальные образовательные маршруты подготовка старшеклассников...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/17/picture-1127421-1552838456.jpg)
Конспект родительского собрания "Профессиональное самоопределение"
Конспект родительского собрания "Профессиональное самоопределение"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/24/picture-1446050-1671874952.jpg)
Научная статья "Работа глухих старшеклассников с иллюстративным материалом в процессе изучения художественных произведений".
Статья посвящена вопросу использования иллюстраций в процессе когерентного восприятия художественного текста глухими старшими школьниками. Рассматривается применение разнообразных форм работы с иллюст...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/13/picture-931215-1497357343.jpg)
Выступление команды в фестивале "Посвящение в старшеклассники".
Выступление команды в фестивале "Посвящение в старшеклассники"....