Кто должен делать домашние задания?
консультация на тему

Котунова Ирина Павловна

Кто должен делать домашние задания- ребенок или родители ?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Развитие самостоятельности у детей или кто должен делать домашние задания?»

(Использованы материалы из серии книг «Психологи – детям, психологи – о детях», Е.Н. Корнеева)

Педагог Котунова И.П.

    Школа, куда ходит мой сын, профильная. С первых дней им дают творческие задания: сочинить, подготовить модель. Естественно, что помогали всей семьей. Я что-то рисую, раскрашиваю, отец у нас больше по литературной части, ну а мастерить помогает дед. Зато работы сына часто ставят в пример другим детям. Да и вообще, если родители помогать не будут, ни один ребёнок сейчас нормально учиться не сможет.

    Мы с женой сразу договорились: пусть Светлана учится сама как сможет. Я и в тетрадки не заглядываю. Жена иногда интересуется. Но мы считаем, раз ученица – Света, то пусть и свои учебные проблемы решает сама. Что не понимает, у ребят, у учительницы спросит, а уж отметки – что заработает, то и получит. Двойку принесёт – значит, гулять не пойдёт, а как иначе?

    В наше время встретить абсолютно безграмотного человека практически невозможно. Государство много сил тратит на обеспечение нормального уровня образованности своих граждан. Но забота эта не только общественная, но и семейная, родительская, если хотите.

    Сопоставление общей динамики успеваемости младших школьников, воспитывающихся в семье и вне её, и их отношение к учебной работе наглядно свидетельствуют о том, что детям необходимо психологическая поддержка семьи. Важно, чтобы кто-то интересовался успехами маленьких учеников, контролировал ход учебного процесса и, в частности, выполнению домашних заданий. Если ребёнку не для кого стараться, если ни кто не огорчится и не обрадуется полученным им результатом работы, то очень скоро он перестанет стремиться к улучшению своих показателей, к совершенствованию умений, избавлению от недостатков. Поэтому соприсутствие заинтересованных лиц – важнейший стимул успешности работы ребёнка в школе и дома.

    Но сказанное выше не следует путать с физическим вмешательством взрослых в ход учебных занятий – выше уже отмечалось, что учебная деятельность является совместной, распределённой, где от взрослого исходят цели и стимулирование, а от школьников – активность по их достижению и присвоению результатов. Задача школьного обучения – развить сущностные силы ребёнка: его способности, физические и интеллектуальные умения, лучшие стороны и качество его личности. Именно на это направленно содержание учебных занятий в школе и тех заданий, что выносятся на самостоятельную, домашнюю подготовку.

    Поэтому, если то, что должно служить закреплению полученных знаний и умений, будет перекладываться на плечи взрослых членов семьи, то смысл домашней работы пропадёт. В ходе психолого-педагогических экспериментов многие учебные заведения пытались отказываться от системы д/з, но всякий раз убеждались в целесообразности этого. Ребёнок должен самостоятельно справляться с полученными заданиями, ведь подготовка к этому специально велась учителем на уроке. Но сказанное вовсе не означает, что наиболее приемлемой является точка зрения, высказанная родителями Светы и приведенная в начале параграфа. Крайности, возможно, и хороши, но не в током тонком и трудном деле, как воспитание ребёнка.

    Если ваши сыновья и дочери нуждаются в вашей поддержке, консультации, подсказке, то не стоит им отказывать в этом. Чаще всего ребёнок ждёт лишь подтверждения правильности уже принятого им решения. Получив его, школьники могут дальше продолжать свою самостоятельную работу.

    Реже, но порой им требуется и более серьезная помощь – объяснить, почему так, подсказать, если не получается самостоятельно, ободрить в минуту отчаяния. На первых порах не помешает и ежедневный контроль. Но пусть ребенок сам принесет выполненную работу, попросит проверить выученное стихотворение, послушать чтение и т. п. Заставлять, повязывать свою помощь не стоит, это не самая удачная форма сотрудничества с юным учеником.

    И уж совсем недопустимо, когда школьнику запрещают приступать к  выполнению домашних заданий без участия взрослых или подавляют собственной умелостью, компетентностью его робкие попытки сотворить нечто своими руками или головой. Нетрудно продемонстрировать свое превосходство перед маленьким учеником, гораздо труднее детям будет обрести силу, уверенность в себе, когда они больше не смогут надеяться на вашу помощь. У кого-то это происходит уже во втором, пятом классе при изучении иностранного языка, у кого-то при изучении точных или гуманитарных дисциплин в среднем звене, у кого-то в студенческом возрасте. Но рано или поздно это произойдет. И тогда отсутствие навыков преодоления трудностей отвратит молодых людей от этих видов работы.

    Поэтому, отвечая в своей семье на вопрос, кто должен делать домашние задания, реально оцените силы и возможности своего ребенка и окажите ему помощь ровно настолько, насколько он в ней нуждается, а не пытайтесь через вмешательство в выполнение домашних заданий повысить собственный авторитет или положение своего чада среди сверстников.

    Школьник, получающий дома « дозированную» помощь взрослых и приученный  к своевременным и самостоятельным выполнениям домашнего задания, быстро обретает уверенность в себе и вскоре отказывается от необходимости прибегать к чьей-либо помощи.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить ребёнка делать домашнюю работу?

Эта статья была мной опубликована на одном социальном сайте и нашла большой отклик родителей. Я попыталась простыми словами дать несколько советов для современных мам и пап, как помочь своим детям гот...

Как помочь ребёнку делать домашнее задание по английскому языку

Советы родителям в выполнении домашнего задания по английскому языку....

Родительское собрание "Делаем домашнее задание".

Как научить ребенка готовить домашнее задание....

Как научить ребенка делать домашнее задание

Краткие рекомендации для родителей как направить ребенка и научить его правильно планировать свой день...

КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ ДЕЛАТЬ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ.

Часто родители говорят: «Мы не можем помочь ребенку в домашних заданиях по английскому языку!» Ответ очень прост – «Детям не нужна ваша компетенция и профессиональная помощь. Нужно просто уделить...

КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ ДЕЛАТЬ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ.

Часто родители говорят: «Мы не можем помочь ребенку в домашних заданиях по английскому языку!» Ответ очень прост – «Детям не нужна ваша компетенция и профессиональная помощь. Нужно просто у...

Этого учитель не должен делать

Этого учитель не должен делатьУчителя не идеальны. Они тоже совершают ошибки, за которые потом себя осуждают. Иногда в силу своей перегруженности, бытовых проблем мы делаем опрометчивые шаги, связанны...