Родительское собрание "Конфликты с собственым ребенком"
статья на тему
Рассматриваются причины возникновения конфликтов между родителями и подростками и пути их разрешения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.docx | 26.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание по теме: "Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения"
Задачи:
- помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций в семье;
- способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из нее.
Форма проведения: обучающий семинар.
Вопросы для обсуждения:
- Что такое конфликт?
- Умение разрешать проблемы и конфликты.
- Конфликты “трудного” возраста.
- Тактика поведения в конфликте.
Подготовительная работа к собранию:
- анкетирование учащихся;
- подготовка ситуаций для анализа;
- подготовка теоретического материала для выступления;
- написание учащимися сочинения “Конфликт отцов и детей. Миф и реальность?!”;
- подготовка памятки для родителей.
Данное родительское собрание связано в первую очередь с тем, что многие старшеклассники, стоящие перед самостоятельным выбором дальнейшего пути, подвержены сомнениям, раздираемы внутренними противоречиями, страхами перед выбором своего пути.
Родители, в свою очередь, часто в такой ситуации не помощники и не друзья своим детям. Они в мечтаниях и установках на собственного ребенка создают идеализированный образ подростка и его дальнейшего пути. Но, столкнувшись в жизни с реальными возможностями ребенка, с его отношением к своему будущему, родительские радужные перспективы рассыпаются как карточный домик, и наступает “эра конфликтов”.
Родители и дети воюют по поводу и без повода, каждый доказывает свою правоту и каждый по-своему прав.
Здравствуйте, уважаемые родители и наши гости.
Классическая проблема – взаимоотношение поколений – станет сегодня предметом нашего обсуждения. Тема нашего собрания «Конфликты с собственным ребенком, пути их разрешения».
Данная тема мною была выбрана не случайно. На днях ко мне подошел учитель литературы с сочинением одного из наших ребят.
Предлагаю заслушать отрывок из этого сочинения.
“Сколько себя помню, у меня всегда возникали конфликты с родителями. Вроде бы и не вредная, а все равно маленькие ссоры имели место быть. Ну почему взрослые нас не понимают? Наверное, сказывается разница в возрасте, воспитание. Я хочу положить эту вещь так, мама — по-другому, я хочу пойти прогуляться, а маме нужно пообщаться, я не хочу делать уроки (по каким-то своим личным причинам) – мама ругает за безделье. Со стороны старших всегда возникают какие-то препятствия, запреты на пути к действиям, к проявлению энтузиазма. “Мне на дискотеку надо бежать, к друзьям”, – говоришь ты маме, а она этого не понимает: там, по её мнению, вечный разврат, алкоголь и наркотики.»
Именно это сочинение послужило неким звоночком для меня. Я убедилась, что проблема отцов и детей по-прежнему актуальна. А что же в моем классе? И тогда я обратилась за помощью к школьному психологу, который порекомендовала провести тест «Оценка склонности к конфликту» по методике В.А.Алексеенко среди учащихся.
Результаты теста показали, что большая часть класса склонны избегать конфликтных ситуаций, однако, у некоторых ребят выявлена разная степень конфликтности.
Итак, недопонимание между “отцами” и “детьми” было всегда, но страшно то, что это недопонимание может вызвать конфликт.
Что же такое конфликт?
Конфликт – это спор, ссора, скандал, в которых стороны не скупятся на взаимные упреки и оскорбления. Самое страшное в конфликте – это чувства, которые люди испытывают друг к другу. Страх, злоба, обида, ненависть, – главное чувство конфликта.
А в чем же причина?
Подростки в конфликте:
- кризис переходного возраста;
- стремление к самостоятельности и самоопределению;
- требование большей автономии во всем – от одежды до помещения;
- привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье;
- Бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми.
Родители в конфликте:
- нежелание признавать, что ребенок стал взрослым;
- боязнь выпустить ребенка из гнезда, неверие в его силы;
- проецирование поведения ребенка на себя в его возрасте;
- борьба за собственную власть и авторитетность;
- отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка;
- не подтверждение родительских ожиданий.
Без конфликтов , к сожалению, наша жизнь не возможна. Их не избежать. Что же делать? Может у вас есть предложения?
Нужно научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы и детали разногласий и открыто обсуждать их.
Итак, что же делать нам родителям, чтобы сохранить любовь и уважение наших подросших детей?
- Не следует видеть в самостоятельности ребенка угрозу его лишиться.
- Ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее.
- Чтобы ребенок выполнил то, что нам - родителям нужно, нужно постараться сделать так, чтобы он сам этого захотел.
- Не следует злоупотреблять опекой и контролем, не перегружайте его.
- Постарайтесь не создавать в семье «революционной ситуации», а уж если создали, то приложите все усилия, чтобы разрешить ее мирным путем.
- Хочется процитировать слова И.В.Гете: «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках».
Порой нам, родителям, кажется, что ребенок ведет с нами борьбу. За что и против чего? За то, чтобы перестать быть ребенком
- За прекращение посягательств на его физическое начало, неприкосновенность
- За утверждение среди сверстников
- Против замечаний, обсуждений, , особенно ироничных, по поводу его физической взрослости.
Важно понимать, любой конфликт должен иметь свое разрешение. Заглаживание конфликтной ситуации, уход от ее решения может привести к проблемам куда более серьезным, а именно:
- проблемам физического плана, связанные со здоровьем;
- проблемам психологического плана (уход в себя, в свою душевную боль, изменение характера ребенка, психическое расстройство, суицид и т.д.);
- проблемам социального плана (потеря семьи, потеря себя).
Главная способность в конфликте – способность к конфронтации-объяснению. Это – умение:
- отстаивать свою позицию открыто, “лицом к лицу”;
- оценивать саму конфликтную ситуацию, ее содержание, а не человеческие качества своего партнера;
- сохранить личностные отношения всех участников конфликта.
Психологи предлагают следующие выходы из конфликтной ситуации:
- Дать выход своим чувствам, предупреждая об этом других
- Найти авторитетного третьего, который поможет разобраться в конфликте
- Поставить себя на место другого человека
- Осознать право на существование другой точки зрения
Ситуация 1
Вам позвонили близкие друзья, которые хотят заглянуть к вам на часок. Вы лихорадочно начинаете убирать в квартире, что-то готовить: но явно не успеваете. Обращаетесь к своему взрослому сыну или дочери за помощью. В ответ — «это твои друзья, вот ты с ними и разбирайся»
Как вы поступите в такой ситуации?
________________________________________________________________________________
Ситуация 2
Вы возвращаетесь с работы домой и уже на лестнице слышите громкую музыку, веселье в вашем доме. Вы входите в квартиру и видите веселящихся друзей вашего ребенка и его самого. В доме — полный беспорядок. Ваш ребенок смотрит на вас и говорит: «Привет! Мы немного повеселимся! Не возражаешь?»
Ваше решение в подобной ситуации?
________________________________________________________________________________
Ситуация 3
После собрания родители приходят домой и в ярости требуют объяснений от ребенка. Они говорят о том, что с такими результатами никуда не возьмут после школы. Ученик спокойно отвечает: «Значит, пойду работать».
Как поступить в такой ситуации?
________________________________________________________________________________
Конечно же, наша жизнь не может быть без конфликтов и важно помнить, что конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были только в лучшую сторону!
Хотелось бы добавить, что известный семейный психолог Вирджиния Сатир рекомендует обнимать ребёнка несколько раз в день, утверждая, что четыре объятия каждому из нас (заметьте – взрослому тоже!) необходимы просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день!
Старайтесь понять своих детей и как можно чаще обнимайте их!
- В заключении я хотела бы раздать вам памятки, в надежде на то, что если вы будете следовать этим советами, то сможете избежать конфликтных ситуаций. (Раздать памятки)
- Спасибо за работу. Желаю вам успехов.
Тест «Оценка склонности к конфликту» методика В.А. Алексеенко.
Инструкция: Вам предлагается выполнить тест, содержащий 10 пар утверждений и шкалу самооценки. Выполнение его сводится к следующему. Вы оцениваете каждое утверждение в левой и правой колонках. При этом отметьте кружочком, на сколько баллов в Вас проявляется свойство, представленное в левой колонке. Оценка проводится по 7- бальной шкале. 7 баллов означает, что оцениваемое свойство проявляется всегда, 1 балл указывает на то, что это свойство не проявляется вовсе.
1. | Рвется в спор | 7 6 5 4 3 2 1 | Уклоняется от спора |
2. | Свои выводы излагает тоном, не терпящим возражений | 7 6 5 4 3 2 1 | Свои выводы излагает извиняющимся тоном |
3. | Считает, что добьется своего, если будет рьяно возражать | 7 6 5 4 3 2 1 | Считает, что проиграет, если будет возражать |
4. | Не обращает внимания на то, что другие не принимают доводов | 7 6 5 4 3 2 1 | Сожалеет, если видит, что другие не принимают доводов |
5. | Спорные вопросы обсуждает в присутствии оппонента | 7 6 5 4 3 2 1 | Рассуждает о спорных проблемах в отсутствии оппонента |
6. | Не смущается, если попадает в напряженную обстановку | 7 6 5 4 3 2 1 | В напряженной обстановке чувствует себя неловко |
7. | Считает, что в споре надо проявлять свой характер | 7 6 5 4 3 2 1 | Считает, что в споре не нужно демонстрировать свои эмоции |
8. | Не уступает в споре | 7 6 5 4 3 2 1 | Уступает в спорах |
9. | Считает, что люди в споре легко выходят из конфликта | 7 6 5 4 3 2 1 | Считает, что люди с трудом выходят из конфликта |
10. | Если взрывается, то считает, что без этого нельзя | 7 6 5 4 3 2 1 | Если взрывается, то вскоре ощущает чувство вины |
Итого баллов____________________________
На каждой строке соедините отметку по баллам (отметки кружочками) и постройте свой график. Отклонение от середины (цифра 4) влево означает склонность к конфликтам, а отклонение вправо будет указывать на склонность к избеганию конфликтов. Подсчитайте общее количество отмеченных вами баллов. Сумма, равная 70 баллам, указывает на очень высокую степень конфликтности, 60 баллов-высокую, 50 баллов- на выраженную конфликтность. Число 11-15 баллов указывает на склонность избегать конфликтных ситуаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приложение к родительскому собранию "Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения"
В данном материале размещены анкеты-заповеди для родителей и детей- учащихся 10 класса....
Родительское собрание "Конфликты с собственным ребенком и пути их решения"
Родительское собрание в 8 А классе на тему "Конфликты с собственным ребенком и пути их решения"...
Родительское собрание на тему "Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения"
Без конфликтов жить невозможно, нужно научиться конструктивно их решать. Подростковый период - самый конфликтный. Проблема отцов т детей встаёт особенно остро, поэтому первое родительское собрание в 1...
Конфликты с собственным ребенком и пути и разрешения (родительское собрание)
Цели собрания: Помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций в семье.Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из неё.Предоставить родителям возможност...
Родительское собрание "Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения".
Родительское собрание "Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения" + презентация...
Родительское собрание в 6 классе по теме: "Наши взаимоотношения с детьми. Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения"
Родительское собрание в 6 классе по теме:"Наши взаимоотношения с детьми. Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения"...
Разработка к родительскому собранию в 8 классе "Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения"
Разработка к родительскому собранию в 8 классе "Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения"...