Роль татарской народной игры в музыкальном воспитании дошкольников.
учебно-методический материал на тему
В последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания дошкольников следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_tatarskoy_narodnoy_igry_v_muzykalnom_vospitanii_doshkolnikov.docx | 16.11 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Роль татарской народной игры в музыкальном воспитании дошкольников.
(Муз.руководитель МАДОУ №108 Гилязова Резида Ясавиевна)
В последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания дошкольников следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции.
Немаловажную роль играет использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочения эмоционально-положительного отношения детей к нему. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, композиции, его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, то есть, воздействуя на чувственную сферу ребенка, народное искусство стимулирует возникновение творческих способностей личности.
Трудно переоценить значение народных игр. Многие народные игры существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколение. Время вносит изменения в сюжеты некоторых национальных игр, наполняет их новым содержанием, отражающим современную жизнь.
Большой пласт татарских игр основан на играх с пением («Безнең капка төбендә», «Ак калач», «Яулык алыш», «Утыр, утыр, Мәликә» и т.д.). Они легко входят в детский быт и предоставляют простор для коллективного творчества. Фольклорные песни-игры можно использовать для развития способностей детей к самым различным видам творческой деятельности. Например, можно обучить детей сознательному подбору и отбору движений, наиболее подходящих к данной песне.
Особое внимание уделяется освоению образно игровых движений, которые развивают пластичность, выразительность, тренируют ловкость и точность, координацию, развивают воображение и эмоции детей, умение «оживлять» игровой персонаж (такие игры как «Куаклар, кошлар һәм тилгән”, “Куянкай”, “Өч кош”, “Куян белән әт”, “Мәче белән тычкан” и т.д.). Целостный музыкальный образ передается разнообразными пластическими средствами, требующими как свободного владения телом, тонкого музыкального слуха, богатого воображения и фантазии, более глубокого постижения музыки, но и знания элементов национального танца.
Эти элементы могут использоваться как в разработанном музыкальном руководителем ДОУ (авторском) танце, так и в свободных танцах, придуманных самими детьми, а также в татарских играх и играх народов Поволжья (“Түбәтәй”, “Йөзек салыш” и т.д.).
Развитие качеств музыкально-ритмических движений, требующих владения приемами координации в действиях рук и ног осуществляется в процессе упражнений и игр (например, “Сыгылмалы йөреш” и др.).
В некоторых играх и упражнениях (например, “Эйлән – бәйлән”), главной задачей является развитие умений детей соотносить свои движения с музыкой.
Развитие качеств музыкально-ритмических движений на пространственную ориентировку происходит в таких упражнениях и играх как: “Бөтерелү”, где дети должны были уметь свободно передвигаться в пространстве сообразно содержанию конкретного музыкально-ритмического образа.
Развитие умений детей взаимодействовать с игровыми и спортивными атрибутами (флажками, платочками, лентами и т.д.) осуществляется в процессе музыкально-ритмических игр и упражнений (например, «Чылбыр»).
Как известно, народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединении этих трех компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия, позволяющий комплексно подойти к проблеме освоения детьми различных видов искусств. Поэтому изучение фольклора как средства музыкально-эстетического воспитания ребенка, нам представляется возможным только при условии взаимосвязи этих трех компонентов. Проблема же формирования у дошкольников музыкально-ритмических движений средствами народного искусства является актуальной и по той причине, что она менее изучена и ее изучение позволило бы решить одну из программных задач музыкального воспитания в детском саду, что дало бы возможность использовать новые методы и приемы, формы воспитания и обучения в музыкально-эстетической работе с детьми.
Эффективность музыкально-ритмического развития детей дошкольного возраста может быть существенно повышена при следующих педагогических условиях:
- включение ребенка-дошкольника в самобытную художественную систему народной культуры не только в качестве зрителей и слушателей, а в качестве участников художественного творчества, основой которого являются формы активного взаимодействия детей, педагогов и родителей, направленные на максимальное развитие у детей эстетического сознания и раскрепощенности;
- взаимосвязи трех компонентов народного искусства (поэтического слова, музыки, движений);
-использование метода фольклорного творчества.
Таким образом, простота, лаконичность, эмоциональность, насыщенность, выразительность художественного образа, отраженного в устном, песенном народном творчестве, играх, праздниках, понятна для детей дошкольного возраста. Важным средством эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство, в котором объединены устный фольклор и музыкальное искусство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование работы по музыкальному воспитанию дошкольников
Тематичнские календарные планы младшая группа на год ...
Комплексный подход в музыкальном воспитании дошкольников
Музыкальное воспитание дошкольников осуществляется не только во время занятий, праздников, развлечений, но и в часы досуга, самостоятельных игр, во время прогулок, утренней гимнастики и т.д. Вкл...
Задачи музыкального воспитания дошкольников
Задачи музыкального воспитания на все возрастные группы...
Роль коммуникативных танцев - игр в музыкальном воспитании и социально-личностном развитии дошкольника (из опыта работы)
Цель работы – обобщение опыта работы по исследованию роли коммуникативных танцев – игр в музыкальном воспитании и социально-личностном развитии дошкольника.В основу опыта работы были положены пе...
Буклет "Роль игры в музыкальном воспитании детей с ограниченными возможностями".
Мы говорим о реабилитационных возможностях игры в музыкальном воспитании детей. В соответствии с этим музыкальная игра имеет следующие задачи. Об этот повествует данный буклет....
Музыкальное воспитание дошкольников в семье
Статья о ролимузыкального воспитания дошкольников в семье....
Развивающая предметно-пространственная среда в музыкальном воспитании дошкольников.
Описание развивающей среды музыкального зала, оформления музыкального зала к различным праздникам....