Методические рекомендации
методическая разработка (11 класс) на тему
Эта информация может быть полезна для вас!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_rabotat_s_pismennymi_istochnikami.docx | 23.41 КБ |
metodicheskie_rekomendatsii_po_sostavleniyu_slozhnogo_plana.docx | 13.83 КБ |
Предварительный просмотр:
КАК РАБОТАТЬ С ПИСЬМЕННЫМИ ИСТОЧНИКАМИ
Работа над историческими документами — сложный процесс. Приемами выявления, классификацией, разработкой методики изучения и использования письменных источников занимается одна из исторических наук — источниковедение. На экзамене от вас потребуется владение отдельными навыками работы с доку ментами.
Задания могут быть следующие:
- Определить:
- время и место создания источника;
- авторство;
- цель создания документа;
- событие, о котором идет речь в документе.
- Выявить авторскую позицию по вопросу, которому посвящен документ.
- Сравнить несколько документов и выявить разные авторские позиции по тем или иным проблемам.
Особенностью заданий является то, что всю необходимую информацию вы можете извлечь из предлагаемого текста! Надо только внимательно его прочитать.
Последовательность работы с документами на экзамене такова:
- Сначала определите общий смысл документа.
- Затем выделите ключевые слова.
- Обращайте внимание на детали (имена, географические названия, описание места, ситуации и т. д.).
- Определите вид документа (законодательный акт, летопись, письмо частного лица, воспоминания и т. д.).
- Постарайтесь определить время создания документа.
- Вспомните наиболее ярких представителей этого времени, ключевые события эпохи.
Самые простые задания предполагают поиск конкретной информации в тексте. Самые сложные рассчитаны на умение логически мыслить и знание исторической ситуации.
Рассмотрим несколько примеров
Пример 1. Прочтите отрывок из документа и впишите пропущенное в тексте имя.
Торжественное оправдание _ происходило как будто в каком-то ужасном кошмарическом сне... Никто не мог понять, как могло состояться в зале суда самодержавной империи такое страшное глумление над государевыми высшими слугами и столь наглое торжество крамолы... Так, дали на улицах разжечь целую громадную демонстрацию в честь оправдания _ , вызывавшую на открытый бой толпы с полициею, и рядом с тем ходили по городу рассказы о том, что не только вся зала суда рукоплескала в минуту ее оправдания, но что даже присутствующие в зале высшие сановники явились во главе этих рукоплескателей...
При ответе на данный вопрос не обойтись без хорошего знания исторических фактов. Итак, сначала попробуем установить время создания документа. Речь в нем идет о судебном процессе. Когда в России суд стал открытым? Правильно, в эпоху Великих реформ, во вт. пол. XIX в., а точнее — в 1864 г. Далее вспоминаем: какой же процесс мог вызвать такое всеобщее ликование и такое всеобщее внимание? Что шокирует автора документа? Исходя из эмоциональности текста, мы видим, что автора возмущает оправдательный приговор. С его точки зрения, такой приговор не мог быть вынесен — так тяжело было это преступление. Таким может быть только преступление против личности — убийство или покушение на убийство. Однако решение судей оправдать подсудимую (в тексте на пол указывает местоимение «ее») было встречено с одобрением. Это могло быть лишь в том случае, если у подсудимой были веские основания для своего поступка и жертва не вызывала симпатий общества.
Итак, подводим итог: действие происходит после 1864 г., подсудимая — женщина, совершившая преступление против личности. Но это преступление было фактически одобрено обществом и оправдание его воспринято с ликованием. Был только один процесс, вызвавший такой общественный резонанс, — это процесс над В. И. Засулич, участницей народовольческого движения. Она была привлечена к суду за покушение на жизнь петербургского губернатора Ф. Ф. Трепова, известного своим жестоким отношением к политическим заключенным.
А. 27мая... рано утром открылся страшный мятеж: знатнейшие московские бояре, составив заговор, вломились во дворец, чтобы убить Дмитрия... Дмитрий... выскочил из окна, оступился и упал с ужасной высоты... Бояре же бросились на великого князя, избили его жестоко и неоднократно спрашивали, точно ли он сын Иоанна Васильевича... После этого убийцы излили злобу на музыкантов великого князя: 16 человек умертвили, а многих изуродовали... Изменники приняли меры, чтобы поляки во время смятения не подоспели к великому князю: для этого перегородили огромными деревьями улицу, где расположена была польская конница; били в набат во всех церквах и везде кричали, что поляки режут бояр в Кремле и хотят овладеть столицей.
Б. В годы, когда прекратился со смертью предел жизни царствующего над нами Бориса и когда поражен был гневом ярости Господней и убит рукою народа Расстрига, зависть к царствованию возникла и у царя Василия... Когда внезапно пораженный гневом ярости Господней, преданный руками народа телесной смерти среди самих царских чертогов, а потом выброшенный из них на площадь посреди столицы пал, как бы пораженный громом, ... аспид или, лучше, яйцо василиска, — Гришка Расстрига... тогда король Сигизмунд дерзко ополчился на все то доброе, что в нас с Божиею помощью спело и умножалось...
Вопросы:
- Какой этап истории описан в документах?
- О каком событии идет речь?
- Какое событие последовало за ним?
- Сравните восприятие событий авторами. Почему они так различны?
На первый вопрос помогут ответить имена (Дмитрий, Иоанн Васильевич, Гришка Расстрига) и само событие (заговор и убийство, происходившие в Кремле). Речь идет о Смутном времени (нач. XVII в.), когда претенденты на престол называли себя именем царевича Дмитрия, трагически погибшего сына Ивана Грозного.
На второй вопрос ответить проще. В документе описано убийство Лжедмитрия I, которое стало естественным следствием боярского заговора.
Чтобы ответить на третий вопрос, надо вспомнить, что возглавил этот заговор боярин Василий Шуйский, который и был позднее избран на русский престол.
Для ответа на четвертый вопрос обратите внимание на общий тон и лексику документов. Заговор против Лжедмитрия I описан с разных позиций: автор первого документа относится к самозванцу как к настоящему царю — называет его Дмитрием (т. е. именем, которое тот не имел права носить), великим князем (титулом, который тот незаконно себе присвоил). Автор второго документа называет самозванца уничижительно — Гришка Расстрига, обзывает его аспидом и василиском. Следовательно, автор первого документа относился к самозванцу как к истинному царю, второй же — как к захватчику престола. Позицию авторов можно объяснить тем, что первый автор был так или иначе близок к самозванцу, возможно входил в состав его свиты, иностранец, а второй автор — русский, ярый противник самозванца.
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по составлению сложного плана
При составлении сложного плана можно воспользоваться следующими рекомендациями:
- представьте содержание обществоведческого курса, раскрывающее предложенную тему;
- разделите это содержание на смысловые части, выделив в каждой из них главную мысль;
- озаглавьте каждую часть;
- в каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль;
- проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы;
- в случае необходимости внесите корректировки;
- помните, что план должен охватывать основное содержание темы;
- в заголовках (пунктах и подпунктах плана) нежелательно повторять сходные формулировки.
При составлении сложного плана развёрнутого ответа учащиеся могут воспользоваться универсальным алгоритмом:
- Понятие, сущность...
- Характерные черты, основные принципы
- Специфические признаки...
- Важнейшие задачи, основные функции ...
- Формы, типы, виды, классификации ...
- Структура...
- Основные этапы, стадии развития...
- Особенности развития...
- Тенденции развития в современном мире, в РФ
- Значение ... в развитии общества, личности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"
Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным...
Методические рекомендации по комплектованию учебно-методического комплекса педагога дополнительного образования
Учебно-методический комплекс(УМК) – это совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса, обеспечивающих успех учащихся в познавательной, твор...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства», Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов
Методические рекомендации №1 предназначены для учителей основной школы, которых интересует программа написания бизнес-планов учащимися основной и старшей школы. Материал основан на многолетнем опыте у...
[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств
[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность Автоматизация технологических процессов и производств...
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»,базов...
Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО
БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...
Методические рекомендации педагогам для поддержки психического здоровья и благополучия во время вспышки коронавирусной инфекции (COVID-19) на основании рекомендаций ВОЗ
Дистанционное обучение предполагает, что обучающийся может присоединиться к занятиям взволнованным или возбужденным.Ученик в таком эмоциональном состоянии не готов получать новые знания, но задача пед...