Как понять творческие возможности ребенка
консультация (5 класс) на тему
У детей успешно формируется ориентация на саморазвитие, навыки изучения своих потребностей, интересов, творческих способностей, умение планировать собственную деятельность и анализировать ее результаты. Развитие социальных качеств позволяет регулировать собственное поведение, понимать желания, ожидания и требования других людей, конструктивно сотрудничать с ними, самостоятельно выстраивать иерархию жизненных ценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskie_sposobnosti_1.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Как понять творческие возможности ребенка
Материал для родительского собрания
Давыдова Н.И., учитель физики, информатики
МБОУ Платоновской СОШ Расказовского района
В современной системе образования достаточно силен традиционный подход к работе с семьей, который выражается в формальном участии родителей в жизни учреждения: оказании помощи материальными средствами, присутствии на различных мероприятиях. Одна из причин такого положения заключается в том, что различные образовательные учреждения в своей деятельности, как правило, ставят ту или иную узкую цель: школа - передачу учащимся определенного объема знаний, учреждения дополнительного образования - развитие у детей конкретных навыков. Общая же задача образования, связанная с самоопределением формирующейся личности в период школьного возраста, нередко уходит на второй план.
Сегодня существуют разнообразные направления и формы работы с семьей, однако механизм педагогического взаимодействия взрослых - педагогов и родителей - практически не затрагивается. Опыт показывает, что нужна специальная технология для решения такой сложной задачи, как организация детям всесторонней помощи взрослых в процессе самоопределения личности обучающихся.
Что же понимать под самоопределением? На наш взгляд, процесс самоопределения включает в себя, прежде всего, познание ребенком своих общих и специфических способностей, выявление склонностей к занятиям конкретными видами деятельности. Не менее важно понимание степени развитости у себя организационно-управленческих качеств (воли, самоорганизованности, умения планировать свое время и т.п.), которые необходимы человеку для умелого раскрытия природных задатков и реализации полученных знаний. Самоопределение также включает получение конкретных практических навыков, например, навыка красиво танцевать, рисовать, вязать, заниматься исследовательской работой и т. д. Не последнюю роль играет также выявление тех побудительных условий и факторов (условий для приобретения соответствующих навыков), которые смогут помочь раскрыть позитивный потенциал ребенка.
По всем этим позициям и должны помочь детям взрослые - педагоги и родители.
Посмотрим, однако, как настроены сами дети на принятие такого рода помощи, а взрослые - на то, чтобы оказать её.
По данным диагностического исследования исходного уровня ориентаций и установок подростков, 62% опрошенных учащихся хотят научиться управлять своей жизнью для достижения успеха; 48% из них готовы принять помощь педагогов. Позиция школьных педагогов по этому вопросу такова, что 65% от их числа готовы делегировать основную нагрузку в развитии личности ребенка его родителям. Родители, в свою очередь, хотят счастья своим детям, но 80% из числа опрошенных испытывают трудности в воспитании своего ребенка и рассчитывают на помощь педагогов (заметим при этом, что большинство родителей не приемлют лекции и назидательные беседы как форму получения знаний о воспитании детей, а ориентированы на иные способы взаимодействия с педагогами).
В результате анализа полученных данных, мы пришли к выводу, что необходимы совместные усилия педагогов и родителей в формировании и развитии ориентаций, установок и практических навыков самоопределения наших воспитанников.
Совершенно очевидно, что такое сотрудничество возможно только на добровольной основе, ведь никого нельзя заставить, принудить к развитию. Поэтому особое внимание и время мы отводим подготовительному периоду, связанному с началом учебного года, когда определяются цели и задачи образовательной деятельности. Стараемся придать этому процессу привлекательную форму. Учебный процесс в Центре начинается с экскурсий на выставки, концерты и т.д. с целью повышения интереса детей к занятиям в кружке, клубе, творческой мастерской. На этом этапе помогаем детям понять их индивидуальные особенности и потребности в настоящем и ближайшем будущем. Параллельно готовим родителей к общению с нами и с ребенком по поводу его саморазвития. Улыбку, радость, гордость за успехи своего ребенка вызывают у родителей первые выставки детских рисунков, автопортретов, поделок, участие детей в концертах, конкурсах, соревнованиях. Дети впервые переживают ситуацию успеха в выбранном деле. На этом эмоциональном подъеме проходят круглые столы с родителями «Жизненный успех», рисуночные тесты типа «Я - реальный, я - идеальный» с целью актуализации потребности родителей по совершенствованию своей воспитательной деятельности.
Во-первых, разработана система психолого-педагогического тестирования детей по определению склонностей детей и выявлению возможных вариантов самоопределения того или иного ребенка. Мы зафиксировали, с одной стороны, представления самих обучающихся о своих способностях и природных задатках, а также видение ими образа собственного будущего; с другой стороны, - представления об этом их родителей. Оценивалась степень совпадения мнений ребенка с установками его родителей. Выяснилось, что далеко не все представления и ожидания родителей соответствуют планам и возможностям их детей. Кроме того, с помощью психолога мы определили уровень развития у детей волевых качеств, степень развитости навыка планирования и самопроектирования своей деятельности.
Во-вторых, создана система обучения родителей методам педагогической помощи детям в постановке целей творческой деятельности и их реализации. Необходимость обучения родителей была обусловлена тем, что большая их часть (64% опрошенных) оказалась не готова к сотрудничеству и взаимодействию с педагогами для решения вопросов социального и профессионального становления, самоопределения своих детей. Повышению интереса родителей к учебной деятельности детей, раскрытию и развитию их индивидуальности способствовали демонстрация первичных успехов и достижений обучающихся, которых они добиваются, занимаясь в коллективах Центра, проведение с родителями «круглых столов», дискуссий, консультаций, анкетирование.
В течение учебного года с участием родителей велись психолого-педагогические дневники, позволяющие отследить динамику развития способностей детей, их волевых и коммуникативных качеств.
Обучаясь в коллективах Центра, дети имели возможность, исходя из природной предрасположенности, проверить свои способности. В дневниках обозначались практические достижения детей. Мы отследили, что мотивация на успех у обучающихся способствовала более полной реализации их возможностей.
Однако, выявилась и другая часть детей, которая, наоборот, отказалась от занятий в первоначально выбранном ими виде деятельности. У данных детей произошло осознание того, что процесс поиска и самоопределения у них продолжается, и им еще предстоит найти область реализации своих возможностей, где они смогут добиться больших успехов.
В-третьих, были продуманы эффективные методики работы педагогов с детьми по их самоопределению в процессе учебных занятий в ЦДТ. В частности, был предложен метод проекта. Для педагога он означал необходимость структурировать свою учебную программу в технологическую карту «Педагогический проект», в котором определяется соотношение времени на личностное и предметное развитие ребенка, а также на педагогическую работу с родителями. Для учащихся применение этого метода выразилось в том, что в нескольких коллективах Центра под руководством педагогов дети самостоятельно или совместно с родителями разработали проекты индивидуального развития на ближайшее будущее. В этих проектах предполагалось не только достижение ребенком конкретных результатов в том или ином виде деятельности за обозначенный период, но и развитие определенных личностных качеств. Для родителей метод проекта означал реальное участие в создании условий, благоприятных для успешного развития своего ребенка
Таким образом, у детей успешно формируется ориентация на саморазвитие, навыки изучения своих потребностей, интересов, творческих способностей, умение планировать собственную деятельность и анализировать ее результаты. Развитие социальных качеств позволяет регулировать собственное поведение, понимать желания, ожидания и требования других людей, конструктивно сотрудничать с ними, самостоятельно выстраивать иерархию жизненных ценностей. Родители, участвуя в нашей программе, не только помогают детям, но и более осознанно относятся к выбору воспитательных приемов в общении с детьми
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие эмоциональных, познавательных и творческих возможностей ребенка на музыкальных занятиях в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате 8-го вида
Рекомендовано для детей с проблемами в интеллектульном развитии...
Арт - терапия как метод реализации потенциальных творческих (зачастую скрытых) возможностей ребенка
Арт-терапия – это (дословно) лечение «пластическим изобразительным творчеством» и является средством свободного самовыражения. Творчество дарит человеку прекрасную возможность выразить себя, выразить ...
Материал для родительского собрания "Как понять творческие способности ребенка"
Сегодня существуют разнообразные направления и формы работы с семьей, однако механизм педагогического взаимодействия взрослых - педагогов и родителей - практически не затрагивается. Опыт показывает, ч...
Дистанционные конкурсы как ведущий механизм развития интеллектуальных и творческих возможностей личности ребенка.
Дистанционный конкурс - увлекательное и эффективная форма занятий....
Как понять, что ваш ребенок начал употреблять наркотики
Памятка для родителей...
Как понять поведение особенного ребенка.Инфантилизм
Расстройства поведения у детей – синдромы, характеризующиеся устойчивой неспособностью планировать и контролировать поведение, выстраивать его в соответствии с обществен...