Речь и общение - Памятка для родителей
консультация на тему

Дроздова Татьяна Евгеньевна

Формирование настороженности у родителей становится профилактикой серьёзных отклонений у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rech_i_obshchenie_-_pamyatka_dlya_roditeley.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

«Речь  и  общение»

В возрасте после 1 года ребенок не только знакомится с разными предметами, но и формирует понятия о них. Резко увеличивается его активный словарь. Примерно к 8 месяцам малыш повторяет увиденное и услышанное. К 14-18 месяцам ребенок знает, кто такие мама, папа, дедушка бабушка и т.д. Малышу нравится выполнять простые поручения («Дай ручку»), он сам пытается что-то попросить, используя слова и жесты.

        

        Не следует волноваться, если ребенок произносит слова неточно. Будьте тактичны и ласковы, не смейтесь и не передразнивайте его, а произнесите слово правильно. В этот период очень важно правильно организовывать общение с ребенком:

•    Всегда   смотрите   ребенку   в   глаза, разговаривая с ним.

•    Высказывания должны быть простыми и короткими.

•    Необходимо                      внимательно выслушивать ребенка и

давать ему закончить фразу.

•    Поощряйте    разговоры    малыша    с игрушками:       это      

позволяет       развить воображение и языковые навыки.

•    Во    время    прогулки    с    ребенком, комментируйте то, что вы

видите вокруг.

•    Разглядывайте   картинки   и   книжки вместе с ребенком и

комментируйте их.

•    Помогайте         ребенку         строить высказывания.   Например,   если  он  сказал «мяч», добавьте «давай поиграем в мяч» и т.д.

•    Необходимо    приучать    ребенка    к разнообразию   звуков,    можно    время    от времени давать ему прослушивать кассеты,

специально записанные для данного возраста (например, «Музыка для малышей), но нельзя оставлять включенными радио или телевизор на весь день.

•     Читайте детям на ночь сказки.

        Речь и общение - важная ступень в развитии ребенка. Он учится произносить слова, выражать свои мысли и чувства. Неумение говорить может вызвать вспышки гнева и плаксивости. Следует учесть, что задержка речевого развития может передаваться по наследству, или являться следствием того, что родители мало разговаривают друг с другом. Если вас что-то беспокоит в развитии речи ребенка, посоветуйтесь с педиатром и логопедом.

        

        Беспокойство у родителей должно появиться, если:

•    в 3-4 месяца у ребенка отсутствует смех,   а   гуление   (произношение   гласных звуков) однообразно;

•    от 9 месяцев до 1 года 6 месяцев -отсутствие      или      обедненность      лепета (произнесения слогов);

•    у ребенка проблемы  с сосанием  и глотанием;

•    возникли   трудности   при   переводе ребенка с жидкой пищи на твердую;

•    недостаточно развито глотание;

•    есть   расщелина   неба   или   другие органические нарушения полости рта;

•    ребенок     постоянно     держит     рот открытым;

•    язык постоянно выталкивает пищу изо рта, вместо того, чтобы продвигать ее между зубами;

•    часто захлебывается, когда пьет;

•    стоматолог отмечает аномалии зубов и челюстей    как    следствие    патологических привычек;

•    ребенок не произносит слов;

•    не понимает простейших высказываний;

•    часто проявляет апатию и безразличие;

•    как будто не слышит звуков;

•    в 2 года не составляет словосочетаний.

        

        Логопедическая помощь совсем маленьким детям заключается в советах родителям по питанию, питью, активизации движений мышц языка и губ ребенка; в рекомендациях по подбору нужной формы чашки и ложки, консистенции пищи, правильной позы при кормлении, так как поза определяет двигательные возможности ротовой полости и глотки.

        

        Если у ребенка выявлены серьезные мозговые расстройства, то необходимы упражнения по нормализации:

•    дыхания;

•    навыков приема пищи;

•    мышечного тонуса рук;

•    движения органов артикуляции;

•    сенсорики      (обоняние,      осязание, зрение, вкус, слух);

•    эмоционально-положительных   ответных реакций;

•    общих движений;

•    предпосылок        пассивной        речи (понимания);

•    предпосылок         активной         речи (разговорной);

а также упражнения по формированию предпосылок к ситуативно-деловому общению ребенка с взрослым.

Формирование настороженности у родителей становится профилактикой серьезных отклонений у детей раннего возраста.

        

        Но одной настороженности бывает недостаточно, многие родители просто не представляют, как можно заниматься с младенцем. Вот несколько рекомендаций:

•    До  3  месяцев  произносить  гласные звуки «а», «у», желательно подражать звукам ребенка и иногда подключать новые звуки.

•    С  2   месяцев  показывать  звучащую игрушку    и    перемещать    ее    в    разных направлениях, декламируя стишок, и вызывая ответный взгляд.

•     С       3-6       месяцев       необходимо поддерживать    гуление    и    стимулировать появление лепета. Развивать способность к подражанию звукам взрослого.

•     Многократно повторяйте имя ребенка.

•     Произносите    издаваемые   ребенком звуки, для того, чтобы младенец прислушался к ним и повторил произвольно.

•    Произносите в разговоре с малышом отдельные слоги и пары слогов, постепенно увеличивая их количество.

•    Как можно чаще произносите рифмы и стихи.

•    Организовывайте     поисковую деятельность  по отношению к различным звукам.

•     В   игровой   ситуации   прячьтесь   и неожиданно появляйтесь.

5-6 месячный ребенок активно привлекает взрослого к общению.

Педагогически «запущенный» ребенок плачет от общения с взрослым, отводит взгляд,      не      проявляет      интереса      к окружающим, поглощен рассматриванием и ощупыванием своего тела.

        Для развития звукоподражания показывайте связь между предметами и звуками:

•    Демонстрацию        игрушек сопровождайте стихотворными пояснениями.

•    Называйте     предметы     окружения, животных, людей (особенно выделите маму, папу, бабушек и дедушек).

•    Обозначайте        словесно        любые действия,   свидетелем   которых   становится малыш.

        Эти несложные занятия позволят вашему ребенку быстрее начать говорить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей «Правила общения при конфликте с ребенком».

Данная памятка поможет родителям при общении с детьми правильно вести себя в роли слушателя и в роли старшего наставника. Памятка подскажет пути правильного воспитания детей....

Лекция "Суицид - геройство или слабость?", памятка для родителей "Правила общения при конфликте с ребенком"

Материал лекции и памятки можно использовать как для консультаций, так и для родительских собраний...

Общение с подростком Памятка для родителей

Общение с подросткомПамятка для родителей1. Если ребенок сообщил Вам о своих неприятностях, не стоит хвататься за сердце, кричать, плакать и обвинять его. Иначе в следующий раз Ваш ребенок как следует...

памятка для родителей "Как избежать конфликтов в общении с подростком?"

Дети — тонкие психологи. Они прекрасно чувствуют слабость старших. Поэтому, несмотря на вашу готовность к компромиссу, сын или дочь должны знать, что родительский авторитет незыблем....

Памятка для родителей по теме "Принципы толерантного общения"

Пямятку для родителей можно использовать в качестве раздаточного материала во время проведения родительского собрания....