Речь и общение - Памятка для родителей
консультация на тему
Формирование настороженности у родителей становится профилактикой серьёзных отклонений у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_i_obshchenie_-_pamyatka_dlya_roditeley.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей
«Речь и общение»
В возрасте после 1 года ребенок не только знакомится с разными предметами, но и формирует понятия о них. Резко увеличивается его активный словарь. Примерно к 8 месяцам малыш повторяет увиденное и услышанное. К 14-18 месяцам ребенок знает, кто такие мама, папа, дедушка бабушка и т.д. Малышу нравится выполнять простые поручения («Дай ручку»), он сам пытается что-то попросить, используя слова и жесты.
Не следует волноваться, если ребенок произносит слова неточно. Будьте тактичны и ласковы, не смейтесь и не передразнивайте его, а произнесите слово правильно. В этот период очень важно правильно организовывать общение с ребенком:
• Всегда смотрите ребенку в глаза, разговаривая с ним.
• Высказывания должны быть простыми и короткими.
• Необходимо внимательно выслушивать ребенка и
давать ему закончить фразу.
• Поощряйте разговоры малыша с игрушками: это
позволяет развить воображение и языковые навыки.
• Во время прогулки с ребенком, комментируйте то, что вы
видите вокруг.
• Разглядывайте картинки и книжки вместе с ребенком и
комментируйте их.
• Помогайте ребенку строить высказывания. Например, если он сказал «мяч», добавьте «давай поиграем в мяч» и т.д.
• Необходимо приучать ребенка к разнообразию звуков, можно время от времени давать ему прослушивать кассеты,
специально записанные для данного возраста (например, «Музыка для малышей), но нельзя оставлять включенными радио или телевизор на весь день.
• Читайте детям на ночь сказки.
Речь и общение - важная ступень в развитии ребенка. Он учится произносить слова, выражать свои мысли и чувства. Неумение говорить может вызвать вспышки гнева и плаксивости. Следует учесть, что задержка речевого развития может передаваться по наследству, или являться следствием того, что родители мало разговаривают друг с другом. Если вас что-то беспокоит в развитии речи ребенка, посоветуйтесь с педиатром и логопедом.
Беспокойство у родителей должно появиться, если:
• в 3-4 месяца у ребенка отсутствует смех, а гуление (произношение гласных звуков) однообразно;
• от 9 месяцев до 1 года 6 месяцев -отсутствие или обедненность лепета (произнесения слогов);
• у ребенка проблемы с сосанием и глотанием;
• возникли трудности при переводе ребенка с жидкой пищи на твердую;
• недостаточно развито глотание;
• есть расщелина неба или другие органические нарушения полости рта;
• ребенок постоянно держит рот открытым;
• язык постоянно выталкивает пищу изо рта, вместо того, чтобы продвигать ее между зубами;
• часто захлебывается, когда пьет;
• стоматолог отмечает аномалии зубов и челюстей как следствие патологических привычек;
• ребенок не произносит слов;
• не понимает простейших высказываний;
• часто проявляет апатию и безразличие;
• как будто не слышит звуков;
• в 2 года не составляет словосочетаний.
Логопедическая помощь совсем маленьким детям заключается в советах родителям по питанию, питью, активизации движений мышц языка и губ ребенка; в рекомендациях по подбору нужной формы чашки и ложки, консистенции пищи, правильной позы при кормлении, так как поза определяет двигательные возможности ротовой полости и глотки.
Если у ребенка выявлены серьезные мозговые расстройства, то необходимы упражнения по нормализации:
• дыхания;
• навыков приема пищи;
• мышечного тонуса рук;
• движения органов артикуляции;
• сенсорики (обоняние, осязание, зрение, вкус, слух);
• эмоционально-положительных ответных реакций;
• общих движений;
• предпосылок пассивной речи (понимания);
• предпосылок активной речи (разговорной);
а также упражнения по формированию предпосылок к ситуативно-деловому общению ребенка с взрослым.
Формирование настороженности у родителей становится профилактикой серьезных отклонений у детей раннего возраста.
Но одной настороженности бывает недостаточно, многие родители просто не представляют, как можно заниматься с младенцем. Вот несколько рекомендаций:
• До 3 месяцев произносить гласные звуки «а», «у», желательно подражать звукам ребенка и иногда подключать новые звуки.
• С 2 месяцев показывать звучащую игрушку и перемещать ее в разных направлениях, декламируя стишок, и вызывая ответный взгляд.
• С 3-6 месяцев необходимо поддерживать гуление и стимулировать появление лепета. Развивать способность к подражанию звукам взрослого.
• Многократно повторяйте имя ребенка.
• Произносите издаваемые ребенком звуки, для того, чтобы младенец прислушался к ним и повторил произвольно.
• Произносите в разговоре с малышом отдельные слоги и пары слогов, постепенно увеличивая их количество.
• Как можно чаще произносите рифмы и стихи.
• Организовывайте поисковую деятельность по отношению к различным звукам.
• В игровой ситуации прячьтесь и неожиданно появляйтесь.
5-6 месячный ребенок активно привлекает взрослого к общению.
Педагогически «запущенный» ребенок плачет от общения с взрослым, отводит взгляд, не проявляет интереса к окружающим, поглощен рассматриванием и ощупыванием своего тела.
Для развития звукоподражания показывайте связь между предметами и звуками:
• Демонстрацию игрушек сопровождайте стихотворными пояснениями.
• Называйте предметы окружения, животных, людей (особенно выделите маму, папу, бабушек и дедушек).
• Обозначайте словесно любые действия, свидетелем которых становится малыш.
Эти несложные занятия позволят вашему ребенку быстрее начать говорить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей «Правила общения при конфликте с ребенком».
Данная памятка поможет родителям при общении с детьми правильно вести себя в роли слушателя и в роли старшего наставника. Памятка подскажет пути правильного воспитания детей....
Памятка для родителей "Правила общения с ребенком"
Правила общения с ребенком...
Лекция "Суицид - геройство или слабость?", памятка для родителей "Правила общения при конфликте с ребенком"
Материал лекции и памятки можно использовать как для консультаций, так и для родительских собраний...
Памятка для родителей "По вопросу развития и воспитанию ребёнка и недопущению при общении детей к наркотикам и алкоголю, табакокурению"
Советы родителям....
Общение с подростком Памятка для родителей
Общение с подросткомПамятка для родителей1. Если ребенок сообщил Вам о своих неприятностях, не стоит хвататься за сердце, кричать, плакать и обвинять его. Иначе в следующий раз Ваш ребенок как следует...
памятка для родителей "Как избежать конфликтов в общении с подростком?"
Дети — тонкие психологи. Они прекрасно чувствуют слабость старших. Поэтому, несмотря на вашу готовность к компромиссу, сын или дочь должны знать, что родительский авторитет незыблем....
Памятка для родителей по теме "Принципы толерантного общения"
Пямятку для родителей можно использовать в качестве раздаточного материала во время проведения родительского собрания....