Лекция "Суицид - геройство или слабость?", памятка для родителей "Правила общения при конфликте с ребенком"
консультация по теме

Белова Елена Тимофеевна

Материал лекции и памятки можно использовать как для консультаций, так и для родительских собраний

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛЕКЦИЯ «Суицид – геройство или слабость»

Цель: просвещение в вопросах суицидального поведения

7 февраля две четырнадцатилетние школьницы из подмосковного города Лобня прыгнули с шестнадцатого этажа. На следующий день, 8 февраля, в Москве пятнадцатилетний подросток, поссорившись с отцом, бросился из окна четырнадцатого этажа. 10 февраля в Красноярске двенадцатилетний школьник по неизвестной причине повесился в коридоре у себя дома. 11 февраля пятнадцатилетняя москвичка выбросилась с двадцать четвёртого этажа. 12 февраля попытку суицида предприняла шестнадцатилетняя старшеклассница из города Кемерово: поругавшись с друзьями, она прыгнула с балкона восьмого этажа, но, к счастью, осталась в живых. 15 февраля в Москве пятнадцатилетняя девушка, проведя вечер с друзьями, выпрыгнула с шестнадцатого этажа. 16 февраля подобная трагедия произошла с тринадцатилетней школьницей в Петербурге.

Эти примеры, к сожалению, можно продолжить. По данным статистики, в России ежедневно происходит в среднем по четыре-пять самоубийств подростков. А за последние двадцать лет в нашей стране покончили с собой восемьсот тысяч детей и подростков – цифра, сопоставимая с населением Саратова или Краснодара.

Геройство или слабость проявили эти подростки? Что же подвигло этих ребят на отчаянный и бесповоротный шаг? Почему практически каждый день средства массовой информации приносят нам новую страшную новость об очередном подростковом самоубийстве?

Мы не станем говорить о том, что все эти трагедии произошли в неблагополучных семьях. Не будем констатировать тот очевидный факт, что родители должны уделять своим детям достаточно внимания, жить их интересами. Это азбучная истина. Давайте обратимся к науке.

Мифы и реальность подросткового суицида

Существуют мнения.

1.Самоубийство совершается в основном психически ненормальными людьми.Исследования же показывают, что80- 85% людей из числа лишивших себя жизни были практически здоровыми лицами.

2.Самоубийство невозможно предотвратить.

Кризисный период имеет определенную продолжительность, и «потребность в самоубийстве» у подавляющего числа людей является временной. В этот период человек нуждается в душевной теплоте, помощи и поддержке.

3.Существует тип людей, склонных к самоубийству. Самоубийство совершают люди различных психологических типов. Все зависит от силы психотравмирующей ситуации, и ее личностной оценки как непереносимой.

4.Не существует никаких признаков, которые бы указывали на то, что человек решился на самоубийство.Самоубийству, как правило, предшествует необычное для данного человека поведение. Об этом свидетельствуют определенные «знаки беды».

5.Человек, который говорит о самоубийстве, никогда его не совершает.Большинство людей, совершивших самоубийство, накануне сообщало о своих намерениях, но их либо не понимали, либо не придавали значения соответствующим высказываниям.

6.Решение о самоубийстве приходит внезапно.Анализ суицидальных действий показал, что они являются результатом длительной психотравматизации. Суицидальный кризис может длиться несколько недель и даже месяцев

7.Если человек совершил попытку самоубийства, он никогда больше этого не повторит.Риск повторной попытки велик. Особенно в первые 1-2 месяца.

8.Влечение к самоубийству наследственно предрасположено.Фатальной зависимости нет, но вероятность возрастает. Утверждение о наследственной предрасположенности никем не доказано.

9.Снижению уровня самоубийств способствует активная просветительская деятельность, пропаганда в СМИ, рассказы о том, почему и как люди совершают самоубийства.Исследования показывают, что существует непосредственная зависимость между сообщениями о самоубийствах и возрастанием суицидальной активности. Необходимо обсуждать не сам факт суицида, а какими способами можно разрешать сложные жизненные проблемы и конфликты.

10. Прием алкоголя помогает снять суицидальные переживания.

Прием алкоголя нередко вызывает противоположный эффект – обостряет тревогу, повышает значимость переживаемого конфликта.

Суицид является одним из наиболее трагических видов общественного поведения, связанного с потерей смысла жизни. Особенно трагичен суицид детей и подростков. По данным статистики, наибольшее количество суицидов совершается осенью (в октябре) и весной (в апреле, мае). По возрасту пик суицидов приходится на 15 – 16 лет и практически не встречается у детей до 8 лет. По половой принадлежности больше склонны к суицидам мальчики. 92% детей и подростков, совершивших суицид, не попадали в поле зрения психиатра.

 Изучение проблемы суицида среди молодёжи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить на себя внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким образом против бездушия, безразличия и жестокости взрослых. Психология самоубийства - это, прежде всего, психология безнадёжности, обиды на жизнь, на других людей, на весь мир, утрата смысла жизни.

 Суицидальное поведение у детей и подростков, имея сходство с действиями взрослых, отличается естественным возрастным своеобразием. Детям характерна повышенная впечатлительность и внушаемость, способность ярко чувствовать и переживать, склонность к колебаниям настроения, слабость критических способностей, эгоцентрическая устремленность, импульсивность в принятии решения. Нередки случаи, когда самоубийство детей и подростков вызывается гневом, протестом, злобой или желанием наказать себя и других. При переходе к подростковому возрасту возникает повышенная склонность к самоанализу, пессимистической оценке окружающего и своей личности.   Эмоциональная нестабильность, часто ведущая к суициду, в настоящее время считается вариантом временного видоизменения характера ("патология идентичности" по Эриксону) и встречается почти у четверти здоровых подростков.

 Рассмотрим основные мотивы суицидального поведения у детей и подростков. Они предельно экстремальные, тревожные, настораживающие, требующие пристального внимания со стороны взрослых.

- Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания.

 - Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность.

 - Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи.

 - Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения.

 - Боязнь позора, насмешек или унижения.

 - Страх наказания, нежелание извиниться.

 - Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность.

 - Чувство мести, злобы, протеста; угроза или вымогательство.

 - Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации.

 - Сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов.

Особенности суицидального поведения детей в разные периоды жизни.

   Во-первых, это - недостаточно адекватная оценка последствий аутоагрессивных действий. Понятие "смерть" в детском возрасте обычно воспринимается весьма абстрактно, как что- то временное, похожее на сон, не всегда связанное с собственной личностью. Само понятие смерти возникает у детей уже между 2 - 3 годами, и для большинства она не является пугающим событием.

В дошкольном возрасте дети не считают ее концом жизни, а воспринимают как временное явление, подобно сну или отъезду. Вместе с тем, смерть близких, домашнего животного или сверстника из-за особенностей мышления и ограниченности опыта осознается ребенком как результат его желаний, что нередко приводит к сильному чувству вины. Возникающие печаль и грусть очевидны и достигают большой интенсивности, но продолжаются недолго.

В младшем школьном возрасте дети считают смерть маловероятной, не осознают ее возможности для себя, не считают необратимой. Ближе к подростковому возрасту объективные факты смерти становятся более важными, чем фантазии, формируется понимание различия между живым и неживым, живущим и умершим.

Для подростков смерть становится более очевидным явлением. Но они фактически отрицают ее для себя, гоняя на мотоциклах, экспериментируя с опасными веществами или будучи вовлеченными в другую привлекательную, но рискованную активность. В дальнейшем подросток принимает мысль о своей смерти, но, преодолевая возникшую тревогу, отрицает реальность этой возможности. Дети, а нередко и многие подростки, совершая суицид, прямо не предусматривают смертельного исхода. В отличие от взрослых у них отсутствуют четкие границы между истинной суицидальной попыткой и демонстративно - шантажирующим аутоагрессивным поступком. Это заставляет в практических целях все виды аутоагрессии у детей и подростков рассматривать как разновидности суицидального поведения. Они следующие:

1. Несерьезность, мимолетность и незначительность (с точки зрения взрослых) мотивов, которыми дети объясняют попытки самоубийства. Этим обусловлены трудности своевременного распознавания суицидальных тенденций и существенная частота неожиданных для окружающих случаев.

 2. Наличие взаимосвязи попыток самоубийств детей и подростков с отклоняющимся поведением: побегами из дома, прогулами школы, ранним курением, мелкими правонарушениями, конфликтами с родителями, алкоголизацией, наркотизацией, сексуальными эксцессами и т.д.

3. В детском и подростковом возрасте возникновению суицидального поведения способствуют депрессивные состояния, которые проявляются иначе, чем у взрослых, и существенно разнятся между собой.

    Если подросток задумал серьезно совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

Словесные признаки

Подросток, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своём душевном состоянии:

 - прямо говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так дальше жить»;

 - косвенно намекает о своём намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться»;

 - много шутит на тему самоубийства;

 - проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Поведенческие признаки

Подросток может:

1. раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами;

 2. демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:

- в еде - есть слишком мало или слишком много;

 - во сне - спать слишком мало или слишком много;

 - во внешнем виде - стать неряшливым;

 - в школьных привычках - пропускать занятия, не выполнять  домашние задания, избегать общения с одноклассниками, проявлять раздражительность, угрюмость, находиться в подавленном настроении;

 - замкнуться от семьи и друзей;

 - быть чрезмерно деятельным или наоборот безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния;

 - проявлять признаки беспомощности, безнадёжности и отчаяния.

Ситуационные признаки

Ребенок может решиться на самоубийство, если:

 -  социально изолирован, чувствует себя отверженным;

 - живёт в нестабильном окружении (серьёзный кризис в семье; алкоголизм- личная или семейная проблема);

 - ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального или эмоционального;

 -  предпринимал раньше попытки самоубийства;

 - имеет склонность к суициду вследствие того, что он совершился кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;

 - перенёс тяжёлую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);

 - слишком критически относится к себе.

Для  подростков  склонных  к  самоубийству  характерны   высокая   внушаемость и  стремление   к  подражанию.  Поэтому, когда  случается  одно  самоубийство, оно становится  сигналом   к  действию  для   других,  предрасположенных  к  этому подростков. Иногда  небольшие  группы  ребят  даже  объединялись  с  целью  создания некой  субкультуры  самоубийств»  («эпидемии  самоубийств среди подростков»).

Если замечена  склонность  школьников  к  самоубийству, следующие  рекомендации   помогут  изменить ситуацию:

1.Внимательно  выслушайте  решившегося  на  самоубийство  подростка. Приложите  все  усилия, чтобы понять  проблему, скрытую за  словами.

 2.Оцените  серьезность, намерений и чувств,  глубину  эмоционального  кризиса ребенка.

 3.Внимательно  отнеситесь ко  всем   даже   самым   незначительным   обидам  и жалобам. Не  пренебрегайте  ничем  из  сказанного.

 4.Не  бойтесь  прямо  спросить, не  думает   ли   он   или   она   о   самоубийстве. Опыт  показывает, что  такой   вопрос   редко  приносит   вред. Часто  подросток бывает  рад  возможности  открыто  высказать  свои  проблемы. Ребенок  может почувствовать  облегчение  после  разговора  о  самоубийстве, но  вскоре  опять может  вернуться  к  тем  же  мыслям. Поэтому   важно    не   оставлять   его     в одиночестве  даже  после  успешного  разговора.

 5.Поддерживайте  его  и будьте  настойчивы. Человеку  в  состоянии  душевного кризиса  нужны  строгие  и  утвердительные  указания.

 6.Убедите  его   в  том, что  он  сделал  верный  шаг, приняв  вашу  помощь. Осознание  вашей   компетентности,   заинтересованности   в   его  судьбе  и  готовности  помочь  дадут  ему  эмоциональную  опору.

 7.Следует  принять  во  внимание  и  другие  возможные  источники  помощи: друзей, семью, врачей, священников, к  которым  можно  обратиться.  

  Психологический  смысл  суицида  чаще  всего заключается  в  реагировании, снятии  аффективного  напряжения, ухода, выключения  из  тяжелой  жизненной ситуации. Общей  эмоцией   в  кризисной,  ведущей  к  самоубийству, ситуации является  эмоция  безнадежности  и  беспомощности. Часто у  подростков  эта эмоция  проявляется  смятением  и  тревогой.  

Все суициды делятся на три группы:

- истинные,

 - скрытые,

 - демонстративные.

Истинный суицид никогда не бывает спонтанным, хоть иногда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие, даже самые близкие люди, нередко такого состояния человека не замечают (особенно если откровенно не хотят этого). И своеобразный тест на готовность к истинному суициду - размышления человека о смысле жизни. Поэтому своего рода «группу риска» по суицидам составляют подростки. Подросток часто не находит для себя ответа, каково его предназначение в этом мире, а в силу подросткового максимализма принять ответ - «жить для того, чтобы жить» - ему еще очень трудно. Основной процент самоубийств "из-за любви" происходит потому, что детская влюбленность - не что иное, как отражение потребности быть нужным хоть кому-то: если уж не родителям, то Ему или Ей. И когда взаимности не возникает, нередко приходит ощущение, что ВО ВСЕМ МИРЕ ТЫ НИКОМУ НЕ НУЖЕН.

Демонстративный суицид.Основная часть суицидов – это попытка подростка вести диалог, только вот таким своеобразным и совершенно непригодным для этого методом. Большинство самоубийц, как правило, хотели вовсе не умереть, а только достучаться до кого-то, обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь.

 Очень часто приходится сталкиваться с родительскими жалобами на "неуправляемость" детей и подростков: на уроках шалит, разбил стекло, нахамил учительнице, избил товарища. Просят проверить, все ли у ребенка в порядке с психикой, или начинают давать ему успокоительные препараты. А на самом деле все гораздо проще: даже двух-трехлетний малыш, когда ему необходимо родительское внимание, может разбить чашку или написать в штанишки. И тогда взрослые пусть отшлепают, пусть наругают, но зато и увидят, что у них есть ребенок! И как это ни цинично и как ни страшно, иной раз детские и подростковые суициды происходят по той же причине: ребенок уходит из жизни с мыслью - «наконец-то вы обратите внимание на то, что я есть, вернее, был...»

 Конечно, демонстративный суицид иногда проявляется и как способ своеобразного шантажа - "сделай то-то и то-то или я застрелюсь, повешусь, брошусь под поезд...". И бич демонстративных самоубийц - случайность: случайно выстрелило ружье, случайно затянулась петля, случайно оказался скользким перрон... А они-то хотели только попугать!

 Вообще с демонстративными суицидами следует быть осторожным. Очень сложно отговорить человека от суицида, упирая на его чувство долга: нельзя бросать близких. Такое давление может лишь подтолкнуть к роковому шагу: "Я настолько уже ничего не значу, что и жизнью собственной распоряжаться не вправе!" Скажите же такому человеку, что никто не заставляет его жить насильно, и если он хочет в этой жизни быть значимой личностью, то не лучше ли приложить свою голову и руки к тому, чтобы добиться значимости более адекватными способами.

Скрытый суицид - удел тех, кто понимает, что самоубийство - не самый достойный путь решения проблемы, но тем не менее другого пути человек найти не может.Такие люди выбирают не открытый уход из жизни «по собственному желанию», а так называемое «суицидально обусловленное поведение». Это и рискованная езда на автомобиле, и занятия экстремальными видами спорта или опасным бизнесом, и добровольные поездки в горячие точки, и даже алкогольная или наркотическая зависимость. Даже дети, которые катаются на крыше лифта, могут делать это по той же самой причине. И сколько угодно можно твердить человеку о том, что все это опасно для жизни, как правило, именно этой опасности и жаждут скрытые суициденты.

 Не стоит доверять и распространенному мифу о том, что, мол, «кто говорит о самоубийстве, никогда этого не сделает». Да, заявление о возможном суициде может быть и демонстрацией, но может быть и криком о помощи, причем сорвавшимся случайно. И неспециалисту «диагноз» здесь поставить очень сложно. Поэтому советуем не оставлять без внимания такие высказывания.

 Здесь важно очень осторожно, тактично, умно переключить возможного самоубийцу с мысли о суициде. Но ни в коем случае не говорить ему: «Да ты не думай об этом!» Вот проделайте такой эксперимент. Представьте, что вам кто-то сказал: «Не думай о слоне». Ну-ка, о чем вы сейчас в первую очередь подумали? То-то и оно. Точно также нельзя впрямую отговорить человека «не думать о суициде». Лучше «подкинуть» ему иную работу для мозгов.

 Вообще суицид - не повод для осуждения. Конечно, человек выбрал не самый лучший и не самый умный способ решения проблем. Но не его вина, а его беда в том, что других способов он найти не сумел.

 Любой суицид - это личное, осознанное решение самого человека. И лучшая профилактика суицида - дать возможность подростку позитивно ощутить право распоряжаться собственной жизнью, равно как и право искать другие методы для решения его проблем! Если человек чувствует себя нужным хотя бы самому себе, если он имеет право голоса хотя бы в отношении себя самого - уже поэтому жизнь становится для него достаточно большой ценностью.

И я вновь обращаюсь к вам: суицид – это не геройство, и не слабость, это результат неразрешенных конфликтов, из которых наши дети не смогли самостоятельно найти выход, а мы –взрослые- не оказались рядом.



Предварительный просмотр:

Памятка «Правила общения при конфликте с ребенком»

Будучи в позиции слушающего:

  • проявите терпимость: не прерывайте ребенка, не мешайте; прежде чем что-то сказать, хорошо подумайте, убедитесь, что вы хотите сказать именно это; помните, что ваша задача как слушающего — помочь ребенку в выражении, своих проблем;
  • не давайте оценок ребенку: если вы будите оценивать его чувства, то он станет защищаться или противоречить вам; старайтесь действительно понимать ребенка;
  • не давайте советов: помните, что лучшие решения в конфликте — это те, к которым участники приходят сами, а не те, которые им кто-то подсказал; часто бывает трудно побороть желание дать совет, особенно когда ребенок может рассчитывать на него с самого начала — и все же пусть ребенок совершит достаточную душевную работу по самостоятельному поиску выхода из трудной ситуации.

Будучи в позиции говорящего:

  • не обвиняйте — не говорите, что все произошло из-за недостатков ребенка, и не обвиняйте кого-то еще в том, что случилось;
  • не придумывайте — не говорите ребенку, что вы думаете о том, каковы его мотивы и желания, раньше, чем он сам о них что-то скажет;
  • не защищайтесь — сначала расскажите о своих действиях, мыслях и чувствах; сделайте это открыто и достаточно полно, и только после этого можете ждать, что то же самое сделает и ребенок;
  • не характеризуйте — не описывайте личность ребенка, тем более говоря «ты не внимателен, эгоистичен, неопытен, молод и т. п. ,» старайтесь говорить о том, что вас беспокоит по существу;
  • не обобщайте — избегайте использования слов «всегда», «никогда» в описании поведения ребенка, приведите в пример конкретные факты и ситуации, которые вы оба с ребенком хорошо помните.

_________________________________________________________________________________________

Памятка «Правила общения при конфликте с ребенком»

Будучи в позиции слушающего:

  • проявите терпимость: не прерывайте ребенка, не мешайте; прежде чем что-то сказать, хорошо подумайте, убедитесь, что вы хотите сказать именно это; помните, что ваша задача как слушающего — помочь ребенку в выражении, своих проблем;
  • не давайте оценок ребенку: если вы будите оценивать его чувства, то он станет защищаться или противоречить вам; старайтесь действительно понимать ребенка;
  • не давайте советов: помните, что лучшие решения в конфликте — это те, к которым участники приходят сами, а не те, которые им кто-то подсказал; часто бывает трудно побороть желание дать совет, особенно когда ребенок может рассчитывать на него с самого начала — и все же пусть ребенок совершит достаточную душевную работу по самостоятельному поиску выхода из трудной ситуации.

Будучи в позиции говорящего:

  • не обвиняйте — не говорите, что все произошло из-за недостатков ребенка, и не обвиняйте кого-то еще в том, что случилось;
  • не придумывайте — не говорите ребенку, что вы думаете о том, каковы его мотивы и желания, раньше, чем он сам о них что-то скажет;
  • не защищайтесь — сначала расскажите о своих действиях, мыслях и чувствах; сделайте это открыто и достаточно полно, и только после этого можете ждать, что то же самое сделает и ребенок;
  • не характеризуйте — не описывайте личность ребенка, тем более говоря «ты не внимателен, эгоистичен, неопытен, молод и т. п. ,» старайтесь говорить о том, что вас беспокоит по существу;
  • не обобщайте — избегайте использования слов «всегда», «никогда» в описании поведения ребенка, приведите в пример конкретные факты и ситуации, которые вы оба с ребенком хорошо помните.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Суицид- геройство или слабость?"

Родительское собрание на тему: "Суицид-геройство или слабость?" поможет расширить  и углубить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида, предоставит возможность зад...

Памятка для родителей «Правила общения при конфликте с ребенком».

Данная памятка поможет родителям при общении с детьми правильно вести себя в роли слушателя и в роли старшего наставника. Памятка подскажет пути правильного воспитания детей....

Родительское собрание: "Суицид — геройство или слабость"

Проведение родительского собрание вместе с инспектором ОДН по очень актуальной теме о суициде в рамка "Городского родительского всеобуча"...

Суицид-геройство или слабость?

пропаганда здорового образа жизни...

памятка для родителей "Как избежать конфликтов в общении с подростком?"

Дети — тонкие психологи. Они прекрасно чувствуют слабость старших. Поэтому, несмотря на вашу готовность к компромиссу, сын или дочь должны знать, что родительский авторитет незыблем....

Памятка для родителей "Как избежать конфликтов в общении с подростком?

Дети — тонкие психологи. Они прекрасно чувствуют слабость старших. Поэтому, несмотря на вашу готовность к компромиссу, сын или дочь должны знать, что родительский авторитет незыблем....