Этапы речевого развития
статья на тему

Исянбаева Зиля Дамировна

Этапы речевого развития
(примерный график развития речи малыша)

1 месяц
Малыш начинает осваивать, так называемую, сенсорную речь: формируется речевой слух и сосредоточение - кроха прислушивается, когда к нему обращаются взрослые, и издает в ответ тихие гортанные звуки «г», «к».
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etapy_rechevogo_razvitiya.docx13.54 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы речевого развития
(примерный график развития речи малыша)

1 месяц
Малыш начинает осваивать, так называемую, сенсорную речь: формируется речевой слух и сосредоточение - кроха прислушивается, когда к нему обращаются взрослые, и издает в ответ тихие гортанные звуки «г», «к».

2 месяца
Быстро отвечает улыбкой при общении.
Кричит с разной интонацией.
Начинает гулить.

3 месяца
Внимательно слушает обращенную к нему речь.
Начинает различать интонацию взрослого.
Гулит нараспев.

4 месяца
Продолжительно гулит нараспев.
Отвечает взрослому (теперь малыш способен «поддержать» получасовой диалог с мамой и другими близкими).
Пытается подражать интонациям взрослых.

5 месяцев
Продолжительно певуче гулит с цепочками звуков.
Различает ласковый тон (оживляется, улыбается, смеется, гулит в ответ) и строгий (пугается, хнычет, кричит).

6 месяцев
Лепечет, произносит отдельные слоги («ба», «ма», «на»).
Подолгу общается сам с собой.
Узнает по голосу близких.

7 месяцев
На вопрос «где?» ищет знакомый предмет или игрушку и указывает на него (нее) пальцем.
Продолжительно и активно лепечет.

8 месяцев
Начинает понимать и выполнять простые просьбы типа «дай ручку».
Пытается повторять за взрослыми слоги и жесты.

9 месяцев
Выполняет более сложные просьбы: «поцелуй маму», «принеси шарик».
Знает свое имя, откликается на зов.
Привлекает к себе внимание словами и жестами.
Говорит с разной интонацией.

10 месяцев
Повторяет за взрослым новые слоги.
Произносит первые лепетные слова («ма-ма», «па-па», «ба-ба»).
По просьбе взрослого показывает части своего и чужого лица и тела: глазки, носик, ушки и т. д.

11 месяцев
Говорит «дай», «на» и т. д.
Понимает значение слова «нельзя».

1 год
Легко повторяет новые слоги.
Машет головой в знак отрицания и ручкой на прощание.
Произносит 6 -10 облегченных слов («ням-ням», «ля-ля»).

1-1,5 года
Интенсивно пополняет свой пассивный словарный запас.
Выполняет поручения взрослых.
Подолгу эмоционально лепечет, подчеркивая «смысл» мимикой, жестами, интонацией.
Подражает различным звукам (мяукает, жужжит).
Называет свое имя и показывает на пальчиках возраст.
Пытается связать в предложение два слова.
В 1,5 года произносит около 30 простых по звуковому составу слов.

1,5-2 года
Понимает смысл слова, фразы, активно анализирует речь взрослых.
Пытается соотнести слова с абстрактными значениями, хотя и понимает их часто по-своему. Например, связывает слово «мужчина» только со своим папой.
Подражая взрослым, легко произносит знакомые и незнакомые слова – как адресованные ему, так и случайно услышанные от окружающих.
Говорит фразами. Начинает понимать грамматический строй речи.
Строит интонационно четкие вопросительные и восклицательные предложения. Очень любит задавать вопросы «что это?», «кто это?».
В 2 года имеет активный словарный запас из 100-300 слов.

2-2,5 года
Говорит существенно «чище», владеет большей частью звуков родной речи.
Достаточно связно строит предложения (структура речи приближается к речи взрослого, хотя правила грамматики использует еще неточно, заменяя их собственными).
Активно использует новые слова во время диалогов со взрослыми.
Задает вопросы «когда?», «где?».
В 2,5 года имеет словарный запас из 500-1000 слов (в этом возрасте мальчики обычно несколько отстают от девочек – менее активно используют в речи новые слова, но к 3 годам догоняют ровесниц).

2,5-3 года
Понимает почти все, что ему говорят (пассивный словарный запас растет очень быстро).
Произносит артикуляционно-сложные звуки и слоги (иногда правильное произношение сочетается с выдуманным).
Дополняет речь ритмичными движениями, жестами, мимикой.
Постоянно задает вопросы (в том числе «почему?» и «зачем?») и легко отвечает на те, что адресованы ему.
Использует в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Достаточно свободно говорит (может рассказать о прошедшем дне, однако пересказать текст еще не способен).
Может начать ругаться, используя бранные слова, которые где-то услышал (не ругайте ребенка, ведь это тоже одно из проявлений развития речи – просто объясните, почему некоторые слова лучше не произносить).
В 3 года имеет словарный запас из 2000-3000 слов. Грамматический строй речи практически аналогичен строю речи взрослого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие детей на разных речевых этапах

Презентация для молодых воспитателей....

Этапы речевого развития ребенка.

Раннее развитие ребёнка – это не дань моды, а необходимость, диктуемая потребностями современного технологического мира.lКонечно, каждый ребёнок развивается в своём индивидуальном темпе, осваивает соб...

Основные этапы коррекционно-логопедической работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития

Основные этапы коррекционно-логопедической работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития...

Семинар "«Особенности речевого развития детей с РДА. Методические рекомендации по развитию речи на раннем этапе обучения»

laquo;Особенности речевого развития детей с РДА.  Методические рекомендации по развитию речина раннем этапе обучения»...

"Основные этапы нормального речевого развития ребенка"

В данном материале описывается этапы речевого развития в норме (гуление, лепет, первые слова и т.д.)...