Родительское собрание «Адаптация пятиклассников в основной школе»
материал по теме

Наталья Александровна Власова

Материалы   к  родительскому  собранию,  включающие  информацию  о    психофизических особенностях, которые   могут   способствовать  или  препятствовать  успешному прохождению адаптационного   периода пятиклассников, а также диагностический инструментарий для учителей и памятки для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_5-klassnikov.rar166.03 КБ

Предварительный просмотр:

АНКЕТА

ДОРОГОЙ УЧЕНИК !

Учителя твоей  школы  хотят  узнать твое мнение об учебе в школе.

Для этого закончи предложения  или  подчеркни

нужный   ответ.   Пиши   как   можно  подробнее.  Правильных  или

неправильных ответов нет.

1.В нашей школе мне больше всего нравится

  • учиться, уроки
  • учительница
  • наш класс, столовая, спортзал
  • допиши свой вариант

2.Я больше всего люблю уроки_______________________________

_________________________________________________________

3. Часто   ли  тебе  нужна  дополнительная  помощь  в  подготовке

домашних заданий?_______________________________________

Напиши, кто тебе помогает_______________________________

4. Моя  учительница  часто  говорит,   что   я___________________

________________________________________________________

5. Мои родители говорят о школе

часто  ________          редко ________              никогда___________

6. Мои  родители  о  моей  учебе  говорят,  что я________________

________________________________________________________

7. Когда  я  думаю  о  5-м  классе,  то__________________________

________________________________________________________

Примечание.

Вопросы 1,2 дают некоторую информацию о мотивации учения;  вопрос

3 - информацию об адекватности помощи ученикам,  имеющим проблемы

в учении; вопрос 4 - о преобладающем стиле оценочной деятельности

педагога относительно  данного  ученика,  а  также  о  самооценке

ученика;  вопросы  5,6  -  об  отношении  родителей  к школе и их

участии в формировании самооценки сына или дочери;  вопрос 7 - об

эмоциональной готовности к переходу в среднюю школу.

Вопросы данной  анкеты  можно  изменять  в  зависимости  от целей

исследования.  Аналогичная анкета может  применяться  и  в  пятом

классе,  в  этом  случае  7-й  вопрос анкеты может быть изложен в

следующем виде: "Когда я вспоминаю 4-й класс,то....".

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА

психолого-педагогического  статуса

ученика  5-го класса_______________________

Дата заполнения ___________________

                         

Параметры статуса

Высокий уровень  адаптации

1.Произвольность       самостоятельно

психических процессов

Умение самостоятельно

организовать выполнение

учебного задания.

Сосредоточенность и под-

держание внимания на учебной задаче(наблюдение)

2.Развитие мышления    

Владение приемами понятий-

ного мышления.

Выполнение логических опе-

раций: выделение существенных

признаков, обобщение, классифи-

кация, аналогии и др. (психо-

диагностика).

Систематизация и перенос учеб-

ных знаний и навыков с одного

явления, учебного предмета на

другой (педагогическое

наблюдение)

3.Развитие речи        

Грамотность и богатый словар-

ный запас устной речи.  Владение

сложноподчиненными конструкциями

в письменной и устной речи,

связность речи (наблюдение,психо-

диагностика)

4.Развитие тонкой  моторики            

Понятность, аккуратность

письма (при наличии данной проб-

лемы - работать с педагогом)

5.Умственная работоспособность и темп учебной деятельности

Способность работать в одном

темпе со всем классом

 (психодиагностика, наблюдение

6.Мотивационная сфера  

Позитивное отношение к школе.

Сохранность познавательных

мотивов учебной деятельности.

Ориентация на самостоятель-

ное получение знаний.

Понимание смысла"учение для себя"

(психодиагностика, наблюдение)

7. Особенности поведения                  

Поведенческая саморегуляция:

умение сдерживать непроизвольные эмоции  и желания, принятие и соблюдение классных  и школьных социальных и этических норм(наблюдение).

8.Особенности общения    

    со сверстниками        

Способность к установлению

дружеских отношений и их

поддержанию. Принятие коллективом класса (социометрия)

9.Особенности общения    

    с педагогами          

Способность самостоятельно установить адекватное взаимодействие с педагогом

10.Эмоциональное состояние                

Адекватность переживаний,

школьная и личностная тре-

вожность в норме, эмоциона-

льная устойчивость(наблю-

дение, психодиагностика)

11.Отношение к себе    

Позитивная Я-концепция, ус-

тойчивая адекватная само-

оценка (психодиагностика)

Данная  карта  заполняется на каждого ученика 5-х классов;  участие в заполнении карты принимают также классные руководители,  учителя-предметники, социальные педагоги. Она служит основанием для подготовки соответствующих рекомендаций для каждого ученика.

Я испытываю в школе

Да

Я испытываю в школе

Да

1.Спокойствие

9.Сомнение

2.Усталость

10.Обиду

3.Скуку

11.Чувство унижения

4.Радость

12.Страх

5.Уверенность в себе

13.Тревогу за будущее

6.Беспокойство

14.Благодарность

7.Неудовлетворенность собой

15.Симпатию к учителям

8.Раздражение

16.Желание приходить сюда

Оценка степени  согласия учеников с предложенными утверждениями по следующей шкале:

вопросы

да

нет

Не всегда

Я иду в лицей с радостью

В лицей у меня обычно хорошее настроение

У нас хороший классный руководитель

У меня есть любимые школьные предметы

Я привык к новым учителям

В начальной школе было лучше

На летних каникулах я скучал по школе

Продолжи предложение:

мне не нравится (или нравится) в школе (что?)

Вопросы

4 класс

5 класс

Сколько учебных предметов изучалось Вашим ребёнком в 4 классе? В 5 классе?

Какова недельная учебная нагрузка была у Вашего ребёнка в 4 классе? В 5 классе?

Сколько учителей обучало Вашего ребёнка в 4 классе? В 5 классе?

Сколько времени в среднем тратил Ваш ребёнок на подготовку домашних заданий в 4 классе? В 5 классе?

Опросник С.В. Левченко «Чувства, которые я испытываю в школе» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Адаптация пятиклассников к школе"

При переходе ребят из начального звена в среднее всегда возникают трудности с адаптацией. И всегда первое родительское собрание посвящено этой проблеме....

Методическая разработка родительского собрания "Адаптация учащихся 5 классов к новым условиям учебы"

Родительское собрание на тему "Адаптация пятиклассников к новым условием учебы" представляет собой материал, в котором раскрываются особенности адаптции детей в школе в среднем звене с точки зрения пс...

родительское собрание "Адаптация обучающихся 5-го класса"

Презентация к родительскому собранию, которое я проводила в 5 классе,посвящено адаптации обучающихся....

Родительское собрание "Адаптация пятиклассников"

Родительское собрание  " Адаптация пятиклассников"...

Родительское собрание "Адаптация первоклассников"

Родительское собрание "Адаптация первоклассников"...

Родительское собрание "Адаптация первоклассников"

Родительское собрание "Адаптация первоклассников"...

Родительское собрание "Адаптация учащихся 5 класса к средней школе"

Материал содержит презентацию и печатные материалы, которые помогут в подготовке и проведении собрания...