Развитие мелкой моторики.
статья по теме
Зачем развивать мелкую моторику? Почему это важно? Какие упражнения помогут развивать мелкую моторику? Ответы на данные вопросы Вы найдете в предлагаемом материале.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие мелкой моторики | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Зачем нужно развивать
мелкую моторику?
Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности с овладением навыками письма. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости, ещё в дошкольном возрасте.
Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи:
во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка;
во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Вполне понятно, что нетренированные руки, не приученные совершать дифференцированные движения и выдерживать достаточно длительную нагрузку, окажутся неспособными к выполнению такой тонкой и сложной деятельности, как процесс письма.
Из всего выше сказанного должна быть ясна необходимость специальной заботы родителей о развитии у ребенка тонких и дифференцированных движений пальцев рук.
Как развивать
мелкую моторику?
У детей, поступающих в первый класс, ещё не достаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки. Отсюда - трудности в письме. Они связаны, прежде всего, не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности. Поэтому в подготовительный период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребенка к письму. Основная задача тренировочных упражнений состоит в том, чтобы сделать эти упражнения доступными и легко выполнимыми для ребенка.
Упражнения и виды занятий
для тренировки руки ребёнка:
- различные виды конструирования;
- упражнения с мозаикой, особенно - с мелкой;
- рисование, в том числе рисование в воздухе; очень полезны орнаменты и узоры, т.к. в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв;
- выполнение аппликаций (с отщипыванием клочков бумаги, составляя таким образом аппликацию);
- перевод картинок через копировальную бумагу (обведение контура, рисование орнамента);
- раскрашивание ( раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие
тренирует мелкие мышцы руки, делает её движения сильными и координированными. Рекомендуем использовать цветные карандаши, а не фломастеры.);
- вырезывание ножницами различных фигур;
- вязание, вышивание;
- доступная работа с инструментами (преимущественно для мальчиков);
- перебирание крупы, гороха для приготовления пищи;
- обучение игре на пианино, на аккордеоне...;
- перелистывание книжных страниц;
- разминать пальцами пластилин, глину; лепить (что особенно важно для развития силы пальцев рук);
- запускать пальцами мелкие волчки;
- катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;
- завязывать (развязывать) узлы на толстой веревке, на шнуре;
- заводить механические игрушки ключиками;
- застёгивание пуговиц, крючков, молний, замочков, закручивание крышек;
- игры с песком, водой;
- массаж пальчиков, пальчиковые игры.
Перечень возможных видов занятий для развития у ребенка ручной моторики можно продолжать до бесконечности. Неограниченный простор в этом отношении дает сама жизнь, нужно только умело и своевременно привлекать ребенка к доступным для него видам деятельности (прополка на огороде, сбор лесных и садовых ягод с последующей их переборкой, чистка и резка вареных овощей, не требующая использования острого ножа, и многое другое). Благодаря всем этим систематическим и разнообразным упражнениям руки ребенка постепенно приобретут ту точность, силу и дифференцированность движений, которая необходима для письма.
Рекомендуемая литература.
1.Белая А.Е., Мирясова В.И. "Пальчиковые игры", М., 1999
2.Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. "Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать". Ярославль, 2002
3.Цвынтарный В.В. "Играем пальчиками и развиваем речь". С-Пб, 1996 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развития
Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.В данно...
«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»
Игры с предметами домашнего обихода.Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены оче...
Значение пальчиковых игр для развития мелкой моторики и речи дошкольников с задержкой психического развития.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Движения па...
Мелкая моторика детей-олигофренов. Планирование работы по развитию мелкой моторики.
Краткая характеристика мелкой моторики детей дошкольного возраста,страдающих олигофрений. Как планировать работу по развитию мелкой моторики. Образец планирования индивидульной работы....
Методическая разработка "Организация психокоррекционной работы с умственно отсталыми детьми и детьми с задержкой психического развития путем развития мелкой моторики пальцев рук на занятиях оригами
Работа с детьми – олигофренами и детьми с задержкой психического развития младшего школьного возраста показывает, что их обучение и воспитание должно построено специальным образом. ...
"Влияние развития мелкой моторики на формирование речевого развития у детей дошкольного возраста".
«Согласно проведенным учеными исследованиям и наблюдениям, стало известно, что систематическая работа по формированию мелкой моторики будет способствовать развитию речи и мышления ре...
«Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей»
Материал проведенного логочаса для родителей детского сада. В материале представлены упражнения с подручным материалом....