Компьютерная зависимость детей и подростков
учебно-методический материал на тему
В данном материале представлены причины возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков, а также рекомендации родителям и специалистам по ее преодолению. Этот миатериал может быть использован как социальными педагогами, так и педагогами-психологами при подготовке классных часов, родительских собраний, рекомендаций, памяток для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompyuternaya_zavisimost_detey_i_podrostkov.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Компьютерная зависимость детей и подростков.
На сегодняшний день проблема взаимодействия человека и компьютера является одной из актуальных. Это подчеркивается в исследованиях Р.М.Грановской, Е.Е.Лысенко, К.Янга и др. Е.Е.Грановская отмечает положительные моменты увлечения развлекательными компьютерными играми. Они полезны, когда используются в качестве смены деятельности, для того, чтобы снять напряжение, отвлечься от чтения, писании, физической нагрузки и т.д. При чрезмерном пристрастии подростков к виртуальным играм, они становятся «камнем преткновения» на пути духовного и физического развития.
Официально, компьютерная аддиктивность была признана психиатрами в середине 90-х годов ХХ века. Тогда же была и введена первичная классификация вариантов такого рода зависимости. Поскольку введена она была американскими учеными, в ней в ихобилии встречается терминология, позаимствованная из английского языка. И это, прежде всего, действительно геймераддиктивность, или зависимость от компьютерных игр. Ее в свою очередь можно разделить на варианты онлайн-аддиктивность и офлайн-аддиктивность. Первая из них или сетевая онлайн зависимость связана с навязчивой идеей игр в Интернете, офлайн зависимость предполагает постоянное использование компьютерных игр без выхода в Интернет. Различие между этими двумя видами зависимости, прежде всего, в том, что игра в Интернете всегда предполагает наличие партнеров, то есть общение, пусть и на другом уровне, и соперничество.
Второй случай офлайн зависимость предполагает соревнование, как и общение, только с компьютером. При этом последний выступает как в роли игрового партнера, так и в роли собеседника, соперника.
Проблеме «компьютер и дети» уделяется все еще недостаточно внимания, особенно на фоне возрастающей значимости компьютера в процессе обучения. Подростки стремятся использовать возможности компьютерной техники максимально, так как их стремление к разнообразию контактов и расширению информационного пространства соответствует особенностям возраста. Наряду с положительными моментами при взаимодействии подростка с компьютером возникают проблемы, связанные, прежде всего, с психологическими нагрузками.
В большей степени компьютерными аддиктами становятся дети и подростки, имеющие нестабильные и конфликтные семейные или школьные отношения, не приверженные никаким серьезным увлечениям. Именно они находят в виртуальном мире отдушину и считают свое пребывание в сети или успехи в компьютерной игре достаточными для самоутрвеждения и для улучшения своего состояния.
Проблема компьютерной зависимости – это еще и проблема потери доверия. Если человека обманывали или предавали (в его понимании), то он будет выбирать те отношения, которые защитят его от негативных переживаний.
Участие в виртуальном мире позволяет детям и подросткам расслабиться и абстрагироваться от психологических проблем в реальном мире, но это происходит лишь на момент пребывания в виртуальном пространстве. Для игрового аддикта реальный мир неинтересен и полон опасностей, так как большинство зависимых – это люди, плохо адаптирующиеся в социуме. Вследствие этого человек пытается жить в виртаульном мире, где все возможно, все дозволено, где он сам устанавливает правила игры. Логично предположить, что выход из виртуальной реальности является болезненным для аддикта: он вновь сталкивается с ненавистной для него реальностью, что и вызывает снижение настроения и активности, ощущение плохого самочувствия.
Ребенка, как будущего аддикта, могут привлекать возможности компьютера из-за:
- реалистически происходящего и забвения неуютного окружающего мира;
- наличия собственного мира, который доступен только ему;
- возможности исправить любую ошибку, путем многократных попыток;
- возможности самостоятельно принимать любые (в рамках игры) решения, вне зависимости от того, к чему они могут привести;
- отсутствия ответственности за совершаемые поступки.
Для подростка очень важно освоение личностного пространства, границы которого он подчеркивает увлечением молодежной музыкой, повышенным вниманием к своей внешности, украшению своей комнаты, велосипеда или компьютера. Он не признает жизненного стиля взрослых и создает свой. Он хочет выделиться, заявить о себе, всем своим видом показать, что он взрослый, самостоятельный и неповторимый.
Для самоутверждения подростку уже не надо демонстрировать выносливость и физическую силу привычными методами. Сейчас именно компетентность в компьютерной сфере определяет статус, признание и несомненный авторитет в среде сверстников.
Ключевое чувство любой игровой зависимости – азарт. От всех других чувств азарт отличается тем, что его предметом являются сами положительные эмоции. Вначале человек стремится испытать эти эмоции, а затем все его действия подчинены тому, чтобы они им овладели. Тогда чувство азарта становится аффектом – глубокой и длительной эмоцией, при которой рациональный контроль существенно снижается. Аффект сужает восприятие, воля концентрируется на одной единственной цели. Как и при алкоголизме, игровая зависимость превращает жизнь человека в игру. Наслаждение, которое приносит игровое пристрастие, заменяет жизненную активность. Сила азарта соответствует степени регрессии личности в виде ухода от реальных действий в иллюзорное прошлое, где существует немедленное наслаждение, волшебное разрешение проблем и нет обязательных законов или ограничивающих правил.
Дети из-за чрезмерного увлечения компьютерными играми часто просто не могут остановиться. Из-за этого нередко опаздывают или вовсе пропускают занятия в школе. Даже при нарастании проблем в школе и дома не в состоянии справиться со своим увлечением.
В жизни подростка общение с компьютером становится лидирующим. Круг иных интересов сужается. Заинтересованность и эмоциональное оживление в беседе возникает лишь при затрагивании компьютерной темы: в этот момент подросток преображается – у него учащается дыхание, появляется блеск в глазах. Диалог превращается в монолог: он может подолгу рассказывать о преимуществах той или иной системы, о возможностях, открывающихся при работе с компьютером. Подростки почти не замечают окружающего, не откликаются на реакции собеседника, в ситуациях выбора в подавляющем большинстве случаев предпочтение отдается деятельности, имеющей отношение к компьютеру. Отмечаются трудности засыпания, чрезмерная экзальтация. Попытки родителей ограничить общение подростков с компьютером вызывают бурную реакцию протеста.
При вынужденном переыве возникает чувство опустошенности, скуки. Компьютер приобретает характер сверхценного увлечения с явным ущербом для других сторон жизни, прежде всего, общения с реальными людьми, и выраженным аффективным напряжением. Существенно то, что ролевые игры в детском возрасте являются частью познавательной деятельности человека. Игра типична для для этого возраста и через нее подростки бессознательно удовлетворяют потребность в познании окружающего мира.
Обнаружены и экспериментально подтверждены (С.А.Шапкин, М.С.Иванов) негативные изменения поведения у подростков увлекающихся компьютерными играми, несмотря на то, страдают они компьютерной зависимостью или нет. Под игровой компьютерной зависимостью понимается болезненное увлечение ролевыми компьютерными играми, в которых играющий принимает на себя роль виртуального персонажа и живет его жизнью, ощущая себя в реальности дискомфортно.
Говоря о профилактике компьютерной зависимости у детей, следует обратить внимание на то, что воспитание ребенка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер – это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение. Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребенку оказаться в зависимости от компьютера – это привлечь его в деятельность, не связанную с компьютером, чтобы электронные игры и пребывание в Интернете не стали заменой реальности. Необходимо найти возможность показать подростку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но и тренируют тело, создают нормальный эмоциональный фон в реальной жизни.
Рекомендации родителям
по профилактике компьютерной зависимости подростков.
- Будьте внимательны: вовремя заметить и предупредить появление и развитие компьютерной зависимости легче, нежели потом с ней бороться.
- Постоянно проявляйте внимание и содействуйте развитию интересов и склонностей подростка.
- Поощряйте его творческие начинания от увлечения музыкой до катания на лыжах.
- Помните, что компьютерная зависимость реже проявляется у подростков, занимающихся спортом, поэтому следите, чтобы ваш ребенок должное время уделял физическим нагрузкам.
- Учитывайте личный пример в использовании возможностей компьютера:
- делайте акцент на применении компьютера в своей работе;
- используйте его в качестве помощника в совместном с ребенком досуговом творчестве (компьютерный дизайн, моделирование и пр.), попутно прививая навыки культуры общения с современной техникой.
6. Культивируйте чувства семейной, коллективной общности. Одиночество (в силу разных причин) – повод и основание для ухода в виртуальный мир.
7. Корректно используйте свое право на запрет, так как «запретный плод всегда сладок».
8. Всегда ищите возможность подчеркнуть полноту жизненных проявлений в реальности и односторонность переживаний в режиме on-line.
Тест для определения степени
компьютерной зависимости
Взрослые также могут пройти этот тест, основываясь на визуальных наблюдениях.
Инструкция:
«Ответьте на вопросы, используя следующую шкалу:
0 баллов – никогда;
1 балл – редко;
2 балла – иногда;
3 балла – часто;
4 балла – всегда»
Чем выше сумма баллов, полученная в результате сложения, тем выше вероятность компьютерной зависимости;
10-29 баллов. Вы – обычный пользователь, даже если иногда и позволяете себе задерживаться в сети несколько дольше, то вполне контролируете ситуацию.
30 – 59 баллов. Есть проблема из-за частого увеличения времени пребывания в сети. Задумайтесь над тем, что для вашей дальнейшей жизни важнее: приобретение знаний для полного самовыражения в реальной жизни или виртуальная жизнь, где вы реализуетесь лишь частично и односторонне.
60 – 80 баллов. Имеют место серьезные проблемы. В отдельных случаях необходима помощь специалиста (психотерапевта).
Вопросы теста:
- Прибегаете ли вы к общению в Интернете, чтобы завязать новые знакомства?
- Насколько часто вы пренебрегаете домашними обязанностями, чтобы подольше побыть в сети?
- Насколько часто вы предпочитаете общение в Интернете времяпрепровождению со своими друзьями на улице, в гостях?
- Как часто вы остаетесь в режиме онлайн дольше, чем намеревались?
- Насколько часто близкие жалуются, что вы проводите слишком многоь времени онлайн?
- Снижается ли ваша успеваемость в учебе от длительного препровождения в режиме онлайн?
- Как часто вы проверяете свой электронный почтовый ящик, прежде чем заняться чем-либо?
- Считаете ли вы время, проведенное вдали от компьютера, потраченным впустую?
- Отмечаете ли вы в своем поведении скрытность или стремление защититься, если окружающие интересуются вашим увлечением Интернетом?
- Как часто вы радуетесь тому, что можете укрыться от реальных неприятностей в виртуальном мире?
- Как часто вы отмечаете, что результативность вашей повседневной работы снижается от чрезмерной погруженности в Интернет?
- Часто ли вы замечаете за собой потребность замещения тревожных мыслей о своих неудачах успокаивающими мыслями о виртуальных возможностях?
- Если вам мешают во время сеанса онлайн, часто ли вы раздражаетесь, выходите из себя?
- Предпочитаете ли вы пребывание в сети живому общению?
- Как часто в реальной жизни вас посещают мысли о том, что осталось потерпеть совсем чуть-чуть, и вы окажетесь в родной стихии (в Интернете)?
- Как часто на просьбы родных оторваться от монитора вы отвечаете: «Сейчас, еще минуточку»?
- Часто ли вы безуспешно пытались сократить время пребывания в Интернете?
- Скрываете ли вы от окружающих количество времени своего пребывания в режиме онлайн?
- Часто ли ради блужданий в сети вы отказываете себе в ночном отдыхе (ночном сне)?
- Если вы испытываете дискомфорт от неудач в реальной жизни, исчезает ли он в процессе пребывания в Интернете?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям. Профилактика игровой и компьютерной зависимости детей и подростков
С развитием компьютерных технологий и расширением рынка игрового программного обеспечения значительно увеличилось количество детей, увлекающихся компьютерными играми.Виртуальный мир компьютерных игр, ...
Тематическое родительское собрание для родителей 5-7 классов "Компьютерная зависимость. Дети и Интернет"
Тематическое родительское собраниеКомпьютерная зависимость. Дети и Интернет Форма проведения: беседа с элементами активных форм работыЦелевая аудитория: родители учащихся 5-7 классовОборудо...
Компьютерная зависимость детей
Материал содержит статью о компьютерной зависимости детей и презентацию для родительского собрания...
Компьютерная зависимость детей.
Положительные и отрицательные стороны компьютера....
Классный час по теме "Зависимость детей и подростков от компьютерных игр"
Метапредметный классный час о безопасности использования компьютера и Интернета. Предполагает предварительный опрос учащихся, интерактивные элементы, групповую работу....
Компьютерная зависимость детей дошкольного возраста
Консультация для родителей...
Компьютерная зависимость-ловушка для подростка.
В большей степени компьютерная зависимость развивается у детей и подростков, имеющих нестабильные и конфликтные семейные или школьные отношения, а также не имеющих серьезных увлечений в реальной жизни...