Памятки ЗОЖ для родителей
консультация на тему
Современные школьники все чаще испытывают проблемы со здоровьем.
Проблемы лучше предупреждать, чем решать. И для этого необходима согласованная совместная деятельность школы и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatki.docx | 451.97 КБ |
Предварительный просмотр:
СТРЕСС У ШКОЛЬНИКА
Симптомы стресса у школьников
1.Чувство неуверенности в себе.
2.Проблемы с концентрацией внимания и запоминанием.
3.Нежелание общаться с людьми.
4.Усталость и расстройства сна.
5.Колебание настроения.
6.Раздражительность и вспыльчивость.
7.Беспокойство.
8.Плохой аппетит.
Рекомендации по профилактике стресса у школьников
Совет первый. Определите, относитесь ли вы к группе риска. Если да, то научитесь смеяться над собой в тех ситуациях, где вы допустили небольшую оплошность. Чувство юмора всегда помогает снизить напряжение. А умение посмеяться над собой безо всякого смущения свойственно людям, которые умеют ценить себя, и которые свободны от внутреннего конфликта. Конечно, они стараются изменить вещи в желаемом направлении, если это возможно, но в то же время они способны быть гибкими.
Совет второй. Учитесь наблюдать за собой и осознавать, почему определённые события вызывают в нас напряжение, печалят или раздражают. Попробуйте составить список подобных ситуаций.
Совет третий. Иногда люди принимают слова и действия других на свой счёт, хотя для этого нет никаких веских оснований. Будьте более реалистичны, и прежде чем обидеться или рассердиться на кого-то, разберитесь, действительно ли люди хотели обидеть вас.
Совет четвёртый. В стрессовых ситуациях старайтесь сконцентрировать своё внимание на проблеме, а не «застревать» на собственных отрицательных эмоциях. Попытайтесь найти альтернативные способы решения и выберите из них то, что считаете более приемлемым.
Совет пятый. Занимайтесь профилактикой стрессовых состояний: читайте книги, выполняйте простые релаксационные упражнения. А если вы находитесь в состоянии стресса, то не копите отрицательные эмоции, поделитесь проблемами с близкими людьми.
ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ – ЗАКАЛЯЙСЯ!
Процедуры, способствующие закаливанию организма:
Воздушные ванны. Поскольку в данном случае речь идет о подростках, то посоветуем, чтобы они дома чаще ходили легко одетыми, делали утреннюю гимнастику лишь в трусах, носках и тапочках. В теплое время года желательно как можно легче одеваться на улицу.
Обтирание тела водой. Обтирания обычно начинают с температурой воды примерно 28-30 ° С, постепенно снижая ее каждые 2-3 дня на один градус. Обтирание проводят тканью или губкой, начиная с верхней части туловища ребенка. После обтирания, следует растереть тело сухим полотенцем, начиная от конечностей по направлению к сердцу, до появления приятной теплоты. В дальнейшем можно перейти и к обливанию водой, при этом, температура воды должна быть
на 2-3 ° С выше, чем при последних обтираниях, и также как в случае обтирания, температуру воды каждые 2-3 дня можно снижать на градус, но не опускать ниже
17-15 ° С.
Купание. Купаться разрешается при температуре окружающего воздуха не ниже 24-25 ° С и температуре воды не ниже
20 ° С. Начальная продолжительность пребывания ребенка в воде должна быть в пределах 3-х минут, в последствии ее можно постепенно увеличить до 10-15 минут, но не более. Купаться следует не менее чем через час-полтора после приема пищи, при этом, находясь в воде, следует все время активно двигаться. В случае появления признаков переохлаждения (дрожь, посинение губ, побледнение лица) следует немедленно прекратить купание и интенсивно растереться сухим полотенцем до появления чувства теплоты. Категорически запрещено входить в воду в разгоряченном состоянии.
Пребывание на солнце (солнечные ванны. Начальная продолжительность приема солнечных ванн должна составлять 5-10 минут. В течение этого времени необходимо периодически поворачиваться к солнцу спиной, боками, грудью. Голова должна быть защищена от попадания прямых солнечных лучей панамой или куском ткани. При появлении головной боли или сонливости, процедуры закаливания с пребыванием на солнце следует на время прекратить. Общая продолжительность таких процедур со временем может достигать 40-60 минут и более. Также следует помнить, что наиболее благоприятное время для загара: на юге – с 8 до 11 часов, в средней полосе – с 10 до 12 часов.
Хождение босиком. Между подошвой и слизистой оболочкой верхних дыхательных путей имеется тесная рефлекторная связь, и поэтому у незакаленного человека при местном переохлаждении ног резко понижается температура слизистой носоглотки, из-за чего обычно появляется насморк и кашель. Поэтому, при любом случайном переохлаждении стоп, незакаленный человек рискует простудиться. Хождение босиком способствует повышению активности терморецепторов и механорецепторов стопы, а значить и адаптации организма к местному охлаждению.
Посещение бани. Парить ребенка следует не более 10 минут, отводя столько же времени на принятие прохладного душа, после чего следует сделать 20-ти минутный перерыв для отдыха. После перерыва, процедуру повторяют. Если ребенок посещает баню в первые, то ему не стоит находиться в парилке более 3-5 минут. Так же не стоит в первый раз поливать его холодной водой. Изначально необходимо использовать теплую воду, постепенно снижая ее температуру.
КОМПЬЮТЕР
Советы, чтобы уберечь здоровье.
1. Работать за современными компьютерами с хорошо освещенным рабочим столом.
2. Для учащихся 2 - 6 классов непрерывная продолжительность занятий с компьютером не должна превышать 15 минут
3. Каждый час вставать из-за компьютера и делать комплекс упражнений для позвоночника.
4. Каждый час делать комплекс упражнений для кистей рук.
5. Каждые полчаса делать гимнастику для глаз.
6. Обязательно чередовать работу за компьютером с прогулкой на свежем воздухе.
зарядка для глаз
• быстро 10 раз зажмуриться, не разжимая век;
• потом также 10 раз интенсивно поморгать (Желательно это проделывать как можно быстрее и как можно шире открывая глаза);
• далее нужно закрыть глаза и нарисовать ими восьмерку, сначала вертикальную, затем горизонтальную;
• после этого надо помассировать виски у края глаз круговыми движениями кончиков пальцев, но здесь есть маленький нюанс: пальцы правой руки необходимо двигать почасовой стрелке, а пальцы левой - против.
Особенности организма подростка
Подростково-юношеский возраст (от 14 до 18 лет) характеризуется рядом анатомо-физиологических особенностей, обусловленных энергичной нейроэндокринной перестройкой.
В этом возрасте усиливается функциональная активность передней доли гипофиза, щитовидной, половых желез, благодаря чему происходят половое созревание, бурный рост и развитие организма в целом, особенно костно-мышечной системы. Наиболее важное значение для этих процессов имеют половые гормоны и гормон щитовидной железы, продуцируемые под влиянием гормонов передней доли гипофиза.
Ускоренный рост подростков
Ускорение роста начинается: у девочек в 11-13 лет, у мальчиков - в 13-15. Вследствие этого рост девочек 11-13 лет обычно выше роста мальчиков того же возраста. После 13-14 лет темп роста девочек значительно замедляется, а у мальчиков становится более интенсивным, и к 15-16 годам рост мальчиков значительно выше, чем девочек. Начавшееся в пубертатном периоде ускорение роста у мальчиков происходит более равномерно и продолжается дольше, чем у девочек (до 18- 19 лет).
Костная система подростков
Развитие организма - сложный биологический процесс, он характеризуется не только количественным нарастанием массы тела, но и качественными изменениями, структурной дифференцировкой органов и тканей, в том числе и костей. Каждому возрастному периоду соответствует определенная степень дифференцировки костно-хрящевой ткани - появление точек окостенения, образование синостозов между диафизами и эпифизами трубчатых костей. Поэтому на основании появления точек окостенения и синостозов, что определяется при рентгенографическом исследовании, может быть установлено соответствие биологического развития возрасту подростка.
В период пубертатного ускорения роста возникают временные диспропорции в росте костной и мышечной ткани, обусловливающие некоторое нарушение координации движений (неуклюжесть, угловатость), которые после 15-летнего возраста постепенно сглаживаются благодаря усилению и улучшению нервной регуляции движений.
Сердечно-сосудистая система подростков
Наиболее существенные особенности присущи сердечно-сосудистой и нервной системам подростка. В этом возрасте происходит значительное усиление темпов роста сердца во всех направлениях, интенсивно нарастают его размеры в 14-15 лет - резко увеличиваются масса органа, объем полостей; наиболее интенсивно увеличивается левый желудочек. Существенно изменяется гистоструктура миокарда, увеличивается поперечник мышечного волокна, уменьшается количество сосудов на единицу площади миокарда и др. Особенностью подросткового возраста является несинхронность развития отдельных сердечных структур, что приводит к временному несоответствию между функционально важными элементами: бурным развитием миокарда и закончившимся формированием нервных приборов сердца, емкостью сердца и клапанными устьями, емкостью сердечных полостей и просветом сосудов. Комплекс морфоструктурных изменений происходит на фоне интенсивной эндокринной перестройки, неустойчивости регуляторных механизмов, что лежит в основе нередко возникающих в этом возрасте морфологических и функциональных отклонений сердечно-сосудистой системы, вариантов развития сердца. К ним относятся: изменение конфигурации и размеров сердца (юношеская гипертрофия, малое сердце, митральная конфигурация), неорганические нарушения сердечного ритма, темпа и проводимости, транзиторное повышение артериального давления, неорганический систолический шум и др.
Нервная система подростков
Подростковому возрасту свойственно снижение порога возбудимости центральной нервной системы, следствием чего является повышенная реактивность, часто неадекватность реакций характеру и силе воздействия, выраженная неустойчивость вегетативной нервной системы. Корковая нейродинамика подростков отличается преобладанием возбудительных процессов над тормозными, поэтому особенности поведения подростков часто характеризуются выраженной эмоциональностью, эффективностью.
В подростковом возрасте значительно усилен обмен веществ, особенно белковый, характерен положительный азотистый баланс, что связано с усиленными процессами роста и развития тканей.
Особенности секреторно-моторной функции желудка у подростков
Определенные особенности присущи и функции желудка. Значительная вегетативная неустойчивость обусловливает выраженную лабильность его секреции. Диапазон колебаний общей кислотности и свободной соляной кислоты в норме у подростков очень велик, что снижает диагностическое значение этого показателя при патологических состояниях. Все же подросткам чаще свойственны гиперсекреция и гиперхлоргидрия натощак и в фазе «последовательной секреции». Моторная функция желудка усилена с отчетливой тенденцией к спастическим состояниям, особенно в области пилорического отдела. Эти возрастные особенности секреторно-моторной функции желудка создают благоприятные предпосылки для развития выраженных функциональных и патологических его изменений.
Приведенные особенности развития организма подростка определяют специфику его реакций на различные внешние условия, в том числе и на профессионально-производственные факторы.
Как научиться правильно дышать
Тяжелее всего овладеть правильным диафрагмальным дыханием тучным людям. Тренировать правильное дыхание можно абсолютно везде, так как эта техника скрыта от посторонних глаз.
Если Вы никогда не задумывались о том, где в Вашем организме находится диафрагма, то первое время Вам будет достаточно трудно заставить ее работать. Возможно, начинающим будет легче делать это лежа, чем сидя или стоя.
Расслабьтесь. Одна рука должна лежать на животе, другая – на нижних ребрах, таким образом Вы сможете контролировать и диафрагмальное и реберное дыхание. Сначала нужно постараться минимизировать движения грудной клетки и активизировать мышцы живота, который на вдохе должен выпячиваться, а на выдохе втягиваться.
Чтобы научиться дышать правильно, нужно тренировать брюшное дыхание 2-3 раза в день не более чем по 5 минут. Нужно быть готовыми к тому, что в первую неделю могут возникнуть болевые ощущения в районе диафрагмы, которые сами пройдут через несколько дней тренировок. Уже через пару месяцев регулярных тренировок можно увеличить объем легких на 20-30% и почувствовать прилив жизненных сил. Со временем Ваше дыхание станет правильным брюшным, и Вам даже не нужно будет контролировать этот процесс, так как он будет происходить автоматически. Поэтому не жалейте времени для собственного здоровья и научите свой организм дышать правильно.
Следующим шагом может стать умение управлять вдохом и выдохом, так как в идеале вдох должен быть практически в два раза короче выдоха. Это можно тренировать шагая, например, два шага на вдох, три – на выдох, дальше: два шага – вдох, четыре – выдох.
Правила правильного дыхания
При воспитании навыков правильного дыхания, произвольного управления дыханием обеспечивается и закаливание, и оздоровление организма, и правильная реакция на стресс.
Различают мобилизующее и успокаивающее дыхание.
Медленный вдох и энергичный выдох – это мобилизующее дыхание, нужно применять утром. Удлинённый выдох с укороченным вдохом – успокаивающий приём, его используют при волнении, тревожном состоянии, вечером перед сном.
Воспитывая правильное дыхание, прежде всего, прививаем правила смешанного дыхания, как грудного, так и брюшного. Большое значение придаём работе мышц брюшного пресса, так как это опора дыхания.
Большое значение также придаём носовому дыханию, так как это защитный фильтр, препятствующий проникновении микробов.
Дыхание и приёмы релаксации
- Раздвиньте ноздри – вдох, расслабьте ноздри – выдох.
- Широко откройте рот и подышите носом.
- То же самое с круговыми вращениями головы.
- То же самое с наклоном туловища вниз.
- То же самое во время ходьбы.
- То же самое во время бега.
- То же самое скрестив руки на затылке.
- То же самое скрестив руки на пояснице.
- Закройте одну ноздрю, выдохните и вдохните другой. Затем поменяйте ноздри. Повторите 5 раз.
- Закройте ноздри пальцами и сосчитайте до 10 вслух, откройте ноздри и снова сосчитайте до 10. Повторите 5 раз.
- На вдохе оказывайте сопротивление воздуху, надавливая на крылья носа, выдох производите без сопротивления.
- Вдох носом, на выдохе одновременно постукиваем по крыльям носа и произносим: БИ – БЭ – БА, МИ - МЭ – МА, НИ – НЭ – НА
ДВИЖЕНИЕ _ ЭТО ЖИЗНЬ!
Дневная норма движения
1. 2 часа - любая физическая нагрузка;
2. 1 час - организованная;
3. в перерасчете на шаги - 23-30 тыс. шагов;
4. пульс должен подниматься до 140 ударов в минуту;
5. 2-2,5 часа в день - на свежем воздухе.
Работоспособность человека в течение суток
Время суток | Работоспособность | Физическая активность |
7.00-9.00 | Низкая | Утренняя гимнастика |
9.00-12.00 | Высокая | Активные упражнения, игры, тренировки |
12.00-16.00 | Низкая | Глазная и дыхательная гимнастики |
16.00-19.00 | Высокая | Активные упражнения, игры, тренировки |
19.00-21.00 | Низкая | Дыхательная и глазная гимнастики |
СОВЕТЫ
1. Хотя бы раз в день откажитесь от подъема на лифте, пройдитесь пешком по лестнице.
2. Уборка в квартире, мытье посуды - тоже физическая нагрузка.
3. У телевизора не лежите на диване. Сядьте на стул. И держите спину прямо.
4. На уроке, когда вы долго сидите без движения, регулярно расправляйте плечи и спину. Вращайте плечами, отводите их назад, затем выдвигайте вперед. Крутите головой, разминая шею. Вытягивайте руки перед собой и делайте глубокий вдох и т. д.
5. Если вам звонят на мобильный телефон, встаньте и прохаживайтесь во время разговора.
6. Вообще, не упускайте случая пройтись или даже пробежаться - даже 10-минутная прогулка придаст вам бодрости.
Стоит только захотеть - каждый может найти возможность для движения. А значит, и для укрепления своего здоровья.
Правила для сохранения зрения
- Правильно оборудуй рабочее место, свет должен падать слева, если ты правша и справа, если левша. Настольную лампу включай одновременно с верхним светом.
- Соблюдай чередование работы и отдыха: поработав 20 – 25 минут, отдохни, сделай гимнастику для глаз. Через 45 минут устраивай отдых 15 – 20 минут.
- Нельзя читать лёжа, на ходу, в транспорте, в темноте.
- Соблюдай правила просмотра телевизора: не более 2 часов, сидеть перед экраном на расстоянии не менее 2 м и работы с компьютером: расстояние от не экрана не менее ---- , время работы не более 30 минут.
- Чтобы зрение было в норме, нужно поддерживать здоровье всего организма: заниматься спортом, правильно питаться.
- При назначении очков, надо их носить тогда и столько времени сколько назначил врач.
- Обязательно и систематически делай гимнастику для глаз.
Правила личной гигиены
- Утром и вечером нужно вымыть лицо, руки, почистить зубы, по возможности принять душ. Мытьё тела проводится 1 – 2 раза в неделю. Полотенце у каждого человека - индивидуальное!
- После игр с животными, посещения туалета, перед едой нужно обязательно мыть руки.
- Уход за волосами состоит в мытье головы 1 – 2 раза в неделю подходящими для вашей кожи моющими средствами. Расчёсывать волосы можно только собственной расчёской.
- Одеваться нужно по погоде, в одежду соответствующего назначения. Одежда должна быть чистой, удобной. Меняться одеждой, надевать чужие вещи нельзя.
Правила режима дня
- Утро определяет день: достаточный сон, утренняя гимнастика, умывание дают положительный настрой и заряд бодрости на целый день.
- Чтобы за день успеть сделать как можно больше и при этом чувствовать себя хорошо, надо важные и главные дела делать в первую очередь в специально отведённое для них время. Второстепенные дела можно оставить на свободное время. Время работы и время отдыха нужно чередовать.
- Приём пищи должен происходить в одно и то же время, она должна быть правильно приготовленной, свежей и разнообразной. Каждый день нужно съедать достаточное количество овощей и фруктов.
- Заниматься физической культурой не менее трёх раз в неделю, делать гимнастику, физзарядку, играть в подвижные игры, по возможности посещать секции, в выходные дни стараться совершать загородные прогулки.
- Работа (игра) на компьютере, просмотр телевизора не должны по времени превышать двух часов в день.
- Заканчивать день нужно спокойным занятием (игрой), ложиться спать в определённое время не позднее 10 часов вечера. Спать нужно при открытой форточке, на ровной, жёсткой постели, лучше всего на спине, на маленькой подушке.
Важнейшие правила здоровья
- Каждый свой день надо распланировать так, чтобы в нём кроме учебного времени обязательно оставалось время для игры, отдыха, развлечений, физических упражнений.
- Развивай в себе чувство природы: помни, что ты являешься частью бесконечного мира, в который ты пришёл, чтобы сделать его прекрасным.
- Чистота воздуха – залог здоровья: чистый воздух обеспечивает наш организм кислородом, который необходим для получения энергии.
- Вода – источник жизни: она нужна для питья, приготовления пищи, умывания и купания. От качества и чистоты воды зависит чистота внутренней среды твоего организма.
- Солнце – естественное лекарство: вспомни пословицу « куда редко заглядывает солнце, туда часто приходит врач». Солнечный свет оказывает бактерицидное действие (убивает микробы), способствует выработке витамина Д, улучшает работу нервной системы, улучшает состав крови, обмен веществ.
- Забота о правильной работе своего организма – залог здоровья: соблюдай правила гигиены, профилактики заболеваний, безопасного образа жизни, правильно чередования режима работы и отдыха.
- Здоровье души – важная составляющая всего здоровья. Оно зависит от чувств и поступков, мыслей и стремлений, настроения и мироощущения. Умение радоваться жизни – ключ к счастью, здоровью, долголетию.
Главное правило здоровья – жизнь должна быть радостью!
ПРАВИЛЬНАЯ ОСАНКА
Как правильно сидеть
ПОГОВОРИМ О ВИТАМИНАХ
Суточная потребность в витаминах у разных возрастных групп детей и подростков | |||||||||
Категория | Возраст (годы) | А, МЕ | А, мкг | Е, мг | Д, МЕ | Д, мкг | К, мкг | С, мг | В1, мг |
Дети 1–10 лет | 6 и младше | 1670 | 500 | 7 | 400 | 2,5 | 20 | 45 | 0,9 |
Подростки-мальчики | 11–14 | 3333 | 1000 | 10 | 400 | 2,5 | 45 | 50 | 1,3 |
Подростки-девочки | 11–14 | 2667 | 800 | 8 | 400 | 2,5 | 45 | 50 | 1,1 |
Категория | Возраст (годы) | В2, мг | В5, мг | В6, мг | Вс, мг | В12, мкг | РР, мг | Н, мкг |
Дети 1-10 лет | 6 и младше | 1,1 | 45 | 1,1 | 0,075 | 1 | 12; 7 | 25; 30 |
Подростки-мальчики | 11–14 | 1,5 | 4–7 | 1,7 | 0,15 | 2 | 17; 20 | 30–100 |
Подростки-девочки | 11–14 | 1,3 | 4–7 | 1,4 | 0,15 | 2 | 15 | 30–100 |
Классификация, номенклатура витаминов и их специфические функции в организме человека | ||
Витамин | Витамеры | Специфические функции |
Водорастворимые | ||
Витамин С | Аскорбиновая кислота, дегидроаскорбиновая кислота | Участвует в гидроксилировании пролина в процессе созревания коллагена |
Тиамин | Тиамин | Кофермент ферментов углеводно-энергетического обмена |
Рибофлавин | Рибофлавин | Образует простетические группы флавиновых оксидоредуктаз — ферментов энергетического, липидного, аминокислотного обмена |
Пантотеновая кислота | Пантотеновая кислота | Участвует в процессах биосинтеза, окисления и других превращениях жирных кислот и стеринов (холестерина, стероидных гормонов), в процессах ацетилирования, синтезе ацетилхолина |
Витамин В6 | Пиридоксаль, пиридоксин, пиридоксамин | Кофермент большого числа ферментов азотистого обмена (трансами- наз, декарбоксилаз аминокислот) и ферментов, участвующих в обмене серосодержащих аминокислот, триптофана, синтезе гема |
Витамин В12 | Цианокобаламин, оксикобаламин | Участвует в синтезе метионина из гомоцистеина, в расщеплении жирных кислот и аминокислот с разветвленной цепью или нечетным числом атомов углерода |
Ниацин | Никотиновая кислота, никотинамид | Первичный акцептор и донор электронов и протонов в окислительно-восстановительных реакциях, катализируемых различными дегидроге- назами |
Фолат | Фолиевая кислота, полиглютаматы фолиевой кислоты | Осуществляет перенос одноуглеродных фрагментов при биосинтезе пуриновых оснований, тимидина, метионина |
Биотин | Биотин | Входит в состав карбоксилаз, осуществляющих начальный этап биосинтеза жирных кислот |
Жирорастворимые | ||
Витамин А | Ретинол, ретиналь, ретиноевая кислота, ретинола ацетат | Входит в состав зрительного пигмента родопсина, обеспечивающего восприятие света (превращение светового импульса в электрический); участвует в биосинтезе гликопротеидов |
Витамин D (кальциферолы) | Эргокальциферол (витамин D2); холекальциферол (витамин D3) | Участвует в поддержании гомеостаза кальция в организме; усиливает всасывание кальция и фосфора в кишечнике и его мобилизацию из скелета; влияет на дифференцировку клеток эпителиальной и костной ткани, кроветворной и иммунной систем |
Витамин Е (токоферолы) | α, β, g-, d-токоферолы | Выполняет роль биологического антиоксиданта: инактивирует свободнорадикальные формы кислорода, защищает липиды биологических мембран от перекисного окисления |
Витамин К | Филлохинон (витамин К1); менахиноны (витамины К2); 2-метил-1, 4- нафтохинон (менадион, витамин К3) | Усиливает синтез протромбина, а также некоторых белков, участвующих в процессе свертывания крови, и костного белка остеокальцина |
какие продукты питания нам помогут удовлетворить потребность детей в витаминах
КАК ПРАВИЛЬНО ПРИНИМАТЬ ЛЕКАРСТВА
- не запивать их чаем, кофе, молоком, газировкой;
- нельзя глотать таблетки в лежачем положении или даже облокотившись на спинку кресла — можно подавиться;
- лежачим больным надо приподнимать голову на 5-10 минут для прохождения лекарства;
- капсулы принимать стоя (избегая прилипания);
- не разжевывать, не рассасывать таблетки;
- мази наносить тонким слоем для максимального действия.
Чтобы не запутаться в приеме лекарств, нужно тщательно следовать рекомендациям врача и читать инструкцию. Если на упаковке не указан способ приема таблетки, то лучше запить ее 100 мл кипяченой воды.
Правила здорового сна
- Не стоит принимать пищу непосредственно перед сном. Лучше сделать это часа за 2 до сна. Особенно это касается жирной, тяжелой пищи.
- Ложитесь спать не позже 22-23 часов. Это самое благоприятное время отхода ко сну, когда организм расслаблен, чувствуется усталость и уснуть можно легко. Но, вообще, выбирая время, когда вы собираетесь лечь спать, нужно руководствоваться вот какими цифрами: взрослый человек полностью высыпается за 7-8 часов, нормальный сон, который восстановит все основные функции, длится 5-6 часов.
- Спать лучше на ровной твердой поверхности. На мягких матрасах тело прогибается, позвоночник деформируется, нарушается кровообращение мозга и различных органов. Подушка так же не должна быть слишком пышной и объемной, пусть она будет небольшой, плотной и плоской. Такая подушка поддержит шейный отдел позвоночника, не будет препятствовать мозговому кровообращению.
- Чем меньше на вас будет одежды во время сна, тем лучше. Пусть тело дышит, пусть его ничто не сковывает и не пережимает.
- Сон на боку — самый хороший. За ночь человек несколько раз переворачивается с одного бока на другой автоматически, чтобы внутренние органы не испытывали дискомфорта.
- Постарайтесь закрывать окна на ночь, чтобы избежать сквозняков. Или откройте окно, но закройте дверь. Лучшая температура для сна +18-20 градусов.
- Уберите из спальни тикающие часы, электронные часы разверните так, чтобы не видеть постоянно их циферблат, иначе вы непроизвольно будете следить за отсчетом времени и заработаете бессонницу.
- Перед сном постарайтесь расслабиться, освободиться от переживаний и эмоций, которые вы испытывали в течение дня. Настройтесь на полноценный, здоровый сон, восстановление сил.
- Можете попытаться засыпать под тихую приятную музыку.
- Не употребляйте кофеин перед сном. Кофеин присутствует не только в кофе, но еще и в чае, шоколаде, кока-коле и некоторых обезболивающих препаратах. Перед сном стоит выпить успокаивающий отвар из трав, например, из ромашки, мяты, хмеля, валерианы, мелиссы. Хорошо помогает стакан теплого молока со столовой ложкой меда.
- Перед сном очень полезно принять теплый душ, а еще лучше, теплую ванну.
- Если есть возможность, прогуляйтесь перед сном по парку или аллее, подышите свежим воздухом. Это поспособствует быстрому засыпанию.
ПОСЛЕ ШКОЛЫ…
Определите, сколько времени в среднем занимает у ребенка выполнение домашнего задания. От этой цифры можно оттолкнуться при планировании дня. Если школьник учится в первую смену, то обычно приходит домой в 13-14 часов, а это время обеда. После обеда лучше отдохнуть, а не сразу садиться за уроки или бежать на кружки или секции. Дополнительные занятия лучше перенести на вечернее время.
2
У ребенка обязательно должно быть время отдохнуть от школы, сменить вид деятельности. Не ругайте его за якобы безделье. Пусть он посмотрит телевизор или поиграет на компьютере. Но занимать это должно не более 30-40 минут. Можно и прогуляться. Многие родители пренебрегают прогулками, считают, что надо больше учиться, а не шататься с друзьями. Но свежий воздух и солнце детям необходимы, чтобы справляться с повышенными нагрузками. И любую прогулку можно превратить в спортивное занятие, если ребенок поедет кататься на велосипеде или роликах.
3
После прогулки или отдыха самое время делать уроки. Начинать лучше со сложных или тех, которые труднее школьнику даются. Но растягивать приготовление домашних заданий на весь вечер нельзя. Надо учиться собранности, ведь и в школе контрольные делаются не больше 40 минут, а простые задания пять-десять минут.
4
Если дети учатся во вторую смену, то приготовление уроков лучше отложить на утро. Или поделить их по уровню сложности. Те, с которыми есть проблемы, делать накануне вечером, все попроще – утром. Перед школьными уроками ребенка обязательно надо накормить домашним обедом (если он не ходит в группу утренней «продленки»). А в школу в этом случае можно дать легкий перекус в виде йогурта, бисквита, фруктов.
5
Большинство детей после уроков ходят на дополнительные занятия. Но постарайтесь оставить только те занятия, которые действительно необходимы. Вечером, да еще после уроков ребенку может быть сложно сосредоточиться на серьезных занятия (английский, музыка). Зато хорошим завершением дня могут стать спортивные секции.
КАК ОРГАНИЗОВАТЬ РЕБЕНКА ПО УТРАМ
- Необходимо приучить ребенка к определенному режиму сна и бодрствования (к примеру, подъем в 7.00, отбой в 21.00-21.30) и следить за тем, чтобы ребенок высыпался. Режим рекомендуется соблюдать не только в рабочие дни, но и в выходные и во время каникул.
- Недосыпание – одна из причин, по которым детей трудно собирать в школу рано утром.
- Приучить ребенка с вечера собирать сумку в школу. Не стоит тратить время на сбор книг и тетрадей в полусонном состоянии рано утром, тем более что есть шанс что-то забыть.
- Приучить ребенка готовить домашнее задание после школы в тот же день. Выработайте определенный режим работы над уроками (определенное время с перерывом на отдых), но ни в коем случае не оставляйте какую-то часть уроков на утро.
- Приучить ребенка с вечера готовить одежду и обувь на завтра. Чтобы сэкономить время утром, с вечера помогайте ребенку подготовить одежду и обувь на следующий день.
- Разнообразьте завтрак ребенка. Если ребенок ест без аппетита либо и вовсе отказывается от завтрака, разнообразьте его. Вместе с полезными продуктами, всегда покупайте что-то, что очень любит ваш ребенок (чем его можно заманить на кухню!). Так завтрак станет чуть-чуть веселее и охотнее!
- Если ребенок медленно собирается утром, поднимайте его заведомо раньше, чтобы у вас было больше времени на сборы в школу и не приходилось лишний раз подгонять ребенка. Пусть ребенок собирается в своем ритме!
- Самый важный момент в борьбе с неорганизованностью ребенка по утрам – это мотивация. Мотивируйте ребенка приходить в школу вовремя. Мотивация может быть самой разнообразной – это может быть посещение цирка, парка развлечений, покупка новых игрушек, дисков с играми и т.д. Самое главное, чтобы ребенок был сам заинтересован вставать вовремя в рабочие дни.
- Договоритесь с ребенком также и о том, что в случае если он будет осознанно неорганизован утром и будет опаздывать в школу, ему будет дано меньше времени на игры (в общем, будет какое-то незначительное наказание за плохое поведение).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка психологов для родителей
О воститании культуры поведения ц детей...
Памятка-буклет для родителей глухого ребёнка "Пойми меня, мама..."
Памятка содержит информацию о развитии речи ребенка в семье и правилах общения с ним...
Памятка для обучающихся, родителей и педагогов в рамках реализации программы "Подросток" по формированию социокультурных и коммуникативных компетенций в процессе социализации обучающихся
Памятка для обучающихся, родителей и педагогов в рамках реализации программы "Подросток" по формированию социокультурных и коммуникативных компетенций в процессе социализации обучающихся...
Памятка "Заметки для родителей"
Родители!!!Лишая своего ребенка радости общения с вами сегодня, вы лишаете себя общения с ними в старости!...
Памятка №1 для родителей, имеющих детей со стёртой дизартрией
Представлены основные моменты, на которые необходимо обратить внимание родителям, имеющим детей со стёртой дизартрией, и даны методические рекомендации при выполнении артикуляционных упражнений....
Памятка № 2 для родителей, имеющих детей со стёртой дизартрией
Даны рекомендации для родителей, имеющих детей со стёртой дизартрией, по автоматизации.звуков....
Памятки и рекомендации родителям и для родителей.
Памятка для родителей «Секреты успешного воспитания»...