Работа с неуспевающими учениками. Рекомендации родителям и учителям.
консультация на тему
Даны рекомендации и советы для оказания помощи неуспевающим или отстающим ученикам со стороны родителей и педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_neuspevayushchimi_uchenikami.rekomendatsii_roditelyam_i_uchenikam.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОТА С НЕУСПЕВАЮЩИМИ УЧЕНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И УЧИТЕЛЯМ.
НЕУСПЕВАЕМОСТЬ – отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне (за отведённое время) знаниями, предусмотренными учебной программой.
ОТСТАВАНИЕ – это невыполнение требований учителя, которое в дальнейшем переходит в неуспеваемость.
Неуспеваемость школьников закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие.
Основные группы причин неуспеваемости
- Педагогические
- Психологические
- Нейрофизиологические
Педагогические причины
- Низкая интенсивность учебной деятельности
- Низкая эффективность учебной деятельности
- Пропуски занятий
- Отсутствие дифференцированного подхода со стороны учителя
- Недостаток заботы и любви родителей
Психологические причины
- Несформированность мотивов учебной деятельности
- Недисциплинированность
- Нарушения в эмоционально-волевой сфере
- Большие пробелы в знаниях
- Большие пробелы в учебных умениях и навыках
- Низкий уровень познавательных способностей
Нейрофизиологические причины
- Общая ослабленность организма
- Слабый тип высшей нервной деятельности
- Нарушения зрения, слуха, артикуляции
- Микропоражения коры головного мозга
Система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику
- Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок)
- Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности
- Стимулирование учебной деятельности (поощрение)
- Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.)
- Различные формы взаимопомощи
- Дополнительные занятия учителя с учеником
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
- В процессе контроля за подготовленностью учащихся
Создать атмосферу доброжелательности при опросе, Снижение темпа опроса
Предложить примерный план ответа
Разрешить пользоваться наглядными пособиями
Стимулировать оценкой, похвалой
- При изложении нового материала
Поддерживать интерес при усвоении темы
Привлекать в качестве помощников при подготовке опытов, приборов
- В ходе самостоятельной работы на уроке
Разбивка заданий на дозы, этапы
Ссылка на аналогичные задания
Напоминание приёма и способа выполнения задания
Ссылка на правила и свойства
Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий
Более тщательный контроль за учебной деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления
Для преодоления имеющихся у детей нарушений необходимы определенные развивающие упражнения, так как они улучшают внимание и память, формируют пространственные представления, улучшают мелкую и крупную моторику, повышают способность к произвольному контролю и работоспособность, активизируют интеллектуальные и познавательные процессы, гармонизируют работу головного мозга.
Если на дополнительных занятиях слабоуспевающим детям предлагать специальные задания с диагностической и коррекционно-развивающей направленностью, а не учебного характера, то можно обеспечить положительную динамику развития этих детей
Меры предупреждения неуспеваемости ученика
- Всестороннее повышение эффективности каждого урока
- Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов
- Индивидуальный подход к учащемуся
- Специальная система домашних заданий
- Усиление работы с родителями
- Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение
Система мер по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью предупреждения неуспеваемости школьников
- Профилактика типичных причин неуспеваемости, присущих определённым возрастным группам
- Широкое ознакомление учителей с типичными причинами неуспеваемости, с мерами предупреждения и преодоления их отставания в учении
- Обеспечение единства действий всего педагогического коллектива, установление межпредметных связей в обучении, координация действий с ученическим активом, родителями, общественностью
- Тщательное ознакомление с учебными возможностями будущих первоклассников, пятиклассников, десятиклассников и проведение в необходимых случаях специальных коррегирующих занятий
- Систематическое изучение трудностей в работе учителей, всемерное улучшение практики самоанализа учителями своей деятельности и их последующее самообразование
- Постоянный контроль за реализацией системы мер по предупреждению неуспеваемости
- Обобщение передового опыта работы по предупреждению неуспеваемости