буклет для родителей будущих первоклассников
консультация на тему
В этом буклете родители знакомятся с ролью логопеда в школе, какие трудности могут возникнуть у ребёнка при формировании письменной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_ko_dnyu_otkrytykh_dverey_logoped.doc | 189.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Чаще всего родители старших дошкольников обращаются в логопедический кабинет за исправлением звукопроизношения своих детишек (тем более что не за горами школа), совсем упуская из вида, что произношение это только часть нашей с вами речи. Развивая речевые функции старшего дошкольника, мы готовим его к письменной речи , которая формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.е. в период обучения грамоте. Письмо-это сложный навык. Техника письма требует согласованной работы различных анализаторов.
- Речеслуховой.
Известно, что человек обладает тремя видами слуха: физическим для различения шума дождя, жужжания пчелы, шума ветра и т. п.; музыкальным , погружающим в мир мелодий; речевым для понимания сказанного, отличия одного звука от другого ( гласный от согласного, твёрдый от мягкого, звонкий от глухого), определения разницы между словами. Необходимо сказать и о способности человека к распознанию звуков речи--- это фонематический слух. В ходе специального обучения ребёнок учится звуковому анализу и синтезу слов ---- фонематическому восприятию.
2.Двигательный анализатор.
При поступлении ребёнка в школу важен показатель развития мелкой моторики . При его недоразвитии в тетрадях наблюдается следующая картина: --- дрожащие линии; --- колебание наклона и высоты букв; --- быстрое наступление мышечного тонуса; --- небрежное выполнение письменных работ.
3.Речедвигательный .
Ребёнок с нарушением звукопроизношения, фиксирует его на письме: «Как говорю, так и пишу». Недостатки произношения отражаются на письме лишь в том случае, когда они сопровождаются нарушением фонематического слуха. Зачастую ошибки на письме сохраняются у детей и после того, как нарушения в устной речи устранены.
Причина - при внутреннем проговаривании не происходит опоры на правильную артикуляцию звуков.
4. Зрительный.
Виды ошибок при недоразвитии зрительного анализатора: -смешение букв по оптическому сходству( б-д п-т о-а) - зеркальность(с,э, з, е ); - трудность удержания строки, наклона. Практика показывает, что у 35% дошкольников нарушения речевого развития.
К ним относятся следующие логопедические заключения:
Фонетический дефект (ФН) - нарушение произношения. В этом случае ребёнку необходимы занятия с логопедом по постановке звуков.
Фонетико-фонематические нарушения (ФФН)- страдает вся звуковая сторона речи: нарушение произношения, трудности различения звуков, звукового анализа и синтеза. В этом случае ребёнку необходимы занятия с учителем-логопедом не менее двух-трёх раз в неделю.
Общее недоразвитие речи (ОНР) - это наиболее сложное нарушение речевого развития, которое включает: нарушения произношения, недоразвитие фонематических процессов ( ребёнок не может определить последовательность звуков в слове, не разли- чает некоторые звуки , заменяет или переставляет их в слогах и словах) и нарушения лексико - грамматичекой стороны речи , затрудняется в выражении своих мыслей , не справляется с пересказом).В этом случае ребёнку необходимы занятия с учителем-логопедом по развитию всех компонентов речи. Вышеизложенное побуждает предложить Вам, уважаемые родители , простейшие упражнения, с помощью которых можно развить некоторые речевые функции старшего дошкольника в домашних условиях. 1. Это упражнение поможет развить способность к языковым обобщениям , пополнить активный (ежедневно используемый ) словарный запас.
Попросите Вашего ребёнка назвать обобщающее слово для группы слов. В качестве наглядной опоры можно использовать карточки лото, либо окружающие вещи: посуду, мебель, продукты. Например: - Как назвать одним словом утку, петуха, курицу? Ответ: Птицы. – Какие именно птицы? Ответ: Домашние. 2. Следующее упражнение преследует те же цели, что и предыдущее. Вы начинаете перечислять слова одной группы, а ребёнок должен дополнить ряд новыми словами. Например: Гладиолус, ромашка, василёк… роза. Если слова не знакомы, покажите тот или иной предмет или картинку с его изображением. Полезно рассказать будущему школьнику об «истории» образования слов (подснежник — ранний весенний цветок, появляющийся прямо из-под снега; подберёзовик - гриб, растущий под берёзой). 3. Предложите ребёнку повторить за вами предложение с непростой грамматической структурой. Следите, чтобы фраза была сказана на одном речевом выдохе. Например: Гора, на которой стоял дом, была высока. В вазе, стоящей на столе, были цветы. Подобные упражнения учат различать отдельные слова в предложении, его смысловые части, развивают слухо - речевую память. 4. Поиграйте в следующую игру, которая поможет овладеть правилами грамматического структуирования русского языка. Вы предлагаете несколько слов в разброс, а ребёнок составляет из них целое предложение. Бежать, вороной, поле, конь, по
( Вороной конь бежит по полю) Кто бы мог подумать, что очень часто дети, которые плохо говорят, ещё и плохо едят. Как правило, для них целая проблема кусать, жевать яблоко или морковку, не говоря уже о мясе. Это слабость челюстных мышц, недостаточная подвижность языка. Обязательно предлагайте ребёнку жевать сухари, целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щёк и языка, покажите ребёнку, как полоскать рот, надувать щёки и удерживать воздух, «перекатывать» его из одной щеки в другую. А как увлекательно задувать свечки!
Чтобы помочь детям преодолеть перечисленные трудности, мы должны своевременно оказать им помощь. Не забывайте хвалить ребёнка, не торопите его.
Всего Вам доброго, желаем успехов!
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ( Магомадова Инна Станиславовна)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ №1793 «ЖУЛЕБИНО»
ЮВОУО Г. МОСКВЫ
Советы логопеда
« Хороший, ясный выговор, такой, чтобы каждый из звуков был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков - вот главное основание правописания».
К.Д. Ушинский.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет для родителей будущих первоклассников
В буклете содержится информация для родителей, касающаяся вопросов общей подготовки к школе, дан перечень необходимых для первоклассника канцтоваров, размещены контактные телефоны....
Буклет для родителей будущих первоклассников
В буклете рекомендации родителям для подготовки реенка к школе...
Советы логопеда. "Родителям будущих первоклассников" Буклет
Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом....
Буклет "Рекомендации родителям будущих первоклассников"
Рекомендации адресованы родителям, бабушкам и дедушкам будущих первоклассников, которые помогут подготовить детей к школе и подскажут, как смягчить период школьной адаптации....
Буклет. Родителям будущих первоклассников
Родителям будущих первоклассников...
Буклет для родителей будущих первоклассников
Рекоммендации для родителей выпускников ДОУ, как подготовить ребенка к поступлению в первый класс...
Буклет "Советы родителям будущих первоклассников"
В этом буклете собраны рекомендации родитлям, чьи дети вот-вот пойдут в 1 класс....