буклет для родителей будущих первоклассников
консультация на тему

В этом буклете родители знакомятся с ролью логопеда в школе, какие трудности могут возникнуть у ребёнка при формировании письменной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_ko_dnyu_otkrytykh_dverey_logoped.doc189.5 КБ

Предварительный просмотр:

                Чаще всего  родители  старших  дошкольников обращаются  в  логопедический  кабинет  за  исправлением  звукопроизношения  своих  детишек (тем  более  что  не за горами  школа), совсем  упуская  из вида, что                                                                                                                                                                          произношение  это  только  часть  нашей  с  вами  речи. Развивая речевые  функции  старшего  дошкольника,  мы  готовим  его  к   письменной  речи ,  которая  формируется  только  в  условиях  целенаправленного  обучения, т.е. в  период  обучения  грамоте.                                          Письмо-это  сложный  навык.  Техника  письма  требует  согласованной  работы  различных  анализаторов.

  1. Речеслуховой.

Известно,  что  человек  обладает  тремя  видами  слуха:  физическим  для  различения  шума  дождя, жужжания  пчелы,  шума  ветра  и т. п.;                          музыкальным ,  погружающим  в мир  мелодий;  речевым  для  понимания  сказанного,  отличия  одного  звука  от  другого  ( гласный  от  согласного,  твёрдый  от  мягкого,  звонкий  от  глухого),  определения  разницы  между  словами.    Необходимо  сказать  и  о  способности  человека  к  распознанию  звуков  речи---  это   фонематический  слух.  В  ходе  специального  обучения  ребёнок  учится  звуковому  анализу  и  синтезу  слов  ----  фонематическому  восприятию.

2.Двигательный  анализатор.

При  поступлении  ребёнка  в  школу  важен  показатель  развития  мелкой  моторики .  При  его  недоразвитии  в  тетрадях  наблюдается  следующая  картина:                                                     --- дрожащие  линии;                                                       --- колебание  наклона  и  высоты  букв;                     ---  быстрое  наступление  мышечного  тонуса;              ---  небрежное  выполнение  письменных  работ.

 3.Речедвигательный .

Ребёнок  с  нарушением  звукопроизношения, фиксирует  его на письме: «Как  говорю,  так и пишу».  Недостатки  произношения отражаются  на  письме  лишь  в  том  случае, когда  они  сопровождаются  нарушением  фонематического  слуха.  Зачастую  ошибки  на  письме  сохраняются  у  детей  и  после  того,  как  нарушения  в  устной  речи  устранены.

 Причина  - при  внутреннем  проговаривании  не  происходит  опоры  на  правильную  артикуляцию  звуков.

4. Зрительный.

Виды  ошибок  при  недоразвитии  зрительного  анализатора:                                                                     -смешение  букв  по  оптическому  сходству( б-д  п-т    о-а)                                                                                              -  зеркальность(с,э, з, е );                                                                           - трудность  удержания  строки, наклона. Практика  показывает, что  у  35%  дошкольников  нарушения  речевого  развития.

 К  ним  относятся  следующие  логопедические  заключения:

Фонетический  дефект (ФН) - нарушение  произношения.  В  этом  случае  ребёнку  необходимы  занятия  с  логопедом  по  постановке  звуков.

Фонетико-фонематические  нарушения (ФФН)-  страдает  вся  звуковая  сторона  речи:  нарушение  произношения,  трудности  различения  звуков,  звукового  анализа  и  синтеза.  В  этом  случае  ребёнку  необходимы  занятия  с  учителем-логопедом  не  менее  двух-трёх  раз  в  неделю.

Общее  недоразвитие  речи  (ОНР) - это  наиболее  сложное  нарушение  речевого  развития,  которое  включает:  нарушения  произношения,  недоразвитие  фонематических  процессов  ( ребёнок  не  может  определить  последовательность  звуков  в  слове,  не  разли-  чает   некоторые  звуки   , заменяет  или  переставляет  их  в  слогах   и  словах)  и  нарушения  лексико -  грамматичекой   стороны  речи  , затрудняется  в  выражении  своих  мыслей , не  справляется  с  пересказом).В  этом  случае  ребёнку  необходимы  занятия  с  учителем-логопедом  по  развитию  всех  компонентов  речи.                             Вышеизложенное    побуждает   предложить  Вам,   уважаемые  родители ,   простейшие  упражнения,  с  помощью  которых  можно развить  некоторые  речевые  функции  старшего  дошкольника  в  домашних  условиях.                   1. Это  упражнение    поможет  развить способность  к  языковым  обобщениям ,  пополнить  активный  (ежедневно  используемый )  словарный  запас.

Попросите  Вашего  ребёнка  назвать  обобщающее  слово  для  группы  слов.  В  качестве  наглядной  опоры  можно  использовать  карточки  лото,  либо  окружающие  вещи: посуду, мебель, продукты.  Например:                                                                          - Как  назвать  одним  словом  утку, петуха, курицу?                                                                                               Ответ: Птицы.                                                                            – Какие  именно  птицы?                                                                        Ответ: Домашние.                                                                    2. Следующее  упражнение  преследует  те  же  цели,  что  и  предыдущее.                                                   Вы  начинаете  перечислять  слова  одной  группы, а  ребёнок  должен  дополнить  ряд  новыми  словами.  Например:                                              Гладиолус, ромашка, василёк… роза.                                         Если  слова  не  знакомы, покажите  тот  или  иной  предмет  или  картинку  с  его  изображением.  Полезно  рассказать  будущему  школьнику  об  «истории» образования  слов (подснежник — ранний  весенний  цветок, появляющийся     прямо  из-под  снега;  подберёзовик  - гриб,     растущий  под  берёзой).                                                                                          3. Предложите  ребёнку  повторить  за  вами  предложение  с  непростой  грамматической  структурой. Следите,  чтобы  фраза  была  сказана  на  одном  речевом  выдохе. Например:                           Гора, на  которой  стоял  дом, была  высока.                             В вазе, стоящей  на  столе,  были  цветы.                           Подобные упражнения  учат  различать  отдельные  слова  в  предложении,  его  смысловые  части, развивают  слухо - речевую  память.                                                                                                      4.  Поиграйте  в  следующую  игру,  которая  поможет  овладеть  правилами  грамматического  структуирования  русского  языка. Вы   предлагаете  несколько  слов  в  разброс,   а  ребёнок  составляет  из  них  целое  предложение.                                                                                     Бежать, вороной, поле, конь, по

 ( Вороной  конь  бежит  по  полю)                                                                               Кто  бы  мог  подумать, что  очень  часто  дети,  которые  плохо  говорят, ещё  и  плохо  едят. Как  правило,  для  них  целая  проблема  кусать, жевать  яблоко  или  морковку,  не  говоря  уже  о  мясе. Это  слабость  челюстных  мышц,  недостаточная  подвижность  языка. Обязательно  предлагайте  ребёнку  жевать  сухари,  целые  овощи  и  фрукты,  хлеб  с  корочками  и  кусковое  мясо.  Чтобы  развить  мышцы  щёк  и  языка,  покажите  ребёнку,  как  полоскать  рот,  надувать  щёки  и  удерживать  воздух,  «перекатывать»  его  из  одной  щеки  в  другую.  А  как  увлекательно  задувать  свечки!

Чтобы  помочь  детям  преодолеть  перечисленные  трудности, мы   должны  своевременно  оказать  им  помощь.  Не  забывайте  хвалить  ребёнка,  не  торопите  его.

Всего  Вам  доброго,  желаем  успехов!

          УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ( Магомадова Инна Станиславовна)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

  ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛИЦЕЙ №1793 «ЖУЛЕБИНО»

ЮВОУО Г. МОСКВЫ

C:\Users\User\Downloads\shutterstock_5070670.jpg

Советы логопеда

                            « Хороший, ясный выговор,  такой, чтобы  каждый  из  звуков  был  слышен, и  чуткое  ухо  в  различении  этих  звуков - вот главное  основание  правописания».

                                                 К.Д. Ушинский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для родителей будущих первоклассников

В буклете содержится информация для родителей, касающаяся вопросов общей подготовки к школе, дан перечень необходимых для первоклассника канцтоваров, размещены контактные телефоны....

Буклет для родителей будущих первоклассников

В буклете рекомендации родителям для подготовки реенка к школе...

Советы логопеда. "Родителям будущих первоклассников" Буклет

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом....

Буклет "Рекомендации родителям будущих первоклассников"

Рекомендации адресованы родителям, бабушкам и дедушкам будущих первоклассников, которые помогут подготовить детей к школе и подскажут, как смягчить период школьной адаптации....

Буклет. Родителям будущих первоклассников

Родителям будущих первоклассников...

Буклет для родителей будущих первоклассников

Рекоммендации для родителей выпускников ДОУ, как подготовить ребенка к поступлению в первый класс...

Буклет "Советы родителям будущих первоклассников"

В этом буклете собраны рекомендации родитлям, чьи дети вот-вот пойдут в 1 класс....