Родительское собрание «Жить счастливой семейной жизнью»
план-конспект занятия по теме

Зарубин Константин Иванович

Цели:

1. Расширить  представления  детей и родителей  о  семье  как  величайшей  общечеловеческой  ценности;

2. Показать, что  мир в  семье – главное  условие  благополучия, счастья  и  здоровья  всех  членов  семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_zhit_schastlivoy_semeynoy_zhiznyu.docx62.27 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское  собрание

«Жить счастливой семейной жизнью»

Цели:

1. Расширить  представления  детей и родителей  о  семье  как  величайшей  общечеловеческой  ценности;

2. Показать, что  мир в  семье – главное  условие  благополучия, счастья  и  здоровья  всех  членов  семьи.

Участники:

I. За  неделю  до  собрания  среди  родителей  проводится  анкета  «Мнения».

АНКЕТА  «МНЕНИЕ»

Инструкция: зачеркните  клетки  в своей  графе  против  позиций, с которыми  не  согласны, а клетки  напротив  принимаемых  позиций  оставьте  пустыми.

                                       

                                          МНЕНИЕ

ПАПА

МАМА

                                                         I

Считаю, что надо говорить с детьми, не допуская, критики решений родителей

Считаю, что с детьми можно говорить обо всём, они вправе критиковать родителей

                                                       II

Считаю, что самостоятельность детей допустима в строгих пределах.

Считаю, что детям стоит предоставить выбор во всём, влияя на выбор советами.

                                                     III

Считаю, что детям необходимо участвовать в проблемных семейных разговорах, даже если они касаются только родителей.

Считаю, что нельзя детей посвящать в разногласия взрослых.

II. Среди учащихся проводится анкеты «Это я», «Моё место в семье»

АНКЕТА  «ЭТО Я»

  1. Мой  любимый цвет –
  2. Мой любимый праздник –
  3. Мне____  лет
  4. Мой знак Зодиака –
  5. На карманные  расходы  мне  дают ________денег
  6. Я предпочитаю __________________________________________стиль одежды
  7. У меня  _____________________________друзей
  8. Моя любимая  группа  или солист –
  9. Я пишу  стихи  (да, нет)   подчеркнуть
  10. Я веду  дневник  (да, нет)  подчеркнуть

АНКЕТА   «МОЁ  МЕСТО  В  СЕМЬЕ»

1.Возникают ли в твоей семье поводы, приводящие к недомолвкам, недовольству друг  другом?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Твои обязанности  в семье. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Зависит ли мир в семье  от  детей?    _________________________________________

__________________________________________________________________________

Оформление, оборудование и инвентарь

  1. Столы в классе раставленны по кругу.
  2. Класс  оформлен  плакатами: «Вся  семья  вместе, и душа  на  месте»;  «На что  и  клад,  когда  в  семье  лад»;  «Не будет добра,  коли в семье  вражда»;  «Согласную  семью  и  горе  не  берёт».

Ход  собрания.

I.  Вступительное слово классного руководителя.

Каждый  человек  всю  свою  жизнь  проводит  в  семье. Сначала в родительской, потом в своей собственной, затем, возможно, в семье  своих детей. Со  временем  состав  семьи  меняется, меняются  обязанности,  заботы.  Мы редко  задумываемся  над  значением  привычных  слов: «мир», «семья».  Но ведь  мир  на  Земле, мир в стране начинается с мира  в семье.  Семья – это  школа  любви  для  взрослых  и  детей.  В  семье  люди  становятся  личностями,  особенными  и  неповторимыми.  В  суете  повседневной  жизни  мы  не  всегда  успеваем  поговорить  друг  с  другом.  А  если  выпадает  свободная  минута,  мы  слишком  долго  ищем  повод  или  предлог  для  разговора.

II. Знакомство родителей с итогами анкеты «Мнение». Слово психологу

III. Обсуждение результатов анкеты   «Моё  место  в  семье».

Слово психологу

(прилагается)

Родителям предлагается поочередно рассказать об обязанностях детей в их семьях, о том, что чаще всего приводит к недовольству друг другом. Затем знакомит родителей с тем, о чем написали в своих анкетах дети

IV. Анкета «Знаете ли вы своих детей», вопросы которой были использованы в анкете

      «Это я».  

  1. любимый цвет вашего ребёнка?
  2. любимый праздник?
  3. сколько лет вашего ребёнка?
  4. к какому знаку Зодиака относится?
  5. сколько денег вы даёте ребёнку на карманные расходы?
  6. какой стиль одежды предпочитает ваш ребёнок?
  7. сколько у него друзей?
  8. любимая группа или солист?
  9. пишет ли он стихи?
  10. ведет ли он дневник?

Предлагаем родителям сравнить ответы с ответами детей и прокомментировать, насколько хорошо они знают своих детей.

Слово социальному педагогу школы

(доклад прилагается)

V. Заключительное слово.

В заключение сегодняшнего разговора хотелось бы выразить надежду, что родительское собрание помогло нам всем ближе узнать друг друга, объединиться, сделать шаг навстречу друг другу. В качестве решения собрания каждая семья получает «Памятку родителям». Пусть она помогает всем вам в трудные минуты непонимания и отчаяния.

 

Анкета  для  родителей.

Отвечая  на  вопросы  анкеты,  родители  имеют  право  выбрать  одно  приоритетное  качество.

  1. Как  вы  думаете,  чего  ждёт  ваш  ребёнок  от  семьи,  в  которой  живёт?

а) Хорошей  организации  быта.

б) Радости  общения.

в) Покоя  и  защищённости.

     2.   Что  более  всего  заботит  вас  в  семье?

            а) Здоровье  детей.

            б) Хорошая  учёба.

            в) Трудовое  участие  детей  в  жизни  семьи.

            г) Настроение  детей  и  причины  его  изменений.

     3.    Одинок  ли  ваш  ребёнок  в  семье?

           а) Да.

           б) Нет.

           в) Незнаю.

    4.    Как  вы  думаете,  захочет  ли  ваш  ребёнок,  чтобы  его  будущая  семья  была    

           похожа  на  родительскую?

          а) Да.

          б) Нет.

          в) Незнаю.

           5.     Какая  из  приведённых  ниже  жизненных  установок  является,  по-вашему  

                   мнению,  для  ребёнка  наиболее  значимой?

                  а)  Быть  материально  обеспеченным.

Родительское  собрание  «Мир  в  семье»

Цели:

1 расширить  представления  детей и родителей  о  семье  как  величайшей  общечеловеческой  ценности;

2 показать, что  мир в  семье – главное  условие  благополучия, счастья  и  здоровья  всех  членов  семьи.

Участники:

1. За  неделю  до  собрания  среди  родителей  проводится  анкета  «Мнения».

АНКЕТА  «МНЕНИЕ»

Инструкция: зачеркните  клетки  в своей  графе  против  позиций, с которыми  не  согласны, а клетки  напротив  принимаемых  позиций  оставьте  пустыми.

                                       

                                          МНЕНИЕ

ПАПА

МАМА

                                                         I

Считаю, что надо говорить с детьми, не допуская, критики решений родителей

Считаю, что с детьми можно говорить обо всём, они вправе критиковать родителей

                                                       II

Считаю, что самостоятельность детей допустима в строгих пределах.

Считаю, что детям стоит предоставить выбор во всём, влияя на выбор советами.

                                                     III

Считаю, что детям необходимо участвовать в проблемных семейных разговорах, даже если они касаются только родителей.

Считаю, что нельзя детей посвящать в разногласия взрослых.

II. Среди учащихся проводится анкеты «Это я», «Моё место в семье»

АНКЕТА  «ЭТО Я»

  1. Мой  любимый цвет –
  2. Мой любимый праздник –
  3. Мне____  лет
  4. Мой знак Зодиака –
  5. На карманные  расходы  мне  дают ________денег
  6. Я предпочитаю __________________________________________стиль одежды
  7. У меня  _____________________________друзей
  8. Моя любимая  группа  или солист –
  9. Я пишу  стихи  (да, нет)   подчеркнуть
  10. Я веду  дневник  (да, нет)  подчеркнуть

АНКЕТА   «МОЁ  МЕСТО  В  СЕМЬЕ»

1.Возникают ли в твоей семье поводы, приводящие к недомолвкам, недовольству друг  другом?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Твои обязанности  в семье. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Зависит ли мир в семье  от  детей?    _________________________________________

__________________________________________________________________________

Оформление, оборудование и инвентарь

  1. Столы в классе раставленны по кругу, дети сидят вместе со своими родителями.
  2. Класс  оформлен  плакатами: «Вся  семья  вместе, и душа  на  месте»;  «На что  и  клад,  когда  в  семье  лад»;  «Не будет добра,  коли в семье  вражда»;  «Согласную  семью  и  горе  не  берёт».

Ход  собрания.

I.Вступительное слово классного руководителя.

Каждый  человек  всю  свою  жизнь  проводит  в  семье. Сначала в родительской, потом в своей собственной, затем, возможно, в семье  своих детей. Со  временем  состав  семьи  меняется, меняются  обязанности,  заботы.  Мы редко  задумываемся  над  значением  привычных  слов: «мир», «семья».  Но ведь  мир  на  Земле, мир в стране начинается с мира  в семье.  Семья – это  школа  любви  для  взрослых  и  детей.  В  семье  люди  становятся  личностями,  особенными  и  неповторимыми.  В  суете  повседневной  жизни  мы  не  всегда  успеваем  поговорить  друг  с  другом.  А  если  выпадает  свободная  минута,  мы  слишком  долго  ищем  повод  или  предлог  для  разговора.

II.Знакомство родителей с итогами анкеты «Мнение».

III.Обсуждение результатов анкеты «Моё место в семье»

Родителям предлагается поочерёдно рассказать  об обязанностях  детей в их  семьях, о том, что чаще всего приводит к недовольству друг другом. Затем классный руководитель знакомит родителей с тем, о чём написали в своих  анкетах дети.

IV. АНКЕТА. Родителям предлагается ответить на вопросы анкеты «Знаете ли вы своих детей», вопросы которой были использованы в анкете «Это я».

                               АНКЕТА  «Знаете ли вы своих детей».

1.Любимый цвет вашего ребёнка?______________________________

2.Любимый праздник?______________________________________________________

      3.Сколько лет вашему ребёнку?__________________________

      4.К какому знаку Зодиака относится?____________________________

      5.Сколько денег на карманные расходы вы даёте вашему ребёнку?__________________

      6.Какой стиль одежды предпочитает ваш ребёнок?_______________________________

      7.сколько у него друзей?_____________________________________________________

      8.Любимая группа или солист?________________________________________________

      9.Пишет ли он стихи?_____________________________

     10. Ведёт ли он дневник?___________________

Затем классный руководитель предлагает родителям сравнить их ответы с ответами детей и прокомментировать, насколько хорошо они знают своих детей.

V. Заключительное слово классного руководителя.

В заключении сегодняшнего разговора хотелось бы выразить надежду, что родительское собрание помогло нам всем ближе узнать друг друга, объединиться, сделать шаг навстречу друг другу. В качестве решения собрания каждая семья получает «Памятку родителям». Пусть она помогает всем вам в трудные моменты непонимания и отчаяния.

ПАМЯТКА   РОДИТЕЛЯМ

1.Семья – это материальная  и духовная ячейка для воспитания детей, для супружеского счастья и радости.

Основой, стержнем семьи является  супружеская любовь, взаимная забота и уважение. Ребёнок должен быть членом семьи, но не её центром. Когда ребёнок становиться центром семьи и родители приносят в жертву, он вырастает эгоистом с завышенной самооценкой. За такую безрассудную любовь к себе он зачастую платит злом – пренебрежением к родителям, к семье, к людям.

Родительское собрание «Гармония общения – залог психического здоровья ребёнка»

Подготовительная работа

  1. Среди учащихся проводится анкетирование по методике «недописанный тезис»

За небольшой промежуток времени (15-20 секунд) учащимся, а потом и родителям предлагается закончить несколько предложений:

  1. Человек счастлив, когда…
  2. В хорошей семье всегда…
  3. Если бы я нашёл клад, то…
  4. Самое главное в жизни…
  5. Нельзя прожить без…
  6. Если бы я все мог, то

   При обработке материалов, полученных в результате использования данной методики, мнения группируют таким образом, чтобы можно было определить соотношение ценностей учащихся и родителей:

  • Индивидуалистических или общественных;
  • Вещно-предметных или духовных;
  • Содержащих добро или зло для окружающих;
  • Направленных на созидание или разрушение.
  1. Рисунки «Я в семье»
  2. Графический тест: «С кем вы чаще всего общаетесь?» (на схеме должны быть отражены взаимоотношения с окружающими – расстояние между партнерами на схеме должно отражать интенсивность их общения)

Оформление слайда:

Тема: Гармония общения – залог психического здоровья ребёнка

  • Духовные примеры, несомненно, действуют сильнее хороших правил.

                                                                                                                   Д Локк

  • Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать.

                                                                                                                   И. Лафатер

  • Относись к другим так, как тебе хотелось бы, чтобы они относились к тебе.                                  

                                                                                                                   Ф. Честерфилд

Форма: Собрание – семинар

Задачи собрания:

  1. Развивать интерес к совместному обсуждению проблем, возникающих в процессе воспитания;
  2. Создать условия для формирования нравственной культуры родителей и адекватной оценке себя и других людей;
  3. закреплять навыки конструктивного, содержательного общения с детьми.

Ход собрания

  1. Вступительное слово ведущего.

       Сегодняшнее собрание мы проведём как семинар по теме «Гармония – залог психического здоровья ребёнка» (зачитываю задачи).

       Цель воспитания – личность, способная строить жизнь, достойную Человека. Это цель как школьного, так и семейного воспитания. А само воспитание – это целенаправленный процесс формирования определённых культурных черт человека. Однако оно может носить и стихийный характер. Строки, написанные великим драматургом древней Греции Софоклом, не потеряли свою актуальность и сегодня:

Ты прав, мой милый. Пред отцовской волей

Все остальное отступить должно.

Затем и молим мы богов о детях,

Чтоб супостатов наших отражали

И другу честь умели воздавать.

А в детях, если не нашли опоры,-

Что скажем мы о нем? Не ясно ль всем,

Что для себя он лишь причину создал

И смех злорадный для врагов своих?

      Сегодня – День семьи! Все родители стремятся к тому, чтобы их ребёнок был счастлив в семье, считают, что жизнь удалась, если у детей все прекрасно. Немного об этом празднике методист библиотеки им. Пушкина  -  Светлана

  1. Выступление библиотекаря  (прилагается)
  2. Слово ведущего. Выступление учащейся 10»А»

      Ни для кого не секрет, что у детей в повседневном общении случаются недоразумения, ссоры, конфликты: как со сверстниками, так и со взрослыми. И от того. Какой будет реакция взрослого, зависит формирование характера ребенка. Он  может поменяться в худшую или лучшую сторону. Поэтому позиции школы и семьи здесь должны совпадать. Свою точку зрения ………………………….. – Черноусова Оксана.

  1.  Слово ведущего. Выступление психолога. (прилагается)

   Нам необходимо задуматься над вопросом: каким вы хотите видеть ребёнка через несколько лет, какую роль сыграет ваша семья в его становлении? О влиянии особенностей семейных отношений на уровень моральной воспитанности ребёнка, о типах семей расскажет психолог – Зайцева М.Ф.

  1. Слово ведущего.

Сказанное невзначай, не со зла, любое выражение в адрес ребёнка откладывается в багаже его подсознания, может повлиять на его дальнейшую жизнь. Роль родителей в воспитании ребёнка незаменима. Они главные «проектировщики, конструкторы и строители» детской личности. Предлагаемый тест дополнит ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определённые выводы относительно проблем воспитания детей

Тест для родителей «Я и мой ребенок». (/Кл.рук №3,05)

вопросы

Ответы

Можете ли вы?

Могу и всегда так поступаю

Могу, но не всегда так поступаю

Не могу

1.В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

А

Б

В

2.Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?

А

Б

В

3.Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

А

Б

В

4.Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?

А

Б

В

5.Сохранить самообладание , даже если поступок ребенка вывел вас из себя?

А

Б

В

6.Поставить себя на место ребенка?

А

Б

В

7.Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея?

А

Б

В

8.Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

А

Б

В

9.Воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

А

Б

В

10.Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?

А

Б

В

11.Выделить ребенку один день, когда он может делать что хочет, вести себя как хочет?

А

Б

В

12.Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?

А

б

В

Ключ к тесту

Ответ «А» оценивается в 3 очка.

Ответ «Б» - в 2 очка.

Ответ «В» - в 1 очко.

  1. Итог собрания

    Конечно, наличие проблемы неизбежно, особенно когда люди размышляют о жизни. Кроме того, увидеть проблему – значит сделать шаг к ее решению. Вторым решающим шагом будет совершенствование жизни, в данном случае – семьи.

 Решением будет ознакомление с памяткой

«Основы нравственных отношений в семье»

  • Не демонстрируйте своему ребёнку показную вежливость и чуткость. Он очень скоро начнет Вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к Вам самим.
  • Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой Вашего ребенка.
  • Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Очень скоро ребёнок будет так же отзываться о Вас.
  • Будьте тактичны к другим людям. Это урок вашему ребёнку добра и человечности.
  • Проявляйте благородство даже тогда, когда Вам очень не хочется его проявлять.  Учите этому качеству своего ребёнка. Помните, что поведение – это истинный облик каждого.

  1. Ознакомление с Распоряжением  «О форме обучающихся».
  2. Смотр-фестиваль «Созвездие талантов»:

     В соответствии с планом районных мероприятий на 2007-2008 учебный год, в целях развития таланта и творчества детей и молодёжи, демонстрации культурных достижений, популяризации совместного проведения досуга детей и их родителей, предоставляем вашему вниманию фестиваль «Созвездие талантов»,  который подготовили в день Семьи ваши дети и вы сами.

Нынче знают даже дети,

Как прожить на белом свете.

Легче этого вопроса нету ничего:

Просто надо быть правдивым,

Благородным, справедливым,

Умным, честным, сильным, добрым

– только и всего.

Как все просто удается

На словах и на бумаге.

Как легко на главной карте

Стрелку начертить.

А потом идти придется

Через горы и овраги,

Так, что прежде, человечек,

Выучись ходить!

      Предоставляем сцену младшему школьному звену.

(Идут номера)

 

Памятка

«Основы нравственных отношений в семье»

  • Не демонстрируйте своему ребёнку показную вежливость и чуткость. Он очень скоро начнет Вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к Вам самим.
  • Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой Вашего ребенка.
  • Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Очень скоро ребёнок будет так же отзываться о Вас.
  • Будьте тактичны к другим людям. Это урок вашему ребёнку добра и человечности.
  • Проявляйте благородство даже тогда, когда Вам очень не хочется его проявлять.  Учите этому качеству своего ребёнка. Помните, что поведение – это истинный облик каждого.

Памятка

«Основы нравственных отношений в семье»

  • Не демонстрируйте своему ребёнку показную вежливость и чуткость. Он очень скоро начнет Вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к Вам самим.
  • Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой Вашего ребенка.
  • Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Очень скоро ребёнок будет так же отзываться о Вас.
  • Будьте тактичны к другим людям. Это урок вашему ребёнку добра и человечности.
  • Проявляйте благородство даже тогда, когда Вам очень не хочется его проявлять.  Учите этому качеству своего ребёнка. Помните, что поведение – это истинный облик каждого.

Памятка

«Основы нравственных отношений в семье»

  • Не демонстрируйте своему ребёнку показную вежливость и чуткость. Он очень скоро начнет Вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к Вам самим.
  • Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой Вашего ребенка.
  • Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Очень скоро ребёнок будет так же отзываться о Вас.
  • Будьте тактичны к другим людям. Это урок вашему ребёнку добра и человечности.
  • Проявляйте благородство даже тогда, когда Вам очень не хочется его проявлять.  Учите этому качеству своего ребёнка. Помните, что поведение – это истинный облик каждого.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ремонтненская гимназия №1

Человеческие отношения по повести

В. П. Астафьева «Людочка» и личным наблюдениям.

 

                                                                                                                                      Выполнила  ученица

10 «А» класса Черноусова Оксана Владимировна. Проверила классный руководитель, преподаватель Русского языка и Литературы Нагайкина Тамара Владимировна.

           

                                              2007-2008 учебный год.

В наше время у человечества много проблем. Это и плохая экология, и коррупция, и наркомания, и алкоголизм, и новые болезни, берущиеся неизвестно откуда, и множество других проблем. Но довольно острой является отношения молодёжи и взрослого поколения.

Я так говорю потому, что сама являюсь её представителем и вижу, какие взаимоотношения между детьми (подростками) и взрослым поколением.

Часто то, что я вижу, не очень утешительно. Мы – хамим взрослым, а взрослые в свою очередь, кричат на нас. Такая ситуация многим знакома. А выход совсем прост – выслушать друг друга. Без крика, грубости, рукоприкладства и прочих негативных проявлений своего несогласия.

Между прочим, чаще всего хамство подростков является не чем иным, как защитной реакцией на какие-то претензии со стороны взрослых. Хамство, слёзы, крики, истерики. Дети пробуют различные способы, чтоб поставить некую психологическую защиту, блок. Необходимо взаимопонимание между молодым и взрослым поколениями. У каждого человека своя точка зрения, которая, зачастую, расходится с мнениями других людей.

Следует учесть и то, как устроена психология ребёнка, подростка. Когда нам что-то запрещают (к примеру, пробовать спиртное, наркотики, курить, и тому подобное), у нас сразу просыпается интерес к этому, ибо известно, что запретный плод сладок. Поэтому мы пробуем, чтобы понять, почему нельзя то-то и то-то. Или же назло родителям, чтобы показать свою взрослость, самостоятельность.

Часто на детей, подростков влияет та атмосфера, которая царит дома. Родители ссорятся между собой, а дети, видя это, начинают тихонько меняться, становятся либо более равнодушными, либо более агрессивными по отношению к ним. Из-за таких ссор дети страдают больше, чем родители.

Ещё хуже, когда предстоит развод. Естественно, это сказывается на психике ребёнка. Одни – растут без отца, другие – без матери. Во всём мире хватает неполных семей, и, причём прилично. Ребёнку необходимо, чтобы оба родителя были с ним, чтобы они не ссорились. У меня самой отца нет с 2-3 лет, и я часто задумываюсь, какая я была б, если б мои родители не развелись, если б папа не полюбил другую женщину. Кстати, думаю, многим знакома и такая ситуация, которая не нравится подросткам – родитель приводит в дом другого человека, которого любит. И, частенько получается так, что… этот человек старается извести ребёнка. Человек всё-таки животное, представитель млекопитающих, и неприязнь к чужому ребёнку – это вполне естественно; человек стремится к продолжению СВОЕГО рода так же, как и животное. Довольно яркий пример – львиный прайд. Самец, победив вожака прайда, старается уничтожить детёнышей последнего, чтоб самка была готова для воспроизводства потомства уже от нового вожака. Только человек отличается тем, что делает это несколько деликатнее, и менее кровожадно, обходится, в основном, хитростью. Чаще всего это приводит к отправке ребёнка в какой-нибудь интернат, мол, там ему будет лучше. Самое интересное, что мнение отправляемого при этом чаще всего не учитывается.

Родители ставят какие-то запреты, а детям это не нравится. Кому будет хорошо, если запретить общаться с одним из друзей, если родителям он кажется дурно влияющим? Или запретить посещать какие-либо секции, кружки только из-за того, что проблемы с учёбой? Человек ищет себя, пробуется во всём, что вызывает у него интерес. Хочет ребёнок заниматься культурой, музыкой, пением, актёрством, спортом или прикладным искусством – чудесно! Это же лучше, чем если бы он курил, пил, наркоманил и шлялся неизвестно где? Так вы, по крайней мере, знаете интересы своего дитя, увлечения, знаете, где и с кем он находится. Более того, поощрять такие порывы надо. Например, по возможности, купить или подарить то, что необходимо – мяч, наколенники или боксёрские перчатки, набор для вышивки или бисер, масляные краски или пастельные карандаши – вариантов много, главное учесть, что именно в данный период ребёнку необходимо. Спрашивайте своего ребёнка о его увлечениях и, если он захочет, то расскажет, поделится впечатлениями, достижениями, может быть, даже продемонстрирует свои какие-то работы.

Ну и что, что проблемы с учёбой? Просто, понимаете, если вы насильно заставите ребёнка быть отличником, то не изменится ли он сам от этого в более худшую сторону? Да, в дневнике, журнале, табеле будут хорошие отметки, но… сам ребёнок, возможно, будет временами проявлять агрессию, негативные эмоции с тяжёлыми последствиями. Дело в том, что, насильно посадив ребёнка за учебники, вы лишаете его самого главного – детства, юности, тех маленьких радостей, которые он получает в это время. Я знаю некоторых взрослых людей, у которых не было детства. Им горько оттого, что они не смогли насладиться этой порой, потому что так надо было родителям. Неужели вам нужны отличные оценки такой ценой? С другой стороны, такого может и не случиться. Измена характера пойдёт в хорошую сторону, но это… это будет уже не ваш ребёнок, это будет совсем другой человек. С другим внутренним миром, ценностями, мировоззрением. Вспомните, ведь нередки случаи, когда в нормальной семье, где всё хорошо и гладко ребёнок уходил из дома, садился на иглу или делал что-нибудь ещё. А все потом ещё и удивляются, как такое могло случиться.

Поговорим о взаимопонимании ещё. Взрослые часто вмешиваются в личную жизнь своего ребёнка, думая, что так будет лучше, а в результате часто получается «медвежья услуга». Человек должен сам научиться принимать решения, развивая тем самым своё интуитивное и логическое мышление. Не будет же он всю жизнь ребёнком, как того хочется его родителям. Практически все родители хотят, чтобы их дети всегда были с ними, рядом. А кто же тогда будет род продолжать, если мы будем всё время «под крылышком»?

Кстати, о личном. У каждого человека, не только у детей, есть свои личные вещи. И их нельзя трогать. Совершенно. Прочитать личный дневник или письмо – это всё равно, что плюнуть человеку в душу.

Ещё одна «подтема». Порядок в комнате подростка. Есть, безусловно, такие дети, у которых в комнате вечный бардак. Ни в коем случае не надо даже пытаться навести там порядок. Это сможет разрушить систему. Сейчас объясню. У каждого человека все вещи и предметы расположены так, как ему удобно и если что-то изменить, он не сможет найти того, что необходимо. Тем более, нельзя оттуда что-либо выкидывать. То, что кажется взрослым ненужным, может оказаться жизненно важным для ребёнка. Комната подростка – это его ЛИЧНАЯ территория, это мирок, в котором ему комфортно, в котором он чувствует себя в относительной безопасности. Человек привык большей частью адаптировать условия под себя

Также известны результаты воспитания, именуемые «маменькин сыночек». Принцип состоит в том, что «так мама сказала». Это относится к парням. Мама не хочет отпустить своего сына ни на шаг, формирует его психику в нужном ей направлении, чтоб сынок слушался мамочку. Результат неутешителен – мать находит ему невесту, которая больше нравится ей, а не сыну, не даёт развиться его личным качествам, способностям. Пресекает все попытки противостояния чаще всего при помощи актёрского мастерства, имеющегося в потенциале каждого человека – притворяется больной, хватается за сердце и говорит, что родное дитя хочет её в могилу свести.

Давайте рассмотрим ещё такую ситуацию: девушка, ещё школьница – ну вышло так – забеременела. Какая наиболее часто встречается реакция родителей? Негативные эмоции. Ругают, попрекать начинают, редко кто по-настоящему поймёт её в сложившейся ситуации. Некоторые родители иногда даже предлагают аборт. Но и те девочки, которым его не предлагали, явно ощущают, что её беременность «невовремя». И опять мы натыкаемся на побег из дома, суицид или… аборт. Девушка убивает своего ребёнка, своего первенца, чтоб родители не сердились. А родители опять недовольны, рассержены ещё больше, мол, как она могла убить их внука. Почему бы родителям девушки не определиться? Ребёнок – это счастье! Достаточно просто посмотреть на новорождённого младенца. Маленький такой, крохотулечный малыш. Согласитесь, это классно – держать на руках малыша. Я сама знаю – у меня сестрёнка в Ростове есть. Так что, если ваша дочка забеременела, пусть и невовремя, не дайте ей пропасть, уйти из жизни или убить вашего же внука. А вот с отцом ребёночка надо поговорить и очень серьёзно. Чтоб не было: накуролесил и в кусты. Ну, если не поймёт и всё-таки слиняет – что ж, бог ему судья, но к ребёнку его потом тогда не подпускать. Многим женщинам, думаю, знакома ситуация, когда «папочка» смывается, заявив: «Это не моя проблема, а твоя» – или что-нибудь в том же духе, а потом приходит и ещё возмущается, что ему не разрешают видеться с ребёнком. Сам виноват, это же не его проблема.

Дети и подростки всё воспринимают очень чутко, и многое понимают без слов. Так почему же потом родители удивляются, если их долька, кровинка убегает из дома или, что ещё печальнее, просто уходит из жизни? Потому, что не чувствуют поддержки, понимания, иногда сочувствия. Или же если возникла настолько крупная проблема, что справится с ней, кажется просто нереальным – одолжил крупную сумму и оказался на «счётчике», постоянно унижают и оскорбляют сверстники, плохие оценки и многое другое.

Кстати, об унижениях и оскорблениях. Сейчас становится всё больше случаев насилия в школе. Некоторые удаётся раскрыть и предать гласности, но скрытых, необнаруженных ещё больше. Если ребёнка прижали психологически плюс у него ещё и слабая воля, то он ни за что не скажет родителям о том, что над ним издеваются в школе другие, более старшие или сильные ученики.

В нашей школе я пока ничего такого особого не замечала. Разве только подраться ученики могут на перемене или даже на уроке могут сцепиться. Это пример из личной «практики». Как правило, причиной таких драк является, чаще всего, оскорбление, требующее отмщения. Острое чувство мести у подростков вызвано гормональными перестройками, развивается не только тело, но и мозг, мышление. Своя психология, ценности. Подростки во всём мире ценят настоящую дружбу, любовь. В общем, настоящие чувства.

Когда вы разговариваете со своим ребёнком, не забывайте обращать внимание на его телодвижения. Если он прикрывает рукой рот или просто держит около рта руку, потирает губы, то он неискренен с вами в данный момент. Если во время разговора вы замечаете, что ваше дитя скрещивает руки на груди, а подбородок его приопущен, то всё, что вы говорите не дойдет до его восприятия – ребёнок в оборонительной позиции. То же самое можно заметить в школе. Если на уроке все ученики сидят в такой позе, то слова учителя не будут восприняты, так, как он этого хочет.

Ещё нас воспитывает современное телевидение. В наше время выпускается много так называемых «блокбастеров», а в выпусках новостей, документальных фильмах каждый день демонстрируется насилие во всей своей красе. И этим материалом подрастающее поколение подпитывает свой ещё несформировавшийся, мозг. Откуда же, по-вашему, берётся тяга к расовой дискриминации, к угонам  машин? Сейчас у детишек совсем другие приоритеты, нежели в прошлом.  Мы считаем «крутым» то, что мы делаем: курим, пьём, чуть ли не с начальной школы. Так же «благородным» считается избить, а может даже и убить кого-нибудь «нерусского». Чтоб не ходили по нашей территории, а то под ногами, видите ли, путаются. «Россия для русских!» и что-нибудь в том же духе. А некоторые взрослые агрессивными качествами подрастающего поколения пользуются, и не слабо. Собирают в небольшие группы, компании, руководствующиеся какими-то особыми принципами, внушают её членам, что такое хорошо и что такое плохо. Идя на поводу этих принципов, подкрепляемых, нередко, наркотическими или психотропными веществами, подростки совершают убийства, грабежи, изнасилования. Интересно, что организаторы этих групп всегда знают, в какой момент следует подойти к подростку. Как правило, это происходит во время конфликта в семье или проблем в школе. Когда подростку необходима поддержка. А при том условии, что мы ищем себя в чём-то, нас легче заманить в такую так называемую «организацию». Достаточно предъявить что-то очень интересное. Например, дать почитать соответствующую литературу, послушать записи, посмотреть фильмы. Так же эти люди могут помочь деньгами или советами. Помогут и с врагами разобраться. Но, как известно, долг платежом красен. Тогда подросток хватается за голову и начинает, не сумев расплатиться, выполнять всё, что ему скажут. Естественно, что это ни к чему хорошему не приводит.

В наш век высоких технологий компьютер помогает нам делать различную работу. Из Интернета мы скачиваем рефераты, сочинения, что не даёт нашему уму развиваться в полной мере.  В Интернете мы знакомимся с новыми друзьями, и часто выкладываем им про себя всё, даже не задумываясь, что этот человек из себя представляет. Но с другой стороны детям важно, что хоть кто-то их понимает, пусть даже этот человек из другого города, другой страны.

После окончания школы, ваши дети, как это ни печально, уезжают для поступления в различные университеты, институты, ВУЗы, училища. И. поступив и устроившись в том городе, где данное учебное заведение находится, как правило, не чувствуя контроля со стороны взрослых, пускаются во все тяжкие. В основном это походы по клубам, беспорядочные половые связи, опять таки, наркотики, алкоголь и прочее. Важно не упустить этот момент, проконтролировать это, для чего некоторые родители и отправляются вместе со своими чадами. Я считаю, что это правильно. Да, свобода несколько ущемляется, но тогда у студента появляется гораздо больше шансов нормально завершить своё обучение и получить более престижную работу.

Ещё о воспроизводстве человека. Как нам известно, тела парней и девушек довольно быстро начинают развиваться, вследствие этого, в основном у парней, и просыпается инстинкт продолжения рода. Из-за этого инстинкта некоторые парни очень желают совокупляться с девушками, женщинами. Часто, не получив желаемого, они добиваются цели силой, сломанных жизней и судеб становится больше и больше. А некоторые мужчины, из-за того, что в раннем возрасте было серьёзно нарушено психическое здоровье, здоровье души, нормальные с виду, порой даже, образцовые семьянины, работники насилуют детей. Маленьких или чуть постарше. Совершенно не думая, что с этим ребёнком будет в дальнейшем. Может, из-за этого сильнейшего потрясения, пострадавший ребёнок сам станет насильником, убийцей или маньяком? Так часто и бывает. Редко кому удаётся после пережитого привести своё восприятие в более нормальное состояние, не сломаться, не уйти из жизни, считая её искорёженной.

Один из таких случаев описан Виктором Петровичем Астафьевым в его произведении. Это повесть «Людочка», опубликованная в 1989 году.

Начинается она с небольшого вступления, которое я сейчас приведу ниже. «Мимоходом рассказанная, мимоходом услышанная история, лет уже пятнадцать назад…

Я никогда не видел её, ту девушку. И уже не увижу. Я даже имени её не знаю, но почему-то втемяшилось в голову – звали её Людочкой. «Что в имени тебе моём? Оно умрёт, как шум печальный…» И зачем я помню это? За пятнадцать лет произошло столько событий, столько родилось и столько умерло своей смертью людей, столько погибло от злодейских рук, спилось, отравилось, сгорело, заблудилось, утонуло…

Зачем же история эта, тихо и отдельно ото всего, живёт во мне и жжёт моё сердце? Может, всё дело в её удручающей обыденности, в её обезоруживающей простоте?»

Исходя из этого, можно понять, что если бы эта история была опубликована несколько раньше, то она не проняла бы души человеческие настолько сильно. Виктор Петрович Астафьев держал её в своём сердце пятнадцать лет и подарил её нам именно тогда, когда она была связана с действительностью наиболее тесно.

Сюжет довольно близок, прост, короток и понятен, думаю, каждому из нас. «Людочка родилась в небольшой угасающей деревеньке под названием Вычуган. Мать её была колхозницей, отец – колхозником». Отец пил и прожил недолго. «У матери бывали мужики, иногда пили, пели за столом, оставались ночевать, и один тракторист из соседнего леспромхоза, вспахав огород, крепко отобедав, задержался на всю весну, врос в хозяйство, начал его подлаживать, укреплять и умножать». О самой Людочке автор скажет так: «Она росла, как вялая, примороженная трава, мало играла, редко пела и улыбалась, в школе не выходила из троечниц, но была молчаливо-старательная и до сплошных двоек не опускалась». И ещё: «Когда Людочка домаяла десять классов в школе и сделалась девушкой, мать сказала, чтоб она ехала в город – устраиваться…» Сколько мы знаем вот таких, словно под копирку написанных биографий! Потому-то Виктор Петрович Астафьев и говорит об «удручающей обыденности», рассказанной ему когда-то истории.

У Людочки не было никаких особенных надежд и иллюзий, приехав в город, зашла в парикмахерскую, да так там и осталась, в роли ученицы, а жить стала у Гавриловны – дамского мастера. Как видим, разбег у Людочки оказался минимальным. Работящая Людочка прижилась у Гавриловны, потихоньку стала привыкать и к городу, правда ученье, даже практическое ученье «на парикмахера» давалось ей с трудом.

Здесь Людочка и познакомилась с одним из местных парней. Звали атамана Артёмка-мыло. «Людочка сколь ни пыталась усмирить лохмотья на буйной голове Артёмки, названного отцом-паровозником в честь героического Артёма из кинофильма «Мы из Кронштадта», ничего у неё не получалось. Артёмкины кудри, издали напоминающие мыльную пену, изблизя оказались что липкие рожки из вокзальной столовой – сварили их и бросили скользким комком в пустую тарелку, так они, слипшиеся, неразъёмно и лежали. Да и не за тем приходил Артёмка-мыло в дом Гавриловны, чтоб усмирить свою шевелюру. Он, как только Людочкины руки становились занятыми ножницами и расчёской, начинал хватать её за разные места. Людочка сначала дёргалась, уклонялась от Артёмкиных пальцев с огрызенными ногтями, потом стала бить по хватким рукам, но клиент не унимался. И тогда Людочка стукнула вэпэвэрзэшного атамана стрижущей машинкой, да так неловко, что из Артёмкиной патлатой головы, будто из куриных перьев, выступила красная жидкость. Пришлось лить йод из флакона на удалую башку ухажористого человека, он заулюлюкал, словно в штанах припекло, со свистом половил воздух пухлыми губами и с тех пор домогания свои хулиганские прекратил. Более того, атаман-мыло всей вэпэвэрзэшной шпане повелел Людочку не лапать и никому лапать не давать.

Людочка ничего и никого с тех пор в посёлке не боялась, ходила от трамвайной остановки до дома Гавриловны через парк Вэпэвэрзэ в любой час, в любое время года, свойской улыбкой отвечая на приветствия, шуточки и свист шпаны, да слегка осуждающим, но всепрощающим потряхиванием головы.

Один раз атаман-мыло зачалил Людочку в центральный городской парк. Там был  загорожен крашеной решёткой загон, высокий, с крепкой рамой, с дверью из стального прута. В нише одной стены сделана полумесяцем выемка вроде входа в пещеру, и в той нише двигались, дрыгались, подскакивали на скамейках, болтали давно не стриженными волосами как попало одетые парни. Одна особа, отдалённо похожая на женщину, совсем почти раздетая, кричала в фигуристый микрофон, держа его в руке с каким-то срамным вывертом. Людочке сперва казалось, что кричит та особа что-то на иностранном языке, но, прислушавшись, разобрала: «Приходи. Любофь. А то…»

В загоне-зверинце и люди вели себя по-звериному. Какая-то чёрная и красная от косметики девка, схватившись вплотную с парнем в разрисованной майке, орала средь площадки: «Ой, нахал! Ой, живоглот! Чё делат! Темноты не дождётся! Терпёж у тебя есть?!» – «Нету у него терпёжу! – прохрипел с круга мужик не мужик, парень не парень. – Спали  её, детушко! Принародно лиши невинности!»

Со всех сторон потешался и ржал клокочущий, воющий, пылящий, перегарную вонь изрыгающий загон. Бесилось, неистовствовало стадо, творя из танцев телесный срам и бред. Взмокшие, горячие от разнузданности, от распоясавшейся плоти, издевающиеся надо всем, что было человеческого вокруг них, что было до них, что будет после них, в проволоке, за решёткой мотали друг друга, висли один на другом, душили в паре себя и партнёра, бросались на огорожу, как на амбразуру в военное время человекоподобные пленные, которым некуда было бежать. Музыка, помогая стаду в бесовстве и дикости, билась в судорогах, трещала, гудела, грохотала барабанами, стонала, выла.

Людочка сперва затравленно озиралась, потом зажалась в уголок загона и искала глазами атаман-мыло – если нападут, чтоб заступился. Но мыло измылился в этой бурлящей серой пене, да и молоденький милиционер в нарядном картузе, ходивший вокруг танцплощадки со связкой ключей, подействовал на Людочку успокаивающе. Ключами милиционер поигрывал, позванивал так, чтоб наглядно было: сила есть против всяких страстей и бурь. Время от времени эта сила вступала в действие. Милиционер приостанавливался, кивал картузом, и на его кивок тут же из кустов бузины являлось четверо парней с красными повязками дружинников. Милиционер повелительно тыкал пальцем в загон и бросал парням звенящие ключи. Парни врывались в загон, начинали гонять и ловить безластой курицей летающую, бьющуюся в решётки особь, может, девку, может, парня – ввечеру тут никого ни от чего отличить уже было невозможно. Хватаясь за решётки, за встречно выкинутые солидарные руки, жалкая, заголённая жертва, кровя содранной кожей, красно намазанным ртом вопила, материлась: «Х-х-ха-ады-ы! Фашисты-ы! Сиксо-о-оты-ы! Педера-асты-ы!..»

«Сейчас они в собачнике покажут тебе и фашистов, и педерастов… Се-э-эча-ас…» – торжествуя или сострадая, со злорадной тоской бросало вслед жертве чуть присмиревшее стадо.

Людочка  боялась выходить из угла решётчатого загона, всё не теряла надежды, что атаман-мыло выскользнет из тьмы и она за ним, за его шайкой, хоть в отдалении, дотащится до дома. Но какой-то плюгавый парень в телесно налипших брючках, может, и в колготках, углядел её и выхватил из угла. Малый, поди, ещё и школу не закончил, но толк в сексе знал. Он жадно притиснул девушку к воробьиной груди, начал тыкать в лад с музыкой чем-то твёрденьким. Людочка – не гимназистка, не мулечка-крохотулечка из накрахмаленной постельки, она всё же деревенская по происхождению, видела жизнь животных, да и про людей кое-что знала. Она сильно толкнула хлыща-танцора, но он тренированный, видать, не отпускался, зуб кривой скалил. Один почему-то зуб у него и виднелся. «Ну, Че ты? Че ты? Давай дружить, кроха!»

Людочка всё-таки вырвалась из объятий кавалера и наддала ходу из загона. Дома, едва отдышавшись и зажав лицо руками, она всё повторяла:

– Ужас! Ужас!..

– Во-от, будешь знать, как шляться, где попало! – запела Гавриловна, когда Людочка по укоренившейся рассказала ей про все свои молодые развлечения.

Убирая связанную Людочкой кофту, юбку в складочку, Гавриловна назидала, говоря дитяте, что ежели постоялка сдаст на мастера, определится с профессией, она безо всяких танцев найдёт ей подходящего рабочего парня – не одна же шпана живёт на свете, или путного вдовца – есть у неё один на примете, пусть и старше её, пусть и детный, зато человек надёжный, а года – не кирпичи, чтоб их рядком их складывать, да стену городить. У солидного мужчины года-то к рассуждению, опыту и разумению, женская же молодость и ладность – к жизнеутешению, да радости мужицкой. Раньше завсегда мужик старше невесты был, так и хозяином считался, содержал дом и худобу в полном порядке, жену доглядывал, заботником ей и детям был. Она, ежели мужчина самостоятельный сгодится, и поселит их у себя – на кого ей, бобылке, дом спокидать? А они, глядишь, на старости лет её доглядят. Ноги-то, вот они, совсем ходить перестают.»

Людочка успокоилась и была рада, что живёт с Гавриловной, женщиной мудрой, имеющей богатый жизненный опыт. Она с усердием принялась за свои обычные дела, содержала дом в чистоте, убирала, красила, белила, стирала. Правда, она малость недосыпала, иногда кровь из носа шла, но Людочка её останавливала и продолжала заниматься делами.

И тут стряслась беда. Из заключения вернулся местный бандит Стрекач. Людочка домой ходила через парк, и вот однажды наткнулась там на Стрекача с компанией. Надругался над ней бандит. Но Людочка вроде бы не очень-то переживала, на воскресенье поехала в свою деревню, попытавшись найти защиту, понимание, но…

Мать была беременна, муж её должен был скоро вернуться, Людочка поговорила с матерью, да и подалась снова в город, к Гавриловне, которая утешила: «Смотри, в милицию не иди, а то дом сожгут!»

«Людочка неожиданно подумала об отчиме: вот он, небось, из таких, из сильных? Да как, с какого места к нему подступиться?» Но это так, между прочим, между другими думами и воспоминаниями.  А потом Людочка пойдёт в парк и повесится.

У Виктора Петровича Астафьева пейзаж в произведении всегда является действующим лицом, порой грозным, порой умиротворяющим. И в рассказе «Людочка» есть пейзаж, городской пейзаж, точнее, пейзаж городского парка, того самого, в котором надругались над Людой, и в котором она покончила с собой.

«Но  человеку без природы существовать невозможно, животные, возле человека обретающиеся, тоже без природы не могут, и коли «ближней» природой был парк Вэпэвэрзэ, им любовались, на нём и в нём отдыхали».

А вот история этого парка:

«С работы от вокзала до конечной остановки Людочка ездила на трамвае, далее шла через прогибающий парк Вэпэвэрзэ, по-человечески – парк вагонно-паровозного депо, насаженный в тридцатых и погубленный в пятидесятых. Кому-то  вздумалось выкопать канаву и проложить по ней трубу через весь парк. И выкопали. И проложили, но, как у нас водится, закопать трубу забыли».

Теперь полюбуемся парковым пейзажем:

«Чёрная, с кривыми коленами, будто растоптанный скотом уж, лежала труба в распаренной глине, шипела, парила, бурлила горячей бурдой. Со временем трубу затянуло мыльной слизью, тиной, и поверху потекла горячая речка, кружа радужно-ядовитые кольца мазута и разные предметы бытового пользования. Деревья над канавой заболели, сникли, облупились. Лишь тополя, корявые, с рогатыми сухими сучьями по вершине, опершись лапами корней о земную твердь росли, сорили пух и осенями роняли вокруг осыпанные древесной часоткой ломкие листья… Вдоль канавы, вламываясь в сорные заросли, стояли скамейки, как и всё деревянное, дети и внуки славных тружеников депо сокрушали, демонстрируя силу и готовность к делам более серьёзным. Все заросли над канавой и по канаве были в собачьей, кошачьей, козьей и ещё чьей-то шерсти. Из грязной канавы и пены торчали и гудели горлами бутылки разных мастей и форм: пузатые, плоские, длинные, короткие, зелёные, белые, чёрные; прели в канаве колёсные шины, комья бумаги и обёрток…

Как водится в настоящем, уважающем себя городе, и в парке Вэпэвэрзэ, и вокруг него по праздникам вывешивались лозунги, транспаранты и портреты на, специально для этой цели, сваренные и изогнутые трубы».

Достаточно увидеть этот полигон культуры и отдыха, чтобы, не имея никакой другой информации, понять, как здесь люди относятся к себе и друг к другу, как живут и работают, каков уровень их общественного сознания, и каковы их дальнейшие перспективы. Конечно, надругаться над Людочкой могли в другом месте и повеситься она могла тоже за пределами парка, но нас нисколько не удивляет, что всё это произошло именно здесь, где десятилетиями открыто и даже с общего молчаливого согласия и общего участия шло надругательство над природой и самоубийство человека в человеке.

Степь, лес, море или большая река накладывают свой отпечаток на живущего возле них человека. Степняк всегда чем-то отличается от таёжника или жителя приморского края, не только окружающие люди формируют характер человека, но и природа. Искалеченная природа формирует искалеченный характер человека, и Стрекач только с одной стороны – выродок, а с другой – порождение всей вэпэвэрзовской «культуры», нашедшей своё полное выражение в общественном парке.

«Пробовали тут прижиться вновь посаженные ёлки и сосны, но дальше младенческого возраста дело у них не шло – ёлки срубались к Новому году догадливыми жителями Вэпэвэрзэ, сосенки ощипывались козами и всяким разным блудливым скотом, просто так, от скуки, обламывалась  мимо гулявшими рукосуями до такой степени, что оставались у них одна-две лапы, до которых не дотянуться… Всегда тут, в парке, стояла вонь, потому что в канаву бросали щенят, котят, дохлых поросят, всё и всякое, что было лишнее, обременяло дом и жизнь человеческую. Потому в парке всегда, но в особенности зимою, было черно от ворон и галок, ор вороний оглашал окрестности, скоблил слух людей, будто паровозный острый шлак».

Созидательную работу в парке проводила лишь местная власть, но всё опять таки, упиралось в неосознанную лень. Транспаранты и стенды устанавливались, но не заменялись.

В такой обстановке вполне естественно такое моральное падение молодёжи, которой движет сила не созидания, а разрушения. Разрушения природы, парка, посёлка, человеческих тел и душ. В такой обстановке оказалась Людочка.  Она не смогла со всем этим справиться, у неё не было друзей. Гавриловна хоть и поддерживала, девочку, утешала, всё же не смогла понять её душевного состояния, уверяла, что в этом нет ничего такого страшного, мол, времена уж не те, что раньше, женятся на ком попало и большой трагедии для окружающих из-за чьей-то поруганной чести нет.

Мать Людочки, когда та к ней приехала, догадалась, что произошло, но не поддержала, ничего ей не сказала, потому что понимала, что рано или поздно это должно произойти с каждой женщиной, такова их участь.

Даже Артёмка-мыло, которого Людочка считала своим заступником, в тот момент не решился спасти её, хотя это было вполне в его силах, но он боялся Стрекача, как и вся местная шпана, потому и не решился заступиться за девушку.

Здесь мы видим непонимание по отношению к девушке со стороны взрослых. Только отчим, который Людочке никем не приходится, позже всё понял, и «помог» Стрекачу уйти из жизни. Человек, у которого, как оказалось, не было детства. Больше никто не понял Людочку. Никто.

Стоит призадуматься над всем этим, ведь в России за последние десять лет уровень самоубийств вырос в тридцать раз. И продолжает расти. В основном, по собственной воле из жизни уходят подростки из внешне благополучных семей. Я искренне надеюсь, что то, о чём я здесь рассказала хоть как-то поможет вам не совершить ошибку, за которую, возможно, придётся терзать себя всю жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ – ОСНОВА ТРАДИЦИОННОГО УКЛАДА СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ И ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.

Семейные традиции выступают основным средством трансляции социально - культурных ценностей,  норм  семьи,  установления  ее  связей  с объектами, которые включены в...

Секреты счастливой семейной жизни

Сценарий классного часа для учащихся 7 класса, позволяющий уителю  формировать у ребят уважительное отношение к своему дому, семье; воспитывать культуру взаимоотношений родителей и дете...

Семейная жизнь. Семейные проблемы.

Презентация из серии по теме "Семья". Может использоваться для учащихся 9-11 классов. Предполагает дискуссию среди учащихся и возможность выразить собственное мнение по проблемам семейных отношений....

Презентация на тему "Кризисы семейной жизни" (урок для старшеклассников в рамках курса "Основы психологии семейной жизни")

Понятие "кризиса семейной жизни"Признаки (симптомы) кризисаОсновные кризисы и выходы из них...

"Азбука семейной жизни". Программа для молодёжи по этике и психологии семейной жизни.

Для оказания психолого-педагогической поддержки молодым людям в ситуации семейного самоопределения, расширения жизненной перспективы личности учащихся, оказания помощи в построении жизненных планов и ...

Встреча со священником. Прочная семья и счастливая семейная жизнь…

Прочная семья и счастливая семейная жизнь…...