Доклад на тему: "Права, обязанности и ответственность участников образовательного процесса"
материал (6 класс) по теме

Быстрякова Ольга Николаевна

к родительскому собранию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_o_pravakh_i_obyazannostyakh_roditeley.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

на тему: «Права, обязанности и ответственность участников образовательного процесса»,подготовлен  к общешкольному родительскому собранию (21.10.2011г., МБОУ «СОШ№7»)

учителем истории и права - Быстряковой О.Н.

Выступление сопровождается презентацией.

  1. Сообщение темы доклада.

(презентация, слайд№1)

Участниками образовательного процесса являются не только учителя, а также учащиеся и их родители или законные представители. В докладе речь пойдёт о родителях.

2. Доклад.

- Какие права имеют родители? Родители имеют право: 

(презентация , слайд№2)

- защищать права и законные интересы детей, выступать перед физическими лицами, в том числе в судах, их законными представителями без оформления специальных полномочий;

- на обеспечение со стороны государства общедоступности и бесплатности получения их детьми основного общего образования;

- на выбор для своих детей (до получения ими основного общего образования) форм образования и видов образовательных учреждений, в том числе семейного образования или в негосударственных учебных заведениях;

- на возмещение за счет государства затрат на обучение детей в негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих программы общего образования;

- на прием детей для обучения в образовательные учреждения, расположенные по месту жительства;

-на ознакомление с Уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса;

- на участие в управлении образовательным учреждением, в котором обучаются их дети;

- на ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих детей;

- на перевод ребенка, получающего образование в семье, для продолжения образования в общеобразовательном учреждении при положительной аттестации;

- выражать согласие (или несогласие) на прохождение детьми военной подготовки в гражданских образовательных учреждениях на факультативной основе;

- обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии со своими собственными убеждениями;

- на помощь со стороны государства в выполнении своих обязанностей по обучению и воспитанию детей;

- на заботу и содержание со стороны своих совершеннолетних детей, если родители не были лишены родительских прав;

- проживающие отдельно от ребенка родители имеют право на общение, участие в воспитании, решении вопросов получения образования и на получение информации о своем ребенке из воспитательных, образовательных и других учреждений (ограничения возможны только в случае наличия угрозы жизни или здоровью ребенка)

Родители имеют право

* на обеспечение со стороны государства общедоступности и бесплатности получения нашими детьми основного общего образования;

* на помощь со стороны государства в выполнении своих обязанностей по обучению и воспитанию детей;

* участвовать в управлении Школой, т.е. избирать и быть избранным в органы общественного самоуправления школы, Попечительский совет; принимать участие и выражать своё мнение на общешкольных

 и родительских собраниях;

* знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса:

*  посещать уроки учителей в классе, где обучается ребёнок, по предварительной договорённости с директором школы и с согласия учителя, ведущего урок;

* присутствовать на любом мероприятии школы;

*  вносить добровольные пожертвования и целевые взносы на развитие Школы;

*  принимать решение о необходимости охраны Школы и вносить добровольные взносы на её содержание;

* требовать отчёт о расходовании внесённых средств;

*  участвовать своими силами,  средствами в обеспечении дополнительного образования, воспитании, укреплении материально-технической базы Школы.

* на выбор для ребёнка семейного образования ( на получение ребёнком начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в семье, на возвращение ребёнка в школу на любом этапе обучения при положительной аттестации).

* на выбор экстерната как форма получения образования ( это аттестация учащихся, самостоятельно изучающих дисциплины согласно образовательной программе. Экстернат предполагает самостоятельное, в том числе ускоренное, освоение общеобразовательных программ по отдельным предметам, классам, курсам основного общего и среднего (полного) общего образования с последующей аттестацией).  

- Какие обязанности несут родители? Родители обязаны:

(презентация , слайд№3)

- обеспечивать и защищать права интересы своих детей, не причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию; воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или их эксплуатацию;

- обеспечить детям до 15 лет получение основного общего образования в общеобразовательной школе или в другом приравненном к ней по статусу образовательном учреждении;

- выполнять Устав общеобразовательного учреждении;

- не допускать неправильного вмешательства в работу преподавателей по вопросам, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя;

- обеспечивать в пределах своих способностей условия жизни, необходимые для нормального развития ребенка;

- содержать своих несовершеннолетних детей (порядок и формы предоставления содержания детям определяются родителями самостоятельно; в случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание детей (алименты) взыскиваются с родителей (родителя) в судебном порядке).

          Родители (законные представители) обязаны:

*     выполнять требования Устава и локальных актов Школы;

–        выполнять условия родительского договора со школой;

Порядок регламентации и оформление отношений школы и родителей:

      отношения школы и родителей обучающихся строятся на основе родительского договора, который может быть типовым, а в отдельных случаях — индивидуальным. Указанные договоры хранятся в личных делах учащихся;

      родители знакомятся под расписку с Уставом Школы, локальными актами и режимом работы, предупреждаются об ответственности за материальный ущерб, причинённый умышленно или из озорства их ребёнком школе.

*      нести ответственность наряду с педагогическим коллективом Школы за обучение и воспитание своих детей;

*      выявлять истинное физическое и психологическое состояние здоровья своих детей, создавать необходимые условия для развития их способностей, учёбы и жизни, обеспечивающих здоровое и безопасное развитие их духовных и физических сил, нравственное становление;

*       уважать достоинства ребёнка, воспитывать трудолюбие, чувство доброты, милосердия, заботливое отношение к родному языку и культуре, уважение национальных, исторических, культурных ценностей других народов;

–        решать вопрос об определении детей в Школу, начиная с возраста 6,5-7 лет при условии их достаточной физической и психической развитости;

–        всемерно способствовать получению детьми основного образования и дальнейшему продолжению образования в соответствии с их пожеланиями;

*       воспитывать у детей уважительное отношение к законам, правам, основным свободам граждан, к Школе, её коллективу;

*       посещать проводимые школой родительские собрания, при необходимости являться в школу по приглашению администрации или учителей для индивидуальной педагогической беседы по учебно-воспитательному процессу и оказанию конкретной педагогической помощи;

*      возмещать ущерб, нанесённый их ребёнком Школе;

*       нести ответственность за ликвидацию задолженности в течение учебного года в случае перевода их ребёнка в следующий класс «условно»;

–        по просьбе Администрации школы участвовать в обеспечении общественного порядка при проведении массовых мероприятий.

         

За невыполнение или ненадлежащее выполнение родительских обязанностей, а также за совершение правонарушений в отношении своих детей родители несут административную, уголовную и иную ответственность.

Комиссии по делам несовершеннолетних могут применить к родителям административные меры (объявить общественное порицание или предупреждение, возложить обязанность загладить причиненный вред или наложить денежный штраф)

Административная ответственность родителей.

(презентация , слайд№4)

- Какие административные наказания могут применяться к родителям?

- в случае злостного невыполнения родителями обязанностей по воспитанию и обучению детей;

- за доведение их до состояния опьянения или потребления наркотических средств без назначения врача;

- за совершение подростками в возрасте до 16 лет нарушений правил дорожного движения;

- за появление детей в общественных местах в пьяном виде, а равно за распитие ими спиртных напитков или в связи с совершением других правонарушений.

Уголовная ответственность родителей.

(презентация , слайд№5)

- В каких случаях родители несут уголовную ответственность?

В уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрены специальные нормы об уголовной ответственности родителей:

- за вовлечение несовершеннолетних детей в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом;

- за вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков и одурманивающих веществ;

- за вовлечение в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

- за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей, если эти деяния соединены с жестоким обращением;

- за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей.

(презентация , слайд№6)

- Кто несет ответственность за вред, причиненный ребенком в возрасте

до 14 лет?

Родители, если они не докажут, что вред возник не по их вине. Если в момент причинения вреда малолетний находился под надзором школы, больницы, оздоровительного лагеря и т. д., за вред будет отвечать учреждение, если оно не докажет, что вред возник не по его вине. Но если родители не имеют достаточных средств для возмещения вреда, а сам причинитель, став дееспособным, располагает такими средствами, суд имеет право потребовать возмещения вреда с того, кто его причинил.

Также родители несут имущественную ответственность по сделкам малолетних детей (до 14 лет).

- Кто несет ответственность за вред, причиненный подростком в возрасте

от 14 до 18 лет?

Сам подросток. Если несовершеннолетний, причинивший вред в возрасте от 14 до 18 лет, не располагает необходимыми средствами, вред полностью или в недостающей части может быть взыскан с родителей или опекунов, если они не докажут, что вред возник не по их вине. Но, если при достижении совершеннолетия, у причинителя вреда появилось достаточное имущество, вред будет возмещен из этого имущества.

3.Итог.

В заключении доклада, хочу обратиться к родителям:

*будьте ближе к радостям и неудачам своих детей,

*контролируйте выполнение домашних заданий, в независимости в каком классе обучается,

*оказывайте посильную помощь своим детям,

*будьте ближе к школе,

*чаще сами интересуйтесь об успеваемости и поведении своего ребёнка.

Как приятно видеть ответственных родителей, правильно воспитывающих своих детей. Ведь основные этапы воспитания закладываются не в школе, а в семье. Но к сожалению , есть родители, которые перекладывают ответственность на учебное заведение, забывая о своей обязанности - обеспечивать нравственное развитие  ребёнка, воспитывать детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса. Новые воспитательные технологии».

Современной школе нужен педагог с позицией воспитателя.   Сформировать её — это сформировать потребность в личностном саморазвитии,   веру в   возможности каждого  ученика,...

«Инклюзивная образовательная вертикаль взаимодействия психолога с участниками образовательного процесса при проведении индивидуальной работы по методу Символдрамы с воспитанницей специальной (коррекционной) школы интерната, для детей-сирот и детей, с

Данный  материал представляет собой описание индивидуальной коррекционной работы педагога-психолога с учащимся, имеющим проблемы поведения и эмоционально-волевой сферы В материале представлены: ц...

Права и обязанности участников образовательного процесса

В рамках недели по профилактике социальных рисков проходил круглый стол по правам. В его работе активно участвовали учащиеся из совета ученического самоуправления. Опыт объединения усилий всех за...

Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образовательного процесса".

Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образователь...

Сертификат участника Всероссийского вебинара «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО РЕЖИМА»

Сертификат участника Всероссийского вебинара «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАВ ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО РЕЖИМА»...

Методические рекомендации по повышению уровня правовой культуры участников образовательного процесса через развитие правового сознания с учетом психологических и возрастных особенностей личности. Тема: «Права и обязанности несовершеннолетних в возраст

Цели: ознакомление участников образовательного процесса с основными правами и обязанностями несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в различных отраслях права; умения анализировать свои поступки...